Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра политологии и социологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Им. К.д. ушинского» исторический факультет Кафедра политологии и социологии
Учебная программа дисциплины История социологии Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению 521200 - Cоциология
Ярославль
I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС ВПО второго поколения по направлению 521200 - Cоциология
Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р.Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и Г. Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П. Бурдье, Н. Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.). II. Пояснительная записка Автор-составитель:
Аннотация Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области социологии. Его задача познакомить студентов с основными этапами и направлениями развития теоретической социологии, сформировать у них основы социологического мышления и профессиональной культуры. Программа предусматривает, помимо лекций, проведение семинарских занятий, чтение студентами классических и современных текстов, подготовку докладов, участие в дискуссиях, написание рефератов. В соответствии с принятым в ЯГПУ имени К.Д. Ушинского учебным планом программа курса «История социологии» охватывает 3,4,5 семестры по очной форме обучения. Курс в целом рассчитан на 350 часов занятий; из них 204 часа аудиторных (102 часа - лекции, 102 часа - семинары), и 146 часа самостоятельных занятий. В самостоятельную работу входит изучение материала по рекомендованной литературе, подготовку докладов и написание 2 рефератов по предлагаемым темам.
Учебная задача курса: - Знать: понятия, теории, основные произведения классиков западной и отечественной социологии XIX - XX века. - Уметь: читать, понимать и комментировать рекомендованные произведения. - Иметь представления: о тенденциях развития социологического знания в XIX - ХХ вв. - Обладать навыками: поиска научной литературы по темам курса в библиотеках и Интернете, интерпретации текстов первоисточников и аналитических работ. Форма контроля: - текущий контроль предполагает написание реферата, оцениваемых по 5-балльной шкале. Также оценивается работа студента на практических занятиях. Промежуточная форма контроля – зачет, экзамен; итоговая - экзамен.
III. Содержание программы Семестр Семестр Семестр Раздел 3. История российской социологии.
Тема 20. Особенности развития социологической мысли в России в конце XIX –XX в. Предсоциологический этап российской социальной мысли. Философско-социологические взгляды П.И.Чаадаева. Идеи развития мировых цивилизаций, роль религиозного самосознания, нового способа осмысления социальных фактов, законов общественного прогресса. Характеристика российского общества. Россия и Запад в мировоззрении П.И.Чаадаева. Социальные идеи К.Д.Кавелина. Основные этапы и направления развития социологии в России. Их эволюция, проблемы социальной динамики.
Тема 21. Субъективная школа в российской социологии. Субъективное направление в российской социологии. Его сущность и источники. Социологические воззрения П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского. Определение предмета социологии как науки о солидарности. Социальная статика. Типы кооперации: простая кооперация и проблема солидарности. Цель истории – развитие человеческой индивидуальности. Личность, ее критическое мышление. Учение о потребностях Н.К.Михайловского. Теория прогресса. Общественные и личные интересы. Разработка идеи индивидуальности. Взаимодействие народных масс и критически мыслящей личности. Социальная динамика. Социологические воззрения Де Роберти и их эволюция. Предмет социологии, основные социологические методы и категории. Теория этико-социологической эволюции человечества. Биосоциальная гипотеза происхождения общества. Понятие надорганического, стадии его развития, формирования. Понимание Де Роберти социального прогресса. Характеристика современного ему общества. Закон четырех факторов культуры. Социализация личности. Концепция знания.
Тема 22. Позитивистская парадигма в российской социологии. Основные направления позитивизма в русской социологии, их особенности. Однофакторные теории: органицизм (П.Ф.Лилиенфельд, А.И.Стронин), географический детерминизм (Л.И.Мечников, А.П.Щапов). Концепция социологической теории Л.И.Мечникова. Определение социологии как науки. Идея общественного прогресса и его индикаторов. Источник эволюции цивилизации. Среда. Социологические воззрения органической школы. А.И.Стронин, его социологическая парадигма и ее эвристическая ограниченность. Теория общества по П.Ф.Лилиенфельду.
