Нарушение интеллектуальных функций у детей с церебральным параличом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение интеллектуальных функций у детей с церебральным параличом



 

Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и обработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха,но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью.

По данным Т.Н. Осипенко с соавт. (1993), частота интеллектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП значительно отличается:

— при спастической диплегии — 5,4%;

— при гиперкинетической форме — 5,0%;

— при гемипаретической форме — 1,1%

—при атонически-астатической форме — 9,3%.

В Австралии у 20% детей с интеллектуальной недостаточностью в дальнейшем был диагносцирован ДЦП и у 13% — умственная отсталость сочеталась с эписиндромом (Основы ортопедагогики, 1999).

Двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития,' выявлена высокая корреляция между низкими двигательными оценками в 4—9 месяцев с низкими интеллектуальными показателями к 1,5 годам жизни [Л.А. Данилова, К. Стока, Г.Н. Казицына, 1997].

Однако имеющиеся данные об особенностях нарушения интеллектуальных функций у детей и подростков с ДЦП крайне малочисленны и противоречивы. Поэтому в данной главе приводятся собственные е результаты исследования этой проблемы [И.И. Мамайчук, 2000].

При исследовании особенностей структуры и уровня интеллекта использовали методику Векслера, адаптированную для детей А.Ю. Панасюком (1976). Данная методика имеет ряд несомненных преимуществ.

Во-первых, в суммарной количественной оценке за выполнение каждого субтеста учитывается состояние качественно различных интеллектуальных функций. Для некоторых субтестов оценочные шкалы предусматривают качественный анализ мышления обследуемого. (Например, в субтесте «Сходство» оценка 0 соответствует уровню развития конкретного мышления, оценка 1 — функциональному уровню формирования понятий, оценка 2 — уровню развития абстрактного мышления.)

Во-вторых, в клинической и педагогической практике основную ценность имеет не коэффициент интеллекта (IQ), а соотношение показателей субтестов. Это особенно важно при исследовании детей с психическим дизонтогенезом.

В-третьих, при анализе данных, полученных с помощью методики Векслера, можно выделить основные диагностические блоки.

Так, на основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответствовали трем диагностическим блокам: вербальному, перцептивному и блоку памяти и внимания [Соhеn 1957; Кaufman, 1975].

 

Нарушение интеллектуальных функций у школьников со спастической диплегией

 

Были обследованы 260 детей, страдающих спастической диплегией. Из них 55 человек в возрасте от 7 до 10 лет, 90 человек — от 10 до 13 лет и 115 человек — от 13 до 17 лет.

В группе детей с ДЦП младшего школьного возраста выявлены достоверно более низкие показатели по всем шкалам методики Векслера по сравнению со здоровыми школьника- ми. Обнаружены также достоверные различия в уровневых оценках интеллекта по блокам (см. рис. 11).




 

Существенные трудности наблюдаются у детей с ДЦП при выполнении заданий вербального блока. Это проявлялось в низком уровне осведомленности об окружающем, в ограниченном словарном запасе, в конкретно-ситуативном определении значений слов, в трудностях словесного отображения обобщающих понятий. Уровневый анализ оценок по шкалам внутри данного блока выявил наиболее высокие оценки при выполнении заданий субтеста «Определение сходства и аналогий», что указывает на способность детей с ДЦП к операциям абстрагирования, классификации. Сниженный уровень осведомленности об окружающем и ограниченный словарный запас, вероятно, обусловлены социальной Депривацией детей в связи с трудностями передвижения и речевыми дефектами. Наиболее низкие оценки получили дети при выполнении заданий перцептивного блока, включавший два субтеста —- «Сложение фигур» и «Кубики Косса», Задания этих субтестов направлены на выявление особенностей наглядно-образного мышления. В субтесте «Кубики Косса» ребенок постоянно видит образец-фигуру, которую он должен сложить, а в субтесте «Сложение фигур» он не имеет образца перед собой. Сравнительный анализ выполнения заданий по этим двум субтестам показал более низкие оценки по субтесту «Сложение фигур». Именно такой неалгоритмизированный конструктивный праксис без опоры на образец требует активной работы пространственного воображения, наиболее труден для больных с ДЦП.

Получены также достоверно более низкие, чем в норме, оценки при выполнении заданий по методике Косса. Сложность решения конструктивных задач по данной методике заключается в том, что элементы, из которых состоит образец-модель, не совпадают непосредственно с воспринимаемыми зрительными структурами (кубиками). Для правильного решения такой конструктивной задачи необходимо сначала перешифровать непосредственное впечатление от образца в элементы, из которых эти конструкции воспроизводятся.

