Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к пересмотру конструктовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психотерапевт помогает клиенту выработать новые конструкты или внести значительные изменения в старые конструкты несколькими способами. 1. Психотерапевт избирательно вводит новые концептуальные элементы. Эти связанные с переживаниями элементы не должны точно укладываться в существующую систему взглядов клиента, иначе они не войдут с ней в противоречие и инициируют лишь поверхностное движение. Однако, если новый элемент заставляет клиента сопротивляться пересмотру конструктов, это таит в себе опасность глубокой травматизации клиента. Психотерапевт должен бдительно следить за реакцией клиента на новые элементы. Роль психотерапевта «включает искусное введение новых концептуальных элементов, которые вносят разногласие в систему конструктов клиента, однако отбирать эти элементы следует весьма тщательно, чтобы не спровоцировать катастрофическую революцию» (Kelly, 1955, vol. 2, p. 590). 2. Психотерапевт ускоряет приобретение клиентом опыта. Жизненный опыт особенно быстро приобретается в процессе терапии как во время собеседований, так и вне их, причем психотерапевт сталкивает клиента с его проблемами с целью провести клиента через нормальную последовательность жизненных переживаний в ускоренном темпе. 3. Психотерапевт накладывает свежие структуры на старые элементы. Несмотря на то что акцент при этом подходе делается на настоящем, представления взрослого человека о прошлом оказывают влияние на его взгляды на настоящее. Таким образом, если прошлое видится глазами ребенка, новые события, напоминающие те, что происходили в прошлом, могут восприниматься по-детски. Психотерапевт помогает клиенту применить взрослые конструкты к детским воспоминаниям. В результате клиент оказывается лучше подготовленным к восприятию настоящих и будущих событий, которые могут быть повторением прошлых. 4. Психотерапевт помогает клиенту свести некоторые устарелые конструкты к состоянию непроницаемости. Когда не удается заставить клиента пересмотреть свое отношение к определенным событиям или фигурам прошлого, психотерапевт «может натолкнуть клиента на мысль об ограниченной применимости данного конструкта, прочно увязать его с прошлыми событиями и фигурами, которые настолько необычны, что слишком мала вероятность столкнуться с ними в будущем, и в заключение прочно связать конструкт словесным символом, с помощью которого можно установить над ним контроль» (Kelly, 1955, р. 592). 5. Психотерапевт помогает планировать и проводить эксперименты. Терапия представляет собой лабораторию для проверки идей, а психотерапевт помогает клиенту получить новые данные и сформулировать для проверки гипотезы, не связанные с высоким риском. Кроме того, психотерапевт может принять участие в эксперименте, разыгрывая соответствующие роли. 6. Психотерапевт аргументированно подтверждает или опровергает наблюдения клиента (выступает в роли валидатора). Реагируя на конструкты клиента, психотерапевт выступает в роли представителя социального мира и показывает пример естественных человеческих реакций, с которыми клиент встретится за рамками терапии. Психотерапевт не старается передать клиенту свои личные конструкты, иначе клиент попытается приспособить их к собственной конструктной системе. В результате клиент, которому было предложено вести себя более уверенно, может начать вести себя, например, заносчиво (с точки зрения психотерапевта). Тем не менее психотерапевты формируют систему конструктов своих клиентов с помощью новых элементов, конструктов, которые они подтверждают или опровергают, гипотез клиента, которые отбираются для экспериментальной проверки. «Выбор психотерапевтом момента, когда прочистить горло, кивнуть головой, одобрительно хмыкнуть, выражает его отношение к тому, что он считает неуместным, временным или понятным» (там же, р. 594). Психотерапия, согласно психологии личных конструктов, — это экспериментальный процесс, поскольку система строится на научной модели. Конструкты представляют собой гипотезы, задача которых — точно прогнозировать события. Психотерапевт помогает клиенту сформулировать гипотезу, спланировать и поставить эксперимент, используя помещение для психотерапии в качестве лаборатории. Сам психотерапевт активно участвует в эксперименте, играя роль представителя реального мира. «Психотерапевтическое продвижение может означать: 1) что клиент изменил взгляды на себя и некоторые другие особенности мира в рамках исходной системы конструктов, 2) что он точнее организовал свою старую систему, 3) что он заменил некоторые свои конструкты в старой системе новыми» (там же, р. 941). Последний вариант продвижения наиболее предпочтителен.
