Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития в контексте жизненного пути. 193

Поиск

1. Самопознание в детском возрасте. 196

2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте. 221

3. Самопознание и саморазвитие в зрелом возрасте. 264

 

Список литературы.. 313

 


Введение

Каждый человек выбирает свой жизненный путь, выстраивает отношения с другими людьми. Знания о том, что такое самопознание и саморазвитие универсально актуальны во все времена. Обращение к собственному «Я» дарит человеку возможность познать, понять, почувствовать, реализовать самого себя в меняющемся мире.

Подготовка профессионалов для работы в сфере «человек – человек» предполагает специальное формирование компетенций, акцентирующих значимость познания и развития человеком самого себя. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования бакалавр по направлению «050400 Психолого-педагогическое образование» должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности по повышению уровня психологической компетентности участников образовательного процесса. Магистр по направлению
«050400 Психолого-педагогическое образование» должен быть подготовлен к решению задач формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. У него должна быть сформирована способностью к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексии своей деятельности как одна из базовых общекультурных компетенций (ОК-7).

Бакалавр по направлению «050100 Педагогическое образование» должен знать способы профессионального самопознания и саморазвития, владеть способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Магистр по направлению «050100 Педагогическое образование» должен быть подготовлен к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры (ОПК-2).

Основной целью учебника является формирование представлений о психолого-педагогических аспектах проблемы самопознания и саморазвития.

Учебник состоит из трех частей. Первая часть «Теоретические основания проблемы самопознания и саморазвития» содержит обзор зарубежных и отечественных научных подходов к проблеме самопознания и саморазвития. В ней обсуждаются основные понятия, структура, психологические особенности самопознания и саморазвития человека.

Вторая часть «Психолого-педагогические аспекты становления самопознания и саморазвития» направлена на раскрытие внутренних психологических и внешних социально-педагогических условий, обеспечивающих понимание и развитие человеком себя в процессе жизнедеятельности.

В третьей части «Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития в контексте жизненного пути» раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения самопознания и саморазвития дошкольников, школьников и взрослых людей. В ней приводится описание методик психологической диагностики, психолого-педагогических технологий, упражнений, актуализирующих познание и развитие человеком себя.

 

В конце каждого тематического раздела сформулированы краткие выводы, предложены вопросы для обсуждения.

Учебник разработан на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогика». Учебник может быть также использован для обеспечения образовательного процесса по курсу «Психология самопознания и саморазвития» в рамках вариативной части при реализации профессионально-образовательных профилей направлений подготовки «050100 Педагогическое образование» и «050400 Психолого-педагогическое образование».


Часть 1. Теоретические основания самопознания и саморазвития

Проблема самопознания: традиции осмысления

 

Интерес к самопознанию, постижению человеком своего «Я» возник в контексте осмысления проблемы отношений человека и мира, сознания и бытия. Исторические корни этой проблемы восходят к двум основным мировоззренческим традициям: восточной (дзен-буддизм, йога, суфизм, др.) и западной (западноевропейская философия).

Согласно восточной традиции человек, осознавая себя как часть мира, сливается с ним, растворяется в нем, отказываясь при этом от собственного «Я». Он стремится к единению с чем-то большим, чем является сам, стремится добровольно подчинить себя чему-то сверхличному, стать его органической частью, найти в нем свое пристанище. Познание сверхличного связано с познанием религиозных учений. Так, например, Доген утверждал: «изучая буддизм, человек изучает себя; изучая себя, человек забывает себя; забывая себя, человек получает просветление от всего, и это просветление разрывает цепи привязанности к телу и уму, не только для себя, но и для всех существ».

