Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и идеалы Братства Самопознания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По наставлениям Парамахансы Йогананды, Основателя Братства
Распространять среди народов мира знание конкретных научных техник, ведущих к непосредственному личному переживанию Бога. Учить тому, что целью жизни является эволюционное развитие — через личное усилие — ограниченного смертного сознания человека в божественное Сознание; по всему миру возводить с этой целью храмы Братства Самопознания для единения с Богом, а также поощрять создание личных храмов Бога дома и в сердцах людей. Раскрывать полное соответствие и фундаментальное единство между изначальным подлинным христианством, которому учил Иисус Христос, и подлинной йогой, которой учил Бхагаван Кришна; показывать, что основы истины являются общим научным основанием всех истинных религий. Указывать на то, что научная медитация преданности на Боге является высшей магистралью, к которой в конечном счете ведут тропы всех истинных религиозных верований. Освобождать человека от тройственного страдания: физического недуга, дисгармонии ума и духовного невежества. Поощрять «простой образ жизни и высокое мышление» и распространять дух братства среди всех народов, обучая их тому, что подлинной основой их единства является сродство с Богом. Демонстрировать верховенство ума над телом, души над умом. Преодолевать зло добром, печаль — радостью, жестокость — добротой, невежество — мудростью. Объединять науку и религию посредством осознания единства лежащих в их основе принципов. Способствовать культурному и духовному взаимопониманию между Востоком и Западом и взаимообмену их величайшими достижениями. Служить человечеству как своему расширенному высшему Я.
Шри Дайя Мата президент Братства Самопознания
ГЛОССАРИЙ
Аватар. От санскритского слова аватара, составленного из ава, «вниз», и три, «проходить». Души, обретающие союз с Духом и затем возвращающиеся на землю, чтобы помогать человечеству, называются аватарами, божественными воплощениями. Авидья. Буквально «неведение», невежество, проявление в человеке, находящемся под властью майи, космического миража (см.). Основой авидьи является незнание человеком своей божественной природы и единственной реальности: Духа. Арджуна. Выдающийся ученик Бхагавана Кришны, которому тот сообщил бессмертную весть «Бхагавад-Гиты» (см.) около 300 г. до н.э.; один из пяти принцев Пандавы в великом индийском эпосе «Махабхарата», где он фигурирует в качестве центрального персонажа. Астральное тело. Тонкое тело человека из света, праны, или жизнетронов; вторая из трех оболочек, в которые заключена душа (каузальное тело, астральное тело и физическое тело). Силы астрального тела оживляют физическое тело так же, как электричество зажигает лампу накаливания. Астральное тело состоит из девятнадцати элементов. Это интеллект, эго, чувство, ум (чувственное сознание); пять инструментов познания (чувственные способности физических органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания); пять инструментов действия (способность к размножению, к выделению, к речи, к хождению и к обретению навыков ручной работы); и пять инструментов жизненных сил, ответственных за кристаллизацию, ассимиляцию, выделение, обмен веществ и циркуляцию жидкостей в теле. Астральный мир. Тонкая сфера Божьего творения, вселенная света и цветов, где действуют силы более тонкие, чем атомные, а Именно вибрации вибраций жизненной энергии, или жизнетронов (см. Прана). У любого существа, любого объекта, любой вибрации на материальном плане есть свой астральный двойник, поскольку в астральной вселенной присутствуют прототипы нашей материальной вселенной. После физической смерти человек направляется в астральном теле света на одну из астральных планет в соответствии с его заслугами, чтобы продолжать в этой тонкой области бытия свою духовную эволюцию к более великой свободе. Там он остается в течение срока, предопределенного кармой, до своего повторного физического рождения. Астральный свет. Тонкий свет, излучаемый жизнетронами (см. Прана); структурная основа астрального мира. Посредством всеобъемлющего интуитивного восприятия души подвижники в сосредоточенном состоянии медитации могут видеть астральный