Применение: процедуры и техники
Оценка переживаний
Личная история клиента выясняется по определенным схемам. Материал структурируется в свете глубинных личных представлений клиента. Личная история важна, но не в смысле прошлых событий и даже не с точки зрения теперешних мыслей клиента, а скорее как информация к размышлению о взглядах и представлениях клиента. Хроника событий также имеет определенное значение, давая фактический материал, с учетом которого можно понять имеющиеся у клиента конструкты. Культура и опыт. Клиницист должен быть осведомлен о культурных различиях, поскольку из культуры клиент черпает информацию об «истине», а также большую часть сведений, используемых в системе личных конструктов. Таким образом, культура контролирует и ограничивает сведения, поступающие к клиенту, однако имеется большое разнообразие способов обращения клиентов с этими сведениями при построении систем конструктов. Культура, к которой принадлежит клиент, должна оцениваться им критически. Принадлежность к той или иной культурной группе проливает свет на конструкты клиентов. Это касается принадлежности к социально-экономическому классу, расовой и национальной принадлежности, истории миграции семьи, планов ухода на пенсию, жалоб, приверженности той или иной конфессии. Хотя клиенты не могут описать собственную культуру как таковую, клиницист способен оценить культурно-социальные детерминанты в процессе направленного расспроса. Личный опыт. Оценка культурного влияния может осуществляться косвенным путем, через исследование группы населения, к которой принадлежит клиент. Первоначальная информация собирается на общедоступном уровне абстракции, и лишь затем затрагиваются психологический и социологический уровни. Расспрос о членах местного сообщества, соседях касается описания популяции, экономики данного сообщества, затронувших его перемен, действующих на его территории религиозных организаций и бытующих нравов, школ и подходов к обучению, возможностей для отдыха. Оценка школы поможет в работе с учащимися в ней детьми. Такая оценка включает осмотр здания, игровых площадок, классных помещений, наблюдение за поведением детей на занятиях, а также беседы с учителями и завучем. Во время этих бесед выявляются конструкты преподавателей, указывающие на возможное направление движения детей. Установки учителей в отношении оценок и ведения записей помогают в выявлении этих конструктов. Взаимоотношения человека с сообществом следует изучать с позиции индивида. В его жизни имеют значение группы, организации и отдельные люди. Анализируются переживания, связанные с обучением. В случае клиента-ребенка обязательно проводится собеседование с учителями с целью узнать их мнение о возможных проблемах, а также представления о сложившейся ситуации. Взаимоотношения в семье отражают социальные ожидания и обязательно подлежат исследованию. Хотя люди не являются рабами своих биографий, семейная история имеет большое значение, и оценивать ее следует с позиции клиента.
