Личность, ее структура и проявление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность, ее структура и проявление



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Контрольное задание часть I

Нумерация тем выполняемых контрольных заданий соответствует первой букве фамилии студента:

Первая буква фамилии № темы задания
А Б В 1, 2
Г Д Е (Ё)  
Ж З И  
К Л М  
Н О П  
Р С Т  
У Ф Х  
Ц Ч Ш  
Щ Э Ю Я  

 

 

1. Психология как наука и практическая деятельность.

2. Методы психологии

 

План

1. Предмет науки изучения психологии человека.

2. Задачи и принципы современной психологии.

3. Отрасли современной психологии.

4. Методика и методология.

5. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент.

6. Вспомогательные методы психологии: экспертные оценки, анализ продуктов деятельности, опросы (беседа, анкетирование, интервью), самонаблюдение, тест, моделирование.

Основные понятия: анкета, беседа, бессознательное, биографический метод, детерминизм, единство сознания и деятельности, естественный эксперимент, интроспекция, интервью, лабораторный эксперимент, личностный подход, методы психологии, наблюдение, обучающий или формирующий эксперимент, психика, системный подход, сознание, социометрия, тест, эксперимент.

Указания к изучению темы: выделите специфику предмета психологии, сравнив его с предметами анатомии, естествознания, физиологии и другими уже известными вам науками о человеке, исходя из этого, обоснуйте роль психологии в системе наук. Определите современное понимание психики, выделив отличие психического отражения действительности от зеркального. Уясните содержание психики, выделив в ней психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрите их биологическую и социальную детерминацию. На этой основе разграничьте житейское и научное знание в психологии по параметрам: природа появления, предмет, задачи, законы, методы исследования, категории.

Охарактеризуйте методологические подходы современной психологии, ее принципы и методы исследования психики. Рассмотрите методы науки и выделите отличия методов психологии от методов естественных и гуманитарных наук, научитесь устанавливать взаимосвязь методологии и методов психологии.

Раскройте содержание понятия сознание и определите его особенности как высшей формы психической жизни. Уделите особое внимание современному пониманию его содержания, биологической и социально-исторической детерминации и развития.

Постройте модель вашего понимания психики изучения ее современной психологией.

Вопросы для отчёта:

1. Что является предметом психологии?

2. Чем отличается житейское и научное понимание психологии?

3. Какова структура современной психологии?

4. На чем основывается научное психологическое исследование?

5. Как строится современное психологическое исследование?

1. Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.

 

1. Психология сознания А. Познание
2. Бихевиоризм Б. Психика
3. Психоанализ В. Самоактуализация личности
4. Гештальтпсихология Г. Бессознательное
5. Гуманистическая психология Д. Сознание
6. Когнитивная психология Е. Целостные структуры психики
7. Отечественная психология Ж. Поведение

 

2. Заполните тематическую таблицу, заимствуя информацию из учебников, словарей по психологии.

 

Ф.И.О. учёного (годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды (название, год написания)
И.П. Павлов    
В.М. Бехтерев    
Л.С. Выготский    
С.Л. Рубинштейн    
А.Н. Леонтьев    
А.Р.Лурия    
Д.Н. Узнадзе    
Б.Г. Ананьев    
П.Я. Гальперин    

 

3. Сформулируйте определение психики и её функций с учётом того, чтобы оно было понятно: а) подростку; б) взрослому человеку, не обладающему психолого-педагогической подготовкой.

4. Провести анализ основных методов психологического исследования по предложенной схеме:

Методы Параметры
Сущность метода Преимущества метода Недостатки метода
Наблюдение      
Эксперимент      
Беседа      
Анкетирование      
Тестирование      
Моделирование      

Для конспектирования:

1. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии: / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М., 2007. С.18-25.

2. Ярошевский М.Р. Категориальный аппарат психологии // Хрестоматия по психологии: / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М., 2007. С.25-39.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. – Москва-Воронеж, 2006.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 2008. С.108-150.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. Учебн.-практ. пособие. – М., 2009, 208с.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 2009. С.27-186.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 2008.

7. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2010. С.12-42.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 2009. С.9-98.

9. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 2008 – Т.1. С.57-136.

10. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 2009. С.9-143.

11. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2002. С.5-90.

12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2010. С.1-70.

13. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2006.

14. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Уч. пособие. – М., 2010, 208с.

15. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010. С.7-96.

18. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб., 2010. С.12-37, 52-56, 149-162.

19. Максименко С.Д. Общая психология. – М., 2009. С.15-70.

20. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 2005.

21. Немов Р.С. Психология. – М., 2007, Т.1. С.5-27.

