Общество как сложная динамическая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как сложная динамическая система.



Лекция № 1

Общество как сложная динамическая система.

План.

Понятие «общество».

Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

б) институты общества;

Общественные отношения и их формы.

Социальные нормы.

1.Понятие «общество».

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают несколько значений этого термина.

*Общество – группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество автомобилистов, дворянское общество). Синонимы – организация, союз, объединение, сословие, класс.

*Общество – определённый этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, советское общество). Синоним – стадия, этап, период.

*Общество – объединение людей, проживающих на исторически сложившейся территории и обладающие общей культурой, языком, традициями и обычаями (английское общество, российское общество). Синонимы – народ, этнос, нация.

*Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Синоним – человечество.

*Общество – это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общество можно рассматривать как

- способ существования человека (производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация);

- функциональную динамичную систему (различные сферы в жизни общества);

- трансформационную систему (ПОС---рабовладельческое общество----феодальное общество);

О.Конт: «Все многообразные явления общественной жизни представляют разновидность совместной деятельности людей».

М.Вебер: «Основа жизни общества человеческое поведение, ориентированное на другого человека».

К.Маркс: «Общество- продукт взаимодействия людей, всё многообразие общественных явлений представляет тот или иной вид жизнедеятельности».

2.Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиции, оборот капиталов, всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы использовать, запускать в производство и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.

Политическая сфера включает в себя государственную систему управления обществом. К ней относятся президент и его аппарат, правительство и парламент, местные органы власти, армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партии.

Социальная сфера включает классы, социальные группы, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения и нормальное взаимодействие разных слоёв населения. В узком значении социальная сфера подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Духовная сфера включает в себя культуру, образование, науку, религию. К ней относятся университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины.

В обществе все сферы взаимосвязаны между собой.

б) институты общества;

Общественный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определённых нормах и стандартах поведения.

Характерные черты социальных институтов:

- объединение всех лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности;

- закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

- наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

- чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;

- интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;

Виды социальных институтов:

- семья;

- производство;

- государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);

- образование (школа, училища, ВУЗы);

- культурные учреждения (театр, библиотеки, музеи);

- религия (церковь);

- армия;

Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:

- воспроизводство рода;

- безопасность и социальный порядок;

- получение средств существования;

- получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;

- решение духовных проблем и смысла жизни;

Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.

 

3.Общественные отношения и их формы.

Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.

Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.

Формы общественных отношений:

- материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).

- духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).

- межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).

Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.

4.Социальные нормы.

Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.

Виды социальных норм:

- традиции и обычаи;

- религиозные нормы;

- моральные (нравственные) нормы;

- эстетические нормы;

- этические нормы;

- экономические нормы;

- политические нормы;

- правовые нормы;

Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.

Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.

Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.

Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.

Лекция 2

 

- английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

* на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему, которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:

- ядро;

- полупериферия;

- периферия;

Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;

Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;

Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;

Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:

- ядро – постиндустриальные общества;

- полупериферия – индустриальные общества;

- периферия – традиционные (аграрные общества);

Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.

 

2.Причины многообразия.

- различие природных условий и физической среды обитания людей.

Природная среда-----хозяйственная деятельность-----политическое устройство государства-----отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):

- историческая среда обитания общества, которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);

 

3.Противоречия современного мира.

Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.

Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).

 

4.Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.

Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).

Причины появления глобальных проблем:

- развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;

- перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);

- активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);

Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.

Категории глобальных проблем:

- экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).

Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;

- проблема войны и мира – угроза III мировой войны.

Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

· признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

· понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

- демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.

Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.

- проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;

- проблема международного терроризма;

- предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;

- проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

 

 

Лекция № 7.

План.

Лекция № 8.

Бытие человека.

План.

Мотив Цель

Субъект Действия+средства Объект Результат

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием потребностей и интересов человека и представляющая собой образ представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо. Потребности подразделяются на первичные (физиологические), вторичные (социальные, престижные), идеальные (духовные). Все эти виды потребностей взаимодействуют между собой.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие базисные потребности:

* физиологические (пища, дыхание, воспроизводство рода, одежда, жилище, отдых и т.д. и т.п.);

* экзистенциальные (безопасность существования, постоянство условий жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность завтрашнем дне);

* социальные (общение, социальные связи, забота и внимание, совместная деятельность);

* престижные (самоуважение, уважение и признание других, достижение успеха, карьерный рост);

* духовные (самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, поиск смысла жизни);

Социальные установки – общая ориентация человека на определённый социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определённым способом (установка на семью, на труд);

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;

Интересы – то, что важно в данный момент;

Классификация деятельности по М.Веберу в зависимости мотивов (см. лекцию № 3).

в) многообразие человеческой деятельности;

См. лекция № 3.

Трудовая деятельность – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном итоге преобразует самого человека, совершенствуя его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Игра – вид человеческой деятельности, ориентированной не столько на результат, сколько на сам процесс. Особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер. Роль игры в жизни человека велика, т.к. она является школой жизни для детей. Условность игры роднит её с искусством.