свет, особенно в духовном глазе (см.). Аум (Ом). Основа всех звуков, универсальное слово-символ Бога. Аум индийских Вед стал сакральным звуком Хум у тибетцев, Амин у мусульман и Амен (Аминь) у египтян, греков, римлян, иудеев и христиан. Слово Амен на древнееврейском языке означает верный, подлинный. Аум является всепроникающим звуком, исходящим из Святого Духа (Невидимой Космической Вибраций; Бога в Бго аспекте Творца), библейским «Словом»; первозвуком творения, свидетельствующим о Божественном Присутствии в каждом атоме. Аум можно услышать благодаря применению медитационных методов Братства Самопознания. «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания БожНя» («Откровение», 3:14). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть (Словом или Аум), и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна, 1:1,3). См. также Сат-Тат-Аум. Ашрам. Духовная обитель, часто монастырь. Бабаджи. См. Махав а тар Бабаджи. Божественная Мать. Активный творящий аспект, шакти, то есть энергия Трансцендентного Творца. Другие названия этого аспекта Всевышнего — Аум, Шакти, Святой Дух, Космическая Разумная Вибрация, Природа, или Пракрити. Также личностный аспект Бога, олицетворяющий материнские качества любви и сострадания. Индуистские писания учат, что Бог и имманентен, и трансцендентен; и личностей, и внеличностен. К Нему можно стремиться как к Абсолюту; как к одному из Его проявленных вечных качеств — любви, мудрости, блаженству, свету; как к иште (божеству);лак к Отцу; как к Матери или как к Другу. Братство Самопознания. Общество, основанное Парамахансой Йоганандой в Америке в 1920 году (а в качестве индийского общества «Йогода-Сатсанга» — в 1917 году) для распространения во всем мире ради помощи человечеству и его блага духовных основ и медитационных техник крийя-йоги (см.). Международная штаб-квартира (т.н. «материнский центр») Братства находится в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Парамаханса Йогананда объяснял значение названия общества следующим образом: «Братство Самопознания подразумевает единение с Богом посредством осознания своего высшего Я и дружбы со всеми душами, взыскующими истину». См. также главу «Цели и идеалы Братства Самопознания». Брахма-Вишну-Шива. Три аспекта, присущих Богу как Творцу. Представляют собой триединую функцию Христова Сознания (Тат), управляющего творящей деятельностью космической Природы, а именно: созидание, сохранение и растворение. См. Троица. Брахман (Брахма). Абсолютный Дух. Бхагаван Кришна. Аватар, живший в качестве царя в Индии за три тысячелетия до христианской эры. Писания индуизма дают, среди прочих, такую интерпретацию значения слова Кришна: «Всеведущий Дух». Таким образом, слово Кришна, как и слово Христос, является духовным титулом, указывающим на божественное величие аватара — его единство с Богом. Бхагаван означает «Господь», «Господин». В ранней юности Кришна пас овец. Своей игрой на пастушеской флейте он неизменно очаровывал своих товарищей. Поэтому часто объясняется, что Кришна аллегорически представляет душу, играющую на флейте медитации, чтобы загнать все мысли назад в их «загон» всеведения. «Бхагавад-Гита». «Песнь Господа». Это писание состоит из восемнадцати глав эпоса «.Махабхарата». Текст написан главным образом в форме диалога между аватаром Господом Кришной и его учеником Арджуной накануне исторической битвы при Курукшетре, ок. 300 г. до н.э. «Гита» представляет собой в равной степени аллегорию и духовный трактат о внутренней битве между добрыми и злыми наклонностями в человеке. В зависимости от контекста, образ Кришны олицетворяет гуру, душу или Бога, а образ Арджуны — преданного ученика, подвижника. Об этом святом тексте Махатма Ганди писал: «Медитирующие на 'Гите' будут ежедневно извлекать из нее свежую радость и новый смысл. Нет ни единой загадки, которую 'Гита' не могла бы распутать». Цитаты из «Бхагавад-Гиты» в английском тексте и сносках в этой книге приводятся в переводе Парамахансы Иогананды. Бхакти-йога. Духовная дисциплина, подчеркивающая всеобъемлющую любовь как главное средство достижения контакта с Богом и единения с Ним. См. Йога. Веданта. Буквально — «Окончание Вед»; философия Упанишад, или позднейшей части Вед. Шанкара (девятый век) был главным толкователем Веданты, где