22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. пед. учеб. зав. – М., 2008. С.3-22.

23. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др. – М., 2000.

24. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф.Бурлачук. – СПб., 2010.

25. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2010, 512с.

26. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2010. С.21-31.

27. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 2006. С.3-101.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2010. С.10-82.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2010, С.10-53.

30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 2005. С.36-124.

31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 2006. С.6-24.

32. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер с англ. – СПб., 2008.

 

3. Развитие психики и происхождение сознания

 

План

1. Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе.

2. Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Трудовая деятельность и сознание. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Психика и сознание.

3. Структура сознания, его основные психологические характеристики.

4. Сознание и бессознательное.

5. Сущность различий психики животных и человека.

Основные понятия: антропогенез, отражение, сознание, бессознательное, бытийное сознание, рефлективное сознание, абстрагирование, рефлексия, обобщение, интеллектуальная схема, способность к коммуникации, активность, инстинкт, интеллектуальное поведение, психика, раздражимость, тропизмы, чувствительность.

Указания к изучению темы: При подготовке вопросов следует обратить внимание на основные понятия: антропогенез, факторы антропогенеза, сознание, бессознательное; показать роль трудовой деятельности в антропогенезе.

В структуре сознания выделяют два слоя: 1) бытийное сознание – биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы; 2) рефлективное сознание – значения и смыслы.

Необходимо выделить основные характеристики сознания: способность к рефлексии, абстрагированию, обобщению, наличие интеллектуальных схем, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации.

В итоге провести анализ сущностных различий психики человека и животных.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что такое антропогенез?

2. Каковы условия перехода к высшей форме отражения – сознанию?

3. Какова структура сознания?

4. Каковы основные характеристики сознания?

5. Что такое бессознательное, как оно проявляется?

6. В чём сущность различий психики человека и животных?

 

1. Дайте характеристику представлений о бессознательном в психологической науке (З. Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан, советская психологическая школа)

 

2. Составить систематическую таблицу «Характеристика стадий развития психики»

Стадия Животные Содержание отражения Форма отражения Структура деятельности Форма регуляции деятельнос-ти
Сенсорная          
Перцептивная          
Интеллекту-альная          
Сознания          

 

3. Выделите из стадий развития психики такой аспект как развитие нервной системы, покажите его значение для уровня развития психики.

 

Для конспектирования:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2008.

2. Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека / Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. СПб., 2008. С. 119-123.

Литература

1. Исаев Б.И., Слободчиков В.И. Психология человека. М., 2005.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2010.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2008.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004.

5. Маклаков А.В. Общая психология. СПб., 2010.

6. Общая психология. Курс лекций. Под ред. Е.И. Рогова. М., 2006.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.

8. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. СПб., 2008.

 

План

1. Понятие о личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

2. Индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности.

3. Основные подходы к личности как объекту психологического анализа. Понимание структуры личности в теории Б.Г.Ананьева. Психоаналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности

4. Активность личности. Потребности как источник активности.

5. Мотивация как проявление потребностей личности.

6. Понятие об интересах.

7. Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.

8. Формирование и развитие личности в онтогенезе. Движущие силы и условия развития.

9. Методы исследования личности.

 

Основные понятия: индивид, индивидуальность,интерес, личность, личностный смысл, направленность личности, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, черты личности, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, идентичность.

 

Указания к выполнению изучению темы: исследуя проблему личности, психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена общества. Поэтому исследование личности ведется через изучение ее особенностей: самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, воля, межличностные отношения и др. Определите их особенности, уровни проявления, качественные характеристики, исследуя их у себя.

При этом особо обратите внимание на обусловленность личностных проявлений потребностями и системой доминирующих мотивов, а также выделите стереотипные, социально зависимые характеристики собственной личности.

Разберитесь в нормативной лексике предлагаемых школ по проблеме личности. Для этого выясните ключевые моменты в трактовке личности данными подходами, проанализируйте и сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии, выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите собственные дефиниции по данному вопросу.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что называют личностью?

2. Что выделяют в качестве характеристик личности?

3. Какова структура личности?

4. Как взаимодействуют компоненты личности между собой и от чего зависит их существование?

5. Как идет развитие личности?

6. Что лежит в основе понимания личности различными теориями? В чем их разногласия?

 

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: индивид, индивидуальность, личность, самооценка, ценностные ориентации, направленность личности, установка, потребность, мотив.