 

3.Творческая деятельность человека.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Наука, изучающая творческую деятельность, называется эвристика.

Творческие способности проявляются в различных сферах, но наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

 

Структура творчества:

Воображение + Фантазия + Интуиция + Бессознательное

Воображение позволяет предвидеть возможные изменения.

Фантазия – построение образа или наглядной модели и результата, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Интуиция – знания, условия, получения которых не осознаются.

Бессознательное = талант или вдохновение.

Но ни одно открытие не происходит на пустом месте. Этому могут предшествовать годы кропотливого труда («Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» П.И.Чайковский).

Этапы творчества:

- осознание проблемы, формулировка задачи;

- сбор и изучение информации;

- переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

- озарение: проблема решается с неожиданной стороны, решение обнаруживается там, где поначалу его не искали;

- проверка: она может быть логической или экспериментальной;

- оценка новизны найденного решения;

 

4.Предназначение человека: цель и смысл жизни.

Главная отличительная особенность человека – это возможность осознавать себя и то, что он делает, задумываться над происходящим и анализировать свои поступки.

Жизненный выбор – это предпочтение, отданное индивидом определённому способу удовлетворения своих потребностей и определённому способу самоотдачи. На жизненный выбор влияют воспитание, образование, общественное устройство. Но не только от общества зависит жизненный выбор, в нём осуществляется свободная воля человека, проявляются внутренние мотивы и ценности. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Образ жизни – это формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества. Образ жизни формируется под влиянием социально-экономических, культурных и природных условий человека. Понятие «образ жизни» отражает устойчивые черты жизни и деятельности определённых групп людей и отдельных индивидов.

Виды образа жизни: рабовладельческий, феодальный, сельский, городской, богемный, трудовой, пассивный, спортивный.

Смысл жизни – понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает, свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Проблема смысла жизни – одна из самых главных и сложных («Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» Ф.М.Достоевский).

Гедонистический смысл жизни ассоциируется с удовольствием (Аристипп, Эпикур).

Аскетический смысл жизни в подавление чувственных влечений и желаний (Диоген).

Смиренно-стоический смысл жизни – покорность, подчинённость, стойкость перед неотвратимостью судьбы (Иисус Христос).

Категорически императивный смысл жизни – жить в соответствии с нравственным законом (Кант).

Религиозный смысл жизни – самоотверженное служение Богу.

Действенно-гуманистический смысл жизни – реализация внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы.

Человек только сам может привнести смысл в свою жизнь и это происходит через самопознание и самореализацию.

Самопознание является одним из видов познавательной деятельности человека. Это познание, направленное на внутренний мир человека, на его собственное «Я».

Сократ обозначил проблему самопознания как самую главную проблему человеческой жизни. («Познай себя, и ты познаешь весь мир»).

Самореализация – это осуществление возможностей человека.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удаётся осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Лекция № 9.

План.

Деятельность и общение.

Общение и коммуникация.

Многообразие видов общения.

Функции общения.

1.Деятельность и общение.

Человек представляет собой существо социальное, поэтому для реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение. Сторонники первого взгляда ставят знак равенства между ними, так как общению присущи признаки деятельности. Другая точка зрения состоит в том, что деятельность и общение противопоставляются друг другу. Общение есть ничто иное, чем деятельность, оно может выступать как условие деятельности, свойство деятельности, но не как сама деятельность. Третья точка зрения рассматривает общение наряду с деятельностью как самостоятельное и равноправное явление. Какое из этих определений истинно.

 

 

ФОРМУЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Лекция № 10.

План.

Категории личности.

Межличностные отношения.

План.

Лекция № 12.

Духовный мир человека.

План.

Духовный мир личности.

Духовная деятельность.

а) духовно-теоретическая деятельность;

б) духовно-практическая деятельность;

Мировоззрение.

Лекция № 13.

Познание как деятельность.

План.

Формы познания.

а) научное познание;

б) ненаучное познание;

в) социальное познание;

г) самопознание;

1.Познавательная деятельность.

Познание – процесс постижения человеком и обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового.

Гносеология – наука о познании, раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей.

 

Структура познания:

Мотив Способы воздействия Рефлексия

Субъект Объект Знание

Объект познания – явления объективной реальности (бытия), вовлекаемое в орбиту жизнедеятельности человека.

Область познания – мир природы, мир социума (общества), внутренний мир человека.

Субъект познания – человек и человечество в целом.

- субъект и объект познания находится в постоянном взаимодействии, и противостоят друг другу как постигающее и постигаемое;

- познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Объект включается в опыт субъекта, отображается в нём;

- объект познания независим от субъекта познания: его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека;

- субъект познания относительно независим от объекта познания, его деятельность активна, осмысленна и произвольна (свобода выбора объекта и стратегии познания), поэтому в объекте познания всегда остаётся нечто непознанное субъектом;

Способы воздействия:

* мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщённым отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно- действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлечённое, теоретическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

* сознание – это свойство мозга, нервные процессы головного мозга, которые способствуют отражению объективной реальности и информации об окружающем мире и о себе.

