Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические подходы к анализу ценностей личности

Поиск

Проблема ценностей традиционно рассматривается в психологии в контексте теорий личности. Ученые обращаются к вопросам происхождения, природы ценностей, их классификации, этапам развития.

Автор гуманистической теории личности Э. Фромм выделял две категории ценностей:

1) официально признанные, осознанные ценности (индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п.);

2) бессознательные ценности, которые служат непосредственными мотивами человеческого поведения (ценности, порожденные социальной системой: собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и другие).

Как официально признанные ценности, так и фактически существующие имеют определенную структуру: они образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых. Действенность норм основывается на условиях человеческого существования: законы человеческого существования ни в коем случае не ведут к установлению одного набора ценностей в качестве единственно возможного, поскольку существуют и альтернативы предпочтения ценностей.

Э. Шпрангер, автор «понимающей психологии», подчеркивал, что отношения и общение между людьми определяются ценностями. Иногда человек посвящает свою жизнь одной ценности, как, например, исследователь – ценности истины, а художник – ценности красоты. Но зачастую человек имеет множество ценностей, связанных между собой и подлежащих сравниванию. По Э. Шпрангеру, ценностная ориентация личности – это продукт общей ценностной ориентации человечества. При этом Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности:

1. Теоретический человек – для него главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт.

2. Экономический человек – высшей ценностью являются полезности, практическое дело, бизнес, реальные, экономически ощутимые достижения.

3. Эстетический человек – главным является красота и гармония ценностей искусства и т.д.

4. Социальный человек – главные ценности видит в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям.

5. Политический человек – главной ценностью являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой.

6. Религиозный человек – главная ценность проистекает из ценностей религии, представлений о целостности мироздания, определяемого религиозными истинами.

Для гуманистического направления психологии личности значимой является проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей. В частности, А. Маслоу указывал на две группы ценностей, которые свойственны каждому человеку:

1) ценности бытия (Б-ценности) – это высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, самодостаточность, богатство, игра);

2) дефицитарные ценности (Д-ценности) – это низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована (голод, холод, опасность).

Продолжателем теории А. Маслоу является Э. Шостром, описавший характеристики «манипулятора» и «актуализатора». Они различаются между собой по типу реализации ценностных ориентаций. «Манипулятор» ориентируется на ценностные ориентации других, копирует их, в то время как «актуализатор» способен сам сформировать свое мнение о жизненных принципах и ценностях, обладает свободой реализации своего потенциала.

По мнению Д. Рисмена, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая данные ценности. У. Томас и Ф. Знанецкий анализируют связи между ценностями личности и общества с помощью социальной установки, под которой понимается состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. На основании этого они выделили три типа личности:

· мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности);

· богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости);

· творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры).

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений в психологии личности можно считать исследования, проводившиеся М. Рокичем в 60–70-е годы XX века в США, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей.

М. Рокич определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, в обществе, его институтах, в личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни, указывают, что для человека особенно важно, значимо, ценно. К терминальным ценностям относятся:

· собственный престиж;

· высокое материальное положение;

· креативность;

· активные социальные контакты;

· развитие себя;

· достижения;

· духовное удовлетворение;

· сохранение собственной индивидуальности.

Терминальные ценности проявляются в различных сферах жизни: профессиональной; обучения и образования; семейной; общественной; увлечений.

Инструментальные ценности – это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) является предпочтительным в любых ситуациях как с личной, так и с общественной точек зрения.

Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследований других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику.

В России методика М. Рокича была адаптирована А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен, отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. В 1991 г. И.Г. Сениным предложен Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), который предназначен для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Основной сферой применения опросника является психологическое консультирование, прежде всего профессиональное.

В 80-е годы XX века С. Шварц и В. Билски предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у М. Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

С. Шварц выделил пять формальных признаков ценностей:

· они выступают как понятия и убеждения;

· отражают желательное конечное состояние или желательное поведение;

· ценности трансситуативны;

· управляют выбором или оценкой событий, поведения;

· упорядочены по относительной важности.

