Овладение трудовыми навыками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладение трудовыми навыками



При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый под­росток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквали­фицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажни­цы и т. д.).

В некоторых условиях (например, в сельской местности) легко ум­ственно отсталые лица могут адаптироваться без трудностей. В то же время их эмоциональная и социальная незрелость является препятстви­ем для выполнения некоторых социальных ролей, например, они не способны справляться с требованиями, связанными с брачной жиз­нью и воспитанием детей.

В целом у лиц с легкой умственной отсталостью психические нару­шения напоминают проблемы людей с нормальным уровнем интел­лекта. Разнообразие этих отклонений с целью большей индивидуали­зации диагностики и коррекционно-педагогических вмешательств от­ражено в выделяемых клинических формах, которые будут описаны в последующих главах.

Легкая степень умственной отсталости иллюстрируется следующим случаем.

ПРИМЕР ____________________________________ Татьяна Г., 11 лет

Мать — деградированная алкоголичка. Отец, алкоголик, осужден за убий­ство. Родилась от 1-й протекавшей с токсикозом беременности. До года перенесла пневмонию. Воспитывалась в детских учреждениях. Всегда была подвижной, с трудом поддавалась дисциплине. С семи лет — в школе для слабовидящих детей. В связи с обнаружившимся снижением интеллекта была переведена в специальную школу-интернат, где и обучалась в даль­нейшем. В классе была очень суетливой, шумливой, неорганизованной. Отказывалась заниматься, срывала уроки. После занятий и на переменах терроризировала детей, задевала их, щипала, колола иголками, ножни­цами, обещала выколоть глаза, порезать бритвой. Легко возбуждалась. В состоянии аффекта цинично бранилась, становилась особенно агрес­сивной. Все это послужило поводом для госпитализации. В отделении легко вступала в контакт с окружающими. Обнаруживала очень малый запас знаний. Была способна лишь к элементарным обобщениям, сход­ство и различие между предметами определяла по второстепенным при­знакам. Мыслительные процессы носили главным образом конкретный характер. По незначительному поводу давала сильнейшие аффективные вспышки с бранью, агрессией и стремлением к разрушительным действи­ям. В ряде случаев развивались более или менее затяжные дисфории, проявляла назойливость, дразнила детей, приставала к персоналу. Под влиянием транквилизаторов девочка стала спокойней, удовлетворительно справлялась с учебными заданиями по программе вспомогательной школы. Под руководством инструктора принимала участие в трудовых процессах. При неврологическом обследовании были обнаружены сходя­щееся косоглазие, установочный нистагм при крайних отведениях глаз. Имеется гиперметропия. Психологическое исследование с помощью шка­лы СтэнфордБине показало, что уровень lQ равен 63. Аналитико-синтетические процессы конкретного мышления затруднены (по методике Гольд-штейн— Ширера). Методика классификации выявила нетвердость знания основных различий и черт сходства между простыми предметами и не­умение сгруппировать (обобщить) более сложные предметы. Может со­вершать основные арифметические действия лишь в пределах первых двух десятков. Чтение хотя и освоено, но читает недостаточно бегло и воспро­изводит прочитанное с ошибками. Процесс письма автоматизирован, но не соответствует возрасту. Содержание сюжетных картинок передает при­митивно, часто не понимая главного. Лексикон больной беден. Судя по воспроизведению предложенных фраз и цифрового ряда, память девоч­ки ослаблена. Рисование фигуры человека и дома обнаружило крайне примитивные графические способности. На рисунках отсутствуют самые существенные детали, фигуры изображены очень упрощенно. Моторное развитие соответствует возрасту (по методике Н. И. Озерецкого).

Анализируя эту историю развития, следует отметить примитивность психики и алкоголизм матери, алкоголизм и антисоциальное поведе­ние отца, то есть наследственную отягощенность по двум линиям. Именно патологическая наследственность — основная причина раз­вившейся у девочки умственной отсталости. Токсикоз беременной ма­тери и болезни раннего возраста, вероятно, сыграли роль отягчающих факторов. Кроме того, на формировании личности ребенка сказались неблагоприятные бытовые условия и тяжелая психологическая атмо­сфера в семье, где она воспитывалась. Своеобразие клинической кар­тины складывается из сочетания интеллектуальных и грубых личност­ных нарушений. Наряду с более или менее равномерным психическим недоразвитием девочка склонна к резким аффективным разрядам и относительно затяжным дистимиям. Она агрессивна и сексуальна.

Умственное недоразвитие с разной частотой сочетается с такими клиническими проявлениями, как аутистические симптомы, другими расстройствами развития (например, речи, опорно-двигательного ап­парата), эпилептическими припадками, грубыми нарушениями пове­дения. Нередко отмечается врожденная комбинация интеллектуальных нарушений с пороками развития (непропорционально маленькими конечностями, низким мышечным тонусом, искривлением позвоноч­ника, гипогенитализмом, деформированными зубами, микро- или гид-роцефалией и др.).

 

УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ЛЕГКАЯ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ)

Умеренная умственная отсталость — средняя степень психическо­го недоразвития — составляет несколько более 10% от всего числа вы­являемых в населении умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так последствия перенесенных органи­ческих повреждений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкрет­ным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как пра­вило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия. Интеллек­туальный коэффициент умеренно умственно отсталых лиц находится в пределах 35-49 или 54.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.007 с.)