Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология саморазвития школьника Г.К. СелевкоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная технология полностью ориентирована на саморазвитие школьников и охватывает весь период обучения с I по XI классы. Цель: воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Цель и определяет конечный результат, которым является зрелый уровень самосовершенствования, характеризуемый: · одухотворенностью, связью мотивов работы над собой с духовным ядром личности; · владением совокупностью умений самосовершенствования; · высоким уровнем самостоятельности личности, готовностью включиться в любую деятельность; · творческим характером деятельности человека; · осознанным поведением, направленным на улучшение себя, своей личности; · результативностью, эффективностью самоформирования личности. Главная цель педагогического коллектива, отдельного педагога – ввести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, обеспечивать инструментарием саморазвитие. Данная технология включает три подсистемы: · «Теория» – освоение теоретических основ самосовершенствования личности; · «Практика» – формирование опыта деятельности учащихся по самосовершенствованию; · «Методика» – саморазвитие в предметном обучении. Подсистема «Теория». Системообразующим и интегрирующим является курс «Самосовершенствование личности», который построен с учетом возрастных потребностей и возможностей. Он представляет следующую структуру по классам: I–IV классы – «Начало этики» (саморегуляция поведения); V класс – «Познай себя» (психология личности); VI класс – «Сделай себя сам» (самовоспитание); VII класс – «Научи себя учиться» (самообразование); VIII класс – «Утверждай себя» (самоутверждение); IX класс – «Найди себя» (самоопределение); X класс – «Управляй собой» (самоуправление); XI класс – «Реализуй себя» (самоактуализация). В целом, как отмечает автор, курс дает детям базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу сознательного управления своим развитием, помогает им найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические методы и приемы своего духовного и физического роста и самосовершенствования. Подсистема «Практика». С точки зрения реальной практики важнейшей методологической и организационной задачей в этой технологии является предоставление самостоятельности и возможности проявления творческих способностей. Это возможно осуществить, используя развитое клубное пространство школы, занятия по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, методики коллективных творческих дел (по И.П.Иванову). Использование развитого клубного пространства школы включает в себя следующие направления: · общественное; · художественно-эстетические; · физкультурно-оздоровительное; · эколого-биологические; · детский туризм и краеведение; · военно-патриотическое; · техническую самодеятельность; · учебно-исследовательское. Задача состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования. В начальной школе руководители кружков в своей работе пользуются технологией И.П.Волкова. На средней и старшей ступенях развитие творческой самостоятельности продолжается в различных укрупненных структурах: «Воспитательные центры», «Открытый университет самосовершенствования», «Научное общество учащихся». Занятия по развитию творческих способностей дают возможность воплотить большое количество идей учителя-новатора И.П. Волкова и проводятся в сетке расписаний уроков или во внеклассной работе. Они не только дают возможность проявить себя в процессе творческой деятельности, но и стимулируют самообразовательную деятельность, умение кооперироваться с другими учащимися для достижения конечных целей. Методика коллективных творческих дел органически дополняет все предыдущие направления, представляя собой великолепный тренинг общественного творчества, способствует переходу воспитания к коллективному воспитанию и самовоспитанию. Как отмечает Г.К. Селевко, переходя от одной ступени в своем развитии к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творческого преодоления, достижения, самоутверждения. Подсистема «Методика» позволяет решать задачи саморазвития в предметном обучении. Организация учебного процесса в описываемой технологии саморазвития имеет свои принципиальные черты: · педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием личности становится приоритетом в организации учебно-воспитательного процесса; · акцент переносится с преподавания на учение; · используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся; · ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся; · активизируется и стимулируется процесс осмысливания учения, субъект входит в рефлексивную позицию; · центр тяжести педагогического процесса переносится в сторону формирования способов умственных действий; · систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.
