Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема профориентационной работы среди учащихся с ДЦП↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует придерживаться определенной системы (30, 72): 1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП, нужна профориентационная помощь, психолог должен познакомиться с предварительной информацией о нем. На основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и наметить пути ее решения). Первичную информацию о профессиональных ориентирах учащегося с ДЦП можно получить двумя способами. Один из них заключается в проведении первоначальной беседы с ребенком, которому нужна профориентационная помощь. В ходе беседы выясняются необходимые сведения о нём, его интересы и склонности, а также наличие профессиональных интересов, степень продуманности путей приобретения профессии, наличие резервных профессиональных намерений, адекватность оценки учащимся своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т.д. При изучении профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить следующие факты: - Есть ли у учащихся предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (учебные заведения, конкретные предприятия и т.д.); - Имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные и т д. Можно полагать, что профессиональные намерения серьезны, если учащийся с ДЦП отвечает на вопросы о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режима и условия работы и т.д. 2. Общая оценка ситуации. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать его проблемы), самооценка психолога (насколько он готов помочь данному ребенку). На этом этапе важно не столько «исследовать» учащегося с ДЦП, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверительного контакта с ним. Развитие этого контакта в ходе профориентации происходит по следующей логике: вначале — максимальная доброжелательность, далее — доброжелательность и конструктивность, в конце — доброжелательность и оптимистическое настроение. 3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения (если на предварительном этапе была выдвинута предварительная консультационная гипотеза, то после реальной встречи с учащимся она может быть отредактирована). Представленные выше этапы являются подготовкой к реальному взаимодействию, которое начинается с третьего этапа: совместное с ребенком-инвалидом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Смысл данного этапа заключается в том, чтобы и психолог и учащийся с ДЦП работали над единой проблемой, над единым предметом их дальнейшей совместной деятельности. 4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Важно выявить интересы и склонности ребенка с ДЦП к определенным видам деятельности, профессиям. Основным показателем здесь является стремление к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. Информацию об интересах и склонностях учащихся можно получить из наблюдений за их деятельностью, бесед о предпочитаемых ими видах деятельности с ними и их родителями. Психологическое профдиагностическое обследование позволяет оценить адекватность профвыбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психологических детерминант этого выбора. Углубленное психологическое обследование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях: — о состоянии интеллектуально-мнестических функций, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом; — о состоянии психических функций, о свойствах личности и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий; — об особенностях личности и характера, определяющих направленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей. Так, анализ интеллектуальных параметров позволяет определить вероятность доступности профессий, характеризующихся высокой степенью интеллектуальных нагрузок в целом (умственных видов деятельности), предъявляющих специфические требования к определенного рода мыслительным операциям (абстрактно-логическим, образным и т.п.) и состоянию отдельных интеллектуально-мнестических функций — памяти, внимания, восприятия (например, операторские, водительские профессии). При профессиональной деятельности, характеризующейся монотонностью, алгоритмизированностью операций, наиболее значимыми являются такие психологические параметры, как эмоциональная устойчивость, способность концентрации внимания, склонность к формированию относительно жестких стереотипов поведения и т.п. Существенно важными характеристиками для оценки возможность успешности овладения профессией могут быть показатели коммуникативной активности и степень владения коммуникативными навыками, экстра- или интраверсии, эмоциональной ригидности и пластичности, особенности структуры доминирующих ценностных ориентации (утилитарных, социальных и т.