История возникновения профотбора. Трехфакторная модель профориентации Ф.Парсона. Методы, используемые в профотборе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения профотбора. Трехфакторная модель профориентации Ф.Парсона. Методы, используемые в профотборе.



В Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Почти до 1950-х гг. это был единственный научный подход к трудовой подготовке и профориентации молодежи в США.

На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела.

В 50-х гг. прошлого века в США была разработана новая концепция профориентации - теория профессионального развития; ее автор - А. Маслоу.

Эта весьма продуктивная концепция получила дальнейшее развитие в работах Э. Гинсберга -разработал одну из первых теорий проф развития, он представляет проф развитие как последоват-ть качественно специфических фаз, различающихся содержанием и формой перевода импульсов чел в проф желания; рассматривает выбор не как одномоментное событие, а как растянутый на несколько лет процесс.

Большой вклад в дальнейшее развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью. В 1952 г. Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую теорию профессионального развития. Положения теории Д. Сьюпера свидетельствуют о том, что профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру. Х.Мюнстенберг (исслед-я аварий на травмайных линиях): изучил профессию, определил диапазон и состав ПЗФ и ПВК для данной профессии, разработал один из первых проф-х тестов для оценки ур-ня развития ПВК и ПЗФ для данной профессии (после его исслед-й аварийность через 2 года снизилась на 47%).

Ввел термин «психотехника» В. Штерн.

Трехфакторная модель Ф. Парсона - для того чтобы оценить пригодность человека необходимо: 1)изучение психол., личностных особенностей притендента на профессию (проф.-диагностич.фаза); 2) изучение содержания труда, требований профессии к человеку их описание в психол. терминах (профессиографич.фаза); 3) сопоставление индив.особ-тей человека с требованиями профессии и принятие решения о пригодности человека к профессии (фаза принятия решения).

Методы: 1.Тесты - интеллектуальные, тесты спец спос-тей, достижений. 2. Тесты-опр-ки, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации. 3. Методики субъективного шкалирования и самооценки (методика самооценки Дембо-Рубинштейна, тест Люшера, сортировки и др. 4. Интерактивные мет-ки-беседа (интервью); ролевая игра. 5. Проективные методики. 6. наблюдение. 7. Приборные психофизиологич-е мет-ки. (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус). Аппаратурные поведенческие методики (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы.

Изучение проблемы выбора профессии (по Е.И. Родионову):

1-й этап (середина III тысячелетия до н.э. – вторая половина XIX века): использование отдельных элементов диагностики профессиональных способностей (Древний Вавилон, Китай) с целью определения профессиональной пригодности и отбора на отдельные виды профессий (писцы, государственные чиновники).

2-й этап (вторая половина XIX века – 50-е годы XX века): выделение профессиональной ориентации в отдельное направление научного знания, связанное с появлением капиталистического общества; разработка концепций профориентации. 1903 г. (Страсбург -Франция), 1908 г. (Бостон – США) - первые лаборатории профориентации, трехфакторная модель профориентации.

3-й этап (60-е – 90-е годы XX века): интеграция профессиональной ориентации и трудовой подготовки молодежи (воспитание молодежи с точки зрения общественной необходимости производительного труда).

4-й этап (90-е годы XX века – начало XXI века): формирование профориентологической школы в отечественной педагогике (Е.М. Лыбин,В.Н. Никитенко, П.А. Шавира, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Н.Н. Захаров, Н.Д., Сазонов и др.)


65. Основные понятия профориентации - профпригодность, профотбор, профподбор. Типы профпригодности. Группы критериев оценки профпригодности. Понятие о формировании профпригодности.

Профориентация - научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно-полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с её интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда.

Профпригодность – это соответствие идивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деят-ть. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность хар-ся некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Они зависят от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании человека. Для профессий первого типа – профотбор, 2го – профподбор.

Профотбор – комплекс мероприятий, позволяющий выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деят-ти по конкретной специальности. Другими словами профотбор – это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деят-ти.

Профподбор – предоставление рекомендаций чел-ку о возможных направлениях проф.деят-ти, наиболее соотвествующих его соц-психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психол.психофиз и мед.диагностик.

Процедура оценки соответствия требованиям конкретной труд.деят-ти и подготовки спец-а в научном и практическом отношении определяется как диагностика, прогнозирование и формирование проф.пригодности конкретного человека.

Основные рекомендации по формированию профпригодности средствами самовоспитания следующие:

1. подробно разобрать требования избранной профессии к чел-ку.

2. выделить те пункты, где можно с большой вероятностью ожидать удовлетворительное или хорошее соответствие своих качеств требованиям деятельности и пункты, где такого соответствия нет или может быть достигнуто после значительных усилий,

3. имея ввидуфакты выявленного несоответствия, наметить план работы над собой, план самовоспитания (расширения навыков, знаний). Завести личный дневник и отмечать в нем ход работы по самовоспитанию.

Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета хар-ра психологических и мед.предпосылок к успешной деят-ти:

А) годность к деят-ти – при отсутствии противопоказаний

Б) непригодность (временная/постоянная, практически непреодалимая) – наличие отклонений в сост.здоровья, несовместимых с требованиями профессии;

В)соответствие определенной обл.деят-ти – нет противопоказ.по здоровью и есть некоторые личностные качества, кот.указ.на воз-ть выбора опред.профессии;

Г) призвание чел-а к конкретному виду/-ам деят-ти – высший ур-нь проф.приг.,хар-ся наличием явных признаков соответствия чел-а требованиям деят-ти

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов: 1) трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков; 2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация; 3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.; 4) профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности; 5) профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому; 6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом; 7) профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности; 8) профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.007 с.)