* объяснение – раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями и установление закономерностей.

* описание – упорядоченное изложение процессов и результатов познания с помощью определённых систем обозначений (слова, символы, матрицы, графики.

* понимание – раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, придание человеком смысла предмету познания, интерпретация результатов познания.

Рефлексия – обращение, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни, а также выяснение того, как другие члены общества знают и понимают его. С помощью рефлексии достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены.

Знание – это результат познавательной деятельности, наличие определённой информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Глубина познания зависит от того, какие цели и вопросы к познаваемому объекту ставит субъект. Фомами знания являются мифология, религия, наука, мораль, понятия, символы, художественные образы.

Виды знания:

- перциптивное – основанное на контакте органов чувств;

- рациональное – основанное на теоретических умозаключениях;

- предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечение человека, продолжении рода;

«Знание – сила» Ф.Бэкон.

а) виды познания;

- непроизвольное познание возникает в результате нашей повседневной жизни (маленький ребёнок обжёгся об утюг, мальчик разбил мячом окно);

- организованное познание связано с целенаправленной познавательной деятельностью (исследование учёных, уроки в школе);

б) способы познания;

- чувственное познание осуществляется во взаимодействии человека с

окружающим миром при помощи органов чувств: вкус, осязание, зрение,

слух, обоняние (Аристотель), существует ещё одно чувство, открытое

позже – чувство равновесия.

 

Формы чувственного познания:

* ощущение – отражение свойств предметов в результате воздействия на

органы чувств;

* восприятие – воздействие целостного образа предмета на органы

чувств. Группы восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые,

обонятельные, осязательные;

* представление – чувственный образ предмета, который сохраняется в

сознании без непосредственного воздействия субъекта и объекта;

- рациональное познание основано на способности логического

мышления. Особенностью рационального познания является

доминирующая роль разума.

Формы рационального познания:

* сравнение – это мыслительная операция, которая заключается в

сопоставлении объектов с целью выявления черт сходства и различия;

* уподобление – это мыслительная операция, которая заключается в

выявлении сходных черт объекта познания с ранее известным объектом;

* обобщение – это мыслительная операция, которая заключается в

переходе от единичных признаков к общим более значимых;

*отвлечение или абстрагирование – мыслительное выделение какого-

либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или

какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;

Формы мышления:

* понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и

существенные свойства и признаки предметов и явлений;

* суждение – форма мышления, в которой отражается связь между

предметом и его признаком, между предметами;

* умозаключение – логическая форма выводного знания, рассуждение, в

ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое

суждение, а затем делается логический вывод (мышление + речь =

суждение + суждение = умозаключение);

Вывод: Сочетание чувственного и рационального познания позволяет

создать полную картину об объекте познания.

 

2.Истина как основная цель познания.

Истина – это соответствие мысли предмету (Р.Декарт);

Истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона истины в том, что она не зависит от нас и является предпосылкой такой её черты, как конкретность (зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются);

Субъективная сторона истина указывает на тот факт, что при получении истины в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего;

Взгляды философов на истину:

* Аристотель – отождествлял истину с реальностью, с высшей формой бытия: «В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине».

* Скептицизм – философское направление, сомневающееся в познании истины и в её надёжности (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Скептики указывали на относительность познания и зависимость его от условий.

* Агностики – философское направление, которое отрицало существование истины и возможность её познания (Гексли, Юм, Кант – «познаются только явления, а не «вещи в себе»).

а) виды истины;

Объективность истины заключается в её независимом существовании от воли и взглядах субъекта познания.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, то элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Такое знание вообще не достижимо по причине бесконечности мироздания в пространстве и во времени, познание не имеет границ («Истина подобна горизонту, сколько ты к ней идёшь, столько она отодвигается»).

Относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. Каждая относительная истина содержит элементы абсолютной истины, из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна. Философы выделяют несколько видов истины в зависимости от видов знаний: обыденную, научную, нравственную, художественную и др.

Прагматизм – философское воззрение, определяющее значимость знания практическими последствиями. Прагматизм считает положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни.

Релятивизм – философское учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

 

б) критерии истины;

На протяжении долгой истории человечества философы разных стран

решали проблему, что может быть мерилом истины, т.е. её критерием.

Гегель – « действительность должна соответствовать абсолютной идее»;

Материалисты – « соответствие наших представлений реальности,

тождество мышления и бытия»;

Кант – «критерий истины в её всеобщности и необходимости»;

Декарт – «простота и ясность»;

Эмпирики считали мерилом истины чувственное восприятие через опыты

и эксперименты;

Рационалисты считали критерием истины познание через разум и

теоретические обоснованные знания;

Практика является наиболее объективным критерием истины. Практика

представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с

окружающим его материальным миром. Её характеризуют следующие

черты: целенаправленность, предметно-чувственный характер,

преобразование окружающей действительности. В процессе практики

изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам

индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и

мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и

природы. Практика являет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.186 с.)