Технология саморазвития школьника Г.К. Селевко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология саморазвития школьника Г.К. Селевко



Данная технология полностью ориентирована на саморазвитие школьников и охватывает весь период обучения с I по XI классы. Цель: воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Цель и определяет конечный результат, которым является зрелый уровень самосовершенствования, характеризуемый:

· одухотворенностью, связью мотивов работы над собой с духовным ядром личности;

· владением совокупностью умений самосовершенствования;

· высоким уровнем самостоятельности личности, готовностью включиться в любую деятельность;

· творческим характером деятельности человека;

· осознанным поведением, направленным на улучшение себя, своей личности;

· результативностью, эффективностью самоформирования личности.

Главная цель педагогического коллектива, отдельного педагога – ввести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, обеспечивать инструментарием саморазвитие.

Данная технология включает три подсистемы:

· «Теория» – освоение теоретических основ самосовершенствования личности;

· «Практика» – формирование опыта деятельности учащихся по самосовершенствованию;

· «Методика» – саморазвитие в предметном обучении.

Подсистема «Теория». Системообразующим и интегрирующим является курс «Самосовершенствование личности», который по­строен с учетом возрастных потребностей и возможностей. Он представляет следующую структуру по классам:

I–IV классы – «Начало этики» (саморегуляция поведения);

V класс – «Познай себя» (психология личности);

VI класс – «Сделай себя сам» (самовоспитание);

VII класс – «Научи себя учиться» (самообразование);

VIII класс – «Утверждай себя» (самоутверждение);

IX класс – «Найди себя» (самоопределение);

X класс – «Управляй собой» (самоуправление);

XI класс – «Реализуй себя» (самоактуализация).

В целом, как отмечает автор, курс дает детям базовую психо­лого-педагогическую подготовку, методологическую основу сознательного управления своим развитием, помогает им найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические мето­ды и приемы своего духовного и физического роста и самосовер­шенствования.

Подсистема «Практика». С точки зрения реальной практики важнейшей методологической и организационной задачей в этой технологии является предоставление самостоятельности и возможности проявления творческих способностей. Это возможно осуществить, используя развитое клубное пространство школы, занятия по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, методики коллективных творческих дел (по И.П.Иванову). Использование развитого клубного пространства школы включает в себя следующие направления:

· общественное;

· художественно-эстетические;

· физкультурно-оздоровительное;

· эколого-биологические;

· детский туризм и краеведение;

· военно-патриотическое;

· техническую самодеятельность;

· учебно-исследовательское.

Задача состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

В начальной школе руководители кружков в своей работе пользуются технологией И.П.Волкова. На средней и старшей ступенях развитие творческой самостоятельности продолжается в различных укрупненных структурах: «Воспитательные центры», «Откры­тый университет самосовершенствования», «Научное общество учащихся».

Занятия по развитию творческих способностей дают возможность воплотить большое количество идей учителя-новатора И.П. Волкова и проводятся в сетке расписаний уроков или во внеклассной работе. Они не только дают возможность проявить себя в процессе творческой деятельности, но и стимулируют самообразовательную деятельность, умение кооперироваться с другими учащимися для достижения конечных целей.

Методика коллективных творческих дел органически дополняет все предыдущие направления, представляя собой великолепный тренинг общественного творчества, способствует переходу воспитания к коллективному воспитанию и самовоспитанию.

Как отмечает Г.К. Селевко, переходя от одной ступени в своем развитии к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творческого преодоления, достижения, самоутверждения.

Подсистема «Методика» позволяет решать задачи саморазвития в предметном обучении. Организация учебного процесса в описываемой технологии саморазвития имеет свои принципиальные черты:

· педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием личности становится приоритетом в организации учебно-воспитательного процесса;

· акцент переносится с преподавания на учение;

· используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся;

· ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;

· активизируется и стимулируется процесс осмысливания учения, субъект входит в рефлексивную позицию;

· центр тяжести педагогического процесса переносится в сторону формирования способов умственных действий;

· систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

 

Технология саморазвития и самопознания школьника,
разработанная на основе идей педагогики ненасилия
(В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, А.Г. Козлова)

 

Педагогика ненасилия – это относительно новое направление в рамках гуманистически ориентированных подходов, возникшее в конце 1980 – начале 1990-х годов. Оно сформировалось первоначально как движение прогрессивных педагогов, выступавших против различных форм принуждения детей и юношества, а затем приобрело черты самостоятельности. Основная цель педагогики ненасилия – полноценное развитие и функционирование личности, ее саморазвитие блокируются традиционными формами и методами обучения и воспитания, которые наперед задают то, что должен делать ребенок. В случае недостижения каких-либо целей предусмотрены различного рода санкции, например двойка. Это рождает у школьника тревогу, страх, напряженность. Испытывая их, личность не может в полной мере заниматься самопознанием и саморазвитием. Поэтому в качестве основных задач в педагогике ненасилия выдвигаются: задача гуманизации процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей; задача, направленная на развитие способности у подрастающего поколения к осуществлению ненасильственных действий по отношению к ок­ружающим людям, природе, миру в целом; способности проти­востоять насилию, оказывать в случае необходимости ненасильственное сопротивление, т. е. это задачи по формированию позиции ненасилия. В то же время признается, что сформировать такую позицию извне невозможно, поэтому ставка делается на самораз­витие, самосовершенствование, личностный рост участников пе­дагогического процесса. В качестве ведущей принимается модель сопровождения.