Оценка деятельности
Спонтанная активность. Всякая деятельность является спонтанной и одновременно контролируемой, если она законна и предсказуема. В основе деятельности лежат конкретные интересы индивида. Области спонтанной деятельности соответствуют зонам проницаемых конструктов, то есть зонам с наилучшими условиями для развития. Пассивность, или «леность», является результатом непроницаемого мышления. Анализ спонтанной деятельности клиента, таким образом, представляет собой основную задачу клинициста. Выявление проницаемых конструктов свидетельствует о наличии у клиента способности к психотерапевтическому изменению. Спонтанную деятельность можно изучать с помощью вербального расспроса или путем наблюдения, отнимающего много времени. Способ интерпретации индивидом своих переживаний также имеет значение. Деятельность включает не только физические движения, но и разговор, чтение. Наблюдение за поведением ребенка в группе — задача трудная, но получаемые сведения весьма информативны. Целесообразно также наблюдать за поведением ребенка в семье. Профессиональная принадлежность оказывает большое влияние на приобретение человеком жизненного опыта. Как правило, профессиональная сфера соответствует проницаемым конструктам, показывая, таким образом, те виды изменений, к которым готов данный индивид. Профессиональная деятельность или учеба часто отражают поиск компромисса между интересами и безопасностью. Повседневные ожидания человека подвергаются в ходе профессиональной деятельности экспериментальной проверке. Кроме того, это одно из основных средств, благодаря которому жизненная роль индивида обретает ясность и смысл. Структурная интерпретация опыта. Биография клиента исследуется пятью способами. Клиент должен осмыслить свою биографию. Знание личной истории позволяет выявить особенности прошлой системы представлений человека, вскрываются ресурсы для потенциальных изменений клиента в случае опровержения существующих конструктов. Биографические сведения указывают некие мерила для проверки конструктной системы клиента. Они проливают свет на существующую систему конструктов. Наконец, клиенту предстоит осмыслить терапевтическую модификацию роли. В связи с этим проводится оценка обстоятельств рождения, созревания и физического ухода, а также поведенческих проблем, межличностных отношений, обучения и профессиональной деятельности. Соматическое здоровье клиента также представляет для психотерапевта интерес, поскольку влияет на его психологическое состояние. Физическое благополучие индивида помогает оценить правильность имеющихся конструктов, а также выбрать инструментарий для исследования мира клиента. Заболевание и инвалидность ограничивают активность человека и требуют психологической адаптации. Реактивируются старые, связанные с зависимостью стереотипы; не исключена регрессия к ранее существовавшим представлениям. Клиницист должен провести структуризацию переживаний клиента. С этой целью он принимает существующую систему представлений клиента и налаживает с ним ролевые взаимоотношения. Таким образом, клиницист получает возможность антиципировать восприятие и действия клиента. Представления клинициста о проблемах клиента формируются путем последовательных приближений. Следовательно, структуризация происходит на этапе предварительных формулировок, в то время как конструирование представляет собой заключительную организацию фактов в хорошо продуманную систему. Первый подход является описательным и ограничен прошлым и настоящим; последний является динамическим и имеет отношение к будущему. При структуризации случая, использовании фактов из биографии клиента широко употребляются перечисленные ниже термины. Это не конструкты, а собирательные термины. Они могут служить заголовками разделов при ведении записей и описании случаев. Поскольку все они указывают на разного рода события, которые клиент должен был предвидеть, их можно считать валидаторами. 1. Матрица фигур (Figure matrix).Сюда относится информация о тех людях, с которыми клиент был близко знаком. Люди — это конструкты фигур,объединенные в матрицу фигур. 2. Взаимоотношения сотрудничества. Этот раздел состоит из сведений относительно участия клиента в социально конструктивных процессах. 3. Характеристики клиента. Под этим заголовком объединены варианты описания клиента теми людьми, с которыми он должен сосуществовать. 4. Внешние групповые идентификации (Externally imposed group identifications).Этот раздел включает сведения о том, каким видится клиент окружающим в плане принадлежности его к группе. 5. Сферы включения и отчуждения. Включение означает желание видеть других похожими на себя; отчуждение — нежелание это делать. В этом разделе перечисляются группы, в которых клиент считается похожим на остальных членов, а также признаки, свидетельствующие об этом сходстве. 6. Внешние стереотипы конфликта и разрешения. Здесь указываются социальные проблемы и конфликты в окружении клиента, которые он переживает и осмысливает. 7. Тематический репертуар. Темы и стереотипы социального мира вокруг клиента, в которых клиент принимает участие. 8. Символьная система. Символьная система включает языковые особенности клиента, связанные с религией, национальностью, использованием пословиц и поговорок и т. п. 9. Обстановка, в которой формируются жалобы. Какие жалобы бытуют в социальном окружении клиента? 10. Подвижность. Сюда относится диапазон или спектр деятельности клиента, в том числе мыслительной, отражающий готовность экспериментировать. 11. Биографические поворотные точки. Имеются ли в фактическом материале из личной истории клиента переломные моменты? Наличие и природа таких перемен говорит о способности клиента к изменению и позволяет прогнозировать способы проявления таких изменений в будущем. 12. Физические ресурсы. Сюда относятся не только личные материальные ресурсы клиента, но и ресурсы сообщества, к которому он принадлежит. 13. Зависимость. Имеются ли ресурсы, от которых клиент зависит настолько, что их утрата нарушила бы весь его жизненный стереотип? 14. Поддерживающий статус. Этот раздел включает сведения о том, в какой мере окружающие нуждаются в клиенте. Клинические конструкты, используемые для объединения или структуризации опыта клиента, имеют важное, но не решающее значение с точки зрения психологии личных конструктов.