п.). Анализ этих данных позволяет определить степень рациональности того или иного профвыбора, исходя из коллективности или индвидуальности условий труда, степени его престижности, личной ответственности, преимущественно творческого или исполнительского уклада и т.п. Специальная профпсиходиагностика направлена на определение склонностей к различным типам профессиональной деятельности в зависимости от предмета труда, а также желаний и интересов, обуславливающих ту или иную профессиональную ориентацию личности, позволяет выявить предпочитаемые профессии, исходя их обобщения их существенных характеристик (физическая тяжесть, уровень нервно-психического напряжения, система подчинения и т.п.), оценить уровень осведомленности о различных профессиях, специфику отношения предпочитаемого типа деятельности с характерологическими особенностями. С целью профпсиходиагностики могут быть использованы различные методики, в том числе: — дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (28), который позволяет выявить склонность к типам профессиональной деятельности в зависимости от предмета труда, выделяя следующие пять типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ; — карта интересов, позоляющая изучить глубину интересов и склонностей в разных сферах деятельности; — опросник профессиональной готовности, позволяющий выявить способности и желание заниматься определенным типом профессиональной деятельности; — опросник профессиональной направленности, предоставляющий возможность определить модель желаемой и доступной профессии на основании обобщения ее существенных характеристик (физическая тяжесть, коллективность — индивидуальность, уровень нервно-психического напряжения, система подчинения, уровень оплаты и т.п.), а также выявить предпочитаемый тип деятельности (предмет труда) и оценить информированность о содержательной стороне различных профессий; — методика Голланда, позволяющая выяснить соотношения предпочитаемого типа деятельности (рационалистический, артистический и т.п.), с характерологическими особенностями личности; — методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей. Использовать специальные «профдиагностические» психологические методики следует, начиная с подросткового возраста (примерно с 14 лет), когда актуализируются субъективная и объективная значимость профвыбора. Итоговое профориентационное заключение формируется на основании обобщения клинико-функциональных, психологических и педагогических исследований. О высоком уровне профессиональной направленности учащихся можно сделать вывод на основании следующих данных: 1) преобладает ли высокая мотивация в выборе профессии (интерес к содержанию труда, осознание социальной значимости выбранной профессии и т.д.); 2) если в кругу профессиональных интересов преобладают такие, которые удовлетворяются в активно-деятельностных формах (занятия в кружке, участие в конкурсах и т.д.). Низкий уровень профессиональной направленности определяется другим соотношением мотивов и интересов. В этом случае преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, престижность, условия труда и т.д.) или косвенные — внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахождение учебного заведения). При низком уровне профнаправленности интерес к данной деятельности либо отсутствует, либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы (например, чтение научно-популярной литературы по предполагаемой специальности). После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При проведении профориентации учащихся-инвалидов нужно учитывать характер протекания их основного заболевания. Все заболевания опорно-двигательного аппарата можно разделить на две группы. В одну группу входят болезни, которые не носят прогрессирующего характера. К ним можно отнести ДЦП, полиомиелиты, недоразвитие конечностей и другие. В другую группу — заболевания, носящие прогрессирующий характер (миопатии, рассеянный склероз и прочие). Знания о характере протекания заболевания нужны для правильного прогнозирования эффективности профессиональной деятельности инвалида с двигательной патологией. Существуют общие противопоказания к приему на обучение в высшие учебные заведения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они следующие: — открытые формы туберкулеза, активный прогрессирующий туберкулез; — хронические заболевания легких с выраженной легочно-сердечной недостаточностью; — заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения П-Ш степени; — хронические заболевания