 

Для качественного анализа особенностей выполнения ребенком заданий использовали«Кубики Косса» с классификацией следующих ошибок: :

 

- отрыв от образца модели;

- применение метода проб и ошибок;

- персеверации;

-обратное воспроизведение: а) формы, б) цвета;

-инерция (субъективный синтез): а) гипертрофированное воспроизведение цвета; б) инерция простая; в) инерция ритма и симметрии.

Качественный анализ ошибок больных с ДЦП показал, что у подавляющего большинства из них наблюдались ошибки соположения. Это проявлялось в том, что фигуры собирались механически, без учета имеющихся пространственнных отношений на образце-рисунке. Например, вместо того чтобы комбинировать ромб, большинство больных строили квадрат, а затем переводили фигуру в ромб. Многие дети, не замечали своих ошибок. Выполнение заданий из девяти кусов практически было недоступно больным с ДЦП. Существенные трудности испытывали дети с пространственным синтезом деталей, воспроизводили их в перевернутом виде. Большинство детей затруднялись в предварительной ориентировке в задании, что проявлялось в систематическом отрыве от образца-модели, в хаотичных манипуляциях с кубиками. Выявленные особенности подчеркивают недоразвитие зрительно-пространственных функций у больных с ДЦП.

Получены достоверные статистические различия по показателям памяти и внимания. Особые трудности вызвали у детей задания по субтесту «Арифметика». Наблюдался замедленный темп выполнения заданий. При решении устных задач использовался наглядный материал. Детям сложно было удержать в памяти условие задачи. Выполнение этого теста требует высокой концентрации внимания, что вызывает значительные трудности у больных с ДЦП. Самые низкие оценки по субтесту «Шифровка». Успешность выполнения данного субтеста зависит не только от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), но и от особенностей зрительно-моторной координации, от скорости формирования двигательных навыков.

Корреляционный анализ выявил, что если в группе здоровых школьников показатели первого блока (вербальные функции) достоверно коррелируют со всеми вербальными шкалами, то в группе детей с ДЦП имеется достоверное число корреляционных связей с показателями не только верхних шкал, но и невербальных. Это говорит о высокой значимости вербальных функций в развитии интеллекта младших школьников с ДЦП в отличие от здоровых школьников этого же возраста.

Факторный анализ показал высокую нагрузку в данной возрастной группе больных с ДЦП на вербальный блок, что также подчеркивает важное значение вербальных функций в интеллектуальном развитии детей с ДЦП младшего школьного возраста.

Полученные данные подтверждают результаты многочисленных клинических и педагогических наблюдений, отражающие диспропорцию в развитии интеллекта у больных с церебральным параличом, которая проявляется в более высоком развитии вербальных функций и недоразвитии зрительно-пространственных функций.

Итак, у детей с ДЦП младшего школьного возраста выявлено снижение уровневых характеристик интеллекта и нарушение структурообразрвания интеллектуальных функций, проявляющееся в высокой значимости вербальных функций в структуре развития интеллекта (у здоровых детей данного возраста значимость вербальных функций существенно ниже).

В группе детей с ДЦП среднего школьного возраста выявлены достоверные статистические различия в уровневых оценках вербального, невербального и общего интеллекта по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Получены достоверные статистические различия по всем шкалам, за исключением шкалы «Последовательные картинки». Успешность выполнения этого субтеста зависит от способности ребенка представлять логическую последовательность действий, понимать социальный контекст и от умения составить некоторый целостный образ события. Дети с ДЦП успешно справлялись с заданиями этого субтеста, что говорит о сохранности их способности к прогнозированию логической последовательности действий.

Анализ соотношения уровневых оценок по блокам (см. рис. 12) выявил достоверно высокие оценки по вербальному блоку и низкие оценки по перцептивному блоку. Так же как ив предыдущей возрастной группе, дети с ДЦП с трудом справлялись с выполнением заданий «Кубики Косса» и «Складывание объектов». Наблюдались существенные трудности предварительной ориентировки в задании на пространственный анализ и синтез.

Корреляционный анализ выявил наибольшее число достоверных связей первого блока (вербальное понимание) не только с вербальными шкалами, но и с общим показателем интеллекта и показателями вербального и невербального интеллекта. Это свидетельствует о более выраженной интеграции

вербальный перцептивный блок памяти

блок блок и внимания

 

здоровые дети больные ДЦП

 

Рис. 12. Показатели уровневых оценок интеллекта по блокам у здоровых и больных ДЦП среднего школьного возраста

 

психических функций у больных с ДЦП данной возрастной группы в сравнении с предыдущей. Например, в предыдущей возрастной группе больных с ДЦП не выявлено достоверных корреляционных связей между вербальными и невербальными итоговыми оценками. В анализируемой возрастной группе показатели по невербальным субтестам («Кубики Косса», «Недостающие детали», «Объем слухоречевой памяти», «Шифровка») достоверно коррелируют с общим показателем вербального интеллекта. Факторный анализ выявил высокую нагрузку и на вербальные факторы («Осведомленность», «Понятливость», «Словарный запас»).

