Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция личности вольфа соломоновича мерлинаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мерлин В.С. (1892 – 1982) – отечественный психолог, последователь Ананьева. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Развил теорию интегральной индивидуальности, выделяя следующие ее системы и подсистемы: 1.Система индивидуальных свойств организма: а) биохимические; б) общесоматические; в) свойства нервной системы (нейродинамические). 2. Система индивидуальных психических свойств: а) психодинамические (свойства темперамента); б) социальные роли в социально-исторических общностях. Далее Мерлин предлагает критерии для выделения разноуровневых свойств, которые раскрывают опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности: 1.внутри подсистем существуют инвариантные «одно-однозначные» и «одно-многозначные» связи; 2.между разноуровневыми свойствами зависимости носят «много-многозначный» характер. Обращаясь к проблеме личности Мерлин подчеркивал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способности и направленности. Одни из них (свойства темперамента) не являются свойствами личности, другие (характер, способности и направленность) представляют собой не разные подсистемы, а разные функции одних и тех же свойств личности. Основные научные работы В.С. Мерлина Очерк теории темперамента (1964) Очерк интегрального исследования индивидуальности (1986). В.С. Мерлин – основатель и руководитель пермской школы психологов. Под психическими свойствами личности В.С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Следующий аспект взглядов В.С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности.... Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В.С. Мерлина понятие отношение играет ведущую роль. Отношение, характеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека». Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания. Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять. В-третьих, отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности». Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения. «Таким образом, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». Уточнив свое представление об отношениях личности, В.С. Мерлин вслед за В.Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. По мнению В.С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, т.к. это свойства индивида. Характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности. Действительно, поскольку свойства личности - это неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то эти отношения являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются симптомокомплексы свойств личности. Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути – это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Если отношения личности социально-типичны (вспомним параметры устойчивости и постоянства), то и симптомокомплекс социально-типичен. Свойствасимптомокомплекса: • объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса; • сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив); • устойчивость – пластичность отношений личности. Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности. Поскольку одно из центральных положений во взглядах В.С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В.С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно. Никто не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека – выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные. В.С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – много-многозначных. Поэтому невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно -социального к биологическому. Таким образом, В.С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами. К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза. Соединение этих двух принципов – много-многозначных связей и иерархической организации, позволило В.С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем. I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы: • биохимические, • общесоматические, • свойства нервной системы (нейродинамические). П. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами: • психодинамических свойств (свойств темперамента), • психических свойств личности. III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами: • социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе, • социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях. Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.006 с.) |