Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение и деятельность человека.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Духовный мир личности. Духовный мир человека учёные нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств и воли. Духовный мир личности индивидуален и неповторим. Духовный мир личности (микрокосмос человека) – целостное и в тоже время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему. Её элементами являются: - духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т.д.; - знания о природе, обществе, человеке, самом себе; - убеждения, твёрдые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях и сферах; - вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т.е. бездоказательное признание правильности какого-либо положения); - способность к тем или иным формам социальной деятельности; - чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу; - цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности; - ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и к самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Современная цивилизация вырабатывает универсальные общечеловеческие ценности в основе, которых лежит гуманизм. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.
2.Духовная деятельность. Духовная деятельность – это деятельность человека, направленная на изменение сознания людей. Условно духовную деятельность можно разделить на духовно-теоретическую и духовно-практическую. а) духовно-теоретическая деятельность; Духовно-теоретическая деятельность связана с производством духовных ценностей (мыслей, идей, теорий, норм, идеалов, образов). Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей, которые воздействуя на сознание людей обеспечивают рост духовной культуры человека. Особенности духовного производства: - духовное производство стоит в основе материального производства; - духовное производство связано с физическими усилиями; - духовное производство – это результат творческой деятельности; - в духовном производстве важен не только результат, но и сам процесс; - духовное производство часто нацелено на будущее; б) духовно-практическая деятельность; Духовно-практическая деятельность связана с сохранением, воспроиз- ведением, распространением, а так же потреблением духовных ценностей. Духовно-практическая деятельность очень тесно связана с духовно-теоре- тической деятельностью, т.к. последняя доносит и сохраняет духовные ценности для людей. - сохранение и распространение духовных ценностей: музеи, библиотеки, архивы, школа, СМИ; - духовное потребление, в основе которого лежат потребности в знаниях, общении, эстетическом удовольствии; Особенности духовного потребления: - духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становясь его принадлежностью; - восприятие духовных ценностей носит творческий характер и является процессом духовного производства; Духовное потребление зависит от: - общественных условий и духовных запросов; - уровня образованности и общей культуры; - материальных возможностей; - моды;
3.Мировоззрение. Во многом духовный мир человека определён его мировоззрением, которое формируется и влияет на духовную деятельность. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. На мировоззрение большое влияние оказывает эпоха, культура, социальная принадлежность, этнографическая принадлежность и психологические особенности. Структура мировоззрения:
Менталитет + Убеждения + Вера Менталитет – совокупность итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания. Т.е. это итоговый «сплав», который определяет духовный мир человека в целом. Убеждения – твёрдые знания об окружающем мире, доказанные практикой. Вера – неточные знания, основанные на интуиции. Типы мировоззрения: - обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности (житейское мировоззрение). Это мировоззрение формируется стихийно и опирается только на личный житейский опыт. Самое распространённое мировоззрение. - религиозное мировоззрение формируется на основе религиозного учения, формируется целенаправленно и отражает картину мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание и спасение души; - научное мировоззрение опирается на достижения науки и формирует научную картину мира, обобщает итоги достижений человеческого сознания, очень связано с практической деятельностью людей. Такое мировоззрение наиболее перспективно для прогрессивной деятельности; -гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале; - творческое мировоззрение отражает художественное восприятие окружающего мира, способствует созданию нечто качественно нового о отношению к окружающему миру;
4.Мировоззрение и деятельность человека. - мировоззрение даёт человеку ориентиры для его практической и теоретической деятельности (одна из проблем – принять мир таким, какой он есть или попытаться изменить его); - мировоззрение даёт понимание того, как достичь намеченных ориентиров, вооружает людей методами познания и деятельности («Метод подобен фонарю, который освещает дорогу путнику. Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник блуждающий во тьме» Р.Декарт); - мировоззрение помогает найти истинные ценности жизни и культуры, смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия;
Лекция № 13. Познание как деятельность. План. Познавательная деятельность. а) виды познания; б) способы познания; Истина как основная цель познания. а) виды истины; б) критерии истины; Формы познания. а) научное познание; б) ненаучное познание; в) социальное познание; г) самопознание; 1.Познавательная деятельность. Познание – процесс постижения человеком и обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности. Познание – духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Гносеология – наука о познании, раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей.