почек с явлениями стойкой почечной недостаточности; — эндокринные заболевания тяжелой формы в фазе декомпенсации (инсулинозависимый диабет); — заболевания системы крови, за исключением лимфолейкоза в фазе ремиссии более 3-х лет; — высокая ампутация 3-х конечностей; — тяжелые хронические рецидивирующие заболевания кожи; — сифилис; — СПИД (ВИЧ-носительство); — трахома; — кахексия любого происхождения; — обширные трофические язвы и пролежни; — больные с психическими расстройствами, а также больные с психопатоподобным поведением; — прогрессирующие мышечные заболевания (миастения, миопатия, миотония, рассеянный склероз и др.) Необходимо отметить некоторые особенности инвалидов с ДЦП: — Овладение какой-либо профессией и последующее трудоустройство является одним из основных способов интеграции их в социум здоровых людей. — При выборе профессии выпускники школ, как правило, ориентируются на социально-экономическую обстановку и ситуацию на рынке труда, складывающуюся на момент проведения профориентационной работы. В большинстве случаев они не делают долгосрочных прогнозов рынка труда по данной профессии на момент их трудоустройства при окончании обучения. При этом значительное внимание инвалидов сосредоточено на их трудоустройстве. — Выпускники-инвалиды основным внутренним своим недостатком, препятствующим их будущей деятельности, в большинстве случаев считают свое заболевание. При выборе профиля трудового обучения помимо индивидуальных способностей и возможностей учащихся специальных школ необходимо учитывать многочисленные особенности региона, включая его экономику и географическое положение. Это позволит максимально облегчить процесс последующего устройства выпускника-инвалида на работу по полученной в школе специальности. В большинстве школ для детей с церебральным параличом на наиболее высоком уровне находится бытовая реабилитация, на втором месте — профессиональная реабилитация. Такое положение связано с отсутствием материальной базы трудовой подготовки, неукомплектованностью кадрами и отсутствием специальных приспособлений. Там, где хорошо поставлено трудовое и профессиональное обучение, достаточно высок уровень социальной реабилитации; это, как правило, бывает обусловлено высокой квалификацией работников, адекватным выбором профиля трудового обучения, обеспеченностью материальной базы. При получении образования после окончания специальной школы-интерната ее выпускники сталкиваются со значительными трудностями, однако социологические исследования показали, что большинство выпускников специальных школ-интернатов не ограничиваются знаниями и навыками, получаемыми в школе-интернате, а овладевают средним специальным и высшим образованием. Самые большие трудности встают перед выпускниками в процессе трудоустройства. Они обусловлены прежде всего нежеланием администрации брать на работу инвалида. Специфической трудностью, играющей роль при трудоустройстве в большом городе, является необходимость пользоваться общественным транспортом. Инвалиды боятся общения со здоровыми, замыкаются в себе, у них возникает страх быть непонятыми в коллективе. При попытках преодолеть такие трудности выпускники наталкиваются на нежелание здоровых людей входить в более тесное общение с инвалидом, вникать в его проблемы, одной из причин такого поведения является отсутствие у населения информации о людях с ограниченными возможностями здоровья, о чем будет сказано ниже.
Профессиональные предпочтения молодых инвалидов, страдающих церебральным параличом Одним из наиболее важных элементов успешной реабилитации и интеграции инвалидов в общество является не только их профессиональная ориентация, но и последующее трудоустройство. Для инвалидов возможность трудиться означает большее, чем возможность материально обеспечить себя и свою семью. Это дает надежду вырваться из мира болезней и нужды в мир относительного благополучия. Выявление профессиональных предпочтений инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет очертить круг учебных заведений, с которыми в большей степени необходимо контактировать, добиваясь предоставления льгот при поступлении и индивидуальной программы обучения. С целью выявления интересов к тому или иному виду деятельности чаще всего используются в процессе профдиагностики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. В большинстве работ выявлено, что инвалиды-опорники предпочитают профессии типа «человек-человек» (34%), требующие общения с людьми. Н.