Характеристика технологичности процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика технологичности процесса



Педагогические технологии Осведомленность Использование на практике
1.Диалоговое обучение + +
2. Развивающее обучение. + +
3. Игровое обучение + +
4. Интегрированное обучение + +
5. Дифференцированное обучение + +
6. Обучение с использованием опорных сигналов и конспектов + +
7. Обучение на основе опережения + +
8. КСО (коллективный способ обучения) + -
9. Блочная система обучения + -
10.Обучение укрупненными дидактическими единицами + -
11.Проблемное обучение + +
12.Рейтинговая система обучения + -
13.Компьютерное обучение (информационные технологии) + +
Применение новых педагогических технологий при благоприятных условиях:
КТД-коллективные творческие дела + +
КМД - коллективная мыслительная деятельность - -
МИС – методика изучения себя детьми - -
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач + +
ТВП – технология самовоспитания + -
Овладение диагностическими методиками (свободно):
Использование карт обучаемости и воспитанности + +
Применение самооценки по результатам деятельности + +
Взаимооценки и экспертные оценки + -
Тестовые методики различного типа + +
Изучение личности в специально создаваемых ситуациях + +
Использование критериев личностного роста для диагностики воспитанности учащихся + +

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества и выявить ее актуальные проблемы.

3.4. Конкурентные преимущества школы:

· Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения.

· Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию.

· Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект – субъектные отношения между учащимися и учителями.

· Интеграция основного и дополнительного образования.

· Малая наполняемость классов.

PEST-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,
влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы

Основные противоречия деятельности школы Пути решения
1. Новые формы, методы, технологии работы учителя и старые формы контроля за его работой Использование альтернативных форм контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, неформальное посещение уроков, отход от нормативных требований посещения уроков администрацией
2. Необходимость развития мотивации достижений у школьников и традиционная оценочная деятельность.   Разработка системы оценивания знаний с учетом проектной деятельности   Необходи­мость понятной, открытой и простой системы оценки качества образо­вания на любом этапе обучения. Портфолио - как новая форма оценивания знаний.
3. Стандартная система образования и индивидуальный уровень усвоения материала каждым учеником. Подготовка в начальной школе не всегда позволяет школьникам добиться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы. Разработка программ для различных групп учащихся (высокая и низкая мотивации) Индивидуальные образовательные программы для одаренных детей
4. Рационально - прагматические потребности семьи и цели системы образования, направленные на развитие личности ребенка Дифференцированный подход к учащимся Психолого-педагогическое просвещение родителей Создание оптимальных условий для творческой деятельности одаренных детей
5. Социокультурные и педагогические приоритеты муниципальной системы образования и идеология образовательной школы и общества в новых экономических условиях Формирование личности, обладающей мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами для самореализации. Изменение учебного плана с учетом востребованности коммуникативных навыков и информационных технологий.
6. Социальный заказ родителей состоит в желании видеть школу, с одной стороны, демократической, свободной для творчества детей и педагогов, с другой стороны – ориентированной на жесткую дисциплину и порядок, т.е. свобода трактуется как синоним отсутствия организованности и порядка   Формирование зрелого гражданского самосознания, подчиненного правовым нормам общества. Интеграция учебно-воспитательного процесса с дополнительным образованием и направлением детской инициативы в русло совместной с педагогами деятельности. Планирование познавательной и досуговой деятельности с участием родителей и школы Совершенствование государственно-общественного самоуправления. Необ­ходимость соглашения об участии «потребителя» в управле­нии качеством предлагаемой услуги и о развитии обществен­ного соуправления.
7. Организация методической работы, направленной на рост специально – предметной компетентности, и объективная необходимость повышения психолого – педагогической компетентности, способствующая развитию субъектности как учителя, так и ученика Планирование самообразования и курсовой подготовки с целью повышения психолого – педагогической компетентности педагогов. Организация методической работы, направленной на рост интегрированной предметной компетентности.
8. Высокая информатизация образовательной среды, растущие компетенции учащихся, внедрение ИКТ технологий и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях. Организация курсовой переподготовки педагогов по освоению информационных технологий Инновационные курсы для оптими­зации информационных ресурсов
  Отсутствие в школе психолога и социального работника. Выставлена вакансия должностей на сайте школы.
  Качество образовательного процесса и сис­тема стимулирования педагогического труда. Разработка и введение НСОТ Разработка системы доплат

Проблема качества образования переходит из узкопрофессиональной сферы в общественную и требует соответст­вующих индикаторов. Анализ факторов влияния, качественных характеристик субъектов обра­зования, условий иресурсов образовательного процесса приводит к постановке единой для школы проблемы, которая должна быть разрешена в ходе реализации программы «Управление качеством образования в школе».