Структура познания: Мотив Способы воздействия Рефлексия Субъект Объект Знание Объект познания – явления объективной реальности (бытия), вовлекаемое в орбиту жизнедеятельности человека. Область познания – мир природы, мир социума (общества), внутренний мир человека. Субъект познания – человек и человечество в целом. - субъект и объект познания находится в постоянном взаимодействии, и противостоят друг другу как постигающее и постигаемое; - познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Объект включается в опыт субъекта, отображается в нём; - объект познания независим от субъекта познания: его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека; - субъект познания относительно независим от объекта познания, его деятельность активна, осмысленна и произвольна (свобода выбора объекта и стратегии познания), поэтому в объекте познания всегда остаётся нечто непознанное субъектом; Способы воздействия: * мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщённым отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно- действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлечённое, теоретическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания. Мышление неразрывно связано с языком и речью. * сознание – это свойство мозга, нервные процессы головного мозга, которые способствуют отражению объективной реальности и информации об окружающем мире и о себе. * объяснение – раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями и установление закономерностей. * описание – упорядоченное изложение процессов и результатов познания с помощью определённых систем обозначений (слова, символы, матрицы, графики. * понимание – раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, придание человеком смысла предмету познания, интерпретация результатов познания. Рефлексия – обращение, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни, а также выяснение того, как другие члены общества знают и понимают его. С помощью рефлексии достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены. Знание – это результат познавательной деятельности, наличие определённой информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Глубина познания зависит от того, какие цели и вопросы к познаваемому объекту ставит субъект. Фомами знания являются мифология, религия, наука, мораль, понятия, символы, художественные образы. Виды знания: - перциптивное – основанное на контакте органов чувств; - рациональное – основанное на теоретических умозаключениях; - предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечение человека, продолжении рода; «Знание – сила» Ф.Бэкон. а) виды познания; - непроизвольное познание возникает в результате нашей повседневной жизни (маленький ребёнок обжёгся об утюг, мальчик разбил мячом окно); - организованное познание связано с целенаправленной познавательной деятельностью (исследование учёных, уроки в школе); б) способы познания; - чувственное познание осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром при помощи органов чувств: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние (Аристотель), существует ещё одно чувство, открытое позже – чувство равновесия.
Формы чувственного познания: * ощущение – отражение свойств предметов в результате воздействия на органы чувств; * восприятие – воздействие целостного образа предмета на органы чувств. Группы восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные; * представление – чувственный образ предмета, который сохраняется в сознании без непосредственного воздействия субъекта и объекта; - рациональное познание основано на способности логического мышления. Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума. Формы рационального познания: * сравнение – это мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении объектов с целью выявления черт сходства и различия; * уподобление – это мыслительная операция, которая заключается в выявлении сходных черт объекта познания с ранее известным объектом; * обобщение – это мыслительная операция, которая заключается в переходе от единичных признаков к общим более значимых; *отвлечение или абстрагирование – мыслительное выделение какого- либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств; Формы мышления: * понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные свойства и признаки предметов и явлений; * суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами; * умозаключение – логическая форма выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, а затем делается логический вывод (мышление + речь = суждение + суждение = умозаключение); Вывод: Сочетание чувственного и рационального познания позволяет создать полную картину об объекте познания.
2.Истина как основная цель познания. Истина – это соответствие мысли предмету (Р.Декарт); Истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона истины в том, что она не зависит от нас и является предпосылкой такой её черты, как конкретность (зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются); Субъективная сторона истина указывает на тот факт, что при получении истины в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего; Взгляды философов на истину: * Аристотель – отождествлял истину с реальностью, с высшей формой бытия: «В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине». * Скептицизм – философское направление, сомневающееся в познании истины и в её надёжности (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Скептики указывали на относительность познания и зависимость его от условий. * Агностики – философское направление, которое отрицало существование истины и возможность её познания (Гексли, Юм, Кант – «познаются только явления, а не «вещи в себе»). а) виды истины; Объективность истины заключается в её независимом существовании от воли и взглядах субъекта познания. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, то элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Такое знание вообще не достижимо по причине бесконечности мироздания в пространстве и во времени, познание не имеет границ («Истина подобна горизонту, сколько ты к ней идёшь, столько она отодвигается»). Относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. Каждая относительная истина содержит элементы абсолютной истины, из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна. Философы выделяют несколько видов истины в зависимости от видов знаний: обыденную, научную, нравственную, художественную и др. Прагматизм – философское воззрение, определяющее значимость знания практическими последствиями. Прагматизм считает положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни. Релятивизм – философское учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.
б) критерии истины; На протяжении долгой истории человечества философы разных стран решали проблему, что может быть мерилом истины, т.е. её критерием. Гегель – « действительность должна соответствовать абсолютной идее»; Материалисты – « соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия»; Кант – «критерий истины в её всеобщности и необходимости»; Декарт – «простота и ясность»; Эмпирики считали мерилом истины чувственное восприятие через опыты и эксперименты; Рационалисты считали критерием истины познание через разум и теоретические обоснованные знания; Практика является наиболее объективным критерием истины. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Её характеризуют следующие черты: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование окружающей действительности. В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы. Практика является объективным, но не универсальным критерием истины, т.к. не все истины можно доказать на практике (нравственные).