Технология саморазвития и самопознания школьника,
Педагогика ненасилия – это относительно новое направление в рамках гуманистически ориентированных подходов, возникшее в конце 1980 – начале 1990-х годов. Оно сформировалось первоначально как движение прогрессивных педагогов, выступавших против различных форм принуждения детей и юношества, а затем приобрело черты самостоятельности. Основная цель педагогики ненасилия – полноценное развитие и функционирование личности, ее саморазвитие блокируются традиционными формами и методами обучения и воспитания, которые наперед задают то, что должен делать ребенок. В случае недостижения каких-либо целей предусмотрены различного рода санкции, например двойка. Это рождает у школьника тревогу, страх, напряженность. Испытывая их, личность не может в полной мере заниматься самопознанием и саморазвитием. Поэтому в качестве основных задач в педагогике ненасилия выдвигаются: задача гуманизации процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей; задача, направленная на развитие способности у подрастающего поколения к осуществлению ненасильственных действий по отношению к окружающим людям, природе, миру в целом; способности противостоять насилию, оказывать в случае необходимости ненасильственное сопротивление, т. е. это задачи по формированию позиции ненасилия. В то же время признается, что сформировать такую позицию извне невозможно, поэтому ставка делается на саморазвитие, самосовершенствование, личностный рост участников педагогического процесса. В качестве ведущей принимается модель сопровождения. Снизить уровень принуждения, создать предпосылки для свободного саморазвития можно, используя принципы ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми. Достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. Позитивная открытость характеризуется принятием ребенка таким, какой он есть: с ориентацией не на отрицательные, а на положительные свойства и качества, верой в возможности проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности. Условиями достижения педагогом состояния позитивной открытости являются: · обращенность к своему истинному Я, принятие самого себя; · способность терпимо относиться к детям и другим субъектам педагогического процесса: администрации, родителям, коллегам; · в основе терпимости лежат механизмы принятия и терпения; · способность педагога рефлексивно следовать за естественным ходом жизни, умение жить в настоящем, не мучаясь переживаниями прошлого и заботами будущего (разумеется, это не исключает планирования будущего); · способность любить детей понимается не просто как положительное эмоциональное отношение, но и как специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, т. е. его умения самоопределяться, строить себя, вырабатывать самостоятельные отношения к различным сторонам действительности – саморазвиваться. Обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности. Человек только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим. В этом случае он может проявить и реализовать себя, поднимаясь на более высокую ступень саморазвития. Быть субъективно свободным – это возможность осуществлять выборы. Когда человек сам делает выбор, он возлагает на себя истинную ответственность, поскольку держит ответ не перед другими людьми, а перед самим собой и собственной совестью, которая является нравственным ориентиром, направляя поведение в нужное русло. Свобода педагога состоит в возможности выбора содержания, форм, методов работы, проявления своего творчества и личностного роста. Свобода учеников состоит в возможности выбора не только форм, методов, способов учебной деятельности, но и возможности утвердиться в чем-то, продвигаться вперед, совершенствоваться. Школьник не просто изучает предметы – учебные предметы становятся средствами более глубокого познания себя и саморазвития. Подключение учащихся к целям и задачам педагога и умение учителя подключиться к целям и задачам детей. Этот принцип раскрывает суть сотрудничества. Реализация первой его части возможна только в тех случаях, когда педагог обладает способностью к достижению состояния самоактуализации; когда он сам полностью вовлечен в процесс, реализует себя в нем как личность с полной поглощенностью и интересом. В этом случае создается уникальный эмоциональный фон, эмоциональная атмосфера, в которую вовлекаются дети, воспринимая деятельность как совместную и свободную. Подключение к целям и задачам детей возможно через конкретную ситуацию, обыгрывание того, что сделал, говорил ребенок, а также посредством подключения к субъектному опыту, актуализации его с возможным использованием в процессе решения задач, которые поставлены педагогом. Преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности. Не секрет, что занятия в школе или в любом другом учебном заведении порождают напряженность, страх, тревогу у обучающихся. Суть этого страха состоит в том, что человек в любой момент может оказаться несостоятельным, будет оскорблено его достоинство, он не справится с деятельностью, это заметят другие, отрицательно его оценят. Боязнь получить «двойку», оказаться несостоятельным иногда преследует людей всю жизнь. Этот страх блокирует саморазвитие, личностное экспериментирование, вынуждает действовать в угоду социальному окружению, строго следовать принятым нормативам и образцам либо, наоборот, полностью их игнорировать, демонстрировать независимость, которая на поверку оказывается обратной стороной страха. Как можно снизить уровень тревоги и напряженности? Пересмотреть систему оценочной деятельности. Акцент перенести на положительную оценку, дать возможность школьнику или студенту самому решать: как продвигаться в своем развитии, когда отвечать, сдавать зачет, писать контрольную и т. д. В существующих условиях это сложно, но внедрение элементов системы гибкого контроля в педагогическую практику вполне возможно. Реализация на практике этих принципов показывает, что не только ученики, но и педагоги получают реальные