Таким образом, уровневый и структурный анализ интеллекта у детей с ДЦП среднего школьного возраста показывает качественное изменение процесса структурообразования психических функций в данной возрастной группе. Однако их показатели существенно отличаются от таковых у здоровых детей того же возраста. Уровневые характеристики интеллекта у детей с ДЦП достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников, и сама структура интеллекта отличается слабой интеграцией вербальных и невербальных функций. Несмотря на то, что уровень вербальных функций у больных с ДЦП выше, чем невербальных, вербальные функции не оказывают существенного влияния на общее развитие интеллекта, отличаются автономностью, слабой взаимосвязанностью с другими психическими функциями. Эти данные говорят о качественном недоразвитии межфункциональных связей при ДЦП. Автономная, изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотшгазируется, зацикливается в своем развитии. Как справедливо подчеркивал В.В. Лебединский (1985. С. 25): «Изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны по- вражденной функции».

Многие клиницисты и психологи отмечают повышенный вербализм у детей с ДЦП. Это проявляется в многоречивости, в склонности к философствованию, в большом словарном запасе, но в слабом понимании значения употребляемых слов. Изолированность речевых функций от других функциональных систем мозга в значительной степени обуславливает дисгармонию интеллектуального развитии с ДЦП.

В группе детей с ДЦП старшего школьного возраста оценки по невербальным невербальным шкалам интеллекта достоверно ниже в сравнении со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности больные с ДЦП испытывали при выполнении заданий перцептивного блока, что указывает на недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, Уровневые оценки общего и невербального интеллекта у детей данной возрастной группы достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников. Анализ соотношения уровневых оценок по блокам (см. рис 13) показал достоверные различия в оценках по блоку 2 (уровень перцептивной организации интеллекта) и блоку 3 (память и внимание). Уровень оценок по вербальному блоку у больных детей незначительно ниже, чем у здоровых детей, что свидетельствует о повышении уровня развития вербальных функций у детей с ДЦП с возрастом. С помощью корреляционного анализа выявлено достоверно высокое число связей блока 2 с показателями общего уровня интеллекта и показателями блока 3 (внимание и память), что говорит о высокой значимости этих факторов в развитии перцептивных функций.

 

Так же как в передыдущей возрастной группе больных с ДЦП, в анализируемой группе наблюдается тенденция к интеграции психических функций в общей структуре интеллекта. Несмотря на достаточно высокий уровень вербальных функций (блок 1), они остаются изолированными и не оказывают существенного влияния на развитие мнестических функций, пространственного анализа и синтеза, на регуляцию психических процессов, как это наблюдается у здоровых детей. Эти данные указывают на то, что с возрастом функциональные структуры интеллекта у детей с ДЦП хотя и имеют тенденцию к интеграции, но отличаются слабой подвижностью, что в значительной степени негативно влияет на качество процесса их структурообразования. Если у здоровых детей с возрастом определяющее значение в развитии психических функций приобретает уровень абстрактного мышления, то у больных с ДЦП эффективность в развитии психических процессов в значительной степени зависит от энергетических характеристик интеллекта (внимание и память).

Таким образом, процесс структур образования психических функций у детей с ДЦП имеет качественно иной характер, чем у здоровых школьников. Это проявляется в:

— автономном развитии вербальных функций, их недостаточной взаимосвязи с невербальными функциями;

— высокой значимости энергетических характеристик интеллекта (памяти и внимания) в общем интеллектуальном развитии;

— слабой подвижности психических функций в процессе их структурообразования.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать следующие вывод ы:

1. Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития.

2. Структура интеллекта у детей со спастической диплегией отличается выраженной диспропорциональностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким уровнем развития зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта.

3. Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте наблюдается недоразвитие всех сторон интеллекта (вербальной, перцептивной и энергетической). В среднем и старшем школьном возрасте отмечается выраженная тенденция развития вербальных структур интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик.

4. Корреляционный и факторный анализ позволил выявить качественное своеобразие процесса структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При относительно сохранном развитии вербального интеллекта отмечается его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными характеристиками интеллекта. Обнаруживается высокая значимость внимания и памяти в развитии уровневых и структурных характеристик интеллекта у детей с ДЦП, а также слабость межфункциональных связей.