Шаги диагностики
Диагностика происходит на стадии планирования работы с клиентом. Работа с клиентом — гораздо более широкое понятие, чем собственно терапия или лечение: она включает все действия с целью повышения благополучия клиента. Существует множество способов интерпретации одних и тех же фактов. Поскольку психотерапевт заинтересован в помощи клиентам, в клиническом диагнозе интерпретируются факты, имеющие отношение к решению проблем клиента, или к перестройке клиента. Формулировка переходный диагноз используется для обозначения переходов в жизни клиента, или мостов между его настоящим и будущим. «Кроме того, мы собираемся активно помогать клиенту в выборе или построении мостов, а также в благополучном их преодолении... Если психолог собирается помочь клиенту, он должен подняться со своего кресла и выйти в путь вместе с клиентом» (там же, р. 775). Перечисленные выше диагностические конструкты, или параметры, отражают направления движения с точки зрения психотерапевта, они же служат основой для формулировки переходного диагноза. Психология личных конструктов противодействует тенденции применять упреждающие конструкты к человеческому поведению, тенденции, при которой «диагноз зачастую является лишь попыткой втиснуть живого борющегося человека в нозологическую категорию» (там же, р. 775). Вопрос при постановке переходного диагноза заключается не в том, «к какой категории следует отнести данного клиента?», а «Что должно получиться из этого клиента?». Необходим временный упреждающий конструкт для принятия решения о сегодняшнем состоянии клиента, в том числе о целесообразности проведения лечения. При постановке переходного диагноза следует учитывать шесть практических вопросов. В конспективной форме можно представить их следующим образом. I. Нормативная формулировка проблемы клиента. 1) Описание выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов (симптомов). 2) Описание коррелятов этих выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов. 3) Описание приобретений и утрат клиента в связи с симптомами (описание валидизирующего опыта). II. Психологическое описание личных конструктов клиента. 1) Представления клиента о проблемной сфере. 2) Представления клиента о жизненных ролях. III. Психологическая оценка системы личных конструктов клиента. 1) Локализация сфер тревоги, агрессивности (или спонтанного развития) и суженного восприятия. 2) Выборка типов конструктов, которые использует клиент в различных сферах. 3) Выборка типов подхода. 4) Определение восприимчивости клиента и его уровней коммуникации. IV. Анализ среды, к которой предстоит приспособиться. 1) Анализ системы ожиданий, в рамках которой клиенту приходится функционировать в жизненной роли. 2) Оценка социально-экономических особенностей случая. 3) Подготовка информации, которая будет использована в качестве контекстуального материала для помощи клиенту в переосмыслении жизни. V. Определение конкретных пошаговых процедур. 1) Физиологическая интерпретация имеющихся сведений. 2) Другие профессиональные интерпретации имеющихся сведений. 3) Оценка неотложности случая. VI. Планирование исследований и лечения. 1) Выбор центрального психотерапевтического подхода. 2) Назначение клинициста, ответственного за ведение данного случая. 3) Выбор дополнительных ресурсов, которые целесообразно использовать. 4) Назначение консультантов в помощь ответственному клиницисту. 5) Оценка текущего статуса клиента. 6) Установление дат или условий для оценки прогресса консультантами. Вопросы, перечисленные вначале, имеют преимущественно описательный характер; содержащиеся в средней части списка требуют опыта проведения научных исследований; те же, что перечислены в конце, предполагают наличие психотерапевтической подготовки. «Эффективный диагноз — это разумный, обоснованный прогноз, касающийся самочувствия и поведения клиента в различных обстоятельствах, с последующим созданием таких обстоятельств, в которых клиент будет вести себя так, как должен, по нашему мнению, себя вести в данных условиях» (там же, р. 829).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.015 с.) |