Снизить уровень принуждения, создать предпосылки для свободного саморазвития можно, используя принципы ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми.

Достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. Позитивная открытость характеризуется принятием ребенка таким, какой он есть: с ориентацией не на отрицательные, а на положительные свойства и качества, верой в возможности проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности.

Условиями достижения педагогом состояния позитивной открытости являются:

· обращенность к своему истинному Я, принятие самого себя;

· способность терпимо относиться к детям и другим субъектам педагогического процесса: администрации, родителям, коллегам;

· в основе терпимости лежат механизмы принятия и терпения;

· способность педагога рефлексивно следовать за естественным ходом жизни, умение жить в настоящем, не мучаясь переживаниями прошлого и заботами будущего (разумеется, это не исключает планирования будущего);

· способность любить детей понимается не просто как положительное эмоциональное отношение, но и как специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, т. е. его умения самоопределяться, строить себя, вырабатывать самостоятельные отношения к различным сторонам действительности – саморазвиваться.

Обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, мето­дов и форм деятельности. Человек только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим. В этом случае он может проявить и реализовать себя, подни­маясь на более высокую ступень саморазвития.

Быть субъективно свободным – это возможность осуществлять выборы. Когда человек сам делает выбор, он возлагает на себя истинную ответственность, поскольку держит ответ не перед дру­гими людьми, а перед самим собой и собственной совестью, ко­торая является нравственным ориентиром, направляя поведение в нужное русло.

Свобода педагога состоит в возможности выбора содержания, форм, методов работы, проявления своего творчества и личностного роста.

Свобода учеников состоит в возможности выбора не только форм, методов, способов учебной деятельности, но и возможности утвердиться в чем-то, продвигаться вперед, совершенствоваться. Школьник не просто изучает предметы – учебные предметы становятся средствами более глубокого познания себя и само­развития.

Подключение учащихся к целям и задачам педагога и умение учителя подключиться к целям и задачам детей. Этот принцип раскрывает суть сотрудничества. Реализация первой его части возможна только в тех случаях, когда педагог обладает способностью к достижению состояния самоактуализации; когда он сам полно­стью вовлечен в процесс, реализует себя в нем как личность с полной поглощенностью и интересом. В этом случае создается уникальный эмоциональный фон, эмоциональная атмосфера, в которую вовлекаются дети, воспринимая деятельность как совместную и свободную.

Подключение к целям и задачам детей возможно через конкретную ситуацию, обыгрывание того, что сделал, говорил ребе­нок, а также посредством подключения к субъектному опыту, актуализации его с возможным использованием в процессе реше­ния задач, которые поставлены педагогом. Преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности.

Не секрет, что занятия в школе или в любом другом учебном заведении порождают напряженность, страх, тревогу у обучающихся. Суть этого страха состоит в том, что человек в любой мо­мент может оказаться несостоятельным, будет оскорблено его до­стоинство, он не справится с деятельностью, это заметят другие, отрицательно его оценят. Боязнь получить «двойку», оказаться несостоятельным иногда преследует людей всю жизнь. Этот страх блокирует саморазвитие, личностное экспериментирование, вы­нуждает действовать в угоду социальному окружению, строго сле­довать принятым нормативам и образцам либо, наоборот, полно­стью их игнорировать, демонстрировать независимость, которая на поверку оказывается обратной стороной страха. Как можно снизить уровень тревоги и напряженности? Пересмотреть систему оценочной деятельности. Акцент перенести на положительную оценку, дать возможность школьнику или студенту самому ре­шать: как продвигаться в своем развитии, когда отвечать, сдавать зачет, писать контрольную и т. д. В существующих условиях это сложно, но внедрение элементов системы гибкого контроля в педагогическую практику вполне возможно.

Реализация на практике этих принципов показывает, что не только ученики, но и педагоги получают реальные возможности для саморазвития, самосовершенствования, построения системы отношений друг с другом на иной основе – основе доверия, доброжелательности, ненасилия.

А как можно стимулировать тенденции к саморазвитию у детей дошкольного возраста, используя ненасильственные технологии? Одна из целей педагогики ненасилия – формирование позиции ненасилия. Применительно к дошкольникам эта цель формулируется как развитие способности к ненасильственному взаимодействию.

