Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь психологии труда с другими науками. Использование методологических принципов, общих достижений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Псих труда – отрасль психологии, которая изучает закономерности проявления психической деятельности человека в процессе его труда. История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах её взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах её дифференциации – выделении и становлении как самостоятельных её отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие псих. труда с др. научными дисциплинами – не исключение. Сравнительно поздно выделившаяся в самостоятельную дисциплину (датой её рождения принято считать 1879г, Вундт), психология, интегрирует знания о человеке всех ранее сформировавшихся научных дисциплин. Кедров и Ж. Пиаже в своих классификациях помещают псих. труда в центр «треугольника наук»: гуманитарных (философия и полит,.педагогика, философия), точных (технические дисциплины, матанализ) и е стественных (медицина, психофизиология, физиология). Сегодня психология приобретает статус самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с др научными областями. Ещё в начале 20в. Мюнстерберг, Штерн, Бине и др. заложили основы широкого применения экспериментальных методов оценки важных для успешности качеств рабочих – тестологии. Эти идеи распространились и на начальную школу как первую ступень подготовки кадров (педология). Научное изучение проблемы устойчивых качеств человека стимулировало развитие таких дисциплин как психометрика, психодиагностика. Осознание необходимости комплексного подхода привело к становлению социологии труда, гигиены труда, производственной санитарии, чему в немалой степени способствовал вклад таких учёных как Бехтерев, Сеченов, Павлов. Вторая мировая война вскрыла множество новых проблем управления человеком техникой в экстремальных условиях. Совокупность научно-практических задач привела к становлению инженерной психологии, которая сегодня нашла своё отражение в энергетике, приборостроении, оборонной промышленности. С течением времени остро встала проблема гуманизации труда, социально-психологических и психогигиенических условий труда, что привело к развитию организационной психологии, эргономики и эргодизайна. Новые исторические условия способствуют появлению ряда интегральных дисциплин, в которых психология труда занимает центральное место. 6.Возникновение психологии труда как отдельной отрасли психологических знаний. Система Тейлора. Исследования Э. Мэйо. Психотехника. Псих.труда начала выделяться как отдельная отрасль психологических знаний в конце 19- нач. 20 вв. До 1939 г. это направление психол. науки называлось по-разному и чаще всего психотехника. Развитие псих. труда многие связывают с появлением в конце 19 – нач. 20 в. работ американского инжерена Ф.Тейлора. Система организации труда и управления производством (система Тейлора)- совокупность методов организации, нормирования труда и управления производственными процессами, а также принципов подбора и расстановки кадров. Система основана на глубоком разделении труда и рационализации движений. Составной частью системы Тейлора является впервые созданная и внедренная на промышленных предприятиях система сдельной заработной платы. Основная цель системы Тейлора – получение максимальной прибыли путем увеличения интенсификации труда. Тейлор проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. В рамках системы Тейлора зарождалась и практически осуществлена концепция инженерного проектирования. Тейлор выдвинул идею профессионального отбора. Вместо контроля по конечной продукции ввел текущей контроль, применяя желтые и белые карточки – предупреждения, а затем увольнение; открыл влияние коллектива на поведение его членов. В 1927 г. начались исследования на заводе Хоторна, принадлежавшем компании «Вестерн Электрик», в городе Чичеро под руководством психолога Элтона Мэйо. Их результаты легли в основу доктрины «человеческих отношений». К решению всех производственных проблем Мэйо подходил с психологических позиций. Эксперименты в Хоторне вскрыли «золотую жилу» повышения производительности труда без каких-либо дополнительных затрат труда – за счет психологических факторов. После опубликования результатов эксперимента в США начался «психологический бум». Расширилась подготовка психологов, социологов, открывали психологические отделы. Психотехнику отечественные исследователи начали изучать в 1921 г, когда в Москве был создан центральный институт труда во главе с Гастевым. Первым организатором и руководителем работ по психотехнике были Шпильрейн и Геллерштейн. 1924 г- Международная конференция по психотехнике в Москве. Возникло широкое движение по научной организации труда. Была апробирована методика массового определения профессиональной пригодности в промышленности, в армии, на транспорте, в связи, в сфере обслуживания. Исследования по псих. труда продолжались до 1936 г, где вышел документ об извращениях педалогии, где направления психотехники были объявлены лженаучными и вредными. Психология труда начала возрождаться только в период «оттепели» (70-е гг). 7. Основные методы изучения трудовой деятельности (анализ рабочих документов, наблюдение за рабочим процессом, хронометраж). Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Комплекс методик, которые можно объединить в следующие классы: 1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т.д.) – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности; 2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности. Этот метод позволяет описать обстановку, в которой протекает труд, изучить трудовые действия и операции, а также поведение работающих лиц в целом. Наблюдение за трудом помогает раскрытию закономерностей формирования навыков, выделению трудностей в становлении мастерства. Наблюдение за поведением отдельного индивидуума в разных видах его деятельности (на работе, в перерывах, в обществ. жизни, в часы досуга) позволяет вскрыть ряд особенностей личности. Дополнительно могут замеряться зона рабочего места, замеры во времени последовательности активной деятельности, перерывов на отдых, вынужденных пауз, измерение времени выполнения трудовых операций, действий и их отдельных элементов, антропометрические замеры рабочей позы и др.; 3) хронометраж – оценка временных параметров трудового процесса; В псих. труда большинство методов могут применяться в трех планах: - для психологического анализа профессиональной деятельности; - для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производствен. обучения и т.п.) - для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др. 8.Основные методы изучения трудовой деятельности (опрос, самонаблюдение и самоотчет, трудовой и биографический метод). Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). 1) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач; 2) опрос – получение письменной и устной информации от субъекта труда. Метод опроса имеет 5 форм:- беседа, -устный опрос (интервью), - письменный опрос (анкета),- биографические и автобиографические данные (психологический анамнез),- метод обощения и независимых характеристик. 3) трудовой метод – инф. об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс. Для психологического понимания профессии психолог сам начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее описать. Преимущества: 1)получение путем личного опыта некоторых психологических данных, недоступных наблюдению и разным формам опроса специалистов; 2) изучение профессиональной деятельности в процессе овладения профессией. 9.Основные методы изучения трудовой деятельности (физиологические методы, естественный и лабораторный эксперимент). Эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Лабораторный эксперимент. 5 видов в псих. труда: 1)абстрактный эксперимент 2)модель отдельных элементов трудового процесса 3) модель профессиональной деятельности в целом 4)реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории 5)метод тестов. Естественный эксперимент: 1) внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы. 2) метод искусственной деавтоматизации. Физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности. В условиях реального производства могут быть использованы физиологич. и психофизиол. пробы, по которым косвенно можно судить о психических состояниях рабочего. С помощью системы специальных, не мешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечный тонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замеры частоты слияния мельканий, регистрировать движения глаз, повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, снимать электромиограмму, электроэнцефалограмму и др. 10. Принципы составления профессиограммы. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношений субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна стать профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Принципы составления профессиограммы: 1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2)комплексность изучения; 3)динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4)системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик дея-сти); 5)идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов. Профессиограмма должна содержать характеристику: 1)общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности) 2)содержания деятельности (перечень рабочих действий, обязанностей, поток информационных показателей) 3) средств деятельности 4)условий деятельности (санит-гигин, психофизиологич, соц-психологич, организац) 5)организации деятельности (вид и величина профнагрузки, размер труда и отдыха) 6)субъекта деятельности (треб к сост здоровья, перечень мед противопоказаний).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.71.190 (0.01 с.) |