Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правоохранительной деятельности. Ее признаки.

Поиск

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия по курсу «Правоохранительные органы» являются одной из важнейших форм учебной работы, в ходе которой студенты отрабатывают теоретический учебный материал и приобретают практические навыки, решая задачи, основанные на отдельных положениях различных нормативных актов и реальных жизненных ситуациях.

Качественная подготовка к семинарским занятиям и активное участие в их проведении возможны только при систематической работе над литературой, нормативными правовыми актами.

Лекционный материал должен быть изучен и дополнен информацией из иных источников. При ответе на вопросы, подлежащие обязательному обсуждению на занятии, чтение не допускается. Материал должен излагаться в свободной форме, при этом студент обращается ко всей аудитории. При использовании дополнительного материала обязательно делается ссылка на источник информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

Подготовка к семинарским занятиям осуществляется согласно учебному плану, предусматривающему самостоятельную работу студента (СРС).

К каждому семинарскому занятию студентам рекомендуется самостоятельно готовить дополнительный материал, используя научные публикации в монографической литературе, а также в периодических изданиях: журналах «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Правоведение», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Вестник Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ» и др.

 

 

Тема 1.

Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» (2 ч)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данные вопросы предлагаются студентам для устного обсуждения. Материал в рамках лекции студентами должен быть изучен до возможности устного воспроизведения на аудиторию. По каждому вопросу студентам рекомендуется подготовить дополнительные материал. При использовании дополнительного материала обязательно делается ссылка на источник информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

 

Понятие правоохранительной деятельности. Ее признаки.

Основные направления правоохранительной деятельности.

Общая характеристика правоохранительных органов. Система правоохранительных органов.

4. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Соотношение ее с другими учебными дисциплинами.

Основные источники курса «Правоохранительные органы». Их классификация.

 

Задание.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских занятий с развернутым ответом на поставленные вопросы.

Задание 1. На основе анализа лекционного материала и учебников по дисциплине определить и сформулировать понятие, характеризующее каждое направление правоохранительной деятельности. Указать органы, осуществляющие выделенные направления правоохранительной деятельности. (Перечень основных направлений правоохранительной деятельности содержится в лекции)

Пример выполнения задания:

Конституционный контроль - это деятельность, направленная на обеспечение соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Органы конституционного контроля:

1. Конституционный Суд РФ – основной орган конституционного контроля.

2. Суды, входящие в судебную систему РФ.

3. Прокуратура РФ.

 

Задание 2. На основе анализа учебников по дисциплине «Правоохранительные органы» рассмотреть взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами: Конституционное право РФ, Административное право, Уголовное право, Уголовный процесс, Гражданское право, Гражданский процесс, Прокурорский надзор, Криминалистика, Теория государства и права, Отечественная история государства и права и др.

Пример выполнения задания:

Конституционное право РФ определяет место и роль правоохранительных органов в системе государственных органов власти, устанавливает конституционные принципы их организации и деятельности. Правовой основой деятельности всех правоохранительных органов являются положения Конституции РФ.

 

Задание 3. На основе анализа учебников различных авторов по дисциплине «Правоохранительные органы» привести авторские классификации источников дисциплины «Правоохранительные органы» по различным основаниям (необходимо рассмотреть не менее трех учебников различных авторов). Привести примеры из действующего законодательства: на каждое положение не менее 3 примеров нормативных правовых актов.

Пример выполнения задания:

Классификация источников по содержанию (по учебнику А.П. Гуськовой и др.) :

1. Акты общего характера:

- Конституция РФ (принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства. 2011. № 2.

2. Об организации и деятельности органов судебной власти:

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 04.06.2014 №8-ФКЗ)

- Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 21.07.2014 № 13-ФКЗ)

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 04.06.2014 № 9-ФКЗ)

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

3. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры:

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 277-ФЗ)

- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

- Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства. 1996. № 17

- Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 28.01.2014) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"

4. Об организации и порядке деятельности органов предварительного расследования, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечивающих безопасность РФ:

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 277-ФЗ)

- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

- Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 258-ФЗ)

- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 21.12.2013 № 369-ФЗ)

- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 28.06.2014 № 178-ФЗ)

- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. № 295.