Западная традиция связывает самопознание с усилением «Я». Согласно этой традиции, познание себя ведет к возрастанию автономности, самоопределения, самоактуализации, самореализации человека. Он стремится к самоутверждению и расширению своей представленности в мире, хочет стать автономным существом, само в себе растущим и само себя активно утверждающим, а не реагирующим пассивно, как физическое тело, на воздействия окружающего мира. Это выражается в стремлении человека укреплять и усиливать самоуправление, пользоваться свободой и организовывать мир вокруг себя из автономного центра, которым является он сам, его самость. Тенденция к возрастающей автономии проявляется в спонтанности, самоутверждении, стремлении к свободе, выбору, господству.

С позиции обеих традиций «Я» познает себя, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы. При этом Восток подчеркивает возможность безобъектного, «не вовлеченного» сознания и необходимость снятия через самопознание самосознания. Запад настаивает на направленности сознания всегда на что-то, на опосредовании процессов осознавания мышлением, на его переводимости и постоянном переходе в самосознание. Эти разные ориентации породили и разные техники работы человека с собой: медитацию, направленную на внутреннюю концентрацию, «просветление» (Восток), и рефлексию, оформляемую в мышлении и посредством мышления (Запад). Восточная традиция до сих пор тяготеет к мистическим, трансцендентным представлениям о природе самопознания. В то время как западная традиция оформилась в различные научные теории.

В этой главе мы рассмотрим некоторые основные положения таких наиболее значительных восточных теорий личности как дзен-буддизм, йога и суфизм, а также проанализируем становление представлений о самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании в западной традиции.

1.1.Самопознание как ценность внутреннего опыта

Восточные теории в течение длительного времени искали средства и понятия, необходимые для исследования сверхличного, трансперсонального измерения человека. Дзен-буддизм, йога и суфизм подчеркивают бесполезность предпочтения внешних норм внутреннему развитию. Общим для этих теорий является внимательное изучение человеческого опыта. При этом каждая из них по-своему трактует отношение индивидуальной самости к большему целому.

Буддизм

Слово «Будда» – это не имя, оно означает «знающий», обладающий определенным уровнем понимания, достигший полноты человеческого бытия. Центральное представление буддизма состоит в том, что каждый человек обладает природой Будды: потенцией превращаться в Будду, способностью развиться в совершенное человеческое существо.

Дзен-буддизм основывается на учении Сиддхарты Гаутамы, Будды и указывает три основные характеристики существования: непостоянство, отсутствие самости и неудовлетворенность. Концепция непостоянства предполагает понимание того, что все непрерывно изменяется, не существует абсолютного авторитета и вечной Истины. Есть только уровень понимания, пригодный для определенного времени и места. Даже Будда подвержен изменению и может совершенствоваться. Будда и есть изменение.

Человек понимается как сочетание свойств – интеллекта, эмоций, тела – которые также все время изменяются и со временем гибнут. Поэтому в человеке отсутствует вечная Самость или бессмертная душа. Неудовлетворенность или страдание коренится в ограниченном сознании человека. Важно преодолеть чувство себялюбия и ограниченности, и таким образом достигнуть чувства относительной удовлетворенности собой и миром.

Буддизм выделяет Четыре Благородные Истины как основные характеристики человеческого существования. Первая Истина касается существования неудовлетворенности. Вторая Истина состоит в том, что неудовлетворенность – результат стремления или желания. Желание всегда порождает неустойчивое состояние ума, в котором настоящее никогда не удовлетворяет. Третья Истина гласит, что устранение желаний приводит к исчезновению страдания. По буддийскому учению можно научиться принимать мир таким, каков он есть, не чувствуя неудовлетворенности от его ограничений. Четвертая Истина утверждает, что существует путь устранения желаний и неудовлетворенности – Благородный Восьмеричный Путь, или Срединный Путь. Этот Путь состоит из правильной речи, правильного действия, правильной жизни, правильного усилия, правильной внимательности, правильного сосредоточения, правильной мысли, правильного понимания. Что является «правильным» должен решить сам человек, принимая на себя ответственность за свои действия и работу и становясь более зрелым человеком. Постепенно он может достичь «просветления». Это динамичное состояние непосредственного переживания человеком опыта буддийского учения, которое предполагает интуитивное понимание (сатори) и видение собственной природы (каншо).

