Труд и его функции. Классификационные признаки трудовой деятельности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд и его функции. Классификационные признаки трудовой деятельности.



Труд и его функции. Классификационные признаки трудовой деятельности.

Труд – сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Функции труда:

1. Познавательная,

2. Преобразовательная,

3. Ценностно-ориентационная,

4. Коммуникационная,

5. Создание и потребление материальных и художественных ценностей.

Условия успешной реализации функций труда:

- отбор людей, наиболее пригодных для той или иной деятельности,

- профподготовка специалистов,

- рациональные условия и рационализация трудового процесса,

- удобство и эффективность орудий труда,

- адекватность возможностей работника рабочим нагрузкам

Трудовая деятельность классифицируется по признакам:

Субъект труда (носитель и инициатор трудовой деятельности). Требования к субъекту труда: уровень физиологических возможностей и способностей; уровень профобразования; проф. опыт; состояние здоровья; уровень физического развития.

Содержание труда ( процессы и способы выполнения трудовых задач)

Средства труда (материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты)

Условия труда (физическая и социальная среда)

Организация труда (порядок, продолжительность и режим, объём выполняемых нагрузок).


Структура компонентов трудовой деятельности.

Трудовая деятельность - сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Труд.деятельность классифицируется по определённым видам: По содержанию труда – физический труд (активная целенаправленная двигательная деят-ть человека), умственный труд - деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории (операторский, творческий труд) По средствам труда – ручной труд, механизированный, автоматический, автоматизированный

По условиям труда – комфортные условия, экстремальные условия, вредные, опасные. По организации труда – статический труд, динамический труд, монотонный, индивидуальный или коллективный.

По требованиям к субъекту труда: уровень психофизических возможностей и способностей, уровень профобразования, проф опыт, состояние здоровья, уровень псих развитии

 


3Психологическое содержание труда. Психологическая система деятельности. Психологическое содержание труда: развивается в процессе подготовки и становления профессионала. Психологическая система деятельности включает: Мотивы деятельности, которые формируют направленность. Цели деятельности, которые определяют её содержание. Программы деятельности. Информационная основа деятельности. Принятие решений. Психомоторные процессы и рабочие действия, которые непосредственно направлены на реализацию деятельности. Профессионально важные качеств.


Психология труда, основные направления ее исследований.

Психология труда – отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования и проявления психической деятельности человека в процессе его труда. Длительное время псих.труда не имела самостоятельного научного статуса и оставалась разделом философии. В то время её предметная область была избыточно широкой и даже в период становления как самостоятельной дисциплины оставалась темой острых дискуссий. Официальной датой её рождения принято считать 1879г, когда в Лейпциге Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Сегодня объектом псих.труда считается труд как исторически обусловленная форма соц. активности человека в качестве субъекта труд. деятельности. Предмет псих. труда включает в себя псих.факты (процессы, состояния, свойства) и закономерности, порождаемые труд. деятельностью человека. Псих.труда – это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека, рассматриваемого в качестве отдельного индивида и субъекта труда.Основными направлениями исследований, разделами психологии труда являются:

Психология высших достижений – акмеология. Профориетация, профконсультация, подбор и отбор. Инженерная психология – изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». Психология управления (организационная психология) – изучает основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда и развития членов организации. Психология лидерства. Таким образом, психология труда изучает психологические и психофизиологические закономерности труд.деятельности, историю развития, вопросы проф. интересов и диструкций личности и т.д.

Программа профессиональной деятельности. Принятие решений.

Отдельные действия объединены целью деятельности и структурно соподчинены. Они организованы в пространстве и во времени. Функцию координатора выполняет программа деятельности, которая определяет, что, как и когда следует делать для достижения цели деятельности. Программа фиксируется в инструкциях, которые и направляют деятельность ученика.

Анализ различных профессий позволяет выделить два типа структур деятельности: константные (предполагает только одну последовательность выполнения действий; такую деятельность удобно фиксировать и представлять ученику в виде сетевого графика) и переменные (предполагает различные последовательности выполнения действий, различающихся по эффективности; эффективность программы может оцениваться по психофизиологическим затратам, удовлетворенности, эффективности деятельности (производительности) качеству и надежности). Можно выделить программы трех уровней:

♦ отражающие только структуру исполнительных компонентов деятельности; ♦ отражающие структуру информационных и исполнительных компонентов деятельности; ♦ отражающие структуру мотивационно-целевых, информационных и исполнительных компонентов деятельности. В процессе деятельности у ученика на основе программы-инструкции формируется своя индивидуальная программа деятельности. В психологической системе деятельности эта программа представлена в виде образа деятельности и в форме знаний о последовательности и способах выполнения отдельных действий в целостной структуре деятельности. Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Рациональный выбор альтернатив состоит из следующих этапов: Ситуационный анализ, Идентификация проблемы и постановка цели, Поиск необходимой информации., Формирование альтернатив, Формирование критериев для оценки альтернатив, Проведение оценки, Выбор наилучшей альтернативы, Внедрение (исполнение), Разработка критериев (индикаторов) для мониторинга, Мониторинг исполнения, Оценка результата.