В. Финкель (75) рассматривает подобные предпочтения как действие защитного механизма. Ряд авторов считает, что это зависит от особенностей личностного развития подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно больных с церебральным параличом. Для инвалидов с ДЦП важным является сам факт трудоустройства. Можно предположить, что потребность в труде у них носит псевдокомпенсаторный характер. Труд в сознании молодых инвалидов означает реализацию жизненных целей. При этом рабочее место в большинстве случаев у них мифолизировано, т.е. отсутствуют четкие представления о непосредственном характере работы. Причина кроется в недостаточной эффективности профориентационной работы. Достаточно велико беспокойство детей, страдающих церебральным параличом, о своей будущей, профессии и жизни в целом. При социологическом обследовании (74) установлено, что не уверены в благополучии своей дальнейшей жизни 76% выпускников школ-интернатов для учащихся с ДЦП Санкт-Петербурга, 68% сомневаются в том, что смогут трудоустроиться. Главной причиной беспокойства были названы проблемы здоровья. Среди прочих причин, встречающихся чаще других можно выделить: — экономическую нестабильность в стране; — боязнь не поступить в учебное заведение после школьного образования; — возможная платность образования; — трудности общения (указаны учащимися с тяжелой в двигательном отношении формой заболевания и детьми с сильными нарушениями речи); — недостаточная пенсия по инвалидности; — безработица; — негативное отношение со стороны здоровых людей. Неуверенность инвалидов в завтрашнем дне, возможно, не была бы столь высока, если бы существовала государственная программа трудоустройства инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает элементы квотирования рабочих мест для инвалидов в объеме 3% от среднесписочной численности работающих на предприятии. Но механизм реализации закона не проработан на уровне Правительства Российской Федерации. Следовательно, основными направлениями работы, позволяющими осуществлять более успешное трудоустройство инвалидов с ДЦП являются: — совершенствование системы профессиональной ориентации; — расширение перечня учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов; — увеличение количества рабочих мест; — создание условий для социальной интеграции инвалидов в общество.
Шипицина Н.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – Санкт-Петербург., Изд-во «Дидактика плюс» - 2001 Стр. 187 - 224 Глава 11 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИЕЙ (МИОПАТИЕЙ) Предыдущие главы настоящего учебного пособия посвящены психодиагностике, психокоррекции и психологическим особенностям детей и подростков, страдающих церебральным параличом. Среди заболеваний опорно-двигательной системы достаточно часто встречаются и другие формы патологий, и этим детям также необходима помощь специальных психологов и педагогов. Поэтому в данной главе представлены современные представления о детях с тяжелой наследственной патологией— прогрессирующими мышечными атрофиями, заболеваниями, которые даже не упоминаются в руководствах по специальной педагогике и психологии.
§1. Этиология и патогенез миопатий Прогрессирующие мышечные атрофии — это большая группа наследственных заболеваний, характеризующихся неуклонным нарастанием мышечной слабости и атрофии. Прогрессирующие мышечные атрофии подразделяются на п ервичные и вторичные формы. Вторичные, или нейрогенные, атрофии зависят от поражения периферического двигательного нейрона, их называют также амиотрофиями. При первичных мышечных атрофиях спинной мозг и нервы анатомически остаются интактными, наблюдается первичное поражение мышц в результате нарушения в них обмена веществ. Первичные мышечные атрофии иначе называют прогрессирующими мышечными дистрофиями (ПМД), или миопатиями. ПМД включают: 1) псевдогипертрофическую форму Дюшенна (ранний детский и поздний детский варианты); 2) форму Эрба (ранний, юношеский и поздний варианты); 3) лице-лопаточно-плечевую форму Ландузи—Детерина и некоторые более редкие формы. Из вторичных мышечных атрофий (амнотрофий) в раннем детском возрасте наибольшее значение имеют специальная амнотрофия Вердинга—Гоффмана (врожденная, ранняя, поздняя детская формы) и невральная амнотрофия Шарко—Мари. ПМД (прогрессирующие миопатии) представляют собой клинически и генетически гетерогенную группу наследственных заболеваний, характеризующихся первичным поражением скелетной мускулатуры невоспалительного характера. Суммарная распространенность ПМД составляет около 200 случаев на 1 млн. населения, что позволяет относить их к наиболее часто встречающимся формам наследственной патологии. Большинство клинических форм ПМД на сегодняшний день неизлечимы, дебютируют в молодом возрасте и характеризуются неуклонно прогрессирующим