Тема 23. Русская школа неокантианства в социологии Неокантианство, причины возникновения, сущность. Появление неокантианства в России, его особенности, оформление самостоятельного течения. Академическое неокантианство: психологическое (Л.И.Петражицкий) и нормативистское (Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов, П.И.Новгородцев и др.). Содержание научного поиска неокантианской школы (содержание общественного идеала, понятие нравственной личности, взаимоотношения между правом и нравственностью, понятие правовой личности и правового государства, методы, способствующие объективному познанию и др.). Место и роль неокантианства в российской социологии.
Тема 24. Социологические концепции М.М.Ковалевского Формирование М.М.Ковалевского как ученого. Творческая переработка М.Ковалевским теорий О.Конта. Плюралистические теории М.М.Ковалевского: понимание предмета социологии как науки о социальной организации и эволюции общества. Задача социологии – исследовать коллективное сознание социальных групп в аспекте организационных и социальных изменений. Основные тенденции и общее направление развития. Место и роль социологической науки среди социальных общественных наук. Плюрализм в методологии. Развитие солидарности как критерий социального прогресса. Прогресс и регресс солидарности. Социальный порядок. Государство как средство примирения классовых интересов и роста солидарности. Революция как патологическая форма социального развития. Проблемы социологического метода в работах М.М.Ковалевского. Сравнительно-исторический и генетический методы. Значение генетического метода в изучении происхождения и эволюции общественных форм и социальных институтов. Критика монистического подхода в социологии. Плюралистическая концепция социальной причинности Ковалевского. Проблема фактора в социологии. М.М.Ковалевский как основатель генетической социологии.
Тема 25. Социологические взгляды Н.И.Кареева. Н.И.Кареев – один из зачинателей российской социологии, крупнейший представитель классического позитивизма. Историко-критическая концепция Кареева, ее методологические особенности. Воссоздание глубокой картины генезиса российской социологии как национальной ветви мировой социологии. Роль Н.И.Кареева в институциализации социологии в России, основании системы социологического образования, академической легализации социологической науки. Этико-социологическая концепция Н.И.Кареева. определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и взаимоотношений, происходящих процессов. Отношение философии истории и социологии, психологии и социологии. Разделение наук по характеру изучаемого объекта (науки о явлениях и о законах). Теория личности Н.И.Кареева. Личность как некий микрокосм. Отношения личности и истории, субъективного и объективного. Человеческое поведение как синтез социального и индивидуального. Подход Кареева к изучению культуры, ее содержанию. Теория общественного прогресса. Изучение объективной стороны исторического процесса (общественных форм, учреждений).
Тема 26. Социологические концепции российского неопозитивизма Неопозитивизм: условия появления, сущность. Неопозитивисткая ориентация в русской социологии (А.С.Звоницкая, П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев). Модернизация социологической теории: новое определение предмета социологии, ее задач и методов, единиц социального анализа: «социальные связи» (А.С.Звоницкая), взаимодействие (П.А.Сорокин), социальное общение (К.М.Тахтарев); изучение человеческого поведения в качестве главного объекта социологии; отказ от эволюционизма, сравнительно-исторического метода. Социологические идеи первой женщины-социолога А.С.Звоницкой. Учение о «социальных связях», задачах исследователя общества, социологическом подражании, связи личности и общества, социальной группы. Социологические взгляды К.М.Тахтарева. Изложение системы социологии, ее предмета, цели, установления законов, методов познания. Определение общества, сущности общественной жизни, общения. Противопоставление классовой борьбе идеи межклассового сотрудничества и солидарности.
Тема 27. Социология в советской и современной России Октябрьская революция 1917 г. и ее влияние на развитие социологической науки. Основные этапы развития социологии в СССР. Социология в 20-30-е гг. Размежевание социологии. Институализация марксистского направления социологической науки. Проблемы предмета, структуры, факта и ценности в социологии, ее соотношение с практикой. Социологические теории А.А.Богданова, Н.И.Бухарина, Ю.К.Милонова, С.А.Оранского. Различные течения в социологической литературе. Становление социологических исследований (С.Г.Струмилин, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Е.Ф.Федеров и др.). Запрещение социологии. Возрождение социологии в 60-е годы. Трехуровневая концепция социологии. Развитие специальных социологических теорий и исследований (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, В.Н.Шубкин, А.Г.Харчев, Г.В.Осипов и др.). Разработка методологических принципов анализа. Начало восстановления статуса социального института социологии. Социология в 80-90-е гг. Возрождение социологии как самостоятельной науки, ее институализация. Восстановление и развитие социологического образования. Место российской социологии в мировой социологической науке.