Иррациональный выбор альтернатив включает все те же составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование причинно-следственных связей становится невозможным.


Формирование мотивации профессиональной деятельности и индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД).

Профессиональная мотивация – система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют её на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней всё большего числа потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включённость в профессиональную деятельность.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Выделяют 2 группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы (материальная выгода, социальное признание и др.).

Результатом познания человеком окружающего мира являются знания, понятия, представления. Познание, включённое в реальную профессиональную деятельность и подчинённое её целям, называется профессиональным познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, состояние оборудования и др.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД). Производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях: познавательный – человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна; регулятивный – человек сосредотачивает своё внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд её закономерностей в процессе профессионального развития.

На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определённого этапа, их динамика перестаёт совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная – уменьшаться.


26. Профессионально важные качества. Формирование профессиональных способностей. ПВК - любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивают эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Пвк – свойства нервной системы, психических процессов, личностных особенностей, характеристики направленности, знания, убеждения. Под ПВК понимают профес. способности и характеристики личности, обеспечивающие эффектив. деятельность. Профес. способности - свойства псих. процессов(восприятия, память, мышления и и. т.д.) и псих. моторные функции, обеспечивающие эффективность деятельности. Главный вопрос – как из общих способностей развить профессиональные способности. ЭТО объясняется концепцией функциональных и операционных механизмов, обеспечивающие развитие любой псих. функции.(Ананьевым). Подфункциональным механизмам понимается генетический мех. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания. Для каждой псих.функции свой операционный мех. Общие способности наполняются профес. содержанием и превращаются в профессиональные. Соотношения общих и спец. способностей в структуре пвк будет, зависит от пвк. 4-этапы формирования профес. способностей: 1. Вхождение в деятельность. 2. Первичная профессионал. 3. Стабилизация. 4. Вторичная профессионализма. 1 этап деят. По инструкции. главное пвк –это долговременная память. 2этап – развитие ведущих пвк за счет опыта приобретенного на 1 этапе. Фаза стабилизация – деят. Выполняется в индивидуальном плане. 4этап – накопления опыта. В процессе формировании профес. способностей происходит развитие лич. способностей (тревожность повышается сначало, а потом снижается). Нужно при этом учитывать специфику деятельности.


27 Профессиональная деформация. Механизм возникновения, формы проявления. Признаком негативного влияния профес­сии на личность является появление самых разных профессиональных дефор­маций. Деформация (от лат. deformatio - искажение) - изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Профес­сиональной деформацией - всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров).Профессиональная деформация может привести к за­труднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда. Механизм возникновения профессиональной деформации: 1) неблагоприятные условия труда вызы­вают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении, 2) по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее прояв­ляется в повседневном поведении и общении. Сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личност­ный профиль работника. Профессиональная деформация затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Профессиональная деформация мотивационнойсферы м ожет проявлять­ся в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при сни­жении интереса к другим(трудлголизм). Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере, демонстрируя при этом полную не­осведомленность в других областях

Результатом профес. деформации могут быть специфические установки и представления, появ­ление определенных черт личности. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных уме­ниях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. От­рицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к реше­нию проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представ­лений может обеспечить успешность деятельности.Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут ме­шать освоению новых профессий. Было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специ­альность медицинского психолога, к новой профессии, и влияет на представ­ление о ней.Уровень профессиональной деформации личностных особенностей под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимо­действие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности(учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать).


Труд и его функции. Классификационные признаки трудовой деятельности.

Труд – сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Функции труда:

1. Познавательная,

2. Преобразовательная,

3. Ценностно-ориентационная,

4. Коммуникационная,

5. Создание и потребление материальных и художественных ценностей.

Условия успешной реализации функций труда:

- отбор людей, наиболее пригодных для той или иной деятельности,

- профподготовка специалистов,

- рациональные условия и рационализация трудового процесса,

- удобство и эффективность орудий труда,

- адекватность возможностей работника рабочим нагрузкам

Трудовая деятельность классифицируется по признакам:

Субъект труда (носитель и инициатор трудовой деятельности). Требования к субъекту труда: уровень физиологических возможностей и способностей; уровень профобразования; проф. опыт; состояние здоровья; уровень физического развития.

Содержание труда ( процессы и способы выполнения трудовых задач)

Средства труда (материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты)

Условия труда (физическая и социальная среда)

Организация труда (порядок, продолжительность и режим, объём выполняемых нагрузок).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)