 

2. Установите соответствие между формами направленности личности и их содержанием:

1. Ценностные ориентации А. Мотив, побуждающий к познавательной деятельности
2. Убеждения Б. Неосознанное состояние готовности человека определённым образом воспринимать, оценивать и действовать
3. Мировоззрение В. Представление, знание, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности
4. Склонность Г. Способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости
5. Интересы Д. Система сложившихся взглядов на окружающий мир
6. Установка Е. Положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию

 

3. Проведите сопоставительный анализ теорий личности по следующим критериям:

 

Направление Автор Основные положения теории Понятие личности Преимущества   Недостатки
           

 

4. Проведите сравнительный анализ проявлений мотива достижения и мотива избегания неудач

 

5. Перечислите основные характеристики, по которым интерналы и экстерналы отличаются друг от друга.

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,2008.

2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2007.

4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 2007.

5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2010.

7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 2009.

8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1998.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002.

10. Столин В.В. Самосознание личности. М., 2007.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2009.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007.

 

План

1. Понятие о группах. Виды групп.

2. Феномены межличностных отношений.

3. Межличностные конфликты. Способы их разрешения и предотвращения.

4. Методы исследования межличностных отношений в группах.

 

Основные понятия: идентификация, каузальная атрибуция, конфликт, конформность, рефлексия, совместимость, социально-психологический климат, стереотипизация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, эмпатия, эффект ореола.

 

Указания к выполнению изучению темы: Прежде всего следует рассмотреть понятие о группах. Выделить виды групп по различными основаниям: большие, средние, малые, условные и реальные; референтные и нейтральные. Рассмотреть классификацию групп по уровню межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. Акцент следует сделать на феноменах межличностных отношений: восприятии человека человеком, эмоциональном тяготении, контактной сплоченности, совместимости, внутригрупповой внушаемости, конформности, идентификации, сплоченности как ценностно-ориентационном единстве. Выделить и рассмотреть понятие социально-психологического климата.

Также необходимо рассмотреть такой вид межличностных отношений как межличностные конфликты. Выделить способы их разрешения и предотвращения.

 

Вопросы для отчёта:

1. Какие виды групп выделяют? По каким основаниям?

2. Какие феномены межличностных отношений выделены учёными? Приведите собственный пример.

3. Что такое социально-психологический климат? Какие методики диагностики социально-психологического климата существуют?

4. Что такое межличностный конфликт? Какими признаками он обладает?

5. Каковы причины и последствия конфликтов?

6. Полезен ли конфликт?

7. Какие стили поведения в конфликте выделяют?

8. Какие способы разрешения и предотвращения конфликтов существуют?

 

1. Составить словарь по феноменам межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат.

 

2. Провести диагностику социально-психологического климата коллектива (ученического, студенческого, трудового), интерпретировать полученные данные, предложить практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата (при необходимости) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М, Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2010.

 

3. На основе знания стилей поведения в конфликте постарайтесь определить свой стиль поведения, который Вы наиболее часто выбираете в конфликтном взаимодействии с другими людьми. Опишите его.

Литература

1. Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 2007.

2. Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 2007.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2008.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., Питер, 2009.

5. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2010.

6. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.

7. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М., 2009.

 

План

1. Активность. Понятие о деятельности.

2. Структура деятельности.

3. Виды деятельности (игра, учение, труд).

4. Происхождение внутренней деятельности.

5. Личность и деятельность.

 

Основные понятия: активность, действие, деятельность, игра, интериоризация, мотив, мотивация, навыки, операция, привычки, труд, умение, учение, цель, экстериоризация.

 

Указания к выполнению изучению темы: определить психологическую сущность деятельности, как активного отношения к миру через его целесообразное изменение и преобразование. Рассмотрите ее генетический, динамический и структурно-функциональный аспект. Выделите роль деятельности в жизни человека.

Научитесь выделять внешние и внутренние компоненты деятельности и, на основе этого охарактеризуйте место и функции каждого элемента структуры. Обратите особое внимание на иерархическую структуру мотивов личности в системе компонентов деятельности.

Опишите процессы опредмечивания – распедмечивания в деятельности, связывающие ее внешнюю и внутреннюю стороны, и проанализируйте происхождение внутренней деятельности через интериоризацию – экстериоризацию.

Рассмотрите следующие характеристики деятельности: предметность, социальность, общественно-историческая природа, опосредованность, целенаправленность, продуктивность. На этой основе охарактеризуйте основные виды деятельности: игра, ученье, труд.

Для того, чтобы лучше усвоить роль и место деятельности в структуре психики рассмотрите примеры, иллюстрирующие единство и различие сознания и деятельности.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что лежит в основе деятельности?

2. Из каких компонентов состоит деятельность?

3. Что характеризует человеческую деятельность?

4. Чем отличаются друг от друга виды деятельности?

