Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системность политической деятельности.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политические процесс. Политический процесс — это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики. Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), динамика политических отношений, политическое поведение и политическая деятельность (политическое участие). С содержательной точки зрения в него входят: институциализация политических интересов; выработка и принятие политических решений; реализация принятых программ и установок. Виды политических процессов В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. С точки зрения участвующих в нем субъектов выделяют политические процессы с интенсивным и самостоятельным выключением граждан из отношений с политической властью, предполагающие их свободное политическое участие в отношениях с государством и другими институтами власти; инициированные с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население, т.е. антидемократические, тоталитарные процессы, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленные правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии. С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политической обстановки.
Политический кризис. Политический кризис - состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д. Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов. Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие. В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. 2) Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой. 3) Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами. 4) Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями. 5) Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Политический режим. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов: – демократический – широкие гражданские права и свободы человека; – тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; – авторитарный – непререкаемое подчинение власти. Признаки политического режима: – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; – соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; – гарантированность прав и свобод личности; – характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; – степень реализации политической власти непосредственно народом; – положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; – место и роль негосударственных структур в политической системе общества; – соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; – характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; – тип политического поведения; – характер политического лидерства; – учет интересов меньшинства при принятии политических решений; – доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти; – степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; – принципы взаимоотношения общества и власти; – политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.); – мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; – существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы элементы, в совокупности, составляющие содержание категории «политический режим».
Социология труда как наука. Социология труда является частью социологической науки. В результате проведения теоретических и прикладных социологических исследований трудовой деятельности происходит такое накопление знаний о социальных процессах и явлениях в сфере труда, которое приводит к становлению специальной социологической теории о труде — социологии труда. Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Социология труда использует принципы, категории, понятия и методы исследования социологической науки применительно к сфере труда, основываясь на комплексном подходе к изучению социальных явлений и процессов. Трудовые отношения — важнейшая составная часть производственных отношений. Они возникают между участниками трудового процесса на основе разделения и кооперации труда в связи с необходимостью обмена деятельностью и ее продуктами для создания потребительной стоимости. Трудовые отношения складываются между живыми носителями этих отношений в процессе непосредственного живого труда, непосредственной деятельности работников. Здесь осуществляется самый труд как процесс функционирования рабочей силы. Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Как специальная социологическая дисциплина, социология труда опирается на систему основных понятий общей социологии, таких, например, как социальное действие, взаимодействие, социальное отношение, социальная роль, нормы и ценности, социальный институт, социальный контроль, социальная общность, социальные процессы и т. д. применительно к разным сторонам трудовой деятельности. Предметом социологии труда как специальной социологической теории являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Прежде чем выяснить содержание этих ключевых для социологии труда понятий, важно определить соотношение экономического и социологического подходов к изучению труда. Производственные отношения представляют собой единство трудовых и стоимостных — экономических, имущественных — отношений. Трудовые отношения выступают в качестве элемента производственных отношений. Трудовые отношения, в свою очередь, могут быть рассмотрены в двух аспектах: функциональном и социологическом. Функциональный аспект отношений, складывающихся между участниками трудового процесса, основан на общественном разделении и кооперации труда и проявляется в установлении пропорций численного, профессионального, квалификационного состава рабочей силы. Этот состав предопределяется необходимыми затратами времени на производство, трудоемкостью изготовления определенных видов продукции и изучается экономикой труда, научной организацией и нормированием труда. Социологический аспект трудовых отношений состоит в существовании равенства — неравенства (схожести — различия) социального положения социальных групп и работников, их интересов и трудового поведения, основанных на общественном разделении труда. Это и есть то, что интересует в труде специальную социологическую теорию — социологию труда. Социально-трудовые отношения, складывающиеся между различными коллективами, социальными организациями, — это межорганизационные отношения; складывающиеся внутри коллектива: между работниками или между коллективом и работником, — это внутрипроизводственные, или внутриорганизационные, отношения. Социально-трудовые отношения невозможны без общения субъектов этих отношений. Общение выступает одновременно и как условие, и как элемент коллективной трудовой деятельности. Оно заключается в восприятии общающимися друг друга, в приеме и передаче информации друг другу и, наконец, в координации действий между работниками. Для социологии труда важна прежде всего поведенческая сторона общения. Возможны два способа общения: непосредственное, межличностное — общение «лицом к лицу», и опосредованное, безличное общение — через предметное содержание выполняемой деятельности. Эти способы определяют еще один вид социальных отношений в сфере труда.