В буддизме созданы два основных варианта образа «идеального человека». Первый – образ Архата, человека, который полностью порвал с ограничениями привязанности к семье, собственности, удобствам, чтобы стать совершенно свободным от мира. Он победил свои страсти и стал аскетичен и равнодушен ко всему мирскому. Понятие Архата подчеркивает стремление к духовному совершенству и отказ от мира, без внимания к служению. Предполагается, что тот, кто хочет помочь другим, должен сначала работать над собой. Поэтому естественно начинать с познания и развития себя. Второй идеальный образ – образ Бодисаттвы, человека, который решил остаться в мире, глубоко сострадая всем остальным чувствующим существам. Бодисаттва – в буквальном понимании – «бытие просветленным». Его великая добродетель – сострадание, результат истинного чувствования страданий всех других как собственных. Это и есть просветление, в котором преодолевается не мир (человек остается в нем), а эгоистическое эго (человек максимально открыт к переживаниям других). Идеалы Архата и Бодисаттвы скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу. Понятие Архата центрируется на самодисциплине и на работе над собой, а идеал Бодисаттвы подчеркивает служение другим. Оба варианта важны и необходимы для духовного развития.

Одно из главных условий совершенствования для дзен-буддизма – практика медитации. В ней выделяется практика концентрации (дза-дзен – сидячая медитация) и практика размышления над коаном (диалог между учеником и мастером дзен). Медитация важна для создания внутреннего мира и покоя, для сохранения сосредоточенности и равновесия. Тогда перед человеком открывается Путь духовного роста, который традиционно иллюстрируется в буддизме серией рисунков, описывающих поиск Быка – символа буддической природы. Процесс поиска Быка относится к внутреннему поиску и духовному развитию человека.

Буддизм различает малую и большую Самость. Малая самость – эго, сознание своего ума и тела. Она сосредоточена на ограниченности человека, на сознании его отдаленности от всего мира. Этот уровень сознания должен быть преодолен, чтобы развить реальное чувство единства с другими существами и природой. Большая самость – обширна как вселенная, объемлющая всех существ и все творения. Этот уровень понимания - существенный элемент в опыте просветления. Отождествление с большой самостью не предполагает, что малая самость должна исчезнуть. Обучение приводит к преодолению меньшей самости, так что она не доминирует в человеке, просто преодолевается эго-ориентация.

Буддизм ориентирован на человеческие реальности. Его цель - устранение чувства неудовлетворенности и неадекватности, порождаемого ограниченным, эгоистическим сознанием. Буддизм стремится сделать людей более зрелыми, более ответственными и более полными человеческими существами.


Йога

Йога – санскритское слово, означающее «соединяться» или «объединяться». Йога – это особая школа философии, которая охватывает практически все религиозные и аскетические практики Индии, включая медитацию, дисциплину физического тела, священные песнопения. Цель йоги – единение индивидуальной самости с космическим духом, или самореализация, самопостижение. Йога объединяет в себе различные техники для достижения этой цели. В самом широком смысле слово йога охватывает все систематические дисциплины, созданные для осуществления самопостижения посредством успокоения ума и сосредоточении сознания на Высшей Самости.

Йога учит, что только Дух существует, что люди есть Самость и имеют ум и тело. Однако большинство людей полагает, что человек есть ум и тело, и может иметь душу и Самость. Практика йоги направлена на то, чтобы избавиться от этой иллюзии путем достижения Самости. Самость с позиций йоги неизменна и не испытывает влияния физической или психической деятельности, однако деятельность ума окрашивает или искажает наше сознавание Самости. Дух – это наиболее блаженное состояние сознания, которое не может наскучить. Самость причастна этим свойствам, хотя человек может не сознавать их, пока не достигнет самопостижения.

