Изучение осознания мотивационных предпочтений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение осознания мотивационных предпочтений



 

Подготовка исследования. Приготовить изображение золотой рыбки или игрушечную рыбку.

Проведение исследования. Проводится 2 серии эксперимента индивидуально с детьми 3-7 лет. Участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у нее что-нибудь для себя». После называния каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это.

Вторая серия. Проводится аналогично первой, но ребенку предлагают попросить что-нибудь для члена его семьи, например для мамы, и для кого-нибудь из группы детского сада (называется имя). Можно назвать ребенка, к которому испытуемый относится с симпатией, равнодушен или относится отрицательно.

Обработка данных. Анализируют разнообразие и содержание желаний детей в каждой серии, зависимость их от возраста. Выделяют, например, вещественные желания – желание обладать какой-то вещью: «Хочу платье, как у принцессы». «Хочу куклу Аленушку»; желания, направленные на удовлетворение материальных потребностей: «Хочу много мороженого эскимо (сладостей и т.д.)»; желания, направленные на преобразование вещественной окружающей среды: «Хочу, чтобы дома было красиво, чисто»; желания, направленные на помощь и установление взаимоотношений с другими людьми: «Хочу, чтобы бабушка поскорее выздоровела», «Хочу чтобы мама на меня не сердилась», «Хочу, чтобы Маша со мной дружила» и т.д. Определяют, умеет ли ребенок понять другого человека, его желания и интересы, как это зависит от возраста детей.

Изучение осознания дошкольниками своих качеств
(методика «Контур человека»)

Подготовка исследования. Приготовить стандартный лист бумаги, на котором нарисован контур тела человека в полный рост, а также простой карандаш.

Проведение исследования. Инструкция: «На этом листе нарисован контур человека. Но это не просто какой-то человек, а ты сам. Внутри человека ничего не нарисовано. Давай заполним эту пустоту. Внутри можно нарисовать различные предметы, вещи, игрушки, деревья, цветы, солнце, дождь, животных, птичек, еду, людей и, вообще, все, что ты захочешь. Но учти, что рисовать это ты будешь внутри самого себя. Поэтому постарайся поместить в контур именно те предметы, вещи и пр. которые ты считаешь своими, которые как бы ты сам. Хочешь, можешь рисовать сам, хочешь, можешь говорить, что где изобразить, а я помогу тебе это сделать». Для детей 3-4 лет в текст инструкции можно ввести такую фразу: «Давай нарисуем внутри контура человека те предметы, вещи, игрушки, тех животных, птичек, людей и пр., о которых ты чаще всего думаешь».

По ходу выполнения ребенком задания фиксируется очередность изображений. После завершения рисунки проводится стандартизированная беседа.

Ребенку задаются вопросы:

· Почему ты нарисовал (называется конкретный объект)?

· Тебе нравится это или не нравится? Почему?

· Какие из предметов, вещей и, ты бы мог подарить другим детям? Почему?

· Какие бы из них ты ни за что не подарил бы, не отдал другим? Почему?

· Что из всего нарисованного тебе нравится больше всего? Почему?

Обработка данных. Анализируют разнообразие и содержание выбора детьми объектов, зависимость их от возраста. Обобщая ответы детей, выясняют сформированность у испытуемых образа «Я».


УПРАЖНЕНИЯ на РАЗВИТИе самопознания
в детском возрасте

 

Ниже приведены простые игры и упражнения, способствующие развитию самопознания ребенка, которые могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

В зависимости от направленности игры и упражнения разделены на несколько групп:

· «Я и мое тело» – направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

· «Я и мой язык» – направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

· «Я и мои эмоции» – направлены на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

· «Я и Я» – направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

· «Я и другие» – направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, добро­желательного отношения к людям и друг к другу.

· «Я и моя семья» – направлены на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и лю­бимого другими члена семьи.

Общие правила организации и проведения игр и упражнений:

· не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у дошкольника работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

· используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20-25 минут;

· не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

· помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;

· игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.

 

«Я и МОЕ ТЕЛО»

Путаница»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом образуется путаница. Задача детей – распутаться, не отпуская рук.

В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

 

Медвежата»

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и про­брался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, мед­вежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.

 

Насос и мяч»

Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие – мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок.

Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой – мячом, затем они меняются ролями.

Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.

 

Походки»

а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить, как глубокий старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как лев, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок ребенок может придумать сам. Возможен другой вариант этой игры, когда другие дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.

Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

 

Я и МОЙ ЯЗЫК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.011 с.)