3.Формы познания. По ходу развития человечества возникли различные формы познания, которые определялись особенностями познающего субъекта, исторически сложившимися познавательными традициями. Выделяют следующие формы познания: - научное познание; - ненаучное познание; - социальное познание; - самопознание; а) научное познание; Научное познание – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Задача науки – найти причины явлений, объяснить сущность процессов, лежащих в основе фактов. Научное познание отличается от обыденного: - стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; - особым (научным) языком, используемым для их описания; - специфическими способами обоснования истинности полученных знаний; - желание получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений; Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический (научный) факт. Основными методами эмпирического познания являются: Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие исследуемого объекта; Эксперимент – исследование объекта путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или через изменение процесса в нужном направлении. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Формы теоретического познания: Научная проблема – осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удаётся объяснить при помощи старых теоретических знаний; Гипотеза – предположение о существовании какого-либо закона, который объясняет сущность новых фактов; Теория – система взаимосвязанных утверждений, законов науки, проверенная на практике; Научный закон – раскрывает необходимые, существенные, устойчивые отношения между явлениями; Принципы науки – основополагающие теоретические знания, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов; Парадигма – совокупность устойчивых принципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в определённый период истории. Она признаётся всем научным сообществом в качестве базисных образцов. Утверждение новой парадигмы – революция в науке; Методы теоретического познания: - абстрагирование; - обобщение; - анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части с целью познания; - синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого предмета; - индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему; - дедукция - метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному; - аналогия – сходство предметов по некоторым признакам; - моделирование – мыслительный эксперимент, когда предмет заменяется упрощённым изображением; Философское познание формирует общие представления о мире в целом, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Главная функция философии – духовная ориентация человека в мире. б) ненаучное познание; Самая ранняя форма познания, связана с непроизвольным познанием, когда человечество познавало мир на уровне чувственного понимания. * мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности, попытка человека объяснить окружающий мир исходя из своих языческих представлений. Мифы описывали творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, закрепляли привычные образцы поведения. Мифы дали начало сказкам, эпосам и были способом сохранение жизненного опыта народа (миф о Деметре и Персефоне, сказание о Брахме); * жизненная практика или опыт повседневной жизни – издавна люди не только пытались объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучались от неудач, добивались результатов, при этом они накапливали и определённые знания (древний человек строит плот, не зная закона Архимеда, ребёнок пользуется электроприбором, не зная принцип передачи); * народная мудрость и здравый смысл – в процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки и нормы поведения, такие обобщённые практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы («Куй железо, пока горячо», «Утро вечера мудренее» и т.д.). Здравый смысл составляет природное мышление и свойственно здоровому человеку.Здравый смысл – явление достаточно консервативное, оно меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако с течением времени изменения происходят; * паранаучное познание или околонаучное познание – изучение загадочных явлений, которые пока не поддаются объяснениям с точки зрения науки (НЛО, гипноз, полтергейст и т.д. и т.п.); * искусство связано с художественным освоением мира и выражает эстетическое отношение человека к действительности. Искусство создаёт гипотезу окружающего мира («Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, «Война и мир»). Узнать о прошлом можно в ходе раскопок, по документам, но это знание будет не полным, если не обратить внимание на развитие живописи, литературы, архитектуры. в) социальное познание; Социальное познание направлено на изучение общественной жизни, её законов и закономерностей, оно связано с произвольной и непроизвольной формой познания. Структура социального познания: Особенности социального познания: - субъективность; - трудность в выделении закономерностей; - ограниченность в экспериментах; - главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика; Пути социального познания: Конкретно-исторический путь: - принцип преемственности (изучение мануфактурного производства не возможно без знания ремесленного производства); - учёт своеобразия обществ; - изучение общественных явлений в их многообразных связях (Феодализм – это благо или зло?); - учёт исторических закономерностей; г) самопознание; Самопознание – это познание человеком самого себя, процесс, который занимает часто всю жизнь и относится к непроизвольному познанию. Этапы самопознания: - самоузнавание (различение себя от внешнего мира); - овладение личным местоимением «Я», формирование образа «Я» на основе ощущений и восприятия; - самосовершенствование (активное создание образа «Я»); - самореализация (проявления своего «Я» в деятельности); Средства самопознания: · самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу и способностям. Самооценка зависит от: - сопоставление образа реального «Я» с образом идеала; - мнения других людей; - отношения к собственным успехам и неудачам; Образ «Я» меняется на протяжении жизни и меняется самооценка. · самоисповедь – внутренний отчёт человека перед самим собой, о том, что происходит с нами и в нас. Исповедь помогает не только облегчить душу, но и вынести определённые уроки на будущее. Главное в исповеди – честность, абсолютная честность с самим собой – проявление нравственных начал в человеке; · формирование «Я- концепции» - относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы, себя в различных ситуациях, а также через мнение других людей;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.011 с.) |