Понятие «система» Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единствомногообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует иопределяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность — «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связеймежду элементами системы (они — эти связи — обеспечивают возможность объединения частей-элементовв единое целое). Современные представления о системе практически ничем не отличаются от вышеприведенного: «Системойявляется совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных ивзаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущимисоставляющим его компонентам, взятым в отдельности.» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития:системно-синергетический подход») Видно, что эти определения, в принципе, не очень различаются, иключевыми словами здесь являются «элементы», и «целое» («тотальность» Канта). Понятие «система»Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единствомногообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует иопределяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность — «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связеймежду элементами системы (они — эти связи — обеспечивают возможность объединения частей-элементовв единое целое). Потребление. Производственное потребление: цели, трансформация продукта в его процессе. Воспроизводство рабочей силы. Потребление как конструирование идентичности. Личностная и социальная идентичности. Маркетинговая революция. Предмет потребления. Потребление как предмет социологического анализа. Проблема индивидуального потребления в маркетинге. Динамика методологических подходов к потреблению в маркетинге. Социология распределения и социология потребления. Развитие методологии изучения потребления. Деятельностно-конструктивистский подход. На жизнь общества и индивида можно смотреть с самых разных сторон, которые не противостоят друг другу как ложные и истинные, а взаимно дополняют. Один из возможных подходов – через призму категорий производства и потребления на макро-уровне, другой – через призму труда и индивидуального потребления. В основе данной работы лежит второй подход. Объект исследования – не общественное потребление, а конечный потребитель. Предметом данной работы является процесс индивидуального потребления. Поэтому первый вопрос, на который надо ответить: что такое потребление? Потребление – это процесс использования. «Использовать – значит потреблять, будь то в целях производства или потребления» (Маркс, т.46, ч.2: 150). Виды наблюдения Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, лабораторное, систематическое, случайное. Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте. Неконтролируемое наблюдение часто применяется в социологическом исследовании. Оно типично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования. Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает: - разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта; - наличие разработанного плана; - анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов. Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе. Практически неизбежна первая фаза такой адаптации, когда к нему относятся настороженно. Она требует от наблюдателя большого такта, умения выбрать и освоить второстепенную социальную роль, избегать роли лидера или микролидера, поскольку это слишком меняет природу типичных для данного коллектива взаимосвязей и отношений. Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.) Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия. Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.
Интервью Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации). Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего. Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку. Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках. Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.
Политические процесс. Политический процесс — это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики. Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), динамика политических отношений, политическое поведение и политическая деятельность (политическое участие). С содержательной точки зрения в него входят: институциализация политических интересов; выработка и принятие политических решений; реализация принятых программ и установок. Виды политических процессов В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. С точки зрения участвующих в нем субъектов выделяют политические процессы с интенсивным и самостоятельным выключением граждан из отношений с политической властью, предполагающие их свободное политическое участие в отношениях с государством и другими институтами власти; инициированные с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население, т.е. антидемократические, тоталитарные процессы, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленные правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии. С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политической обстановки.
Политический кризис. Политический кризис - состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д. Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов. Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие. В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. 2) Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой. 3) Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами. 4) Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями. 5) Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Политический режим. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов: – демократический – широкие гражданские права и свободы человека; – тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; – авторитарный – непререкаемое подчинение власти. Признаки политического режима: – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; – соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; – гарантированность прав и свобод личности; – характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; – степень реализации политической власти непосредственно народом; – положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; – место и роль негосударственных структур в политической системе общества; – соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; – характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; – тип политического поведения; – характер политического лидерства; – учет интересов меньшинства при принятии политических решений; – доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти; – степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; – принципы взаимоотношения общества и власти; – политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.); – мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; – существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы элементы, в совокупности, составляющие содержание категории «политический режим».
Системность политической деятельности. Политическая система представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Структура политической системы: – политическая организация общества, включающая в себя государство; – политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.; – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; – политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; – политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Функции политической системы: 1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.); 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач); 4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов); 5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; 7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида; 8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).
45. Государство как политическое образование. Государство – политико – территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо – обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство - особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом, представляющая его на международной арене. Признаки: 1. территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) 2. публичный характер власти (несовпадения государства и общества, особый аппарат власти и управления) 3. суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) 4. принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) Функции государства Внешние функци |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.012 с.) |