Просто сформировать такую способность невозможно, да и сама идея целенаправленного формирования претит духу педагогики ненасилия. Важно создать такие условия, при которых ребенок сам стал бы строить свою личность, на опыте убеждаться в преимуществах ненасильственного взаимодействия, ненасильственно­го разрешения конфликтов. Поставленная цель реализовалась в двух направлениях: путем организации жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе и посредством проведения спе­циальных занятий с ними, построенных на особых принципах.

Организация жизнедеятельности на ненасильственной основе включает:

· обеспечение условий для осуществления детьми свободного выбора;

· рациональное использование оценивания детей с приоритетом положительных оценок;

· насыщение деятельности детей ненасильственным содержанием;

· широкое использование жизненных, учебных, игровых ситуа­ций в процессе развития, пробуждающее у них способности к ненасильственному взаимодействию;

· организацию парного и группового взаимодействия;

· широкое привлечение родителей к решению задач педагогики ненасилия.

Были разработаны также специальные занятия для де­тей разных возрастных групп (всего 12 циклов):

· «Кто Я – Какой Я»;

· «Уверенность – неуверенность»;

· «Радость – огорчение»;

· «Руководство – подчинение – равенство»;

· «Дружелюбие – враждебность»;

· «Доброта – злобность»; •

· «Любовь – нелюбовь»;

· «Смелость – трусость»;

· «Выдержка – невыдержанность»;

· «Вежливость – грубость»;

· «Миролюбие – агрессивность»;

· «Мир – война».

Занятия ориентированы на развитие способности к самопознанию и элементарному самопринятию, на приобретение первоначальных элементов позиции ненасилия, выражающейся в умении совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление.

Методика проведения занятий строится с максимальным учетом субъективной свободы ребенка, его правом определяться и выбирать те позиции, которые для него являются более привлекательными, даже если они не устраивают педагога. Приведем основные принципы построения занятий.

Принцип контраста. Суть его состоит в том, что ребенку предлагается занимать последовательно разные позиции: дружелюбную и враждебную, миролюбивую и агрессивную, руководителя и подчиненного. Свобода ребенка состоит в том, что он сам внутренне принимает ту или иную позицию. Контраст используется и как конкретный методический прием в самых разных видах деятельности детей. Например, при чтении и анализе сказок они придумывают альтернативный конец: у положительных героев выделяют как положительные, так и отрицательные качества, у антигероев – не только негативные, но и позитивные характеристики.

Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности. Ребенку трудно понять и определить смысл сложных нравственных качеств, таких, как доброта, любовь, миролюбие и т.п. Однако важно настолько понимание детьми смысла этих качеств, сколько переживание ими определенных состояний, сопутствующих их проявлению. Данный принцип предполагает:

· на познавательном уровне – актуализацию представлений о том или ином качестве с опорой на опыт ребенка;

· на сенсорном – через зрение, слух, обоняние, осязание выработку умений устанавливать аналогии между собственными ощущениями и возникшими представлениями;

· на эмоциональном – развитие способности к переживанию того или иного состояния, сопутствующего проявлению определенного качества;

· на поведенческом – проигрывание реальных или воображаемых ситуаций, отработку конкретных действий.

Принцип опосредования. Прежде чем перейти к реальному переживанию и поведению, ребенок должен научиться распознавать те или иные переживания и способы поведения на примерах персонажей из литературных произведений, кинофильмов, учиться давать характеристики объектам символического характера. С этой целью используются: лица-маски, схематические изображения поз человека, куклы, разыгрываются образы того или иного животного (например: дружелюбная коза, враждебный волк и т.п.).

Принцип моделирования жизненных ситуаций. В ходе проведения занятий большое значение придается моделированию различных ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием. Разыгрывая эти ситуации, ребенок учится самостоятельно, без помощи взрослых и подсказок, находить выход из них, прибавляя к своему опыту нечто новое, что может быть в последующем перенесено в реальную жизнь. Лишь в случае негативного или агрессивного разрешения ситуации педагог предлагает детям поступить по-другому, иначе.

Каждое занятие композиционно состоит из трех частей: актуализация представлений о том или ином качестве или характеристике; ощущение состояний того или иного качества, выражение этого ощущения в творчестве; эмоциональное переживание определенных состояний, выражение этого состояния в поведении.

Таким образом, мы привели в очень кратком виде две технологии, которые, реализуя идею психолого-педагогического сопровождения, отражают возможности использования реальной педагогической практики для решения задач самопознания и саморазвития личности. Эти технологии дают определенное представление и вселяют уверенность в том, что опора на саморазвитие – это реальная задача и если ее поставить, то можно осуществить в ситуациях функционирования любого дошкольного учреждения, школы, других образовательных учреждений. Принципиальное значение приобретает положение о переориентации задач формирования, воспитания, развития на обеспечение условий самоформирования, самовоспитания, саморазвития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.043 с.)