Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о функциональной системе, лежащей в основе трудовой деятельности. Принципы её формирования.

Поиск

Функциональная система является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циклической циркуляции от периферии к центрам и от центров к периферии, хотя и не является «кольцом» в полном смысле этого слова.

Существование любой функциональной системы непременно связано с получением какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждений и активностей по функциональной системе в целом.

Другим абсолютным признаком функциональной системы является наличие рецепторных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. Эти рецепторные аппараты в одних случаях могут быть врожденными, в других это могут быть обширные афферентные образования центральной нервной системы, воспринимающие афферентную сигнализацию с периферии о результатах действия. Характерной чертой такого афферентного аппарата является то, что он складывается до получения самих результатов действия.

1. В функциональной системе результат представляет собой ее органическую часть, оказывающую решающее влияние как на ход ее формирования, так и на все ее последующие реорганизации.

2. Наличие вполне определенного результата как решающего компонента функциональной системы делает недостаточным понятие «взаимодействия» в оценке отношений компонентов системы между собой. Именно результат отбирает все адекватные для данного момента степени свободы компонентов системы и фокусирует их усилие на себе.

3. Если деятельность системы заканчивается полезным в каком-то отношении результатом, то «взаимодействие» компонентов данной системы всегда будет протекать по типу их взаимосодействия, направленного на получение результата.

4. Взаимосодействие компонентов системы достигается тем, что каждый из них под влиянием афферентного синтеза или обратной афферентации освобождается от избыточных степеней свободы и объединяется с другими компонентами только на основе тех степеней свободы, которые вместе содействуют получению надежного конечного результата.

5. Включение результата в функциональную систему исключает необходимость применять как несовершенные формулировки самой системы, так и многие другие («управляющая система», «управляющий объект», «биоуправление» и т.д.).


74. Функциональное состояние (ФС), динамика ФС в процессе труда. Состояние работоспособности, фазы работоспособности, понятие об оперативном покое, его физиологический смысл.

Психическое функциональное состояние – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. ПФС – системная и многомерная реакция адаптации, интегральное и многомерное отражение объективной реальности, детерминируемые особенности человека как субъекта труда и содержание и условия деятельности.

Функциональное состояние – системная реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обуславливают выполнение деятельности. Показатели ФС: субъективные реакции, изменения вегето-соматических и психических функций, продуктивность и качество работы. Внешние критерии развития того или иного состояния проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность-продуктивность, качество-надёжность).

ФС формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся: степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности, уровень подготовленности к выполнению трудовых задач, состояние здоровья, отношение к труду, величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности.

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.

Стадия врабатывания, которая включает три подстадии:

первичной мобилизации — наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем;

гипермобилизации — охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, на психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета и бета-ритмов;

гиперкомпенсации — происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях не наблюдается.

Стадия полной компенсации, которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. Стадия «конечного порыва» — в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Стадия декомпенсации — прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.


75. Принципы центральной регуляции трудовой деятельности.принцип доминанты. Динамический стереотип, их значение в трудовой деятельности человека.

В ходе производственного обучения в коре головного мозга формируются центры, которые регулируют выполнение тех или иных рабочих движений или приёмов. Возникает своеобразный очаг возбуждения, который «отвечает» аз существование того или иного конкретного действия.

Павлов сравнил кору головного мозга с грандиозной мозаикой и ли сигнализационной доской. Причем на этой доске постоянно остаются запасы пунктов для принятия новых сигнальных раздражителей.

Корковая мозаика – это распределение процессов возбуждения и торможения между миллиардами нервных клеток. Корковая мозаика находится в непрерывном развитии, человек в течение жизни узнаёт новое, совершенствует навыки. В результате анализа и синтеза возбуждения кора головного мозга устанавливает, какой рефлекс в данной конкретной ситуации имеет для организма первостепенное значение, и создаёт для его возбуждения силовое превосходство. Этот рефлекс становится времен господствующим, т.е. доминантой. Конкурирующие рефлексы блокируются, кроме того, доминанта вовлекает в главный очаг возбуждения все слабые нервные импульсы блокированных рефлексов.

Доминанта – это временно господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, объединяющий функционально совокупность нервных центров. Она обеспечивает слаженность работы всего нервно-двигательного аппарата, эффективность его использования. Доминанта формируется в процессе обучения и тренировки. При утомлении она может нарушаться, в результате чего в работе обнаруживается нерешительность, лишние движения.

Динамический стереотип – устойчивая, слаженная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в заданной последовательности и через определённые промежутки времени.

В трудовой деятельности динамический стереотип проявляет себя как система условных двигательных рефлексов. Он вырабатывается в ходе обучения и лежит в основе всякой рабочей операции, приёма или движения. В процессе выработки какого-либо условного рефлекса, лежащего в основе конкретного трудового действия, выделяют 2 этапа:

для начальной стадии характерна иррадиация возбуждения. Когда в осуществлении того или иного действия принимают участие многие центры коры больших полушарий головного мозга. На этой стадии много лишних движений и усилий, часты ошибки и неточности;

по мере усвоения и закрепления правильных приёмов работы происходит концентрация возбуждения, сосредоточения в немногих клетках коры головного мозга. Внешне этот этап образования условного рефлекса характеризуется чёткими и экономными рабочими движениями, отсутствием ошибок.

Таким образом, динамический стереотип – это выработанный закрепленный тренировкой автоматизированный способ достижения определенной цели и решения поставленной задачи. Стереотип проявляется в шаблонности, однообразии выполнения действий, но при этом кора головного мозга обладает способностью к динамике. К изменению стереотипа с учётом возникающих изменений.


76. Теория личности в профессии. Модель Дж. Голланда для определения совместимости типа личности и типа профессиональной среды.

В 1966 г. Дж.Голланд разработал психологическую концепцию, кот объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

· реалистический,

· интеллектуальный,

· социальный,

· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),

· предпринимательский,

· художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

· интеллектуальный - на умственный труд,

· социальный - на взаимодействие с социальной средой,

· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,

· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,

· художественный - на творчество.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.008 с.)