Психологическая технология актуализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая технология актуализации



рефлексивной позиции развивающегося профессионала (С.А. Минюрова)

 

Основное назначение психологической технологии актуализации рефлексивной позиции развивающегося профессионала состоит в создании условий для осознания человеком собственных мотивов, целей, ценностей, определения реальных и выбора потенциальных стратегий саморазвития в профессии.

При разработке структуры и содержания технологии мы опирались на следующие положения. Ценностно-ориентационная деятельность человека, которая обнаруживается через проявление его рефлексивной позиции по отношению к собственным мотивам, целям и ценностям и определяет выбор стратегии саморазвития в профессии, возможна лишь во внутренне сложном мире, который порождают смысловые предпочтения человека, а не внешние обстоятельства.

Альтернативы, между которыми осуществляется выбор, являются разными жизненными отношениями, представленными в повседневности через поток отдельных целей и задач поведения и деятельности, основанных на разнообразных мотивах, ценностях. Существует особая «задача на смысл», состоящая в том, чтобы по отдельным аспектам восстановить реальный смысл воплотившегося в них жизненного отношения и определить его ценность для собственного саморазвития человека в профессии. Эта задача требует различения мотивов, ценностей, без которого человек не может точно определиться между чем и чем он должен выбирать. В ходе решения «задачи на смысл» происходит внутренняя работа человека по соотношению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях. Эта работа происходит в отношении мотива к внешним и внутренним преградам, преодолеваемым человеком ради его достижения; по сопоставлению мотива с другими возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к нормам, принятым человеком; по соотношению мотива с образом «Я» человека. Удержание такой сложности мира является результатом особого усилия, которое может поддерживаться за счет специальных психотехнических действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство.

При опоре на психотехнику выбора (Ф.Е. Василюк) нами выделены психотехнические действия, направленные на создание и поддержание внутренне сложного мира. А именно: совместная презентация сознанию сопровождающих профессионализацию многообразных жизненных отношений, основанных на различных мотивах и ценностях; выявление факта пересечения жизненных отношений; структурирование как действие, направленное на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями. Дополнительно нами выделено также действие стратегического ориентирования. Оно проявляется через определение человеком перспектив профессионализации на основе осмысленных мотивов и ценностей для построения потенциальной стратегии саморазвития в профессии в конкретных условиях жизнедеятельности. Актуализация этих психотехнических действий по поддержанию внутренне сложного мира, позволяющих человеку подойти к оценке альтернатив выбора стратегий, происходит в ходе поэтапной реализации разработанной психотехнологии.

В структуре психотехнологии мы выделяем четыре этапа:

· подготовка;

· реконструкция опыта профессионализации;

· рефлексия опыта профессионализации;

· моделирование стратегий саморазвития в профессии.

Психологическое содержание каждого этапа составляют процессы, направленные на последовательное осознание реального состояния и перспектив саморазвития в профессии, а также психотехнические действия, методы и приемы, ориентированные на актуализацию действий человека по поддержанию внутренне сложного мира (табл. 23). Такие действия, на наш взгляд, связаны с проявлением рефлексивности в процессе внутреннего диалога, в котором порождается «двуголосовое слово» (М.М. Бахтин), отражающее несовпадение человека с самим собой и выводящее его в рефлексивную позицию. Осмысление этого несовпадения помогает, с одной стороны, осознать противоречивость внутреннего мира развивающегося профессионала, а с другой стороны, активизирует процессы осознания им собственных ценностей и выбора стратегии саморазвития в профессии.