Как считает йога, большинство людей ищет счастья и стимуляции во внешней деятельности, даже не пытаясь искать свершения внутри. Индийская притча рассказывает о мускусном олене, железы которого начинают издавать благоухание во время брачного сезона. Олень пьянеет от собственного запаха и начинает метаться по лесу в поисках его источника, путается в кустах, может даже броситься со скалы. Он ищет источник запаха во вне, и не находит поэтому его в самом себе.

Все йогические практики стремятся к одной цели – успокоить психические процессы, добиться мира в сознании. Когда ум и тело успокоены и дисциплинированы, становится возможным постижение Самости. Управление сознанием возможно посредством медитации, самоанализа и других дисциплин. Посредством фундаментального внутреннего изменения человек может стать свободным, может вырасти из влияний прошлого. Идеалом йога является не подавление или отрицание неприемлемых тенденций, а преобразование негативных действий и мыслей в позитивные. Один из эффективных путей обращения с негативными эмоциями – спокойно и глубоко посмотреть на корни этих тенденций. Внутреннее сознавание само проделает дальше работу трансформации. Кроме того, сами требования самодисциплины, правильных действий и йогической практики постепенно изменяют человека, его сознание, преобразуя его старые привычки, мысли и действия.

Детали духовного роста и развития различаются в различных направлениях йоги. Цель Карма йоги или йоги действия – научить человека действовать, не создавая негативных кармических отклонений. Дана йога или йога знания – это путь для тех, кто обладает ясным, хорошо развитым умом. Это путь различений, самоанализа, самодисциплины, воли. Движение к самопостижению идет не за счет обретения чего-то нового, а за счет отбрасывания иллюзий. Практика Бхакти йоги или йоги почитания ближе к традиционной религии. Она включает исполнение ритуалов, пение и богослужение. Это путь преобразования личности через развитие любви, радости, почитания и других положительных качеств. Цель Хатха йоги или йоги тела состоит в очищении и усилении тела, чтобы подготовить человека к более высоким формам медитации и высшим состояниям сознания. Раджа йога или «королевская йога» выделяет развитие психического управления как центральную дисциплину. Этот путь систематизирован в восьми стадиях йоги: воздержание, ритуалы, позы, управление жизненной энергией, самоуглубление, концентрация, медитация, озарение.

Вместе с тем, различные ветви йоги имеют некоторые общие фундаментальные принципы. Путь йоги – это процесс поворота сознания от деятельности внешнего мира к источнику сознания – Самости. Йога буквально означает единение с Самостью, озарение или самопостижение. Препятствие этому создает пять недугов или причин беспокойства и страдания: невежество, эгоизм, желание, отвращение и страх.

Современные исследователи отмечают, что большинство школ йоги переносят центр тяжести с внешних интересов на внутренний опыт. Мирской чувственный опыт рассматривается преимущественно как отвлечение от внутренней Самости. Это отношение может доходить до отхода от жизненных проблем и своего рода пассивности. Хотя йога и включает дисциплину действия, большинство направлений подчеркивают ценность внутреннего опыта и покоя по отношению к внешней деятельности. Сегодня чаще всего йога практикуется как система упражнений для оздоровления. Такая практика может не затронуть личность в целом или даже усилить гордость и тщеславие. Однако если заниматься йогой последовательно и глубоко, то это направление, действительно, поможет развитию самодисциплины, достижению чувства внутреннего мира и будет способствовать самопостижению.

Суфизм

Суфизм – это собрание учений, которое позволяет двигаться к «великой цели» самопостижения. Эти учения направлены на превосхождение обыденных ограничений личности и восприятия. Это не система теорий и предположений. Суфизм описывается как путь любви, почитания, знания. В своих многочисленных проявлениях он преодолевает интеллектуальные и эмоциональные препятствия, создавая возможность духовного роста. Суфийское учение не систематизировано. Много в суфизме не может быть передано словами, а существует через ритуалы, упражнения, особые знания, специальные храмы, танцы и движения, молитвы и т.п. Ибн Эль-Араби (1165-1240), суфиякий философ из Испании, так отличает суфийское «Знание Реальности» от обыденной реальности:

«Есть три формы знания. Первая – интеллектуальное знание, факутически – лишь сведения и собрания фактов, и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллектуализм.

