Основные принципы и этические нормы, лежащие в основе деятельности профконсультанта. Проблема культурной эмпатии в проф.консультировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и этические нормы, лежащие в основе деятельности профконсультанта. Проблема культурной эмпатии в проф.консультировании



Профконсультант- спец-т, призванный оказывать помощь людям в нахождении своего места в мире профессий, личностного смысла в реальной трудовой деят-ти на конкр раб месте. Этическая сторона процесса профконсультации предполагает соблюдение ряда этических норм при проведении беседы и психодиагностического обследования призваны обеспечить:
1) решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
2) защиту клиентов от непрофессионального и неэтичного поведения консультанта;
3) сохранение доверия между профконсультантом и клиентом, а также между сотрудниками службы, предоставляющей услугу и коллегами;
4) укрепление авторитета службы профконсультации среди населения.
Основными этическими принципами профконсультанта, определяющими его деятельность, являются: 1. Принцип активности субъекта проф-деят-ти: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоят-но принимать решение о способах преодоления проблем проф становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий проф развития.

2. Принцип комплексного подхода. Согласно этому принципу психодиагн-кое обследов-е проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмоц особ-тей, коммуникативных спос-тей); уровне познавательных спос-тей,; уровне нейро- и психодинамических свойств, т. е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента.

3. Принцип добровольности участия в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в цепях выяснения интересов и проф намерений без согласия чел.

4. Принцип индивидуального подхода. - исходить из ее интересов и склонностей. Только в случае значительного несоответствия спос-тей л-ти и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей.

5. Принцип персональной ответств-ти. за правильность постановки Физ диагноза, адекватность используемых диагн-ких методов и коррекционных мероприятий.

Психолог-консультант должен обладать некоторыми качествами, которые он должен проявлять в общении с клиентами. К таким качествам можно отнести открытость; доброжелательность; безоценочное отношение к клиенту; отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. Среди других качеств необходимо отметить способность специалиста к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.


113. Психологическая профконсультация, её цели и задачи. Психологические критерии, используемые при оценке профпригодности.

Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности обратившегося в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении.

Психологический аспект в профориентации - определение установки человека на труд, проф интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации, оценку свойств нервной системы и темперамента, определение уровня развития психомоторики эмоционально-волевых, интелпектуально-мнестических особенностей, определение индивидуальных свойств л-ти, проведение психологической коррекции.
Проф.консультирование может осуществляться до приёма человека на работу, например во время школьного или проф.обучения. Выделяют следующие цели профконсультирования субъекта в ситуации определения поля профессиональной деятельности: помощь в принятии обоснованного решения о выборе профессии, помощь в выработке основных путей и способов освоения выбранной профессии. Данные цели реализуются через основные задачи:

Выявление факторов, определяющих выбор профессии, их содержательный анализ, установление соотношения между ними;

Диагностика информированности клиента о предпочитаемых профессиях, дополнение и упорядочивание информации, указание источников её получения;

Диагностика особенностей личности субъекта выбора: потребностей, мотивов, способностей, характерологических особенностей и т.д.

Показ психологической цены – степени сложности или лёгкости – и основных путей освоения профессии;

Оказание помощи в выработке правил и способов рефлексивного анализа процесса принятия решения о выборе профессии.

В зависимости от решаемых задач профессиональная консультация носит информационный, диагностический, психокоррекционный или контролирующий характер.

Процедура психологической профконсультации основывается на ряде критериев, медицинских, физиологических и психофизиологических, а также психологических.

Психологические критерии оценивают:

А) состояние интеллектуально-мнестических функций (динамика психич.деятельности, т.е. темп, истощаемость нервных процессов, уровень интеллекта, речевые функции, высшие психические функции)

Б) состояние эмоционально-волевой сферы и наличие неврозоподобных нарушений (наличие и характер психической напряжённости, невротические реакции, уровень тревожности, собственная эмоциональная лабильность). Убольных людей также оценивается отношение к болезни.

В) психологические особенности личности, наличие психопатоподобных нарушений, анализ ценностных ориентаций, мотивов, установок, адекватность самооценки, уровень самоконтроля, сфера реализации самоконтроля, направленность проф.интересов, склонностей и устойчивость направленности.


114. Структура и порядок проведения проф.консультации. Формирование профконсультационного заключения, его составные части. Профессиональная консультация — составная часть системы профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Процедура профконсультации осуществляется в несколько этапов:

Проводится предварительная беседа о факторах, путях, правилах выбора профессии, роли и функциях профконсультации, формируется готовность клиента к активной деятельности по планированию собственной карьеры; проводится диагностика интересов, склонностей, способностей и личностных качеств клиента. 2.Подробное изучение предпочитаемых клиентом видов проф.деятельности, а также особенностей когнитивной и личностной сфер, важных для освоения предпочитаемой деятельности. 3.Устанавливается соответствие личности клиента выбранной сфере проф.деятельности, разрабатываются и корректируются планы развития карьеры, программа проф.подготовки. Кроме того осуществляется выработка плана жизненного пути и определение профессионального выбора.

По окончании работы специалист оформляет результаты исследования в профконсультационном заключении. Выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности:

а) рекомендуется в первую очередь первая категория.

Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть специальностью, иметь по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно отличные оценки, получить высокую квалификацию;

б) рекомендуется вторая категория.

Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям должности, что позволяетим в установленные сроки овладеть специальностью, иметь по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в) рекомендуется условно третья категория.

Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям должности, с трудом овладевают специальностью в установленные сроки, имеют по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г) не рекомендуется четвертая категория.

Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям должности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.008 с.)