IV. Концептуальное обоснование стратегии развития.

4.1.Миссия школы воспитание социально - компетентной личности и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала участников образовательного взаимодействия.

Концепция исходит из приоритета цели развития личности школьника на основе его ведущей деятельности – учебной, основными компонентами которой является умение принимать учебную задачу, выбирать соответствующие средства для ее решения, контролировать и оценивать свою деятельность.

В основе концепции лежат следующие положения:

- ценность и уникальность личности каждого ребенка, педагога и любого человека;

- приоритет личностного развития (обучение как средство развития личности);

- право на свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни.

Основными ориентирами жизни общества являются «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях, качество жизни как актуальный результат социальной успешности, так как в постиндустриальном обществе человеческая жизнь в сумме своих составляющих является главной ценностью, и стратегическое планирование развития личности становится наиболее актуальным для ученика и его семьи.

Образовательные ожидания социума ориентируются на перспективные особенности рынка труда и необходимых для социальной успешности будущих компетенций. Для родителей значимы такие индикаторы успешности школы, как количество медалистов, количество поступающих в вузы. Но, в данное время растет число семей, которые ориентируются на такие показатели, как школьный уклад, комфортность образовательной среды, общая культура школы, уровни активной деятельности учеников, их социализация.

Модель выпускника.

Определяя миссию школы как создание необходимых и достаточных образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы, мы исходим из того, что существуют требования к образовательным системам:

- со стороны государства, которые формируются на основе государственных интересов (ФГОС второго поколения);

- со стороны родителей (семьи),которые ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект;

- со стороны учащихся,которые реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией.

Эти требования к результатам деятельности школы, могут быть представленны в модельных характеристиках его выпускника. Так как результат образовательной деятельности есть закономерное следствие уровня и качества образовательного процесса и именно качество процесса приводит к ожидаемому качественному результату, то общество, предъявляя требования к результату, фактически определяет уровни качества процесса.

Таким образом, выстраивается система взаимовлияющих факторов:

качество жизни - социальная успешность - модельные характеристики выпускника -

качество образования - качество образовательного процесса

Концепция качества образования становится инструментом формирования социально успешной и ответственной личности для качества жизни.

Описывая и сопоставляя идеальную модель ученика – выпускника с фактически сложившейся системой требований к профессиям и социокультурным компетенциям гражданина, мы определили объем и содержание значимых направлений образования учащихся через их модельные характеристики.

Выпускник современной школы должен отвечать следующим требованиям:

· гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле;

· самостоятельно критически мыслить и уметь принимать решение;

· быть функционально грамотным (языковая, информационная компетентность);

· грамотно работать с информацией (уметь собрать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности);

· быть коммуникабельным, уметь жить в коллективе, в обществе;

· обладать навыками саморазвития.

Но качества выпускника не являются единственным критерием качества образования. Необходимо единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Основные объекты контроля качества образовательного процесса:

- качество управления образовательным процессом, образовательной среды, содержания образования, методов обучения;

- организации образования, используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала, целеполагания образовательной деятельности, жизни в семье;

- факторы социального и культурного воздействия.

Основные проблемы, на решение которых направлена программа развития.

- обеспечение качества результата образовательной деятельности;

- управление качеством образовательного процесса.

Концепция управления качеством имеет три основания управления качеством, на которых базируются остальные компоненты: динамичное руководство, продукт деятельности, непрерывное улучшение результатов.

Начальная школа

Начальная школа является основной ступенью в образовательной вертикали школы и решает задачи развития базовых способностей ребенка, формирует главные инструменты познания. На этом этапе Программа предполагает включение механизмов управления качеством и мониторинга движения к мо­дельным характеристикам выпускника начальной школы.

Критериями достижения качества в начальной школе являются: развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие его базовых способностей; укрепление физического и психи­ческого здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

 

В предыдущие годы были достигнуты следующие качественные ре­зультаты:

- выпускники начальной школы являются субъектами достаточно высокого уровня коммуникативной включенности, о чем свидетельствуют: свободное межличностное общение;

- большинство выпускников начальной школы сохраняют мотивацию к обучению, к активной познавательной, креативной и социальной деятельности.