Таблица 23

Структура психотехнологии

Этапы технологии Психологическое содержание этапов Психотехники
Подготовка Определение готовности человека к выбору стратегий саморазвития в профессии Психодиагностика
Реконструкция опыта профессионализации Представленность сознанию многообразных жизненных отношений профессионализации, основанных на различных мотивах и ценностях Совместная презентация
Рефлексивный анализ опыта профессионализации Установление взаимосвязей между жизненными отношениями профессионализации Структурирование
Моделирование стратегий саморазвития в профессии Определение перспектив профессионализации в конкретных условиях жизнедеятельности на основе осмысления мотивов, ценностей Стратегическое ориентирование

 

Разделяя мнение о том, что способом существования рефлексии является культурно-обогащенная, насыщенная «пытливой мыслью» среда (С.Ю. Степанов), опираясь на методологические положения синергетической парадигмы (И. Пригожин), экологической психопедагогики (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), мы сформулировали два основных принципа организационно-процессуального аспекта технологии:

· принцип организации комплексной, гетерогенной, актуализирующей творческий потенциал человека среды;

· принцип развития партнерских взаимодействий, коактивности участников.

Нами разработаны групповая и индивидуальная формы реализации технологии. Групповая работа реализуется в виде психологического практикума. Индивидуальная форма предполагает осуществление технологии посредством индивидуальной консультативной работы. При проектировании обеих форм учитывались следующие требования:

· наличие входной диагностики;

· предоставление участникам систематической обратной связи для обеспечения психологической поддержки;

· возможность документирования процесса и результата деятельности;

· наличие блоков контроля утомления и релаксации участников.

Программа практикума «Я как развивающийся профессионал» рассчитана на 30 часов (шесть занятий по пять часов). Целью практикума является актуализация рефлексивной позиции человека по отношению к собственным мотивам, целям и ценностям профессионализации.

Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Вводная часть занятия направлена на выявление эмоционального состояния участников через проведение разминочных упражнений. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день.

Практикум включает в себя элементы тренинга, что требует соблюдения принципов работы группы:

· принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

· принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

· принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

· принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

· принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

· принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Элементы тренинга представлены через использование ролевых игр, психогимнастики, медитативных техник. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с ведущим, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Медитации – визуализации применяются в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых реакций, а также в качестве средства, позволяющего достичь цели тренинга.

В ходе практикума используются разработанные нами авторские методические приемы, направленные на актуализацию рефлексивной позиции участников. Материалы, необходимые для выполнения методических приемов, объединены в рабочую тетрадь.

Ниже представлена программа практикума.

Программа практикума «Я как развивающийся профессионал»

Этапы психотехнологии Занятия Методические приемы
Подготовка Занятие 1 Методики психодиагностики  
Реконструкция опыта профессионализации Занятие 2   Занятие 3 Методический прием «Коллаж»   Методический прием «Ценностная сфера профессионала»
Рефлексивный анализ опыта профессионализации Занятие 4 Методический прием «Субъективная картина профессионального пути»
Моделирование стратегий саморазвития в профессии Занятие 5   Занятие 6 Групповая дискуссия на тему «Мой профессиональный путь»   Презентация проектов «Моя стратегия в профессии»

На этапе подготовки решаются следующие задачи: постановка, исследование проблемного поля саморазвития человека в профессии участников, выявление причин возникновения затруднений при выборе направления саморазвития, определение готовности человека к осознанию существующей и выбору потенциальной стратегии преобразования себя в профессии. Для решения этих задач используются методы психодиагностики, беседы. Результаты психодиагностики позволяют выявить психологические основания стратегий саморазвития в профессии, определить его уровень. Беседа направлена на определение готовности человека к изменению себя в профессии. Вопросы беседы ориентированы на получение информации о том, как человек использует собственные личностные, профессиональные, деятельностные ресурсы.

Для решения задач этапа реконструкции и рефлексивного анализа опыта профессионализации нами разработаны авторские методические приемы и модификации ряда методик. Их ключевой особенностью является опора на принцип диалогичности. Методики сконструированы так, что в ходе их выполнения актуализируется внутренний диалог участников, содержание которого предполагает сопоставление жизненных отношений в единстве трех аспектов: пространственного (сферы жизнедеятельности), временного (прошлое, настоящее, будущее), эмоционального (позитивное, негативное). При этом каждый методический прием позволяет выявить представленность мотивов и ценностей, на которых основывается представление человека о себе как о развивающемся профессионале.

