Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция личности алексея николаевича леонтьеваСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные научные работы А.Н.Леонтьева (11903 – 1979). 1. Развитие памяти (1931). 2. Проблемы развития психики (1959). 3. Деятельность. Сознание. Личность. (1975). А.Н.Леонтьев предложил схему организации и преобразования деятельности на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества и в индивидуальном развитии человека. Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включать в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют единую систему. Деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность: деятельность определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему, предметный мир отражается в его образе. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практической деятельностью. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании также обнаруживаются чувственные образы и личностные смыслы, придающие ему пристрастный характер. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда. Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект). Различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действий, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Деятельность представляет форму активности, которая побуждается потребностью, проявляется в поиске предмета, способного ее удовлетворить. Когда происходит фиксация предмета, потребность опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Таким образом, деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом. Действие – главная структурная единица деятельности, оно определяется как процесс, направленный на достижение цели. Цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву определяет смысл. Цель отделяется от мотива, т.е. образ результата действия от того, ради чего существует деятельность. Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретными ситуациями, т.е. условиями; эти способы называются операциями. Самый низкий уровень деятельности представлен психофизиологическими функциями, обеспечивающими психические процессы. А.Н.Леонтьевым было предложено понятие «ведущей деятельности», под которой понимается та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важных новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития. Основным механизмом в этом процессе выступает «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. В контексте теории деятельности различаются понятия индивид и личность. Личность как продукт всех отношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей с миром, степень их иерархизированности и общая их структура. По мнению А.Н.Леонтьева, личность рождается дважды. Первое рождение личности происходит с установлением иерархии мотивов, соотнесением непосредственных побуждений с социальными критериями, т.е. возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению соответствующим социальным мотивам. Второе рождение связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в российской психологии. «Личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». В основе представлений о личности отечественных психологов лежит постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность». Каковы следствия этого положения? Во-первых, А.Н. Леонтьеву удается провести разграничения между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый теоретический постулат А.Н. Леонтьева. Другой постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Итак, развитие личности - это процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». По сути, потребность замещается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета»... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит, прежде всего, миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов. Но мотивы бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев? Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым как структурный элемент каркаса личности. Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); • степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); • общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.007 с.) |