Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательная деятельность личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Ощущение. Виды, свойства и закономерности ощущений. Основной психофизический закон. 2. Характеристика восприятия, его свойства, формы проявления. Теории восприятия. 3. Воображение. 4. Мышление. 5. Исследование внимания. 6. Исследование памяти. Основные понятия: амнезия, апперцепция, восприятие, гештальт, константность, концентрация, модальность, научение, объем, ощущение, переключение, перцепция, психофизика, распределение, сенсибилизация, синестезия, устойчивость, чувствительность, агглютинация, акцентирование, внимание, доминанта, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление, обобщение, опосредовование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, агглютинация, акцентирование, аналогия, воспроизводящее воображение, концентрация, переключаемость, произвольное внимание, непроизвольное внимание, типизация, умозаключение.
Указания к изучению темы: определите, почему ощущение, восприятие и память называются сенсорно-перцептивными процессами. Выясните функции сенсорно-перцептивных познавательных процессов. Рассмотрите особенности и виды ощущений как отражения действительности в ее отдельных свойствах, а восприятия как целостного образа. При этом обратите внимание на отличие их свойств: у ощущения это модальность, чувствительность и пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия; а у восприятия - целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность. В изучения феномена восприятия немаловажным является выделение апперцепции, а в ощущениях ознакомление с основным психофизическим законом. Для более лучшего понимания изучаемых феноменов познакомьтесь с различными концепциями исследования ощущения и восприятия. При изучении особенностей воображения необходимо сказать, что на современном этапе недостаточно объективных методик эмпирического исследования этого явления. Поэтому отдельно обратите внимания на виды воображения и механизмы синтезирования образов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование, типизация. Исследование проблемы памяти предполагает изучение механизмов и закономерностей функционирования процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Понимание их психических феноменов дополняется анализом различных концепций памяти, раскрывающих психологический, физиологический и химические уровни ее протекания. Раскрытие проблемы памяти предполагает изучение ее зависимости от работы анализаторов, включенности сознания, видов деятельности и других детерминант. Охарактеризуйте на этой основе виды памяти и определите условия ее развития. Исследуйте особенности своего внимания и памяти. При этом помните, что не существует комплексной методики, выявляющей все их виды и свойства одновременно. Каждая из них направлена на выделение лишь одного аспекта этих явлений.
Вопросы для отчёта: 1. Что относится к сенсорно-перцептивным познавательным процессам? Почему они так называются? 2. Чем они отличаются друг от друга? 3. На каком основании выделяются виды ощущений? 4. Какие свойства и закономерности ощущений вам известны? Какова их роль в жизни человека? 5. Определите специфику восприятия? 6. Из каких процессов состоит память? Как они протекают? От чего зависит их работа? 7. Что можно положить в основу деления памяти на виды? Перечислите их. 8. Что называют высшими познавательными процессами? 9. Чем они отличаются друг от друга? 10. Каковы их основные характеристики? 11. Каковы их виды? 12. Назовите основные мыслительные операции и формы мышления. 13. Как взаимосвязаны мышление и воображение? 14. Как взаимосвязаны мышление и речь?
1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ощущение, абсолютный порог ощущения, дифференциальный порог ощущения, адаптация, сенсибилизация, раздражитель, раздражение, чувствительность, восприятие, иллюзии восприятия, апперцепция, память, эпизодическая память, генетическая память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, мышление, рефлексия, абстракция, гипотеза, инсайт, дедукция, индукция, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, воображение.
2. Заполните таблицу «Виды ощущения и восприятия»
3. Составьте обобщённую схему видов памяти.
4. Приведите примеры на каждую логическую операцию мышления и каждую форму мышления.
5. Проанализируйте свои собственные индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения с применением диагностических методик. Литература 1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 2001. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 2000. 3. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2010. 4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 2003. 5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. 6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. М., 2008. 7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2009. 8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 2009. 9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие М., 2005. 10. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 11. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 2007. 12. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 2010. 13. Общая психология Курс лекций. Под ред. Рогова Е.И. М., 2006. 14. Петухов В.В. Психология мышления. М., 2007. 15. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Я. Романова. М., 2009. 16. Романов В.С., Петухов Б.М. Психология памяти. М., 2006. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2010. 18. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2004. 19. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 2007. 20. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 2006.
Эмоционально-волевая сфера личности
План 1. Определение эмоций и их функции. 2. Формы переживания эмоций (аффекты, стресс, фрустрация, страсть, настроение, чувства, интерес). 3. Эмоции и чувства. Виды чувств. 4. Эмоции и личность. Характеристики чувств (предметность, устойчивость, полярность, амбивалентность). 5. Теории эмоций: · Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина · Теория У. Джемса – Н.Н. Ланге · Теория У. Кеннона – Ф. Барда · Информационная теория эмоций. · Двухфакторная теория С. Шехтера 6. Воля. Понятие о воле. Функции воли. 7. Волевой акт и его структура. 8. Волевые качества личности. 9. Воля и проблемы самовоспитания.
Основные понятия: амбивалетность, аффект, апатия, интерес, настроение, стенические чувства, страсть, стресс, фрустрация, чувство, эмоции, эмпатия, борьба мотивов, влечение, воля, желание.
Указания к изучению темы: определите психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей. Выясните происхождение и роль эмоций в жизни человека, обратившись к эволюционной теории Ч. Дарвина, информационной теории эмоций П.В. Симонова. Рассмотрите различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта. Выясните различия в понятиях «эмоции» и «чувства» личности. Рассмотрите виды и характеристики чувств, занесите данные в таблицу. При рассмотрении вопросов, касающихся воли, следует дать понятие воли и волевых действий человека, показать значение воли в организации деятельности и общения человека, показать признаки и проявления воли у человека, связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека. Также необходимо рассмотреть психологическую структуру волевого акта.
Вопросы для отчёта: 1. Что такое эмоции? В чём заключаются сигнальная и регулятивная функции эмоций? 2. Какие виды эмоций выделяют? 3. Какова роль эмоций в жизнедеятельности человека. 4. В чём сущность основных психологических теорий эмоций? 5. В чём сущностные различия эмоций и чувств? 6. В чём заключаются особенности волевой деятельности. 7. Какова структура волевого акта? 8. Какие волевые качества личности можно выделить? 9. Можно ли и каким образом воспитывать волю?
1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: эмоции, амбивалентность, аффект, апатия, депрессия, вдохновение, страсть, настроение, стресс, чувство, эмпатия, воля, волевое усилие, сила воли, самоконтроль, принятие решения.
2. Эссе по теме «Походы к определению эмоций в различных психологических теориях».
3. Составьте 2-3 примера простого и сложного волевого действия.
4. Проанализируйте собственные волевые качества.
Для конспектирования 1. Раздел работы К. Изарда Психология эмоций. СПб., 2007, с.7-37. 2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2009. Гл. 12.
Литература 1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006. 2. Гоноболин Ф.М. Воля, характер, деятельность. Минск, 2006. 3. Додонов Б.И. В мире эмоций. М, 2007. 4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции деятельности. М., 2008. 5. Изард К. Эмоции человека. СПб., 2010. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2010. 7. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2009. 8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М., 2004. 9. Психология эмоций: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.К. Вилюнаса. М., 2009. 10. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 2009. 11. Селиванов В.И. Воля и её воспитание. М., 1996.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.009 с.) |