V. Планы семинарских занятий Семестр Семестр Семестр Темы рефератов 1. Россия и Запад в мировоззрении П.Я.Чаадаева. 2. Влияние западничества на формирование собственно социологической мысли в России. 3. Пореформенная Россия: состояние, тенденции экономического и общественного развития. 4. Социолог А.И.Стронин: судьба и идеи. 5. П.Ф.Лилиенфельд в социальной науке. 6. Социологические воззрения П.Н.Ткачева. 7. Основные социологические идеи М.А.Бакунина. 8. Социологические теории П.А.Кропоткина. 9. Е.В.Де Роберти как социолог. Его социологические идеи. 10. Социологические идеи Н.М.Коркунова. 11. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. 12. Теория общества по Н.Я.Данилевскому. 13. Субъективный метод П.Л.Лаврова. 14. Учение о потребностях Н.К.Михайловского. 15. Отношение русских социологов к субъективному направлению. 16. Вклад Г.В.Плеханова в развитие теоретической социологии. 17. Влияние марксистского направления на развитие русской социологии. 18. Социологические идеи С.Н.Булгакова. 19. Социологическое наследие Б.А.Кистяковского. 20. Социология А.С.Лаппо-Данилевского. 21. Социология культуры П.И.Новгородцева. 22. Историко-сравнительный метод М.М.Ковалевского. 23. М.М.Ковалевский – пропагандист российской социологии за рубежом. 24. М.М.Ковалевский и институциализация российской социологии. 25. Теория личности Н.И.Кареева. 26. Н.И.Кареев – историк социологии. 27. Особенности социологического творчества Н.И.Кареева. 28. Жизненный путь П.А.Сорокина. 29. Интегрализм П.А.Сорокина. 30. Социологические теории П.Сорокина и современность. 31. Социальный портрет русских социологов-эмигрантов. 32. Основные социологические идеи Н.А.Бердяева. 33. Социологические воззрения Г.Д.Гурвича. 34. Н.С.Тимашев как социолог. 35. Основные социологические парадигмы анализа процессов в современной России. 36. Институциализация российской социологии. 37. Российская социология в зеркале мировой социологической науки.
Контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену Семестр 1. Предмет истории социологии 2. Периодизация и этапы развития социологии 3. Предпосылки возникновения социологии. 4. Формирование идеи общества в предсоциологический период 5. Формирование идеи социального закона в предсоциологический период 6. Закон прогресса в предсоциологический период 7. Идея метода в предсоциологическом знании 8. Классификация наук О. Конта 9. предмет и задачи. Методы социологии по О. Конту 10. Социальная статика и социальная динамика О. Конта 11. Позитивная политика О. Конта 12. Предмет социологии по Г. Спенсеру 13. Организмическая трактовка общества Г. Спенсером 14. Структура общества и его социальные типы по Г. Спенсеру 15. Учение Г. Спенсера об эволюционизме 16. Учение Г. Спенсера о социальных институтах 17. Социал-дарвинистское направление в зарубежной социологии XIX века (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер). 18. Расово-антропологическое направление в зарубежной социологии XIX века (Ж. Гобино, Ш. Летурно, О.Аммон) 19. Географическое направление в зарубежной социологии XIX века (Г. Бокль, К. Риттер, Ф. Ратцель, Ж.Ж.Э. Реклю, П.В.де Ла Бланш) 20. Концепция исторического материализма К. Маркса 21. Противоречия и конфликты в социологической концепции К. Маркса 22. Концепция отчуждения К. Маркса 23. Психологический эволюционизм Лестера Уорда 24. Социологические взгляды Франклина Гиддингса 25. Инстинктивизм в зарубежной социологии XIX века (Уильям Мак-Дугалл) 26. Психология народов Вильгельма Вундта 27. Групповая психология Гюстава Лебона 28. Теория подражания Габриеля Тарда 29. Социологическое творчество Ф. Тённиса 30. основная проблема социологии в работах Ф. Тённиса 31. учение о формах социальной жизни Ф. Тённиса 32. соотношение социологии и политики по Ф. Тённису 33. предмет формальной социологии Г. Зиммеля 34. классификация Г. Зиммелем социальных форм 35. трактовка социальной группы и индивида в работах Г. Зиммеля 36. анализ общества Г. Зиммелем 37. Теория социального действия Макса Вебера. 38. Понимающая социология Макса Вебера 39. Учение об идеальных типах Макса Вебера 40. Учение о типах господства Макса Вебера 41. Принцип рациональности Макса Вебера 42. Социология религии Макса Вебера 43. Трактовка общества Эмилем Дюркгеймом 44. Социологизм Эмиля Дюркгейма. Основные методологические принципы познания общества. 