Вторая – знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.

Третья – реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное за пределами ограничений мысли и чувства. Схоластики и ученые концентрируются на первой форме знания. Люди эмоций привлекаемы второй. Иные пытаются пользоваться ими в сочетании, или поочередно. Но истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания».

Суфизм более известен в Среднем Востоке, в странах, где распространен ислам. В суфизме акцент делается не на богатстве традиций, а на том, что полезно в прошлом и может иметь непосредственную ценность для настоящего. В суфизме выделяются следующие стадии на пути развития человека: первоначальное пробуждение; терпение и благоговение; страх и надежда; отказ от себя и бедность; вера в Бога; любовь, стремление, близость, удовлетворенность; намерение, искренность и правдивость; размышление и самопознание; память о смерти. Препятствие росту создают: невнимательность (небрежность, забывчивость), неспособность и нафы (импульсы, порывы к удовлетворению желаний, которые мешают актуализировать целостность).

В суфизме есть два вида понимания Самости. Первый предполагает, что самость – это собрание социально определенных, изменчивых ролей – самость в обществе. Второй - видение истинной самости, сердцевины своего существа, отдельной от Бога, но живущей в Боге. Суфийское учение – один из способов переместить самоопределение с первой точки зрения на вторую. Все более и более понимая себя как внутреннюю самость, человек не отрицает свою внешнюю личность и не отказывается от нее. Происходит полное принятие себя таким, каким человек является, но в другой перспективе. Внешние атрибуты личности занимают естественное место в целостности личности. В таком преобразовании обязательно должен помогать Учитель, фигура которого важна для суфизма.

Во время суфийского обучения у учеников часто возникает чувство, что человеку предлагают отказаться от части себя, измениться. В действительности же ученику предлагается увидеть часть своей личности, оказавшуюся препятствием на определенной стадии обучения. Ученик побуждаем увидеть препятствие и переориентировать свои реакции. Если он видит, что лучше всего избавиться от определенного рода поведения, он может так и сделать; если он полагает, что проблема может быть решена при сохранении, но ограничении этого рода поведения, это также может быть достаточным.

Суфизм трудно оценивать, так как он принимает весьма различные формы, приспосабливая свое учение к различным культурным обстоятельствам. В контексте нашего изложения суфизм интересен как теория личности и способ понимания себя, а не как религиозное учение. Суфизм утверждает, что чем более человек способен вылущивать истину из несуществующего и ложного, тем ближе он к способности видеть общую картину человечества, в котором отдельная личность составляет лишь частицу.

Таким образом, восточная традиция акцентирует ценность созерцания, переживания, обретения внутреннего опыта. Познание себя способствует развитию самодисциплины, подводит человека к постижению необходимости самоизменений.

 

Самопознание как непосредственное восприятие сознания

Научная разработка проблемы самопознания, восходящая корнями к западной традиции, зарождалась в трудах древнегреческих мыслителей. Призыв Сократа (469 – 399 до н. э.) «Познай самого себя» утвердился как философский принцип со времен античности. Гераклит (544 – 483 до н. э.) указывал, что «познавать самих себя и мыслить» свойственно всем людям. Пла­тон (428 – 348 до н. э.) отмечал, что деятельность души – не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Долгое время ученые рассматривали самопознание человека в более широком контексте проблем инстанции «Я», сознания и самосознания.