Ценности, как указывал С. Шварц, лежат в основе поведения человека, а потому их набор характризует определенный «мотивационный тип» с соответсвующими ему целями. Автор выделил 10 мотивационно-целевых типов:

· саморегулирования;

· стимулирование;

· гедонизм;

· достижение;

· власть;

· безопасность;

· конформность;

· традиция;

· благосклонность;

· универсализм.

Каждый тип подробно охарактеризован автором. Например, мотивационному типу «конформность» соответствует такая мотивационная цель как – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим, или лежат ценности: самодисциплина, уважение старших, уважение старших, вежливость, послушание и др.

В отечественной психологии сложился ряд школ и направлений, в которых подходы к пониманию ценностей связаны с представлениями о личности. Личность при этом рассматривается в контексте деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). По мнению Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека, как личности, является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, – характер и склонности человека. Таким образом, ценности рассматриваются в отечественной психологии как социальный феномен, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценность трактуется отечественными исследователями по-разному: как значимость, значение определенных объектов для человека (С.Л. Рубинштейн, В.И. Непомнящая); как цели существования человека, служащие ведущими принципами в жизни (В.Б. Ольшанский); как ценностное отношение (А.И. Донцов); как одна из форм функционирования смысловых образований (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Г.Л. Будинайте, Ф.Е. Василюк, В.В. Столин, О.А. Тихомандрицкая); как идеальная модель должного, указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом (Д.А. Леонтьев).

В современной отечественной психологии анализ ценностей представлен в трех основных контекстах:

· как элементов когнитивной структуры личности;

· как образований мотивационно-потребностной сферы личности;

· как смысловых образований личности.

В первом контексте ценности рассматриваются как представления людей об основных жизненных целях, как основания для конструирования человеком целостного образа мира. Ценности определяются как детерминанты процесса познания социального мира, как критерии оценки человеком собственных действий, построения своего отношения к миру (Г.М. Андреева, Е.М. Дубовская, О.Л. Тихомандрицкая).

Второй контекст связан с акцентированием побудительной силы ценностей, их значения в качестве регуляторов социального поведения. Ценности характеризуются как устойчивые мотивационные образования или источники мотивации, воздействие которых не ограничивается конкретной ситуацией или видом активности человека, а соотносится с жизнедеятельностью в целом (Д.А. Леонтьев). Они играют роль побудителей целей, активизируют и направляют деятельность человека в обществе, выступают критерием выбора из альтернативных способов действий, детерминируют процесс принятия решений (Ф.Е. Василюк, Е.И. Головаха и др.).

Третий контекст рассмотрения ценностей как смысловых образований личности позволяет ответить на вопрос о том, откуда ценности черпают свою побудительную силу, как они становятся действительными критериями ориентации человека в мире. В рамках данного контекста под ценностью понимается некоторое отношение человека к миру, другим людям, самому себе, оформляющееся в процессе социального взаимодействия. При таком понимании ценности, связывают когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность. В этом случае ценности представлены в сознании в виде конечных целей, на которые ориентируется субъект, и потому в данном случае речь идет не столько о ценностях, сколько о ценностных ориентациях. Ценностные ориентации дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют, направляют поведение и деятельность человека, выступают в качестве регуляторов его социального поведения (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь).

Таким образом, в психологической науке сформулированы основные положения теории ценностей, обоснована их роль в регуляции социального поведения личности.

 

Ценности как смысловые образования личности
в теории С.Л. Рубинштейна

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в объективном (онтологическом) плане смысл жизни рассматривается как главное жизненное отношение личности, придающее единую смысловую направленность индивидуальному жизненному пути. Смысл жизни принадлежит личности как субъекту жизни и обусловливает ее способность к самодетерминации и саморегуляции. Отсутствие или утрата смысла жизни фатально сказывается на способности личности к распоряжению собственной жизнью, приводит к порабощению человека внешними обстоятельствами. Напротив, наличие смысла жизни является фактором, мобилизующим внутренние силы личности и повышающим ее жизнестойкость.