45. Общественная солидарность и разделение труда в творчестве Эмиля Дюркгейма 46. Концепция морали Эмиля Дюркгейма 47. Социология религии Эмиля Дюркгейма 48. Проблема самоубийства в творчестве Эмиля Дюркгейма 49. Методология Вильфредо Парето 50. Трактовка общество Вильфредо Парето 51. Концепция идеологии Вильфредо Парето 52. Концепция круговорота элиты Вильфредо Парето Семестр 1. Эмпирическая социология в США в 1920-1930-е гг. Творчество У. Томаса и Ф. Званецкого 2. Чикагская социологическая школа (Р. Парк, Э. Бёрджесс, У. Огборн, Л. Вирт) 3. Индустриальная отраслевая социология в 1920-1930-е гг.. Хоторнский эксперимент. 4. Социометрия (Дж. Морено) 5. Теории социального действия, социальных систем, структурного функционализма Т.Парсонса 6. Общество и его типы по Т.Парсонсу 7. Стадии эволюции обществ по Т.Парсонсу 8. Теория структурно-функционального анализа Р. Мертона 9. Теории среднего уровня Р. Мертона 10. Проблема девиантного поведения и способов адаптации в творчестве Р. Мертона 11. Социология революции П.А.Сорокина. 12. Концепции социальной стратификации и социальной мобильности П.А.Сорокина. 13. Концепция социокультурной динамики П.А.Сорокина. 14. Интегратизм в социологии Сорокина 15. Социальный психоанализ З. Фрейда 16. Индивидуальная психосоциология А. Адлера 17. Психосоциологические взгляды К. Юнга 18. Проблема личности и типология поведения в творчестве К. Хорни 19. Гуманистический психоанализ Э. Фромма 20. Социологические взгляды Г. Маркузе 21. Социологические идеи Т. Адорно 22. Творчество Ю. Хабермаса 23. Теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) 24. Теория обмена (Дж. К. Хоманса, П.Блау) 25. Теория социальной сети Р. Эмерсона 26. Парадигма рационального выбора Дж. Коулмена 27. Символический интеракционизм в работах Дж. Г. Мида 28. Теория «зеркального Я» Ч. Кули 29. Социологическое творчество Г. Блумера 30. Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гофмана. 31. Феноменологическая социология А. Шюца 32. Феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана. 33. Этнометодология Г. Гарфинкеля. 34. Концепция современности и теория структурации Э. Гидденса. 35. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. 36. Теория социальных систем Н. Лумана. Семестр 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России 2. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я. Чаадаева и К.Д. Кавелина 3. Этапы развития российской социологии во второй половине XIX – начале XX в. 4. Особенности социологии в России во второй половине XIX – начале XX в. 5. Субъективное направление в российской социологии. Его сущность и источники. 6. Социологические воззрения П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского 7. Социология Н.К.Михайловского. 8. Социологические воззрения Де Роберти и их эволюция. 9. Историко-критическая концепция Кареева, ее методологические особенности. 10. Этико-социологическая концепция Н.И.Кареева 11. Теория личности Н.И.Кареева 12. Теория общественного прогресса Н.И.Кареева 13. Подход Кареева к изучению культуры, ее содержанию 14. Органицизм в творчестве А.И. Стронина 15. Социологические идеи П.Ф. Лилиенфельда 16. Географическое направление в творчестве Л.И. Мечникова 17. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского 18. Основание плюралистической социологии М.М.Ковалевского 19. Генетическая социология М.М.Ковалевского 20. Закон общественного прогресса М.М.Ковалевского 21. Теория факторов М.М.Ковалевского 22. Социологические воззрения В.М. Хвостова 23. Социологические взгляды П.И. Новгородцева 24. Социологическое творчество Б.А. Кистяковского 25. Социологическая теория Л.И. Петражицкого 26. Социология А.С. Звоницкой 27. Социологические взгляды К.М. Тахтарева 28. Российский период творчества П.А. Сорокина 29. Марксистская теоретическая социология в СССР 20-30-е гг. XX в. Конкретно-социологические исследования в 20-30-е гг. XX в. 30. Возрождение советской социологии конец 50-начало 70-х гг. XX в. 31. Советская социология 1970-1980-е гг. 32. Особенности развития отечественной социологии в конце XX – начале XX вв.