говорится, что Бог является единственной реальностью, а мироздание по сути своей иллюзорно. Поскольку человек является единственным из сотворенных существ, которое способно воспринимать Бога, его обязанность — стать божественным, то есть осознать свою подлинную природу. Веды. Четыре индуистских священных текста: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». В целом это тексты молитв, ритуалов и обрядов, направленных на обновление и одухотворение всех стадий человеческой жизни и всех сторон деятельности человека. В гигантской духовной литературе Индии Веды (слово образовано от санскритского глагола вид, «знать») являются единственными сочинениями, за которыми не признается ничье авторство. Считается, что «Ригведа» состоит из гимнов небесного происхождения, которые дошли до нас с древнейших времен на понятном нам языке. Четыре Веды являлись в откровении «провидцам» (риши) многих столетий. О них говорится, что они обладают нитьятвой — «вневременной завершенностью». Высшее Я. Когда «Я» пишется с заглавной буквы, оно означает атман, или душу, в отличие от «я», то есть личности, мам это. Высшее Я является индивидуально проявляющимся Духом, чья природа — вечно сущая, вечно осознанная, вечно новая радость. Переживание этих божественных качеств душевной природы достигается посредством медитации. Гора Вашингтон (Маунт Вашингтон). Место расположения главного («материнского») центра и международной штаб-квартиры Братства Самопознания (индийского общества «Йогода-Сатсанга») в Лос-Анджелесе. Часто используется как название штаб-квартиры. Это поместье площадью в 12,5 акра было приобретено в 1925 году Парамахансой Йоганандой. Он превратил его в обучающий центр монашеского ордена Самопознания и в административный центр распространения по всему миру древнего учения крийя-йоги. Гуны. Три качества Природы: тамас, раджас и саттва — противодействие, активность и расширение; или масса, энергия и интеллект, В человеке три гуны проявляются как невежество, или инерция; активность, или борьба; и мудрость. Гуру Братства Самопознания. Учителями Братства Самопознания (индийского общества «Йогода-Сатсанга») являются Иисус Христос, Бхагаван Кришна и линия преемственности выдающихся мастеров современности, которую составляют Махаватар Бабаджи, Лахири Махасайя, С вам и Шри Юктешвар и Парамаханса Йогананда. Неотъемлемой частью миссии Братства Самопознания является демонстрация принципиального единства учений Иисуса Христа и йогических наставлений Бхагавана Кришны. Все эти Гуру своими высшими учениями и деятельностью вносят вклад в достижение цели. Братства Самопознания: обучить все человечество практической духовной науке богопознания. Гуру. Когда подвижник готов к серьезному поиску Бога, Господь направляет к нему гуру и ведет его через мудрость, интеллект, Самопознание и учения этого мастера. Следуя наставлениям мастера и предписываемой им дисциплине, ученик способен осуществить желание своей души о вкушении манны восприятия Бога. Такой гуру, следуя предписаниям Бога, помогает подлинным ищущим утолить свою глубочайшую душевную жажду. Это не обычный учитель, а транспортное средство в человеческом облике, чьи тело, речь, ум и духовность Бог использует в качестве канала для привлечения и водительства заблудших душ обратно на их бессмертную родину. Гуру представляет собой воплощение истин, о которых говорится в писаниях. Это проводник к спасению, назначенный Богом в ответ на запрос подвижника об освобождении от материальных пут. См. Мастер. Гурудэва. «Божественный учитель», термин на санскрите, которым традиционно пользуются в качестве почтительного упоминания своего духовного наставника. Иногда переводится на европейские языки как «мастер». Джадава Кришна. Джадава — название племени, царем которого был Бхагаван Кришна. Часто используется, наряду со многими другими, в качестве имени Кришны. См. Бхагаван Кришна. -джи. Суффикс, выражающий почтение. Добавляется к именам и титулам выдающихся людей в Индии; например, Гандиджи, Парамаханса джи, Гуруджи. Джняна-йога. Путь к единению с Богом через преображение распознающей силы интеллекта во всеведущую мудрость души. Дикша. Духовное посвящение; от санскритского глагола дикш, «посвящать себя». См. также Ученик и Крийя-йога. Духовный глаз. Единственный