фатальным течением, в связи с чем исключительная медицинская и социально-экономическая значимость данной проблемы не вызывает сомнений. Миодистрофия Дюшенна является наиболее распространенной формой ПМД, наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу и встречается с приблизительно одинаковой частотой — 1 случай на 3,5 тыс. рожденных мальчиков во всех географических регионах и этнических группах мира. Она характеризуется прогрессирующей атрофией скелетной мускулатуры и ранней инвалидизацией больных. Миопатия Дюшенна была впервые описана французским врачом Дюшенном (Duchenne) в 1868 г. Миопатию Дюшенна иначе называют Х-миопатией. Мутантный ген локализуется в Х-хромосоме. Женщины, являющиеся гетерозиготными носителями такой мутации, как правило, клинически здоровы, поскольку патологическому гену противостоит нормальный ген второй Х-хромосомы. В единичных случаях у них могут наблюдаться стертые проявления болезни — умеренно выраженная мышечная слабость, увеличение объема икроножных мышц, высокий уровень в крови мышечного фермента креатинфосфокиназы. У мужчин мутантный ген расположен в единственной Х-хромосоме и при отсутствии нормального аллеля проявляет свое патогенное действие. Такое представление о рецессивном сцепленном с полом типе наследования миопатии Дюшенна опирается главным образом на тот факт, что в одной семье заболевают несколько братьев, в то время как их сестры остаются здоровыми. Эти наблюдения подкрепляются родословными, где миопатия женской линии поражает исключительно мальчиков. Причина системных нарушений при ПМД долгое время оставалось загадкой, пока в 1986 г. Льюисом Кункеллом не установлен локус гена, вызывающий миопатию Дюшенна. Повреждения в локусах гена миопатии отражаются на изменении синтеза необходимого для нормальной работы мышечной клетки белка. Это приводит к нарушению биохимического равновесия: нарушается ионный транспорт, структура пептидов клетки и мышечных белков. Часть внутриклеточных ферментов выходит в кровь. Эти факторы могут быть причиной нестабильности мембран других клеток. В конечном итоге наступает так называемый хаос обменных реакций, что приводит к отравлению организма продуктами распада. Характерным гистологическим признаком прогрессирующей мышечной дистрофии является беспорядочное расположение разнокалиберных мышечных волокон и увеличение промежуточной соединительной и жировой ткани. Гистологические изменения предшествуют клиническим проявлениям болезни. При этом мышечная слабость, видимой на глаз атрофии, появляется лишь после включения в патологический процесс около 50% мышечных волокон. §2. Клинические особенности миопатии Дюшенна Принято считать, что болезнь Дюшенна начинается в возрасте 3—5 лет и редко — в более поздние годы. Многие формы миопатии Дюшенна имеют свое начало уже внутриутробно. Только у ¼ больных существует так называемая преклиническая стадия болезни, проявляющаяся лишь биохимическими и гистологическими признаками. Эти дети заболевают в более позднем возрасте (в 5-7 лет), в раннем детстве они бывают достаточно подвижны. Гораздо чаще (у 75% больных) проявления мышечной слабости могут быть замечены к концу 1-го – началу 2-го года жизни ввиду недостаточной двигательной активности ребенка, затруднений при вставании с пола, с корточек, позднего начала ходьбы. В этой стадии болезни существует относительная компенсация – отсутствует видимое прогрессирование болезни, даже, напротив, в силу естественного развития ребенок со временем становится подвижнее. Симптомы болезни еще недостаточно специфичны, но черты слабости мышц тазового пояса налицо. Дети, страдающие болезнью Дюшенна, начинают ходить позже своих сверстников, при ходьбе неуклюжи, с трудом поднимаются по лестнице. Нередко наблюдательные родители уже в этом периоде обращаются к врачу, но их жалобы встречают должного внимания. Задержку ходьбы объясняют «рахитом», «плоскостопием», излишней упитанностью ребенка или общим ослаблением после перенесенного заболевания. Постепенное накопление дистрофических изменений в мышцах к 3-5-му году приводит к выявлению типичных двигательных расстройств, начинается явное прогрессирование болезни, которая проходит через ряд стадий. В н а ч а л ь н о й с т а д и и все симптомы выражены неявно, но достаточно четко. Дети еще сохраняют некоторую живость движений, но они не выдерживают нагрузки. При ходьбе на длительное расстояние можно заметить нарушение осанки в результате поясничного гиперлордоза, слегка переваливающуюся походку или небольшое выпячивание живота вперед, толстые икры. Ребенок испытывает затруднения при подъеме по ступеням, при вставании