5. В чем природа и механизмы внутренней деятельности?

6. Какова роль деятельности в существовании личности?

7. Что такое умение и навык? Как протекает процесс формирования навыков и от каких условий зависит успешность их формирования?

 

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: деятельность, действие, операция, умение, навык, автоматизация, привычка, мотив, мотивация.

 

2. Распишите с точки зрения структуры следующие формы деятельности: шитьё, письмо, игра в прятки, езда на велосипеде, обучение психологии, изобретение колеса.

 

3. Составить биографический справочник учёных, разрабатывавших проблему деятельности.

 

Для конспектирования

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2009. Гл.3.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 2000.

2. Общая психология Курс лекций. Под ред. Рогова Е.И. М., 2006.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2010.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. – М.: Прогресс, 1986.

 

План

1. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения.

2. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения.

3. Структура общения. Средства общения.

4. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Основные функции языка.

 

Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, речь, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация, язык.

 

Указания к изучению темы: определите психологическую суть общения, охарактеризовав его коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону. При этом уясните отличие общения от простого взаимодействия.

В психологии общение рассматривается как специфический вид деятельности. Выделить отличительные особенности общения от игры, ученья, труда по параметру их продукта.

Выяснить роль общения в психологическом и социальном существовании человека, изучив его как процесс, систему, способ организации деятельности.

Отдельно обратить внимание на способы передачи информации, как немаловажный элемент будущей профессиональной деятельности.

При рассмотрении указанных вопросов следует особое внимание остановить на взглядах на природу внутренней речи швейцарского психолога Ж. Пиаже и отечественного учёного Л.С. Выготского.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что называют общением?

2. Каковы характеристики общения как психологического феномена?

3. Чем отличается общение от видов психической деятельности?

4. В чем психологические функции общения?

5. В чем социальная роль общения?

6. Какие стороны общения выделяются?

7. Перечислите механизмы перцепции?

8. Перечислите средства общения.

 

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: коммуникативная сторона общения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения, речь, язык, обратная связь, вербальное общение, невербальное общение, барьеры общения.

 

2. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приёмы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1) Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиата фамильярны и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2) Алан Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате – японец наступал, а американец отодвигался – каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3) Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии деревенский протянет руку издалека и наклонит корпус вперёд, но с места не сойдёт, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

 

3. Составить аннотацию работы А. Пиза «Язык телодвижений»

 

Для конспектирования

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2007. (Общение и формирование личности)

 

Литература

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2007.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 2008.

3. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2010.

4. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 2009.

6. Общая психология Курс лекций. Под ред. Е.И. Рогова. М., 2006.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.

 

План

1. Ощущение. Виды, свойства и закономерности ощущений. Основной психофизический закон.

2. Характеристика восприятия, его свойства, формы проявления. Теории восприятия.

3. Воображение.

4. Мышление.

5. Исследование внимания.

6. Исследование памяти.

Основные понятия: амнезия, апперцепция, восприятие, гештальт, константность, концентрация, модальность, научение, объем, ощущение, переключение, перцепция, психофизика, распределение, сенсибилизация, синестезия, устойчивость, чувствительность, агглютинация, акцентирование, внимание, доминанта, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление, обобщение, опосредовование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, агглютинация, акцентирование, аналогия, воспроизводящее воображение, концентрация, переключаемость, произвольное внимание, непроизвольное внимание, типизация, умозаключение.

 

Указания к изучению темы: определите, почему ощущение, восприятие и память называются сенсорно-перцептивными процессами. Выясните функции сенсорно-перцептивных познавательных процессов.

Рассмотрите особенности и виды ощущений как отражения действительности в ее отдельных свойствах, а восприятия как целостного образа. При этом обратите внимание на отличие их свойств: у ощущения это модальность, чувствительность и пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия; а у восприятия - целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность. В изучения феномена восприятия немаловажным является выделение апперцепции, а в ощущениях ознакомление с основным психофизическим законом. Для более лучшего понимания изучаемых феноменов познакомьтесь с различными концепциями исследования ощущения и восприятия.

При изучении особенностей воображения необходимо сказать, что на современном этапе недостаточно объективных методик эмпирического исследования этого явления. Поэтому отдельно обратите внимания на виды воображения и механизмы синтезирования образов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование, типизация.

Исследование проблемы памяти предполагает изучение механизмов и закономерностей функционирования процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Понимание их психических феноменов дополняется анализом различных концепций памяти, раскрывающих психологический, физиологический и химические уровни ее протекания.