глаз интуиции и вездесущего восприятия в Христовом (Кутастха) Центре (аджня чакра) между бровями. Погруженный в глубокую медитацию подвижник видит духовный глаз в виде кольца золотого света, окружающего молочно-голубую сферу, в центре которой находится белая пятиконечная звезда. На микрокосмическом уровне эти формы и цвета олицетворяют соответственно вибрационную сферу творения (космическую Природу, Святого Христа); Бога-Сына, или божественный Интеллект в творении (Христово Сознание), и Духа, пребывающего за пределами вибрации и творения (Бога-Отца). Духовный глаз служит входом в предельные состояния высшего сознания. По мере того как сознание йогина, погруженного в глубокую медитацию, проникает через духовный глаз в одну за другой вышеуказанные сферы, он последовательно переживает следующие состояния: сверхсознание, или вечно новую радость осознания души и единство с Богом как Аум (см.) или Святой Дух; Христово Сознание, единство с космическим разумом Бога во всем творении; и космическое сознание, союз с вездесущим Богом, пребывающим как в вибрационном проявлении, так и за его пределами. См. также Состояния сознания, Сверхсознание, Христово Сознание. Объясняя стих в книге пророка Иезекиила (43:1—2), Парамаханса Иогананда писал: «Через божественный глаз во лбу ('восток') йогин направляет свое сознание в вездесущность, слыша слово, или Аум, божественный звук 'многих вод' — вибрации света, составляющие единственную реальность творения». У Иезекиила это описано следующим образом: «И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его». О духовном глазе говорил и Иисус: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло... Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Евангелие от Луки, 11:34—35). Душа. Дух, проявляющийся индивидуально. Душа является истинной и бессмертной природой человека и любого живого существа. Она лишь временно скрыта в облачении каузального, астрального и физического тел. Природой души является Дух — вечно сущая, вечно сознательная, вечно новая Радость. Дхарма. Вечные принципы праведности, на которых зиждется все творение; неотъемлемая обязанность человека жить в гармонии с этими принципами. См. также Санатан Дхарма. Дыхание. «Приток неисчислимых космических потоков в человека через дыхание поселяет беспокойство в его уме, — писал Парамаханса Йогананда. — Таким образом, дыхание связывает его со скоротечными феноменальными мирами. Для того чтобы избежать печали непостоянства и войти в блаженную сферу Реальности, йогин учится успокаивать свое дыхание с помощью научной медитации». Жизненная сила. См. Прана. Жизнетроны. См. Прана. Журнал Самопознания. Ежеквартальный журнал, издаваемый Братством Самопознания; в нем публикуются беседы и писания Парамахансы Йогананды, а также другие духовные, практические и информационные статьи, обладающие актуальным содержанием и непреходящей Ценностью. В них регулярно печатаются сатсанеи (неформальные духовные беседы) Шри Дайи Маты, президента Братства Самопознания. Индийское общество «Йогода-Сатсанга». Название, под которым Братство Самопознания известно в Индии. Общество было основано в 1917 году Парамахансой Йоганандой. Его штаб-квартира, Йогода Матх, расположена на берегу Ганга в Дакшинешваре, близ Калькутты. У общества «Йогода-Сатсанга» есть множество отделений, в том числе в деревне Ранчи (штат Бихар). Помимо медитационных центров и отделений по всей Индии, при обществе действуют двадцать два учебных заведения — от начальных школ до колледжей. Буквальный смыл слова йогода, составленного Парамахансой Йоганандой: «даруемое йогой». Иначе говоря, это слово означает Самопознание. Сатсанга переводится как «высшее братство» или «единение с Истиной». Для Запада Парамахансаджи перевел индийское название как «Братство Самопознания» (см.). Интуиция. Всеведущая способность души, благодаря которой возможно непосредственное восприятие истины без посредничества чувств. Йога. От санскритского йудж, «союз», «узы». Высочайшим смыслом слова йога в индуистской философии является союз Индивидуальной души с Духом, достигаемый благодаря научным методам медитации. Кроме того, этим словом называется одна из шести традиционных систем индуистской философии (Веданта, Мимамса, Санкхья Вайсесика, Ньяйя и Йога). Существуют