Задача по реконструкции опыта профессионализации решается с помощью двух приемов. Методический прием «Коллаж» направлен на актуализацию внутреннего диалога человека, определение смысловых позиций «личное Я» и «профессиональное Я» через создание творческой работы на тему «Я в профессии» и заполнение специально разработанных регистрационных листов. Методический прием «Ценностная сфера профессионала» (авторская модификация методики изучения ценностно-смысловой сферы Е.Б. Фанталовой) направлена на выявление и осознание человеком иерархической системы его ценностных ориентаций, лежащих в основе профессионализации.

Задача рефлексивного анализа опыта профессионализации решается с помощью методического приема «Субъективная картина профессионального пути» (авторская модификация методики «Каузометрия» Е.И. Головахи, А.А. Кроника). Этот прием позволяет определить представленность в субъективной картине жизненного пути человека реализованности, актуальности и потенциальности событий личностного и профессионального развития, которые основываются на тех или иных мотивах и ценностях, а также формируют определенные жизненные отношения.

На этапе моделирования потенциальных стратегий саморазвития в профессии организуется групповая дискуссия на тему «Мой профессиональный путь». Во время дискуссии обсуждаются различные варианты организации человеком своего профессионального пути, а также результаты, полученные участниками при входной диагностике, при выполнении методических приемов. Участникам предлагается подготовить презентацию проекта на тему «Я как профессионал: реальное и потенциальное».

Программа консультативной работы включает в себя серию сессий, в ходе которых все этапы технологии реализуются в темпе, удобном для человека, обратившегося за психологической поддержкой. На этапах подготовки, реконструкции и рефлексии опыта профессионализации возможно использование тех же методических приемов, что и в ходе групповой работы. На этапе моделирования стратегий саморазвития в профессии может использоваться метод беседы в форме диалогического или майевтического общения. Обе формы общения основываются на принципах добровольности, антидогматичности, высокой эвристичности, стимулировании творчества. Различие между формами проявляется в целях, в соотношении позиции собеседников, в используемых средствах.

Диалог предполагает общение равноправных собеседников на основе сопереживания и взаимопонимания. Майевтика – это искусство диалектического спора, процесс поиска истинных суждений одного собеседника с помощью специальным образом организованной системы вопросов другого. В качестве главного «инструмента» майевтика использует систему вопросов, логических парадоксов, опирается на активирующие возможности когнитивного конфликта. Майевтическое общение способствует, в первую очередь, осознанию, пониманию существующих вариантов саморазвития человека, а диалогическое общение – переживанию значимости, ценности, личностного смысла этих вариантов для человека. Синтез форм майевтического и диалогического общения позволяет рассматривать в качестве самостоятельного метод майевтического диалога, который протекает в несколько приемов:

· заинтересованное удивление;

· творчество по созданию жизненных перспектив;

· целеполагание;

· смыслообразование.

Предложенный вариант организации беседы создает условия для моделирования потенциальных стратегий саморазвития в профессии.

Таким образом, нами представлена структура разработанной технологии, состоящей из четырех этапов. Психологическое содержание каждого этапа составляют:

· процессы, направленные на последовательное осознание человеком реального состояния и перспектив саморазвития в профессии;

· методы и приемы, ориентированные на актуализацию действий по поддержанию внутренне сложного мира, что способствует выходу в рефлексивную позицию.

Рефлексивная позиция, с одной стороны, способствует осознанию человеком противоречивости собственного внутреннего мира, с другой стороны, инициирует выбор стратегии саморазвития в профессии.

 

Содержание практикума «Я как развивающийся профессионал»

Вводное занятие

Цель: выявление особенностей ценностно-ориентационной деятельности участников и преобладающих у них стратегий саморазвития в профессии.

