Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификационные признаки трудовой деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1)По содержанию труда: -физический; -умственный 2)По средствам труда: -ручной; -механизированный; -автоматизированный; -автоматический 3)По условиям труда: - комфортные; - экстремальные; - вредные; - опасные; 4)По организации труда: -статический; -динамический; -монотонный; -индивидуальный; -коллективный 5)По требованиям к субъекту труда: -уровень способностей, -профобразование, -профопыт,-состояние здоровья, -физическое развитие 12.Профессия. Специальность. "Четырехъярусная классификация профессий" на основе многофакторного принципа Е.А. Климова. Профессия – это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, требующая от него комплекса специальных теоретических навыков. Профессия – общность людей, занятых данным видом труда. Специальность – это конкретная форма дея-сти, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Климовым предложена «Четырехъярусная классификация профессий", которая построена на основе многофакторного принципа. Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем (предмет труда): 1) человек- живая природа – агроном, микробиолог и т.д 2) человек- техника – слесарь, механик и т.д 3) человек- чел – врач, учитель, продовец 4) чел- знаковая сис-ма – математик, редактор 5) чел- ху-дожественный образ –художник, артист. На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку целей труда: 1) гностические профессии – дегустатор, контролер, социолог 2) преобразующие профессии – мастер-животновод, токарь, учитель, бухгалтер 3) изыскательские профессии – летчик-наблюдатель, воспитатель, программист. На третьем ярусе каждый из предыдущих классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий труда: 1) профессия ручного труда – ветеринар, слесарь 2)профес машинно-ручного труда - токарь, водитель автомобиля 3)профес, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем – оператор станков с программным управлени-ем, авиадиспетчер 4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда – актер, акробат На четвертом ярусе в каждом из отделов профессий выделяют 4 группы профессий по признаку условий труда: 1)работа в условиях микроклимата, близких и бытовым – лаборанты, бухгалтера 2)работа на открытом воздухе – агроном, монтажник, инспектор ГАИ 3)работа в необычных условиях – водолаз, высотник, шахтер 4)работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – воспитатель, учитель, следователь
13. Классификация по принципу: различий объектных систем, целей труда, основных орудий (средств) труда, условий труда. Формула профессии. 1. По предмету, объекту труда: - биономические (чел.-природа).- технономические (чел.-техника) - социономические (чел.-чел.) - сигнономические (чел. знаковая система) - артономические (чел.-художествен.образ) 2. По цели труда: - гностические профессии (цель – распознавание объектов и классификация: дегустатор, лаборант в клинике, контролер технической продукции, сортировщик изделий, врач-ренгинолог) - преобразующие (агроном, зоотехник; водитель, токарь, слесарь; учитель, тренер, экскурсавод) - изыскательские (исследовательские профессии, биологические, летчик-испытатель, инженер-конструктор, художник-дизайнер) 3. По признаку основных средств труда: - вещественные орудия труда (внешние по отношению к работнику труда, материальные средства взаимодействия с объектом труда: профессии ручного труда (слесарь, картограф), машинно-ручного труда (шофер, токарь, врач-стоматолог), автоматизированный труд(операторские профессии) - невещественные (функциональные) орудия труда (психологические средства труда: мыслительные процессы, алгоритмы и схемы выполнения действий) 4. По условиям труда: - в неблагоприятных условиях: на открытом воздухе в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей - профессии, которые реализуются в обычных и комфортных условиях, близкие к бытовым: лаборант, бухгалтер - в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах - в условиях повышенной опасности за жизнь и здоровье людей, за сохранение ценностей (воспитатели, врачи) Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессии. Например, токарь – Т(технономическая), П(преобразующ.), М(машинно-ручная),Б(условия бытового типа)
14. Выбор профессии. Стадии процесса профессионального самоопределения. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии, и соотнесения их с требованиями профессии. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. И субъект (тот, кто выбирает) и объект (то, что выбирают) обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. С позиций личностного подхода выделяют 4 стадии процесса профес. самоопределения: 1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст) 2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии 3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений 4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом Таким обр, профессиональн. самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессион. деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Психология развития отождествляет начало профессиональн. самоопределения - 1 этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя разные профес. роли. 2 этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями 3 этап – подростков.и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профес., когда разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей. 4 этап – практическое принятие решения, включающее определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональн. подготовки и выбор специальности.
15. Основные факторы выбора профессии (субъективные и объективные). Интересы как самый значимый мотив выбора профессии. Способности. Субъективные факторы выбора профессии: - интересы (познавательный, профессиональный) – склонности, - способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельн.),- темперамент,- характер Объективные факторы включают в себя: - уровень подготовки (школьная успеваемость) - состояние здоровья - информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональн. деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Важное значение имеют общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции. Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности, от него зависит, какие именно факторы станут ведущими. Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессиональн. самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельн. и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательн. интересов возникают интересы к профессии, направленные на определенный вид трудовой деятельн. и отличающиеся высокой устойчивостью. Профессиональн. интересы требуют проверки в конкретной деятельн., что на практике часто затруднено. Также важным фактором в выборе профессии являются способности. Часто поблему способностей связывают с одаренностью, талантом, однако столь высокие требования к субъекту выбора профессии предъявляет сравнительно небольшая группа профессий. Гуревич выделяет 3 вида профессий: 1. Профессии, где каждый здоровый чел. может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности. 2. Профессии, в которых далеко не каждый чел. может добиться нужной эффективности. 3. Профессии, котор. по своей сущности предполагают достижения высших ступеней мастерства (предъявл. специфические требования к индивидуальным особенностям чел., причем к тем качествам, которые формируются при наличии выраженного генетического контроля) 16. Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности. Связь выбора профессии с уровнем личных притязаний. Зависимость успешности профессионального самоопределения от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности основана на следующих предпосылках: 1. Признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, существенные для успеха деятельности. 2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности. 3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы. 4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности; т.е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. У подростка уровень притязаний часто завышен. Это обусловлено неадекватностью самооценки способностей и плохой информированностью о требованиях избираемой профессии. Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, т.к. школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии. Успешность профессиональн. самоопределения зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение без систематического контроля, помощи и стимуляции самостоятельно работать, оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач. Субъекты выбора профессии, обладающие перечисленными характеристиками, были условно названы «автономными», полярная группа – «зависимыми». Автономные отличаются обоснованностью выбора профессии, выбором конкретной сферы труда, обоснованностью своего места в жизни, знанием о мире профессий. Эта группа при выборе профессии в меньшей степени подвержена влиянию случайных факторов. Группа «зависимых» отличается малой самостоятельностью, подвержена влиянию случайных факторов, выбор профессии часто необоснован.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.243.187 (0.01 с.) |