Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная ориентация, определение, базовые принципы и основные процедуры профориентации. Предмет, цели и задачи, функции профориентации.

Поиск

Профориентация – научно обоснованная система целенаправленных мероприятий (медицинских, физиологических, психологических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение человека с учетом состояния здоровья, психофизиологических, психологических особенностей личности, требований, предъявляемых к организму человека профессией, востребованной на рынке труда.

Предмет - проф-но обусловленные феномены, закономерности и мех-мы взаимосвязи чел с миром профессий.

Цели п.: выбор, адекватный возможностям и интересам, профессиональный выбор субъектом, позволяющий ему эффективно освоить профессию, адаптироваться в ней и продуктивно выполнять работу в течении длительного времени без ущерба для здоровья.

Функции п.:

- медико-биологическая; - социально-психологическая; - социально-экономическая.

Задачи п.:

- оказание помощи человеку в выборе профессии и развитии карьеры;

- отбор и подготовка высококвалифицированных кадров/ профессионалов/ работников;

- повышение производительности труда для уже занятых работников (грамматный отбор специалистов, рациональная расстановка кадров);

- профилактика производственного травматизма;

- профилактика ухудшения здоровья;

- уменьшение текучести кадров (с.-п. ф-я);

- повыш-е удовлетворенности трудом, моральное удовлетвор. от труда;

- научнообоснованная расстановка кадров для максимального эффекта.

Принципы: сознательности, соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества, активности в выборе профессии, является принцип развития (выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации и т.п.).

Основные виды и формы ПО: профориентация, профпросвещение; профвоспитание; профконсультирование, профдиагностика, профподбор, профотбор, профессиографический анализ.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.


62. Основные службы, решающие вопросы определения профпригодности, подбора профессий в системе Минздрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, их цели и задачи. Во главе проф. Ориентации стоит Республиканский координационный совет при Минтруда, Гос. Комитет по делам молодежи. Они регулируют деятельность:Минздрава, Минобразования, Минтруда. Минздрава: лпу (поликлиника –справка, подростковый врач, ввк- врачебна консультативная комиссия., МРЭК, Республиканский научна практический центр экспертизы и реабилитации, Республиканский подростковый кабинет. Минтруда: службы занятости, центр проф. ориентации, реабилитационные центры. Минобразования: учреждения образования, центр профессиональной реабилитации (работают в Минском педагогическом колледж), Республиканский институт проф. Образования (разрабатывают справочники умственно отсталых для ПТУ). В вуз есть Центры построения карьеры

Минтруда центр проф. Ориентации –псих. пед подготовка к тестированию, диагностика личностных особенностей, диагностика профессиональной направленности, методическая работа, информация о профессиях (банк данных, собирают профессиограммы). Службы занятости (решают вопросы соц. поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, профессиональной ориентации. Помогают в развитии бизнеса, реализуют программы содействия занятости молодежи, создают ьанк данных работ, оказывают соц. псих.помощь безработным. Высшие профтехучилища, профтехколледжи и профтехлицеи: осуществляют систему мер по пропаганде профессий и специальностей, необходимых отраслям экономики; проводят работу по подготовке молодежи к учебной и трудовой деятельности, укреплению у нее мотивации выбора профессии, способствуют формированию и закреплению у учащихся и студентов профессиональных намерений; внедряют в практику работы принципы профотбора и профподбора;проводят профессиональную и производственную, социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов; создают профильные группы, факультеты, центры довузовской подготовки с целью развития профессиональных качеств, способностей и склонностей; обеспечивают учащихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

Общеобразовательные школы осуществляют: изучение и формирование у школьников в процессе обучения осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона; ознакомление учащихся с профессиями и специалистами, учреждениями и организациями и перспективами их региона; использование школьной психологической службы для профориентационной работы; привлечение учащихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству, повышение роли творчества в выборе профессии; организация профпросвещения и профконсультирования школьников, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности учащихся, с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах, осуществление дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, склонностей и потребностей.


63. Профконсультант — центральная фигура в профориентационном процессе. Его функции и научно-методическая база. Основные принципы деятельности профконсультанта.

Профконсультант осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.

В деят-ти профконсультанта можно выделить ф-ции: информационную, консульт-ю; диагн-кую (диагн.проблем клиента, направленности: личностно-мотивационн. – диагностика интересов, мотивов, личностн.св-в, ур-нь экстраверсии/ин-, склонностей; ур-нь позноват-х спост-й – вним, память, мышл; ур-нь нейро- и псииходинамич-х св-в – базовые св-ва НС, особ-ти темперамента); прогностич-ю; коррекционная функция заключается в том, что дает рекомендации оптанту по соответствующей сфере профессиональной деятельности и конкретным профессиям в ней и корректирует профессиональные планы в случае, если профессиональные требования не соответствуют личностным качествам.

Методы: физиологические, психофизиологические методы; психотехнологии активизации потенциала личности; техника психоанализа; социально-психол. Методы формир-я актив.жизнед-ти и профес. позиции; методы тренировки ПЗФ, ПВК, направл. на восстан-е трудосп-ти реабилитанта.

Принципы: 1) активности субъекта проф. деят-ти: консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; должен самостоят-но принимать решение о способах преодоления проблем проф становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий проф развития.

2) Принцип комплексного подхода. Психодиагн-кое обследов-е проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмоц особ-тей, коммуникативных спос-тей); уровне познавательных спос-тей,; уровне нейро- и психодинамических свойств, т. е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента.

3) Принцип добровольности участия в консультировании - недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в цепях выяснения интересов и проф намерений без согласия чел.

4) Принцип индивидуального подхода - исходить из интересов и склонностей консультируемого, лишь в случае значительного несоответствия спос-тей личности и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей.

5) Принцип персональной ответств-ти за правильность постановки психол-го диагноза, адекватность используемых диагн-ких методов и коррекционных мероприятий.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.007 с.)