Раскрытие проблемы памяти предполагает изучение ее зависимости от работы анализаторов, включенности сознания, видов деятельности и других детерминант. Охарактеризуйте на этой основе виды памяти и определите условия ее развития.

Исследуйте особенности своего внимания и памяти. При этом помните, что не существует комплексной методики, выявляющей все их виды и свойства одновременно. Каждая из них направлена на выделение лишь одного аспекта этих явлений.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что относится к сенсорно-перцептивным познавательным процессам? Почему они так называются?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. На каком основании выделяются виды ощущений?

4. Какие свойства и закономерности ощущений вам известны? Какова их роль в жизни человека?

5. Определите специфику восприятия?

6. Из каких процессов состоит память? Как они протекают? От чего зависит их работа?

7. Что можно положить в основу деления памяти на виды? Перечислите их.

8. Что называют высшими познавательными процессами?

9. Чем они отличаются друг от друга?

10. Каковы их основные характеристики?

11. Каковы их виды?

12. Назовите основные мыслительные операции и формы мышления.

13. Как взаимосвязаны мышление и воображение?

14. Как взаимосвязаны мышление и речь?

 

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ощущение, абсолютный порог ощущения, дифференциальный порог ощущения, адаптация, сенсибилизация, раздражитель, раздражение, чувствительность, восприятие, иллюзии восприятия, апперцепция, память, эпизодическая память, генетическая память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, мышление, рефлексия, абстракция, гипотеза, инсайт, дедукция, индукция, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, воображение.

 

2. Заполните таблицу «Виды ощущения и восприятия»

Вид ощущения и восприятия Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства
         

 

3. Составьте обобщённую схему видов памяти.

 

4. Приведите примеры на каждую логическую операцию мышления и каждую форму мышления.

 

5. Проанализируйте свои собственные индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения с применением диагностических методик.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 2001.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 2000.

3. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2010.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 2003.

5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. М., 2008.

7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2009.

8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 2009.

9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие М., 2005.

10. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005.

11. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 2007.

12. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 2010.

13. Общая психология Курс лекций. Под ред. Рогова Е.И. М., 2006.

14. Петухов В.В. Психология мышления. М., 2007.

15. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Я. Романова. М., 2009.

16. Романов В.С., Петухов Б.М. Психология памяти. М., 2006.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2010.

18. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2004.

19. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 2007.

20. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 2006.

 

План

1. Определение эмоций и их функции.

2. Формы переживания эмоций (аффекты, стресс, фрустрация, страсть, настроение, чувства, интерес).

3. Эмоции и чувства. Виды чувств.

4. Эмоции и личность. Характеристики чувств (предметность, устойчивость, полярность, амбивалентность).

5. Теории эмоций:

· Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

· Теория У. Джемса – Н.Н. Ланге

· Теория У. Кеннона – Ф. Барда

· Информационная теория эмоций.

· Двухфакторная теория С. Шехтера

6. Воля. Понятие о воле. Функции воли.

7. Волевой акт и его структура.

8. Волевые качества личности.

9. Воля и проблемы самовоспитания.

 

Основные понятия: амбивалетность, аффект, апатия, интерес, настроение, стенические чувства, страсть, стресс, фрустрация, чувство, эмоции, эмпатия, борьба мотивов, влечение, воля, желание.

 

Указания к изучению темы: определите психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей. Выясните происхождение и роль эмоций в жизни человека, обратившись к эволюционной теории Ч. Дарвина, информационной теории эмоций П.В. Симонова. Рассмотрите различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта.

Выясните различия в понятиях «эмоции» и «чувства» личности. Рассмотрите виды и характеристики чувств, занесите данные в таблицу.

При рассмотрении вопросов, касающихся воли, следует дать понятие воли и волевых действий человека, показать значение воли в организации деятельности и общения человека, показать признаки и проявления воли у человека, связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека. Также необходимо рассмотреть психологическую структуру волевого акта.

 

Вопросы для отчёта:

1. Что такое эмоции? В чём заключаются сигнальная и регулятивная функции эмоций?

2. Какие виды эмоций выделяют?

3. Какова роль эмоций в жизнедеятельности человека.

4. В чём сущность основных психологических теорий эмоций?

5. В чём сущностные различия эмоций и чувств?

6. В чём заключаются особенности волевой деятельности.

7. Какова структура волевого акта?

8. Какие волевые качества личности можно выделить?

9. Можно ли и каким образом воспитывать волю?

 

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: эмоции, амбивалентность, аффект, апатия, депрессия, вдохновение, страсть, настроение, стресс, чувство, эмпатия, воля, волевое усилие, сила воли, самоконтроль, принятие решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.209 с.)