5. Об организации юридической и нотариальной помощи:

- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №:№-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. ФЗ от 23.06.2014 № 165-ФЗ)

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 271-ФЗ)

6. Об организации и деятельности органов юстиции:

- Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 23.06.2014) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"

- Приказ Минюста России от 03.03.2014 N 26 (ред. от 07.04.2014) "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2014 N 31607)

Задачи.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Задачи выполняются письменно в тетради для семинарских занятий с развернутым ответом на поставленные вопросы.

Задача 1. Трое подростков 16 лет возвращались с тренировки. К одному из них подошел пьяный мужчина и начал вымогать у него деньги. На просьбы подростков оставить их в покое мужчина замахнулся рукой, попытался ударить юношу, но промахнулся и упал. Подростки начали избивать мужчину. Проходящий мимо оперативный работник Федеральной службы безопасности остановил избиение и вызвал полицию. На место происшествия прибыла скорая помощь, дежурный наряд отдела полиции Управления МВД России по Рабочему району г. N-ска. Подростков задержали и доставили в дежурную часть полиции. Полицейские пригласили директора школа, где обучались подростки, их родителей и представителя отдела по делам несовершеннолетних. В результате избиения был причинен тяжкий вред здоровью мужчины. Следователь следственного отдела Следственного комитета РФ по Рабочему району г. N-ска возбудил уголовное дело в отношении подростков.

Тема 2.

Законность.

Презумпция невиновности.

Задание к занятию 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских занятий с развернутым ответом на поставленные вопросы.

Задание 1. Какие из ниже названных положений можно назвать отличительными признаками правосудия:

а) осуществление правосудия только судом; -

б) осуществление правосудия посредством рассмотрения гражданских и административных дел;

в) построение судебной системы на основе подчинения нижестоящих судов вышестоящим;

г) рассмотрение дел судами в установленном законом порядке (форме);

д) создание чрезвычайных судов в случае введения президентского правления;

е) наличие у судей профессиональных сообществ;

ж) наличие стоящих перед правосудием специфических задач?

Аргументируйте ответ.

Задачи к занятию 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Задачи выполняются письменно в тетради для семинарских занятий с развернутым ответом на поставленные вопросы.

1. К районному судье Краснову, срок полномочий которого истек, обратился председатель районного суда и поручил ему рассмотреть уголовное дело средней тяжести. Краснов в судебном заседании рассмотрел дело и вынес обвинительный приговор.

Правильно ли поступил судья?

Какой принцип правосудия лежит в основе решения данного вопроса?

2. Законодательное СобраниеN-ской области приняло на своем заседании обращение о прекращении полномочий судьи областного суда, члена областной квалификационной коллегии судей Л. Поводом к такому обращению послужило вынесенное судебной коллегией по гражданским делам областного суда под председательством судьи Л. решения о признании несоответствующими законодательству РФ ряда статей Закона N-ской области «О статусе депутатов Законодательного СобранияN-ской области».

Какой орган вправе решить вопрос по существу обращения Законодательного СобранияN-ской области?

Что означает независимость судей, присяжных заседателей?

Назовите гарантии независимости судей, предусмотренные законом «О статусе судей в Российской Федерации».

 

3. Председатель районного суда Н. неоднократно обращался с заявлением в УВД о выдаче ему служебного оружия, на которое он имеет право в соответствие с законом «О статусе судей в Российской Федерации». Не получив положительного ответа, Н. приобрёл на рынке пистолет ПМ, о чем сообщил руководству УВД и ФСБ. Примерно через месяц в отношении Н. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 222 УК РФ за незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия, а купленный им пистолет ПМ был изъят работниками полиции.

Кто наделен правом возбуждения уголовного дела в отношении судьи?

Назовите гарантии неприкосновенности судьи на привлечение к уголовной ответственности..

Задание к занятию 2.

1. Проанализируйте Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», УПК РФ и АПК РФ и составьте сравнительную таблицу правового положения присяжных и арбитражных заседателей по следующим критериям: понятие; категории дел; вид и уровень суда; основание участия; требования к кандидатам; обстоятельства, исключающие участие; особенности формирования списков; вознаграждение; гарантии; срок деятельности.

 

Пример выполнения задания:

Критерий Присяжные заседатели Арбитражные заседатели
Понятие Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. (ч.1 ст.3) Арбитражные заседатели - граждане РФ, наделенные в порядке, установленном законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. (Ст.1)
Категории дел    

 

Задачи к занятию 2.

1. В. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ, подсудного областному суду. При ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия следователь разъяснил обвиняемому его право на рассмотрение дела судом присяжных. В. заявил, что после ознакомления со всеми материалами дела решит, какой состав суда выбрать для рассмотрения своего дела.