Психологическая сущность смысла жизни конкретизируется С.Л. Рубинштейном через понятие «направленность личности», которое обозначает совокупность ведущих мотивов, господствующих в мотивационно-смысловой сфере личности и задающих устойчивую интенциональную направленность ее жизненному пути. Направленность составляет содержательную характеристику личности, в то время как существуют свойства личности, относящиеся к системе исполнительской, инструментальной регуляции жизненного пути. В таком понимании направленность совпадает с характером личности – устойчивой системой жизненных побуждений. Наиболее удачным вариантом жизни является тот, при котором направленность личности и объективная направленность ее жизненного пути гармонируют. В противном случае человеку уготованы горькие разочарования в жизни, неудовлетворенность пройденным путем и кризис смысла жизни.

Наибольший удельный вес в структуре смысла жизни имеют такие смысловые образования, как ценности. С.Л. Рубинштейн определяет ценности двояким образом: 1) ценности как объекты и явления жизненного мира, приобретшие для личности высокую значимость, жизненный смысл (онтологический аспект); 2) ценности как смысловые структуры внутреннего мира личности, проецируемые в сознание в виде идеалов (онтический аспект). В процессе жизнедеятельности личность интериоризирует социальные ценности, которые превращаются в личностные ценности и встраиваются в структуру смысла жизни.

На уровне индивидуального сознания смысложизненные ценности репрезентированы в форме идеалов или идеальных моделей жизненного пути личности. Идеал жизненного пути – это образ, воплощающий наиболее ценное – и в этом смысле привлекательное для личности – состояние личной жизни. В идеалах личности проявляются мотивы долженствования в отношении собственного жизненного пути, что свидетельствует о тесной связи идеалов с социальными ценностями. В этом плане социальные ценности противостоят индивидуальным потребностям в структуре смысла жизни личности. Между индивидуальными потребностями и социальными ценностями в структуре смысла жизни должен быть установлен разумный баланс, что является залогом полноценной в психологическом отношении человеческой жизни. Соотношение личного и общественно значимого в содержании смысла жизни есть важная дифференциально-психологическая особенность личности как субъекта жизни.

Динамика ценностей отражает изменения смысла жизни, происходящие по ходу жизненного пути личности. В свою очередь динамика ценностей обусловлена развитием взаимоотношений человека с жизненным миром. Говоря о смысле жизни и смысле отдельных жизненных событий, С.Л. Рубинштейн ведет речь о регуляторной роли ценностей в человеческой жизни. Психологическую динамику смысла жизни схематично можно изобразить следующим образом: изменение жизненных обстоятельств – переоценка ценностей – трансформация и видоизменение смысла жизни. В каждой жизненной ситуации личности приходится своими поступками утверждать одни ценности и ниспровергать другие. Распад и разложение ценностей, образующих смысл жизни, является психологическим критерием деградации личности.

Помимо глобального смысла, озаряющего весь жизненный путь человека, существуют производные от него смыслы локальных жизненных событий и ситуаций. Эти смыслы обеспечивают мотивацию жизненных поступков личности и образуют их психологический подтекст. Психологический анализ человеческой жизни в первую очередь ориентирован на прочтение личностного смысла жизненных событий и ситуаций, а не на раскрытие объективных обстоятельств. Смысловой анализ позволяет воссоздать «семантику» жизненного пути личности, нарисовать картину духовной жизни. Смысл – это отношение анализируемого события к смыслу жизни личности. Можно сказать, что смысл жизни «просвечивает» в смысле каждой отдельной взятой жизненной ситуации. В этой связи реализация ситуативного смысла в поступке личности является шагом вперед по пути реализации смысла жизни. Активность личности как субъекта жизни в каждой ситуации ориентирована на смысл, в котором «проглядывает» смысл жизни. В силу данной особенности своими поступками личность ломает, расщепляет ситуацию, подчиняя ее логике осуществления смысла жизни.

