Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросные методы сбора информации в социологическом исследовании.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью, что делает его популярным среди предпринимателей и менеджеров, общественных и политических организаций. Существуют две основные разновидности социологического опроса — анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос). При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов. Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства. Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования. В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса. В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы. Требования к анкете:
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы. По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения. По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню». В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме. Интервью Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации). Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего. Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку. Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках. Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.
Социометрический опрос и специфика его проведения. Социометрический опрос — одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совместимость и уровень группового единства коллектива. Социометрический метод решает следующие задачи: - выявление социометрического статуса отдельных членов группы; - исследование межличностных и межгрупповых неофициальных отношений; Условия и требования к проведению опроса: - проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; - оптимальное количество членов группы — 10-15 человек; - все члены коллектива должны иметь возможность непосредственного активного общения; - содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому. Процедура опроса. 1. Подготовительный этап: - определение проблемы, выбор объекта; - формулирование социометрических критериев; - разработка бланка социометрического опроса. 2. Основной этап: -установлениепсихологическогоконтактаиинструктажопрашиваемыхопорядкеработы; - проведение социометрического опроса; -построениесоциоматрицы, социограмм, вычислениеиндексов. 3. Завершающий этап: - Ф- анализрезультатовопроса; - формулирование выводов; - разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе. Вопрос как инструмент в социологическом исследовании. Вопрос - специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов-суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Вопрос в социологическом опросе является своеобразным исследовательским инструментом, используемым для получения первичных эмпирических данных. По функции вопросы можно разделить на следующие: - основные — вопросы, направленные непосредственно на решение поставленных задач; - вспомогательные, предназначенные что-то уточнить, конкретизировать или дополнить; - вопросы-фильтры, ставящие цель разделить аудиторию опроса на отдельные группы (например, «На этот вопрос отвечают только мужчины...»); - вопросы-«переключатели», позволяющие перейти от одного смыслового блока анкеты к другому. По форме анкетные вопросы можно разделить на: - открытые, предполагающие, что респондент ответит на вопрос в свободной форме, самостоятельно записав свой ответ (с последующей формализацией через квантификацию и кодировку в процессе первичной обработки анкет); - закрытые, в которых формулировка вопроса содержит готовые варианты ответов (альтернатавы), из которых можно выбрать один или несколько вариантов; - полузакрытые, представляющие собой фактически закрытые вопросы, в которых добавляется альтернативный вариант «другое». Это дает респонденту возможность высказать свое мнение, если среди готовых вариантов нет такого, который совпадал бы с его мнением; - прямые, которые формулируются в категорической форме («Нравится ли вам учиться в данном вузе?»); - косвенные, направленные на выявление искомого признака через скрытые настроения и установки респондента («Хотели бы вы перевестись в другой вуз?); - прожективные— вопросы, которые предлагают некие ситуации («Представьте себе, что вы на один день обладаете возможностями ректора... Какой бы вы приняли приказ в первую очередь?»). Многовариантные вопросы – те, в ответ на которые респонденту предлагается выбрать один из предложенных вариантов. Например: “какие напитки вы предпочитаете?” (варианты ответа: соки, газированные, воду, алкогольные, и т.д.). Частным случаем многовариантных вопросов являются альтернативные вопросы, ответ на которые имеет только два варианта (да-нет, мужчина-женщина) и т.д. Впрочем, часто добавляется ещё и нейтральный вариант типа “не знаю”, “не определился” и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.008 с.) |