разные системы йогических методов: хатха-йога, мантра-йога, лайя-йога, карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Раджа-йога, то есть «царская», или полная йога, преподается в Братстве Самопознания. Бхагаван Кришна передал ее своему ученику Арджуне. В «Бахагавад-Гите» сказано: «Йог выше аскетов, даже выше мудрецов, йог выше человека действия; посему стань ты йогом, о Арджуна!» (VI:46). Мудрец Патанджали, самый выдающийся толкователь йоги, выделил восемь существенных моментов достижения раджа-йогином самадхи, или союза с Богом: (1) яма, моральные нормы, (2) нияма, религиозные предписания, (3) асана, правильная поза, (4) пранаяма, управление праной, тонкими жизненными потоками, (5) пратаяхата. Отключение чувств от внешних объектов, (6) дхарана, концентрация, (7) дхьяна, медитация, и (8) самадхи, сверхсознательное переживание. Йогин. Практикующий йогу (см.). Всякий, кто применяет научные техники достижения божественного осознания, является йогином. Он может быть женатым или холостым, мирским человеком или формально посвященным в монашеский орден. Карма. Воздействие прошлых поступков, совершенных в этой или в предыдущих жизнях. Происходит от санскритского глагола кри, «делать». Уравновешивающим законом кармы, как ом толкуете в писаниях индуизма, является действие и противодействие, причина и следствие, что посеешь — то и пожнешь. Каждый человек своими помыслами и делами является кузнецом своей судьбы. Любая сила, которую он — мудро или нет — запустил в действие, должна вернуться к нему как к стартовой точке, таким образом завершая круг действия. Понимание кармы как справедливого закона способствует освобождению ума от возмущения Богом и людьми. Карма человека следует за ним от воплощения к воплощению до тех пор, пока она не исчерпается или не будет преодолена духовными усилиями. См. Перевоплощение. Действия многих людей в сообществах, народах и в мире в целом образуют коллективную карму, оказывающую локальные или глобальные воздействия на человечество в зависимости от перевеса накопленного добра или зла. Следовательно, мысли и поступки любого человека вносят свой вклад в накопление добра или зла, определяя судьбы народов и всего мира. Карма-йога. Путь к Богу через служение и действие без привязанности к его результатам. Бескорыстное служение, отказ от результатов своих действий ради Господа, а также отношение к Богу как к единственному Делателю освобождают подвижника от власти эго и ведут его к переживанию союза с Богом. См. Йога. Каста. Первоначально каста была не наследуемым статусом, а классификацией, основанной на естественных способностях человека. В своей эволюции человек проходит через четыре различные стадии. Мудрецы Древней Индии дали этим типам человека названия: судра, вайсья, кшатрия и брамин. Судра интересуется главным образом удовлетворением своих телесных потребностей и желаний; более всего его уровню развития подходит физический труд. Вайсья стремится к мирским достижениям в той же мере, как и к удовлетворению чувств; у него более высокие творческие способности, чем у судры, и он предпочитает заниматься сельским хозяйством, бизнесом, искусством и любым другим видом деятельности, в котором находит выражение его умственная энергия. Кшатрия, осуществивший на протяжении многих прошлых жизней все желания судры и вайсьи, начинает искать смысл жизни; он пытается преодолеть свои вредные привычки, добиться контроля над чувствами и творить благо. Кшатрии часто бывают благородными правителями, государственными деятелями, воинами. Брамин, преодолев свою низшую природу, склонен к духовному поиску. Познав Бога, он обретает способность обучать других и помогать им освободиться. Каузальное тело. По сути своей человек, будучи душой, является существом с каузальным телом, которое служит идеей-матрицей для его астрального и физического тел. Каузальное тело состоит из 35 элементов-идей, соответствующих 19 элементам астрального тела и 16 основным материальным элементам физического тела. Каузальный мир. За физическим миром материи (атомы, протоны, электроны) и тонким миром светоносной жизненной энергии (жизнетроны) простирается каузальный мир, или мир идей (мыслетроны). Человек, эволюционировавший до такой степени, чтобы преодолеть пределы физической и