Важное регуляторное значение С.Л. Рубинштейн придает осознанию смысла жизни. С его точки зрения, сознательность человека по отношению к смыслу жизни неразрывно связана с действенностью по отношению к собственному жизненному пути. Сознательность по отношению к смыслу жизни в высшей мере присуща личности как субъекту жизни. Понимание личностью смысла жизни – это ключ к построению жизни на сознательной, нравственной основе. Кроме того, понимание смысла собственной жизни раскрывается как значимая слагающая жизненной мудрости, то есть способности человека к совершению правильных биографических выборов.

Теоретические представления С. Л. Рубинштейна о смысле жизни проникнуты этическими убеждениями. Психологический анализ смысла жизни должен освещать то, что человек делает в жизни для других людей, то есть вскрывать меру этичности смысла жизни. Подлинный смысл человеческой жизни всегда совпадает с общечеловеческими ценностями и удовлетворяет высоким моральным требованиям.

С.Л. Рубинштейн критически анализирует различные концепции смысла жизни, которые исповедуют люди в обыденной жизни. По его мнению, смысл жизни должен быть укоренен в надындивидуальных, сверхличных ценностях, которые превышают личные интересы и потребности индивида. Как только личность делает счастье, наслаждение, самоактуализацию самоцелью и самодостаточным смыслом, психологическая удовлетворенность жизнью тотчас же исчезает. Секрет смысложизненного выбора, по С.Л. Рубинштейну, в том, чтобы избрать достойные ценности и цели, по мере достижения которых счастье и самоактуализация придут сами собой. Он утверждал, что не погоня за счастьем как совокупностью удовольствий и наслаждений является целью и смыслом человеческой жизни, как это утверждают гедонизм и утилитаризм. То же самое относится в принципе к проблеме самоусовершенствования человека: не себя нужно делать хорошим, а сделать что-то хорошее в жизни – такова должна быть цель, а самоусовершенствование – лишь ее результат.

Таким образом, анализ ценностей как смысловых образований личности позволяет понять изменения смысла жизни в контексте жизненного пути личности. Динамика ценностей обусловлена развитием взаимоотношений человека с жизненным миром.

 

Выводы

· Ценности – это внеситуативные, устойчивые образования, имеющие иерархическую структуру и отраженные в сознании человека в форме ценностных ориентаций.

· Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом человека в ходе процессов социализации и социальной адаптации.

· Ценностные ориентации отграничивают значимое от незначимого для человека через принятие или непринятие им определенных ценностей, осознаваемых в качестве основополагающих целей и смысла жизни, а также определяют приемлемые средства их реализации.

· Существует многообразие взглядов на природу ценностей и ценностных ориентаций, что обусловлено сложностью этих феноменов и разнообразием исследовательских подходов к их изучению.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под ценностным сознанием человека?

2. Чем различаются подходы к изучению ценностей в разных науках о человеке?

3. Каковы основные характеристики ценностей?

4. Какие подходы к изучению ценностей представлены в зарубежных теориях личности?

5. Какие подходы к изучению ценностей представлены в отечественных теориях личности?

6. Как соотносятся понятия «социальные ценности» и «личностные ценности»?

7. Что понимается под ценностными ориентациями личности?

8. Какие используются методы для изучения ценностных ориентаций?

9. Как ценности представлены в структуре смысла жизни с позиций теории С.Л. Рубинштейна?

10.В чем заключается секрет смысложизненного выбора с позиций теории С.Л. Рубинштейна?


4. Направленность личности на самопознание, саморазвитие

 

Устойчивую устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования его ведущих мотиваций принято обозначать в психологии как направленность личности. Каковы особенности направленности личности человека, ориентированного на самопознание и саморазвитие – об этом пойдет речь в данной главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.012 с.)