Участники практикума выполняют методики психодиагностики: «Ценностные ориентации персонала» (Е.Б. Фанталова), «Якоря карьеры» (Э.Шейн в адаптации В.Э. Винокурова, В.А. Чикер), «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц в адаптации А.А. Рукавишникова), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль в адаптации С.А.Шапкина), «Самоактуализационный тест» (М.В. Кроз, Л.Я. Гозман, М.В. Латинская) «Определение креативного потенциала» (С.И. Макшанов); Тест «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова).

 

Занятие №1 «Я в профессии»

Цели:

1. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

2. Выявление ожиданий участников и мотивация на совместную работу.

3. Рефлексия представлений участников о себе как профессионале.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки для оформления визиток, альбомные листы, ватман, фломастеры, карандаши, журналы, музыкальный центр.

Содержание занятия:

Задание 1. Упражнение «Мое эмоциональное состояние»

Ведущий предлагает участникам заполнить в рабочей тетради бланк «Мое эмоциональное состояние».

Психологический комментарий: упражнение способствует осознанию участниками собственного эмоционального состояния.

Задание 2. Упражнение «Снежный ком». Участники знакомятся друг с другом, называя свое имя и имена уже представившихся участников по кругу.

Психологический комментарий: упражнение направлено на знакомство участников, настраивает их на совместную работу.

Задание 3. Упражнение «Мои цели». Ведущий коротко представляет проблематику практикума, сообщает свои ожидания от работы в группе. Предлагает каждому участнику рассказать о тех целях, которые он хотел бы достичь в результате совместной работы, высказать свои ожидания и опасения. В ходе обсуждения вводятся правила групповой работы: конфиденциальность; активность; «здесь и теперь»; обращение по имени и на ты; (возможно и другие по необходимости).

Психологический комментарий: упражнение способствует осознанию правил групповой работы, осознанию участниками своих ожиданий, целей.

Задание 4. Упражнение «Смена мест». Со словами «Поменяйтесь местами те, кто…» ведущий начинает игру. Участники, имеющие названый признак, меняются местами. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Психологический комментарий: упражнение способствует снятию эмоционального напряжения участников.

Задание 5. Упражнение «Каракули».

Инструкция ведущего: Разделившись на пары, каждый участник на чистом листе рисует каракули, и передает их партнеру, который создает из них образ. Затем пара обсуждает ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Автор каждого рисунка располагает его в пространстве тренингового зала. В общем кругу обсуждаются переживания, родившиеся в ходе работы.

Психологический комментарий: упражнение способствует актуализации диалогической позиции участников.

Задание 6. Методический прием «Коллаж».

Инструкция ведущего: «Сейчас у каждого из вас есть возможность выполнить интересную, творческую работу. Перед вами лист ватмана, журналы, краски, ножницы, клей. В течение 40 – 60 минут вам предлагается выполнить коллаж на тему «Я в профессии». Обратитесь к событиям своей профессиональной жизни, к связанным с ними своим чувствам, переживаниям. Будет звучать музыка. Каждый из вас может работать в своем темпе, располагая на листе ватмана то, что посчитает нужным, там, где посчитает это необходимым. В процессе работы старайтесь не обсуждать между собой того, что Вы сейчас делаете. Если у вас возникли вопросы, задайте их сейчас».

Инструкция ведущего после выполнения коллажа:«Предлагаю вам внимательно рассмотреть работу, которая у вас получилась. Напишите маленькое эссе, отражая в нем мысли, чувства, образы, которые родились во время работы».

Участники пишут эссе в течение 10 – 15 минут.

Инструкция ведущего:«Пронумеруйте каждую вырезку на сделанном вами коллаже. Возьмите регистрационный лист. С помощью предложенных в нем оснований оцените каждую вырезку. Результаты впишите в листы».

Участники заполняют листы в течение 10 – 15 минут.

Психологический комментарий: в ходе упражнения происходит актуализация внутреннего диалога участников, который направлен на реконструкцию опыта профессионализации, его рефлексию.

Задание 7. Упражнение «Подарок».

Инструкция ведущего: (Участники встают в круг). Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Психологический комментарий: упражнение направлено на позитивное завершение занятия, на создание мотивации для последующих занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.057 с.)