Установка на познание сознанием самого себя была задана в философии Нового времени французским философом Р. Декартом (1596 – 1650) в его «cogito ergo Sum»: «Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим». Декарт отмечал, что внимание человека направлено на то, чтобы понять «что я такое». Декарт ввел представление о непосредственной достоверности самопознания и самосознания. То, что мы сейчас называем сознанием, вообще психикой, Декарт определял следующими словами: это «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою». Так был сформулирован принцип непосредственности психического, согласно которому сознание человека «направляется» на самое себя. Единственно верным методом познания при этом считалась интроспекция – непосредственное восприятие феноменов и законов собственного сознания. Такое замыкание сознания в самом себе отражало полный отрыв психического от объективного бытия и самого человека.

С позиций принципа непосредственности ученые стремились ответить на вопросы, о том, каким образом и что именно познает человек в себе самом, размышляя о природе сознания и самосознания.

Английский философ Дж. Локк (1632 – 1704), отождествлял психическое с сознанием, сознание – с самосознанием, которое понимал как наблюдение внутреннего опыта. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646 – 1716) трактовал самопознание как осознание сознанием собственных содержаний. Лейбниц утверждал, что источником познания этих содержаний может быть только разум. Как критерий истины он рассматривал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания.

Английский философ Дж. Беркли (1685 – 1753) считал единственной реальностью собрание впечатлений и нечто познающее или воспринимающее их, называемое «ум, дух, душа», или «Я». Он полагал, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи». Эти идеи пассивны, они усваиваются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и обладает способностями воспринимать идеи (разум) и вызывать их или воздействовать на них (воля). Беркли признавал множественность духовных субстанций, а также существование «бесконечного духа», Бога. Он отмечал, что идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование получают в человеческом разуме. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами.

Английский философ Д. Юм (1711-1776) выступал против признания существования души как субстанции – носителя сознания. Он считал что опыт – лишь поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. «Я» распадается на отдельные ощущения и остается только как их связка или «сноп» разнообразных восприятий, которые следуют одно за другим со скоростью, превосходящей всякое представление. Дух подобен сцене, на которой разнообразные представления сменяются, исчезают и перемешиваются друг с другом в различных положениях. Юм не отличал «Я» от общей совокупности или суммы элементов данного момента сознания и приравнивал «Я» именно к этой сумме. Вопрос о том, существует ли объективный мир, он считал неразрешимым. Юм полагал, что источником практической уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Основоположник немецкого идеализма И. Кант (1724 – 1804) различал два вида «Я»: эмпирическое и чистое, или сознание вообще, носящее надындивидуальный характер, основная функция которого – объединение многообразного, данного в ощущениях, посредством чистых категорий рассудка. Кант переинтерпретировал соотношения осознания внешнего мира и самосознания. Он отмечал, что сознание человеком собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне его самого. При этом самосознание может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях.

У представителя немецкого классического идеализма И.Г. Фихте (1762 – 1814) чистое «Я» превращается в абсолютное «Я», воплощающее чистую деятельность. Согласно его точке зрения, не сознание реализуется «в» и «через» самосознание, а «Я» полагает само себя, свое собственное бытие, именно «Я» полагает «не- Я». Сознание не дано, а задано, порождает себя.

Другой представитель немецкой классической философии Г. Гегель (1770 – 1831) переинтерпретировал проблему соотношения сознания и самосознания как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. Он впервые рассмотрел духовный мир в виде процесса, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, развитии, саморазвитии. Под субъектом он понимал деятельное начало, внутренний процесс «самостановления», выделял процесс самопознания. Согласно Гегелю, «Я» обозначает индивида, однако оно имеет не единичное, не частное значение, относящееся к одному-единственному «Я», а представляет собой всеобщую формулу, выражающую структуру сущих, являющихся личностями, субъектами. В эту общую формулу подставляются частные значения. Каждый конкретный, единичный индивид – частное значение формулы общего «Я». Отдельное «Я» («Я» данного субъекта) может быть определено через свои отношения с другими «Я». По Гегелю, «Я» – дух, всякая деятельность духа есть поэтому только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя. По Гегелю, человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя.

Таким образом, научное изучение самопознания восходит к идеалистической философской традиции, согласно которой познание человеком себя – это познание состояний собственного сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.014 с.)