 

Основная школа

Основная школа реализует задачу развития базовых способностей детей, создает ситуации выбора и познавательной ориентации че­рез системы дополнительного образования и предпрофильной под­готовки.

В основной школе получают дальнейшее развитие информационная культура, основы проектной деятельности, языковая подготовка, основы мате­риальной культуры, функциональная грамотность, предметное обучение. Диагностическое ис­следование показало, что у школьников «наряду с наличием уверенных математических и естественнонаучных знаний, не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях».

В ходе анализа диагностирования был поставлен вопрос: каковы те мыс­лительные действия, которые должен выполнить ученик, чтобы решить пред­ложенную задачу? Каково индивидуальное учебное действие, которое должно привести к успеху в решении задачи?

Сегодня существует тенденция противопоставлять школу знания школе деятельности, но мы осознаем, что деятельность без знания и без инструментария, позволяющего добывать или создавать знания, - невозможна и бессмысленна. Речь идет о соотношении временного и технологического ресурсов, затрачиваемых школой на формирование зна­ний и на обучение деятельности через деятельность. Это - ключевая задача формирования качественных характеристик выпускника в ситуации, когда информационные лавины становятся гигантскими и никакие учебные пла­ны и программы не вместят в себя всю информацию. Поэтому знания должны быть фундаментальными, они есть знания основ, а школа должна развивать базовые способности, которые на основе этих знаний позволяют осуществлять продуктивную деятельность.

В основной школе:

- идёт работа по развитию коммуникативных навыков и способностей;

- стала системной работа над культурой устной и письменной речи, навыками функционального чтения;

- вводится технология групповых видов работ как шаг к развитию самостоятельной проектной работы;

- изменено содержание информационных технологий в обучении под­ростков;

- используются новые КИМы в системах оценки качества учебных дос­тижений;

- возможности школьного компонента используются для оптимизации выбора индивидуальных образовательных программ в старшей школе.

Старшая школа

В старшей школе - сочетание общекультурного ядра общего образования с избранными профилями обучения. Единство этих составляющих дают возможность для успешного образования в школе. Старшеклассники активно включены в проектную деятельность. Она учит определять стратегию решения проблемы, анализировать ресурсы и потребность в планируемом результате, справляться с кризисами взаимодействия; требует умения работать с информацией, развивает способность разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты работы. Наряду с проектами учебно-познавательного характера, стали появляться социальные и научные.

Общее образование в старшей школе, формируя ключевые компетенции, должно формировать главную из них: готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненной задачи.

В старшей школе выявлены и решаются следующие проблемы:

- время, затрачиваемое на проектную и исследовательскую деятель­ность, не нормируется и не учитывается, поэтому работа над проектом должна учитываться при оценивании учебной деятельности школьника;

- проектная деятельность требует специальных знаний и компетентностей;

- возникла необходимость стимулирования педагогов, орга­низующих проектную деятельность учащихся. Результаты проектной деятельности школьника являются составной частью его персонального портфолио и позитивно влияют на его перспективную образователь­ную карьеру.

Необходимо понимать, что выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким.

Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлений к непрерывному самосовершенствованию.

Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образователь­ного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

- формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;

- развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;

- в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;

- не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

 

Дополнительное образование

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах учащихся и их родителей. Основное предназначение дополнительного образования удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности учащихся.

При организации дополнительного образования администрация опирается на следующие приоритетные принципы:

-свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

-ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

-возможность свободного самоопределения самореализации ребенка.

-единство обучения, воспитания, развития.

-практико-деятельная основа образовательного процесса.

Дополнительное образование детей увеличивает образовательное пространство, школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Школа организует работу объединений дополнительного образования следующих направленностей:

· научно – познавательная;

· спортивно-оздоровительная;

· гражданско –патриотическая;

· художественно-эстетическое;

· туристко – краеведческая;

· научно-познавательная;

· проектная;

· общественно-полезная.

 

Система дополнительного образования ежегодно охватывает 100 % учащихся школы. Проводимые социологические исследования пока­зывают, что дети, занимающиеся в системе дополнительного образования, более активны в общественной жизни, более коммуникабельны и лучше постигают основы многих наук.

Успешное развитие дополнительного образования предполагает тесное взаимодействие руководителей объединений с классными руководителями, воспитателями ГПД, учителями-предметниками, предполагает возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования (прохождение КПК, проведение семинаров и др.), создания комфортной обстановки в школе, требует наличия соответствующей материально-технической базы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.065 с.)