Тема 3.

Судебная система Российской Федерации. / 6 часов /

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данные вопросы предлагаются студентам для устного обсуждения. Материал в рамках лекции студентами должен быть изучен до возможности устного воспроизведения на аудиторию. По каждому вопросу студентам рекомендуется подготовить дополнительные материал. При использовании дополнительного материала обязательно делается ссылка на источник информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

Занятие 1. /2 часа/

Мировые судьи.

Военные суды.

Система арбитражных судов.

 

Задачи.

 

Задание.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских занятий с развернутым ответом на поставленные вопросы.

 

К занятию 1.

1. Исследовать сайт Совета Судей РФ: www.ssrf.ru. Подготовить ответы на вопросы: Какова правовая основа деятельности Совета Судей РФ? Приведите пример реализации полномочий Совета Судей РФ.

К занятию 2.

1 Найдите любое решение Конституционного Суда РФ, ознакомьтесь с ним и ответьте на следующие вопросы:

Изложите их письменно.

Изложите его письменно.

К занятию 3.

 

1. Проанализируйте законы нескольких субъектов РФ (не менее 3 по выбору) об организации и деятельности мировых судей на территории этих субъектов РФ.

Тема 4.

Кадры прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность прокуроров.

 

Занятие 2. / 2 часа /

Задачи к занятию 1.

1. В статье 129 Конституции РФ, помещенной в главе 7 «Судебная власть и прокуратура», определяется статус прокуратуры Российской Федерации.

Означает ли это, что прокуратура включена в систему судеб­ной власти? Каково место прокуратуры в механизме государст­венной власти?

 

2.Какие из ниже перечисленных прокуратур относятся к специализированным прокуратурам:

а) Уральская транспортная прокуратура;

б) прокуратура Центрального района г. Челябинска;

в) прокуратура Уральского федерального округа;

г) прокуратура Московского метрополитена;

д) Главная военная прокуратура?

Кому принадлежит право образования, реорганизации и ликвида­ции специализированных прокуратур?

Задачи к занятию 2.

1. Администрацией района принято постановление «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей», контроль за испол­нением которого возложен на прокурора района.

Прав ли прокурор области?

Задачи.

1. Поздним вечером к дежурному Отдела полиции № 1 (Ленинский район) г. Челябинска обратился гражданин М. и сообщил, что несколько минут назад в районе железнодорожного вокзала на него совершили нападение двое парней, которые, угрожая ему расправой, завладели его телефоном и кошельком с деньгами.

Вскоре преступники были задержаны, в отношении их было воз­буждено уголовное дело.

Задачи.

1. Учитывая, что население г. N-ска очень быстро увеличивает­ся, Совет областной адвокатской палаты принял решение об об­разовании дополнительной юридической консультации в городе.

Как решается вопрос об образовании юридической консультации?

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия по курсу «Правоохранительные органы» являются одной из важнейших форм учебной работы, в ходе которой студенты отрабатывают теоретический учебный материал и приобретают практические навыки, решая задачи, основанные на отдельных положениях различных нормативных актов и реальных жизненных ситуациях.

Качественная подготовка к семинарским занятиям и активное участие в их проведении возможны только при систематической работе над литературой, нормативными правовыми актами.

Лекционный материал должен быть изучен и дополнен информацией из иных источников. При ответе на вопросы, подлежащие обязательному обсуждению на занятии, чтение не допускается. Материал должен излагаться в свободной форме, при этом студент обращается ко всей аудитории. При использовании дополнительного материала обязательно делается ссылка на источник информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

Подготовка к семинарским занятиям осуществляется согласно учебному плану, предусматривающему самостоятельную работу студента (СРС).

К каждому семинарскому занятию студентам рекомендуется самостоятельно готовить дополнительный материал, используя научные публикации в монографической литературе, а также в периодических изданиях: журналах «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Правоведение», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Вестник Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ» и др.

 

 

Тема 1.

Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» (2 ч)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данные вопросы предлагаются студентам для устного обсуждения. Материал в рамках лекции студентами должен быть изучен до возможности устного воспроизведения на аудиторию. По каждому вопросу студентам рекомендуется подготовить дополнительные материал. При использовании дополнительного материала обязательно делается ссылка на источник информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

 

Понятие правоохранительной деятельности. Ее признаки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.236 (0.009 с.)