Основные исторические периоды изучения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические периоды изучения личности



 

Период изучения личности Время Представители Особенности
Философско- литературный От античности до XVIII века Философы, писатели (Аристотель, Платон, Жан Жак Руссо) В центре исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности — очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом
Клинический период С начала XIX века по начало ХХ века Психиатры (З. Фрейд) Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцент делался на патологические или акцентуированные черты личности
Эксперименталь ный С XX века Психологи (А. Адлер, Р. Б. Кеттел, А. Маслоу) Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности

 

Так как теорий личности очень много, то встает вопрос об их классификации. Для разделения их на отдельные группы можно использовать различные подходы (табл.).

 

Таблица. Классификация теорий личности

 

Главная особенность подхода Типы теории личности
Основная движущая причина поведения Психодинамические Социодинамические Интеракционистические

 

Главная особенность подхода Типы теории личности  
Способ получения данных о личности Экспериментальные Априорные
Угол зрения на личность (форма или развитие) Структурные Динамические
Возрастной диапазон Детский период развития Вся жизнь человека
Понятия, в которых описывается личность Черты, качества и свойства личности Типы личности и формы поведения

 

С точки зрения главной движущей причины поведения теории личности делят на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его внутренних характеристик.

Социодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных обстоятельств его жизни.

Интеракционистические теории основаны на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

 

Исходя из способа получения данных о личности, теории делятся на экспериментальные и априорные.

Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

Априорные теории опираются на жизненные впечатления авторов, наблюдения и их размышления.

 

Теории личности можно также разделять исходя из того, что является основным предметом исследования: структурные особенности личности или особенности ее развития. Исходя из этого различают структурные теории, изучающие, главным образом, структуру личности, и динамические теории, в которых основное внимания уделяется развитию личности.

 

Классификацию теорий можно строить из того, через какие понятия описывается личность: через черты, качества и свойства личности или же через типы личности и формы поведения. В первом случае мы будем иметь дело с теориями черт (которые делают акцент на отдельные внутренние свойства и черты личности), а во втором — с теориями типов, которые построены на объединении людей в личностные типы с характерным для них поведением. Исходя из этой классификации, например, теория личности Кеттела относится к психодинамическим, экспериментальным, структурным теориям личностных черт, а теория Фрейда относится к психодинамическим, априорным, динамическим теориям типов (табл.).

 

Таблица. Основные теории личности и их особенности

 

 

К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих ученых.

□ Эрик Эриксон — теория жизненного цикла.

□ Вильгельм Райх — телесно-ориентированная теория психосоматических связей.

□ Уильям Джеймс — теория психологии сознания.

□ Беррес Фредерик Скиннер — бихевиоризм.

□ Джордж Келли — теория личностных конструктов.

□ Карл Роджерс — гуманистическая теория личности.

□ Абрахам Маслоу — трансперсональная психология.

□ Эрих Фромм — гуманистический психоанализ.

□ Рэймонд Бернард Кеттел — теория черт личности.

□ Курт Левин — жизненное пространство.

□ Карл Юнг — теория жизненных типов и коллективного бессознательного.

 

В конце 30-х годов 20-го века в психологии личности началась дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине 20 века сложилось много различных подходов и теорий личности.

Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Она стремится описать личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них этих черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического ее обследования.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора Р. Кеттел построил 16 –факторный личностный опросник.

Теория черт имеет недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются различными.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, популярную в странах Запада, используют для описания внутренних психологических свойств индивида, его потребностей и мотивов. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что только незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» – сознание, а «Сверх-Я» представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе идеалами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоциально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить «Сверх-Я».

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике. Она касалась биологизации человека и отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как альтернатива тем концепциям, которые отождествляли психологию и поведение человека и животных. Основное внимание в теориях этого типа сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в его сознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение, поэтому теории данного типа называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п. Наиболее известными представителями этого подхода являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я- концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я- концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Стержень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

На главный вопрос его теории – что такое самоактуализация? – А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень важным для них – это своего рода призвание». Все люди этого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это – проблема постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем разнообразнее виды деятельности, в которые личность вовлечена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

С.Л.Рубинштейн рассматривал личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, т.е. личность – особое качество в психике индивида, она –предпосылка объяснения многих психических явлений. С.Л.Рубинштейн считал, что психические свойства личности формируются в ходе жизни, в процессе ее деятельности. Изучение психического облика человека включает три вопроса. Первый - чего он хочет, к чему стремится. Это вопрос о направленности, интересах, идеалах. Второй вопрос – что он может? Это вопрос о способностях, но они – лишь возможность. Чтобы понять, как их использует человек в жизнедеятельности, нужно знать, что из его тенденций закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека. Таким образом, описывается структура личности, т.е. элементы, которые определяют выбор человеком своего поведения.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако, их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, расходятся. Эти расхождения важны для понимания движущих сил развития, в частности, значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики в этом процессе кризисов развития личности, возможности ускорения процесса развития.

С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабильности, как подчиняющийся небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности через формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

 


 

Лекция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.023 с.)