с пола, с корточек. Частые падения ребенка при ходьбе побуждают родителей обращаться к врачу. С т а д и я в ы р а ж е н н ы й п р о я в л е н и й б о л е з н и или с т а д и я г е н е р е а л и з а ц и и а т р о ф и и, наступает довольно быстро, в некоторых случаях уже через несколько месяцев после видимого начала прогрессирования мышечной слабости. Постепенно увеличивается поясничный лордоз, походка становится «утиной», деформируются стопы. В этой стадии наблюдается характерное поэтапное вставание с пола, обусловленное слабостью мышц. В дальнейшем больной не может сам подняться. При ходьбе живот резко выпячивается вперед, верхняя часть тела отклоняется назад. Временами силы покидают больного, и он, как подкошенный, может рухнуть на пол и подолгу не может встать. Такое состояние предвещает скорую утрату ходьбы. Т я ж е л а я п а р а л и т и ч е с к а я с т а д и я болезни характеризуется невозможностью самостоятельного передвижения и наступает, как правило, в 10-11 лет, хотя длительность болезни до потери ходьбы может значительно варьировать (от 2 до 10 лет, а в исключительных случаях до 12-13 лет). Это объясняется не только тяжестью болезни, но в большей степени чрезвычайной чувствительностью миодистрофического процесса к внешним влияниям. Иногда достаточно больному провести несколько дней в постели по поводу гриппа, чтобы он больше не встал на ноги. Такая преждевременная утрата ходьбы наблюдается после наложения гипса, при быстром увеличении массы тела на 3-4 кг и более, после изменений физической нагрузки (длительная ходьба). Таким образом, для дистрофических мышц бездействие так же губительно, как и перегрузки. Замечено, что при потере способности самостоятельно передвигаться мышечная атрофия и слабость нарастают очень быстро. Больной скоро теряет способность садиться в постели с помощью рук и переворачиваться на другой бок. Быстро развиваются контрактуры. Через несколько лет сидения в кресле заметны грубые деформации скелета. К 14-16 годам обездвиженность больных достигает крайней степени. Обычно они погибают до 20 лет, редко позже – в состоянии глубокой общей дистрофии, от заболеваний легких, печени, сердца и др. Увеличение объема икроножных мышц является постоянным и характерным симптомом болезни Дюшенна, получившей название псевдогипертрофической. Биопсия показывает, что увеличение икр редко зависит от истинной гипертрофии мышечных волокон, а в большинстве случаев происходит за счет увеличения соединительной и жировой ткани. Отсюда и возникло название псевдогипертрофия. При миопатии Дюшенна псевдогипертрофии выявляются обычно после того, как ребенок уже начал самостоятельно ходить. До 2—2,5 лет псевдогипертрофии не выглядят демонстративно из-за естественных особенностей строения детского тела, но при сравнительной пальпации можно обнаружить повышенную плотность икроножных мышц по сравнению с бедренными мышцами. В тяжелой стадии псевдогипертрофии нередко трудно выявить. Ранее гипертрофированные мышцы постепенно уменьшаются в объеме и по виду мало чем отличаются от атрофированных. Снижение сухожильных рефлексов идет Мышечная слабость и атрофии при миодистрофическом процессе развиваются параллельно. Однако атрофии в мышцах тазового пояса и бедер в начальной и легкой стадиях болезни бывают незаметными, в то время как слабость выявляется отчетливо. Атрофии раньше становятся заметными в мышцах плечевого пояса. Нередко на ранних стадиях болезни имеют место ж а л о б ы н а б о л и в н о г а х, преимущественно в стопах, подколенных ямках и паховых сгибах. Боли возникают при ходьбе и исчезают в поясе. Дети часто просятся на руки. Иногда возникают редкие боли в икроножных мышцах. По всей вероятности, боли вызывают компенсаторной перегрузкой относительно сохранных мышц и связок, а также микроциркуляторными расстройствами. Разрастание соединительной ткани в мышцах приводит к их укорочению. Этому процессу подвергаются также сухожилия и связки, что приводит к ограничению подвижности в суставах, контрактурам. Таким образом, контрактуры при мышечной дистрофии являются следствием изменения самой мышцы. Ранее других обычно возникают укорочения икроножных мышц и ахилловых сухожилий с ограничением тыльного сгибания стопы. Больной начинает ходить на носочках. Постепенно изменяется форма стоп. Стопы с высоким сводом наблюдаются примерно у 1/4 больных, плоскостопие несколько реже. В паралитической стадии болезни высокий свод, сочетаясь с фиксированным положением, образует так называемую конскую стопу. Довольно рано у больных можно заметить д е ф о р м а ц и ю к л е т к и. Чаще всего грудная клетка уплощена в передне-заднем