Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения профотбора. Трехфакторная модель профориентации Ф.Парсона. Методы, используемые в профотборе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Почти до 1950-х гг. это был единственный научный подход к трудовой подготовке и профориентации молодежи в США. На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела. В 50-х гг. прошлого века в США была разработана новая концепция профориентации - теория профессионального развития; ее автор - А. Маслоу. Эта весьма продуктивная концепция получила дальнейшее развитие в работах Э. Гинсберга -разработал одну из первых теорий проф развития, он представляет проф развитие как последоват-ть качественно специфических фаз, различающихся содержанием и формой перевода импульсов чел в проф желания; рассматривает выбор не как одномоментное событие, а как растянутый на несколько лет процесс. Большой вклад в дальнейшее развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью. В 1952 г. Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую теорию профессионального развития. Положения теории Д. Сьюпера свидетельствуют о том, что профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру. Х.Мюнстенберг (исслед-я аварий на травмайных линиях): изучил профессию, определил диапазон и состав ПЗФ и ПВК для данной профессии, разработал один из первых проф-х тестов для оценки ур-ня развития ПВК и ПЗФ для данной профессии (после его исслед-й аварийность через 2 года снизилась на 47%). Ввел термин «психотехника» В. Штерн. Трехфакторная модель Ф. Парсона - для того чтобы оценить пригодность человека необходимо: 1)изучение психол., личностных особенностей притендента на профессию (проф.-диагностич.фаза); 2) изучение содержания труда, требований профессии к человеку их описание в психол. терминах (профессиографич.фаза); 3) сопоставление индив.особ-тей человека с требованиями профессии и принятие решения о пригодности человека к профессии (фаза принятия решения). Методы: 1.Тесты - интеллектуальные, тесты спец спос-тей, достижений. 2. Тесты-опр-ки, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации. 3. Методики субъективного шкалирования и самооценки (методика самооценки Дембо-Рубинштейна, тест Люшера, сортировки и др. 4. Интерактивные мет-ки-беседа (интервью); ролевая игра. 5. Проективные методики. 6. наблюдение. 7. Приборные психофизиологич-е мет-ки. (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус). Аппаратурные поведенческие методики (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Изучение проблемы выбора профессии (по Е.И. Родионову): 1-й этап (середина III тысячелетия до н.э. – вторая половина XIX века): использование отдельных элементов диагностики профессиональных способностей (Древний Вавилон, Китай) с целью определения профессиональной пригодности и отбора на отдельные виды профессий (писцы, государственные чиновники). 2-й этап (вторая половина XIX века – 50-е годы XX века): выделение профессиональной ориентации в отдельное направление научного знания, связанное с появлением капиталистического общества; разработка концепций профориентации. 1903 г. (Страсбург -Франция), 1908 г. (Бостон – США) - первые лаборатории профориентации, трехфакторная модель профориентации. 3-й этап (60-е – 90-е годы XX века): интеграция профессиональной ориентации и трудовой подготовки молодежи (воспитание молодежи с точки зрения общественной необходимости производительного труда). 4-й этап (90-е годы XX века – начало XXI века): формирование профориентологической школы в отечественной педагогике (Е.М. Лыбин,В.Н. Никитенко, П.А. Шавира, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Н.Н. Захаров, Н.Д., Сазонов и др.) 65. Основные понятия профориентации - профпригодность, профотбор, профподбор. Типы профпригодности. Группы критериев оценки профпригодности. Понятие о формировании профпригодности. Профориентация - научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно-полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с её интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда. Профпригодность – это соответствие идивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деят-ть. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность хар-ся некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Они зависят от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании человека. Для профессий первого типа – профотбор, 2го – профподбор. Профотбор – комплекс мероприятий, позволяющий выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деят-ти по конкретной специальности. Другими словами профотбор – это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деят-ти. Профподбор – предоставление рекомендаций чел-ку о возможных направлениях проф.деят-ти, наиболее соотвествующих его соц-психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психол.психофиз и мед.диагностик. Процедура оценки соответствия требованиям конкретной труд.деят-ти и подготовки спец-а в научном и практическом отношении определяется как диагностика, прогнозирование и формирование проф.пригодности конкретного человека. Основные рекомендации по формированию профпригодности средствами самовоспитания следующие: 1. подробно разобрать требования избранной профессии к чел-ку. 2. выделить те пункты, где можно с большой вероятностью ожидать удовлетворительное или хорошее соответствие своих качеств требованиям деятельности и пункты, где такого соответствия нет или может быть достигнуто после значительных усилий, 3. имея ввидуфакты выявленного несоответствия, наметить план работы над собой, план самовоспитания (расширения навыков, знаний). Завести личный дневник и отмечать в нем ход работы по самовоспитанию. Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета хар-ра психологических и мед.предпосылок к успешной деят-ти: А) годность к деят-ти – при отсутствии противопоказаний Б) непригодность (временная/постоянная, практически непреодалимая) – наличие отклонений в сост.здоровья, несовместимых с требованиями профессии; В)соответствие определенной обл.деят-ти – нет противопоказ.по здоровью и есть некоторые личностные качества, кот.указ.на воз-ть выбора опред.профессии; Г) призвание чел-а к конкретному виду/-ам деят-ти – высший ур-нь проф.приг.,хар-ся наличием явных признаков соответствия чел-а требованиям деят-ти Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов: 1) трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков; 2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация; 3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.; 4) профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности; 5) профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому; 6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом; 7) профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности; 8) профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.41 (0.007 с.) |