Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная ориентация, определение, базовые принципы и основные процедуры профориентации. Предмет, цели и задачи, функции профориентации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профориентация – научно обоснованная система целенаправленных мероприятий (медицинских, физиологических, психологических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение человека с учетом состояния здоровья, психофизиологических, психологических особенностей личности, требований, предъявляемых к организму человека профессией, востребованной на рынке труда. Предмет - проф-но обусловленные феномены, закономерности и мех-мы взаимосвязи чел с миром профессий. Цели п.: выбор, адекватный возможностям и интересам, профессиональный выбор субъектом, позволяющий ему эффективно освоить профессию, адаптироваться в ней и продуктивно выполнять работу в течении длительного времени без ущерба для здоровья. Функции п.: - медико-биологическая; - социально-психологическая; - социально-экономическая. Задачи п.: - оказание помощи человеку в выборе профессии и развитии карьеры; - отбор и подготовка высококвалифицированных кадров/ профессионалов/ работников; - повышение производительности труда для уже занятых работников (грамматный отбор специалистов, рациональная расстановка кадров); - профилактика производственного травматизма; - профилактика ухудшения здоровья; - уменьшение текучести кадров (с.-п. ф-я); - повыш-е удовлетворенности трудом, моральное удовлетвор. от труда; - научнообоснованная расстановка кадров для максимального эффекта. Принципы: сознательности, соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества, активности в выборе профессии, является принцип развития (выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации и т.п.). Основные виды и формы ПО: профориентация, профпросвещение; профвоспитание; профконсультирование, профдиагностика, профподбор, профотбор, профессиографический анализ. Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой. 62. Основные службы, решающие вопросы определения профпригодности, подбора профессий в системе Минздрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, их цели и задачи. Во главе проф. Ориентации стоит Республиканский координационный совет при Минтруда, Гос. Комитет по делам молодежи. Они регулируют деятельность:Минздрава, Минобразования, Минтруда. Минздрава: лпу (поликлиника –справка, подростковый врач, ввк- врачебна консультативная комиссия., МРЭК, Республиканский научна практический центр экспертизы и реабилитации, Республиканский подростковый кабинет. Минтруда: службы занятости, центр проф. ориентации, реабилитационные центры. Минобразования: учреждения образования, центр профессиональной реабилитации (работают в Минском педагогическом колледж), Республиканский институт проф. Образования (разрабатывают справочники умственно отсталых для ПТУ). В вуз есть Центры построения карьеры Минтруда центр проф. Ориентации –псих. пед подготовка к тестированию, диагностика личностных особенностей, диагностика профессиональной направленности, методическая работа, информация о профессиях (банк данных, собирают профессиограммы). Службы занятости (решают вопросы соц. поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, профессиональной ориентации. Помогают в развитии бизнеса, реализуют программы содействия занятости молодежи, создают ьанк данных работ, оказывают соц. псих.помощь безработным. Высшие профтехучилища, профтехколледжи и профтехлицеи: осуществляют систему мер по пропаганде профессий и специальностей, необходимых отраслям экономики; проводят работу по подготовке молодежи к учебной и трудовой деятельности, укреплению у нее мотивации выбора профессии, способствуют формированию и закреплению у учащихся и студентов профессиональных намерений; внедряют в практику работы принципы профотбора и профподбора;проводят профессиональную и производственную, социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов; создают профильные группы, факультеты, центры довузовской подготовки с целью развития профессиональных качеств, способностей и склонностей; обеспечивают учащихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных областях; Общеобразовательные школы осуществляют: изучение и формирование у школьников в процессе обучения осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона; ознакомление учащихся с профессиями и специалистами, учреждениями и организациями и перспективами их региона; использование школьной психологической службы для профориентационной работы; привлечение учащихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству, повышение роли творчества в выборе профессии; организация профпросвещения и профконсультирования школьников, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности учащихся, с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах, осуществление дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, склонностей и потребностей. 63. Профконсультант — центральная фигура в профориентационном процессе. Его функции и научно-методическая база. Основные принципы деятельности профконсультанта. Профконсультант осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. В деят-ти профконсультанта можно выделить ф-ции: информационную, консульт-ю; диагн-кую (диагн.проблем клиента, направленности: личностно-мотивационн. – диагностика интересов, мотивов, личностн.св-в, ур-нь экстраверсии/ин-, склонностей; ур-нь позноват-х спост-й – вним, память, мышл; ур-нь нейро- и псииходинамич-х св-в – базовые св-ва НС, особ-ти темперамента); прогностич-ю; коррекционная функция заключается в том, что дает рекомендации оптанту по соответствующей сфере профессиональной деятельности и конкретным профессиям в ней и корректирует профессиональные планы в случае, если профессиональные требования не соответствуют личностным качествам. Методы: физиологические, психофизиологические методы; психотехнологии активизации потенциала личности; техника психоанализа; социально-психол. Методы формир-я актив.жизнед-ти и профес. позиции; методы тренировки ПЗФ, ПВК, направл. на восстан-е трудосп-ти реабилитанта. Принципы: 1) активности субъекта проф. деят-ти: консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; должен самостоят-но принимать решение о способах преодоления проблем проф становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий проф развития. 2) Принцип комплексного подхода. Психодиагн-кое обследов-е проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмоц особ-тей, коммуникативных спос-тей); уровне познавательных спос-тей,; уровне нейро- и психодинамических свойств, т. е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента. 3) Принцип добровольности участия в консультировании - недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в цепях выяснения интересов и проф намерений без согласия чел. 4) Принцип индивидуального подхода - исходить из интересов и склонностей консультируемого, лишь в случае значительного несоответствия спос-тей личности и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей. 5) Принцип персональной ответств-ти за правильность постановки психол-го диагноза, адекватность используемых диагн-ких методов и коррекционных мероприятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.007 с.) |