Итак, у детей со спастической диплегией, так же как и у здоровых детей, с возрастом наблюдаются качественные изменения в формировании межфункциональных связей, что проявляется в тенденции к их интеграции в общей структуре интеллекта. Однако, несмотря на общую психологическую Закономерность в развитии межфункциональных связей здоровых и больных детей, у последних имеют место более низкая возрастная динамика в их развитии, а также качественно иные критерии структурообразования. Все это проявляется в диспропорциональном развитии интеллекта у детей с ДЦП.

 

Нарушение интеллектуальных функций у детей с гемипаретической формой ДЦП

 

Гемипаретическая форма является наиболее распространенной формой ДЦП. Она характеризуется односторонними двигательными нарушениями, чаще всего с более тяжелым поражением руки.

Как указывалось в предыдущей главе, гемипаретическая форма ДЦП является хорошей моделью для изучения межполушарных взаимодействий и доминантности полушарий, в том числе и при развитии интеллектуальных функций у детей с ДЦП.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме функциональной асимметрии мозга, специальных исследований, направленных на изучение психических функций у детей с гемипаретической формой ДЦП, очень мало. В ряде работ, в основном зарубежных авторов [Kimura, Саnad, 1961, и др.], представлены отдельные сведения, касающиеся этого вопроса. Авторы подчеркивают недоразвитие зрительно-пространственных функций у детей с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) и снижение вербальных функций у детей с правосторонними гемипарезами (левополушанный дефект).

Нами были обследованы 68 детей с гемипаретической формой ДЦП (38 — правосторонние и 30 — левосторонние гемипарезы). Контрольную группу составили здоровые школьники того же возраста.

Уровневые оценки интеллекта у детей с ДЦП с гемипаретической формой достоверно ниже, чем у здоровых детей (см. табл. 1). Таблица

 

 

Средние показатели уровневых оценок интеллекта у здоровых детей с гемипарестической формой ДЦП

 

 

Обследуемая группа Вербальные показатели Невербальные показатели Общие показатели интеллекта
Здоровые дети 118,0 117,0 116,0
Больные дети с правосторонним гемипарезом 83,7 97,5 94,7
Больные дети с левосторонним гемипарезом 92,4 85,4 95,5

 

Сравнение уровневых характеристик интеллекта в группе больных детей показало, что уровень вербального интеллекта у детей с левосторонним гемипарезом статистически значимо выше (р < 0,01), чем у детей с правосторонним гемипарезом.

Сравнительный анализ данных по блокам показал следующее:

Статистически достоверны различия по блоку 1 (вербальное понимание). У детей с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) эффективность выполнения заданий эго блока выше, что указывает на более высокое развитие мыслительных процессов, опирающихся на существенное участие логических кодов языка. Статистически достоверные различия получены при выполнении заданий по блоку 2 (перцептивная организация). У детей с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) выявлены более высокие результаты при выполнении невербальных заданий субтестов. Качественный анализ показал, что с левосторонним гемипарезом при выполнении заданий. субтестов не могли найти нужного направления в расположении деталей и положение элементов на образцах-рисунках. Общими особенностями для детей с левосторонним гемипарезом являются затруднения в анализе пространственных представлений, а также недоразвитие синтетической деятельности, опирающейся на сложные пространственные представления. У детей с правосторонним гемипарезом также наблюдались трудности при выполнении заданий второго блока. Качественный анализ ошибок выявил замедленный темп выполнения заданий и трудности предварительной ориентировки в задании. Грубых нарушений зрительно-пространственного анализа и синтеза в отличие от группы больных с левосторонним гемипарезом у них не наблюдалось.

В группе больных с левосторонним гемипарезом в сравнению с правосторонним выявлены более низкие показатели по блоку 3 (память и внимание). Это говорите выраженном недоразвитии регуляции психических процессов у детей с праголушарным дефектом.

Полученные данные подчеркивают высокую значимость правого, полушария мозга в онтогенезе зрительно пространственных функций и регуляторных процессов. Эти данные совпадают с результатами нейропсихологических исследований детей с различными поражениями мозга [Э.Г. Симерницкая, 1985; А.Н. Корнев, 1991; и др.]. При поражении правого полушария в раннем онтогенезе структура нарушений ВПФ сложнее и многообразнее, чем при поражении на более поздних этапах онтогенеза, и они значительно хуже компенсируются в силу высокой значимости правого полушария для развития этих функций в раннем возрасте. Следовательно, разные формы ДЦП у детей и подростков различаются не только частотой интеллектуальных нарушений, но и качественным своеобразием структурообразования психических функций в зависимости от степени и тяжести поражения головного мозга.


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.029 с.)