возможности для саморазвития, самосовершенствования, построения системы отношений друг с другом на иной основе – основе доверия, доброжелательности, ненасилия. А как можно стимулировать тенденции к саморазвитию у детей дошкольного возраста, используя ненасильственные технологии? Одна из целей педагогики ненасилия – формирование позиции ненасилия. Применительно к дошкольникам эта цель формулируется как развитие способности к ненасильственному взаимодействию. Просто сформировать такую способность невозможно, да и сама идея целенаправленного формирования претит духу педагогики ненасилия. Важно создать такие условия, при которых ребенок сам стал бы строить свою личность, на опыте убеждаться в преимуществах ненасильственного взаимодействия, ненасильственного разрешения конфликтов. Поставленная цель реализовалась в двух направлениях: путем организации жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе и посредством проведения специальных занятий с ними, построенных на особых принципах. Организация жизнедеятельности на ненасильственной основе включает: · обеспечение условий для осуществления детьми свободного выбора; · рациональное использование оценивания детей с приоритетом положительных оценок; · насыщение деятельности детей ненасильственным содержанием; · широкое использование жизненных, учебных, игровых ситуаций в процессе развития, пробуждающее у них способности к ненасильственному взаимодействию; · организацию парного и группового взаимодействия; · широкое привлечение родителей к решению задач педагогики ненасилия. Были разработаны также специальные занятия для детей разных возрастных групп (всего 12 циклов): · «Кто Я – Какой Я»; · «Уверенность – неуверенность»; · «Радость – огорчение»; · «Руководство – подчинение – равенство»; · «Дружелюбие – враждебность»; · «Доброта – злобность»; • · «Любовь – нелюбовь»; · «Смелость – трусость»; · «Выдержка – невыдержанность»; · «Вежливость – грубость»; · «Миролюбие – агрессивность»; · «Мир – война». Занятия ориентированы на развитие способности к самопознанию и элементарному самопринятию, на приобретение первоначальных элементов позиции ненасилия, выражающейся в умении совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. Методика проведения занятий строится с максимальным учетом субъективной свободы ребенка, его правом определяться и выбирать те позиции, которые для него являются более привлекательными, даже если они не устраивают педагога. Приведем основные принципы построения занятий. Принцип контраста. Суть его состоит в том, что ребенку предлагается занимать последовательно разные позиции: дружелюбную и враждебную, миролюбивую и агрессивную, руководителя и подчиненного. Свобода ребенка состоит в том, что он сам внутренне принимает ту или иную позицию. Контраст используется и как конкретный методический прием в самых разных видах деятельности детей. Например, при чтении и анализе сказок они придумывают альтернативный конец: у положительных героев выделяют как положительные, так и отрицательные качества, у антигероев – не только негативные, но и позитивные характеристики. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности. Ребенку трудно понять и определить смысл сложных нравственных качеств, таких, как доброта, любовь, миролюбие и т.п. Однако важно настолько понимание детьми смысла этих качеств, сколько переживание ими определенных состояний, сопутствующих их проявлению. Данный принцип предполагает: · на познавательном уровне – актуализацию представлений о том или ином качестве с опорой на опыт ребенка; · на сенсорном – через зрение, слух, обоняние, осязание выработку умений устанавливать аналогии между собственными ощущениями и возникшими представлениями; · на эмоциональном – развитие способности к переживанию того или иного состояния, сопутствующего проявлению определенного качества; · на поведенческом – проигрывание реальных или воображаемых ситуаций, отработку конкретных действий. Принцип опосредования. Прежде чем перейти к реальному переживанию и поведению, ребенок должен научиться распознавать те или иные переживания и способы поведения на примерах персонажей из литературных произведений, кинофильмов, учиться давать характеристики объектам символического характера. С этой целью используются: лица-маски, схематические изображения поз человека, куклы, разыгрываются образы того или иного животного (например: дружелюбная коза, враждебный волк и т.п.). Принцип моделирования жизненных ситуаций. В ходе проведения занятий большое значение придается моделированию различных ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием. Разыгрывая эти ситуации, ребенок учится самостоятельно, без помощи взрослых и подсказок, находить выход из них, прибавляя к своему опыту нечто новое, что может быть в последующем перенесено в реальную жизнь. Лишь в случае негативного или агрессивного разрешения ситуации педагог предлагает детям поступить по-другому, иначе. Каждое занятие композиционно состоит из трех частей: актуализация представлений о том или ином качестве или характеристике; ощущение состояний того или иного качества, выражение этого ощущения в творчестве; эмоциональное переживание определенных состояний, выражение этого состояния в поведении. Таким образом, мы привели в очень кратком виде две технологии, которые, реализуя идею психолого-педагогического сопровождения, отражают возможности использования реальной педагогической практики для решения задач самопознания и саморазвития личности. Эти технологии дают определенное представление и вселяют уверенность в том, что опора на саморазвитие – это реальная задача и если ее поставить, то можно осуществить в ситуациях функционирования любого дошкольного учреждения, школы, других образовательных учреждений. Принципиальное значение приобретает положение о переориентации задач формирования, воспитания, развития на обеспечение условий самоформирования, самовоспитания, саморазвития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.011 с.) |