VI. Тематический план курса
VII. Список литературы Основная 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. М., 2001 2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995 3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие. М., 1995 4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2006. 6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 томах. М., 2000. 7. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. М., 2004. 8. История буржуазной социологии XIX— начала XX вв. / Под. ред. И.С. Кона. М., 1979 9. История социологии в Западной Европе и США / отв. ред.Г.В. Осипов. М., 2001. 10. История социологии. Минск, 1997 11. История теоретической социологии: в 4 томах. М., 1997. 12. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология XIX века. М., 2000 13. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996 14. Кравченко С.А. Социология: через призму социологического воображения: учебник для вузов. М., 2004. 15. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX— начала XX вв. М., 1993 16. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000 17. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993 18. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000 19. Новикова С.С. Социология: история, основы, институализация в России. М., 2000 20. Плахов В.Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.): Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 21. Современная американская социология М., 1994 Дополнительная 22. Адорно Негативная диалектика. М., 2003 23. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999 24. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социс. 1993. № 3. 25. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000. 26. Андреева Г.М.Социальная психология. М., 1996 27. Антонович И.И. Толкотт Парсонс – основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология, М., 1994 28. Арон Этапы развития социологической мысли // Полис. 1993. №2. 29. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? // Социс. 2002 №7 30. Баньковская С.П. Роберт Парк. Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология. М., 1994 31. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. 32. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996 33. Бергер П., Лукман Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995 Им. К.д. ушинского» исторический факультет кафедра политологии и социологии
Учебная программа дисциплины История социологии Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению 521200 - Cоциология
Ярославль
I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС ВПО второго поколения по направлению 521200 - Cоциология
Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р.Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и Г. Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П. Бурдье, Н. Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.). II. Пояснительная записка Автор-составитель:
Аннотация Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области социологии. Его задача познакомить студентов с основными этапами и направлениями развития теоретической социологии, сформировать у них основы социологического мышления и профессиональной культуры. Программа предусматривает, помимо лекций, проведение семинарских занятий, чтение студентами классических и современных текстов, подготовку докладов, участие в дискуссиях, написание рефератов. В соответствии с принятым в ЯГПУ имени К.Д. Ушинского учебным планом программа курса «История социологии» охватывает 3,4,5 семестры по очной форме обучения. Курс в целом рассчитан на 350 часов занятий; из них 204 часа аудиторных (102 часа - лекции, 102 часа - семинары), и 146 часа самостоятельных занятий. В самостоятельную работу входит изучение материала по рекомендованной литературе, подготовку докладов и написание 2 рефератов по предлагаемым темам.
Учебная задача курса: - Знать: понятия, теории, основные произведения классиков западной и отечественной социологии XIX - XX века. - Уметь: читать, понимать и комментировать рекомендованные произведения. - Иметь представления: о тенденциях развития социологического знания в XIX - ХХ вв. - Обладать навыками: поиска научной литературы по темам курса в библиотеках и Интернете, интерпретации текстов первоисточников и аналитических работ. Форма контроля: - текущий контроль предполагает написание реферата, оцениваемых по 5-балльной шкале. Также оценивается работа студента на практических занятиях. Промежуточная форма контроля – зачет, экзамен; итоговая - экзамен.
III. Содержание программы Семестр
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.87 (0.017 с.) |