направлении. Если при этом имеется западание грудины, грудная клетка приобретает ладьевидную форму. Бочкообразная грудная клетка встречается несколько реже, нежели уплощенная. Костные изменения, сужения диафизов больших трубчатых костей. Во всех случаях обнаруживается остеопороз. Эти изменения достаточно выражены уже в той стадии болезни, когда еще сохраняется хорошая подвижность больного, поэтому едва ли их можно отнести к вторичным атрофическим процессам в костях от бездействия. У больных миопатией Дюшенна рентгенологически определяется задержка окостенения. При миопатии Дюшенна нередки э н д о к р и н н о-о б м е н н ы е н а р у ш е н и я — чрезмерное похудение, достигающее (отдельных случаях степени кахексии, или, наоборот, необычная полнота. При миопатии Дюшенна ожирение, как правило, сопровождается чертами врожденного гипогенитализма (крипторхизм, маленькие размеры полового члена и мошонки). Почти равномерное отложение жира несколько более выражено на животе, в области таза, груди, рук, лица. У боль-эго сохраняется детская ф о р м а т е л а. Умственная недостаточность больных псевдо-гипертрофической формой была отмечена еще Дюшенном, но до настоящего времени нет единого мнения по этому вопросу. Умственная отсталость наблюдается примерно у трети больных. Для больных миопатией Дюшенна характерны вялость, замедленность мышления. Это может дополняться плохой-памятью и нарушением внимания, неспешностью сосредоточиться. Перечисленные черты делают больных детей крайне инертными как на школьных занятиях, так и в кругу сверстников. Речь их бедна. В силу замедления умственной деятельности они не пользуются в речи имеющимся словарным запасом, предпочитают говорить простейшими фразами, иногда часами сидят молча. Во многих случаях не удается выявить переживаний, связанных с собственным тяжелым положением, обездвижением. Одновременно с мышечными нарушениями страдают внутренние о р г а н ы. функциональная слабость мускулатуры миокарда снижает его способности к декомпенсации и во взрослом возрасте может привести к острой сердечной недостаточности с неблагоприятным прогнозом. Ослабление мышц, принимающих участие в акте дыхания, зачастую вызывает застойные явления в бронхо-легочном аппарате, что приводит к острым респираторным заболеваниям. Последнее может усугубляться развитием воспаления легких. Снижение перистальтической способности желудочно-кишечного тракта нарушает пищеварение. На всех этапах развития патологического процесса очень важна профилактика переломов в домашних условиях. Падение больных мальчиков при неустойчивой ходьбе приводит к переломам конечностей. Этот факт объясняется патологическими изменениями в костной ткани, которая в ходе болезни становится хрупкой. Срастание переломов происходит в обычные сроки, но гипсование конечностей приводит к обездвиженности, после чего такой ребенок подчас теряет способность передвигаться без чьей-либо помощи. Хотя ген заболевания известен, все еще нет эффективного лечения этой болезни. Однако в настоящее ведется интенсивная разработка генетического лечения.
Психологическая характеристика детей с болезнью Дюшенна Больные, страдающие неизлечимым заболеванием XX века — мышечной дистрофией Дюшенна, — это люди, полностью исключенные из жизни общества, для них нет ни одного центра реабилитации, нет ни поликлиники, ни школы В 1994 г. было положено начало разработке перспективных методик по генной инженерии, но это будущее. А сегодня необходимо создать все условия для диагностики, лечения, физической реабилитации и социальной адаптации таких больных, взять на себя заботу об их духовном формировании, учитывая не только их умственные способности, но и физические возможности. Трудности в.изучении психологии детей и подростков с миопатией Дюшенна связаны с прогрессирующим течением болезни и ее драматическим завершением. Неизлечимо больные подростки осознают собственную приближающуюся смерть и ее необратимость. Наряду с эмоциональным стрессом пубертата они переживают потрясение из-за приближающейся собственной смерти. За малыми различиями, связанными с личностной зрелостью, подросток реагирует на близкую смерть так же, как взрослый. Специалисты полагают, что нельзя говорить неправду подростку о болезни. Это подрывает его веру в поддержку и возможно понимания. Чувства подростка меняются очень быстро: от гнева, печали, стыда, отвергания до приподнятого настроения. За жалобами следует безразличие, уступчивость или отгороженность. Сочувствие сверстников для больного очень важно, однако они не способны его поддерживать морально, так как сами переживают свою возрастную неполноценность и
|