астральной вселенных, обитает в каузальной вселенной. В сознании каузальных существ физические и астральные вселенные воспринимаются в их мысленной сути. Все то, что физический человек может сделать в воображении, каузальный человек может сотворить реально. Единственным ограничением является сама мысль. В конечном счете человек отбрасывает и последнюю оболочку души — свое каузальное тело, — чтобы объединиться с вездесущим Духом, пребывающим за пределами любых вибрационных сфер. Космическая разумная вибрация. См. Аум. Космическая энергия. См. Прана. Космический Звук. См. Аум. Космический мираж. См. Майя. Космическое Сознание. Абсолют, трансцендентный творению; а также медитационное состояние самадхи единства с Богом как вне вибрационного творения, так и в нем. См. Троица. Крийя-йога. Священная духовная наука, разработанная в Индии несколько тысячелетий назад. Включает в себя конкретные методы медитации, последовательное применение которых ведет к осознанию Бога. Как объяснял Парамаханса Иогананда, основу слова крийя составляет санскритский глагол кри — «делать, действовать и противодействовать»; тот же корень присутствует и в слове карма, обозначающем природный принцип причины и следствия. Таким образом, понятие крийя-йога означает «союз (йога) с Бесконечным через конкретное действие или ритуал (крийя)». Крийя-йогу восхваляют Кришна в «Бхагавад-Гите» и Патанджали в «Йога-сутре». Возрожденная в новые времена Махаватаром Бабаджи (см.), крийя-йога представляет собой дикшу (духовное посвящение), которую дают Мастера Братства Самопознания. После махасамадхи (см.) Парамахансы Йогананды дикшу может передавать назначенный им президент Братства Самопознания — индийского общества «Йогода-Сатсанга» (или любой, кого назначает президент). Для получения дикши студенты Братства Самопознания обязаны выполнить определенные предверительные духовные требования. Получивший дикшу является крийя-йог ином или крийябаном. См. также гуру и ученик. Кришна. См. Бхагаван Кришна. Лайя-йога. йогическая система, учит восприятию определенных астральных звуков, таких, как космический звук Аум, ведущих к союзу с Богом. См. Аум и Йога. Лахири Махасайя. Лахири было семейным именем Шьямы Чарана Лахири (1828—1895). Религиозный титул махасайя означает на санскрите «обладатель обширного ума». Лахири Махасайя был учеником Махаватара Бабаджи и учителем Свами Шри Юктешвара (учителя Парамахансы Йогананды). Будучи христоподобным мастером-чудотворцем, он был также семьянином и деловым человеком. Своей миссией считал ознакомление современных людей с доступной им йогой, в которой медитация уравновешена правильным исполнением мирских обязанностей. Его также называли Йогаватар, что означает «воплощение йоги». Лахири Махасайя был учеником Бабаджи, которому тот открыл древнюю, почти утерянную науку крийя-йоги (см.) и дал указание посвящать в нее искренних ищущих. О жизни Лахири Махасайи рассказано в «Автобиографии йогина». Майя. Мираж, сила иллюзии, присущая самой структуре мироздания, посредством которой Один проявляется как многие. Майя является принципом относительности, обращения, контраста, дуализма, дихотомии противоположных состояний, «Сатаной» (буквально на древнееврейском языке это слово означает «враг») ветхозаветных пророков и «дьяволом», которого Христос называл «человекоубийцей» и «лжецом», ибо «нет в нем истины» (Евангелие от Иоанна, 8:44). Парамаханса Иогананда писал: «На санскрите майя означает 'измеряющий'; это волшебная сила в творении, благодаря которой в Неизмеримом и Безраздельном видимым образом проявляются ограничение и разделение. Майя это сама Природа — феноменальные миры, чья скоротечность представляет собой антитезу божественной Неизменности. В божественном Промысле и божественной Игре (лила) единственным назначением Сатаны, или майи, является попытка отвлечь человека материей от Духа, нереальным от Реальности. 'Сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола'. (Первое послание Иоанна, 3:8). Это означает, что проявление в собственном бытии человека Христова Сознания без всяких усилий разрушает мираж 'дел диавола'. Майя это вуаль, завеса, мимолетность, непостоянство в Природе, беспрерывное становление творения; каждый человек должен поднять эту вуаль, чтобы увидеть за ней Творца, Неизменного, вечную Реальность». Мантра-йога. Божественное единение, обретаемое посредством повторения с глубоким усердием и концентрацией особых звуков, обладающих благотворной вибрационной силой. См. Йога. Мастер. Достигший владения собой. Парамаханса Йогананда указывал, что то, что «главными качествами мастера являются не физические, а духовные качества... Доказательством того, что человек является мастером, служат его способность по своему желанию входить состояние без дыхание (сабикальпа самадхи) и обретение неизменного блаженства (нирвикалыга самадхи). См. самадхи. Далее Парамахансаджи разъясняет: «Во всех писаниях говорится, что Господь сотворил человека по Своему всемогущему образу и подобию. Контроль над целой вселенной кажется чем-то сверхъестественным, однако в действительности способность к этому естественным образом присуща любому человеку, сумевшему правильным образом вспомнить свое божественное происхождение. Люди богопознания преодолели принцип эго (аханкару) и возникающие из него личные желания. Поступки подлинных мастеров без всякого усилия с их стороны согласуются с ритой, естественной праведностью. Как сказал Эмерсон, 'все великие становятся не добродетельными людьми, но самой Добродетелью, достигая цели творения и удовлетворяя Господа'». Махаватар Бабаджи. Бессмертный махаватар («великий аватар»), давший Лахири Махасайе в 1861 году посвящение крийя-йоги (см.) и тем самым возродивший для человечества эту древнюю технику спасения. Оставаясь вечно юным, он многие столетия жил в Гималаях, наделяя мир постоянным благословением. Оказывал помощь многим пророкам при осуществлении их особой миссии. Ему было дано множество титулов, указывающих на его духовный масштаб, но сам махаватар обычно предпочитал простое имя Бабаджи, образованное от санскритского баба, «отец», с добавлением почтительного суффикса джи. В «Автобиографии йогина» приводится много подробностей о его жизни и духовном подвижничестве. См. Аватар. Махасамадхи. Великое (на санскрите — маха) самадхи, последняя медитация мастера, или сознательное единение его с Богом, при котором он сливается с космическим Аум, отбрасывая физическое тело. Мастеру заранее ведом момент предназначенного ему Богом ухода из телесного обиталища. См. Самадхи. Медитация. Обычно под медитацией понимается внутреннее сосредоточение с целью восприятия Бога. Подлинной медитацией, дхьяной, является сознательное постижение Боги через интуитивное восприятие. Оно достигается лишь после того, как подвижник утвердился в своей способности к фиксированной концентрации, с помощью которой он отсоединяет свое внимание от чувств, и чувственные впечатления внешнего мира больше не могут его отвлечь. Дхьяна это седьмая ступень Восьмеричного Пути Йоги Патанджали. Восьмой ступенью является самадхи, единение с Богом. См. Патанджали. Парамаханса. Духовное звание мастера (см.). Его может дать только истинный гуру своему квалифицированному ученику. Буквально парам аханса означает «высший лебедь». В индуистских писаниях лебедь (ханса) олицетворяет силу духовного распознавания. Свами Шри Юктешвар даровал этот титул своему любимому ученику Йогананде в 1935 году. Парамгуру. Буквально «высший гуру» или «великий гуру»; учитель учителя. Для учеников Парамахансы Йогананды термин парам» гуру относится к Шри Юктешвару. Для Парамахансаджи он означал Лахири Махасайю. Махаватар Бабаджи был парам-парамгуру Парамахансаджи. Патанджали. Древний толкователь йоги, разъяснивший принципы йогического пути в своих «Йога-Сутрах», разделив его на восемь ступеней: (1) моральные предписания (яма), (2) правильное восприятие (нияма), (3) медитационная поза (асана), (А) контроль жизненной силы (пранаяма), (5) обращение ума вовнутрь (пратаяхата), (6) концентрация (дхарана), (7) медитация (дхьяна), (8) союз с Богом (самадхи). Перевоплощение. Доктрина, разработанная в священных писаниях индуизма, согласно которой человеческие существа, запутавшись в паутине своих неосуществленных материальных желаний, вынуждены вновь и вновь возвращаться к земному существованию до тех пор, пока осознанно не восстановят свой статус Божьих чад. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон» (Откровение св. Иоанна, 3:12). Ранняя христианская церковь признавала принцип перевоплощения; его разъясняли гностики и многочисленные отцы церкви, включая Клемент» Александрийского, Оригена и св. Иеронима. Доктрина о перевоплощении была впервые объявлена ересью в 533 году н.э. на Втором Соборе в Константинополе. Сегодня многие западные мыслители склоняются к приятию концепции закона кармы (см.) и перевоплощения, усматривая в них всеобъемлющее и утешительное объяснение кажущихся несправедливостей жизни. Прана. Проблески разумной жизнетворной энергии, более тонкой, чем атомная; индуистские духовные трактаты называют их Прана — словом, которое Парамаханса Йогананда перевел как «жизнетроны» (lifetrons). По сути, жизнетроны являются уплотненными мыслями Бога, субстанцией астрального мира (см.) и жизненным принципом физического космоса. В физическом мире проявлены два вида праны: (1) космическая вибрационная энергия, присутствующая повсеместно во вселенной, структурирующая все объекты и поддерживающая их существование; (2) конкретная прана, или энергия, пропитывающая тело любого человека и поддерживающая его жизнедеятельность. Проявляется пятью потоками, или функциями. Поток, называемый пран, выполняет функцию кристаллизации,- поток вьян — функцию циркуляции, саман — ассимиляции, удан — метаболизма и апан — выделения. Пранам. Принятая в Индии форма приветствия. Произносящий его складывает перед грудью прижатые друг к другу ладони так, чтобы их основания находились на уровне сердца, а кончики пальцев касались лба. Иногда одного этого жеста достаточно для выражения пранама. Буквально слово пранам означает «полное приветствие» и образовано от санскритского глагола нам, «приветствовать или склоняться», и префикса пра, «полностью, всецело». Пранам является самым распространенным приветствием в Индии. При обращении к монахам и другим духовным людям его обычно сопровождают произнесением слова «Пранам». Пранаяма. Осознанное управление праной (творческой вибрацией, или энергией, активизирующей и поддерживающей жизнь в теле). Йогическая наука пранаямы является непосредственным способом сознательного отключения ума от жизненных функций и чувственного восприятия, привязывающих человека к сознанию тела. Таким образом пранаяма освобождает сознание для единения с Богом. Все научные техники, ведущие к союзу души и Духа, можно считать разновидностями йоги, а пранаяма является величайшим йогическим методом обретения этого высшего союза. Продолговатый мозг. Основная точка входа жизненной энергии (праны) в тело; седалище шестого цереброспинального центра, чья функция — получать и направлять входящий поток космической энергии. Жизненная сила хранится в седьмом центре (сахасрара), расположенном в верхней части мозга. Из этого резервуара она распределяется по всему телу. Тонкий центр в продолговатом мозге служит главным переключателем, контролирующим вход, хранение и распределение жизненной силы. Раджа-йога. «Царская» йога, высочайший путь к единению с Богом. Обучает научной медитации (см.) как высшему методу осознания Бога и включает в себя самые сущностные формы йоги. Учение Раджа-йоги Братства Самопознания очерчивает жизненный путь, ведущий к полному раскрытию потенциальных возможностей тела, ума и души; зиждется на медитации крийя-йоги (см.). См. Йога. Риши. «Видящие», выдающиеся существа, проявившие божественную мудрость. Чаще всего термин применяется по отношению к мудрецам Древней Индии, которым интуитивным путем были открыты Веды. Садхана. Путь духовной дисциплины; конкретные наставления и практики медитации, предписанные гуру его ученикам. Ученики, следующие им, в конечном счете приходят к осознанию Бога. Самадхи. Высочайшая стадия Восьмеричного Пути Йоги, предложенного мудрецом Патанджали (см.). Самадхи обретается, когда медитирующий, сам процесс медитации (в котором ум отключен от чувств благодаря обращению вовнутрь) и объект медитации (Бог) становятся Одним. Парамаханса Иогананда объяснял, что «в начальных состояниях единения с Богом (сабикальпа самадхи) сознание подвижника погружается в Космический Дух; его жизненная сила отключается от тела, которое в результате выглядит «мертвым», то есть неподвижным и лишенным гибкости. Иогин полностью осознает свое телесное состояние приостановленной жизнедеятельности. Од
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.015 с.) |