Раздел 2. Современный этап развития зарубежной социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Современный этап развития зарубежной социологии



 

Тема 10. Общая характеристика социологии XX века.

Понятие современного этапа социологии. Временные границы. Особенности современного этапа социологии. «Ядро» и «периферия» социологии XX века. Периодизация социологии XX века.

 

Тема 11. Эмпирическая социология (20-40-ее гг. XX века).

Причины появления, понятие и особенности эмпирической социологии. У. Томас и Ф. Званецкий. Чикагская школа (Р. Парк, Э. Бёрджесс, У. Осгборн, Л. Вирт). Кризис Чикагской социологической школы.

Тема 12. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. К. Мертон).

Социология Толкотта Парсонса. Системный подход и социальная наука. Системный подход и структурный функционализм. Структура социального действия. Система современного общества и ее анализ. Понятие дифференциальных переменных и модернизация общества.

Социологические концепции Роберта Кинга Мертона. Разработка тории структурно-функционального анализа. Теории среднего уровня. Постулат функционального единства общества. Постулат универсальности функционализма. Исследование девиантного поведения и способов адаптации.

 

Тема 13. Интегральная социология П.А.Сорокина.

Аналитическая социология П.Сорокина «российского» периода. Форма социального контроля и развитие общества. «Система социологии»: проблема предмета и метода социологии; социальное взаимодействие и его структура; проблема социальной структуры. Социология революции. Социальное пространство и социальная мобильность. Теория стратификации. Индекс мобильности и типы общества. Революция и эволюция. Социальная реальность и культура. Понятия системы культуры и суперсистемы. Социокультурная динамика.

 

Тема 14. Психоанализ в социологии.

З. Фрейд как создатель психоанализа. Детерминированность социальных действий сознательными и бессознательными факторами. «Оно», «Я» и «Сверх-Я», Анализ свободных ассоциаций. Основные защитные механизмы «Я». Страхи и неврозы. Критика К. Маркса. Факторы, способствующие образованию и распаду массы. Агрессивность массы. Корпоративный дух массы. Культура и человеческие страсти. Дифференциация запретов по социально-культурному признаку. Инфантильное и интеллектулизированное поведение.

«Индивидуальная психосоциология» А. Адлера. Психосоциологические взгляды К. Юнга и К.Хорни.

Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Концепция личности. Социальный характер западного общества. Патологическое и здоровое общество. Деструктивность в политике.

Тема 15. Франкфуртская школа в социологии (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

Новая методология: антипозитивизм и гуманизм. Методология имманентной критики. Критическая социальная теория. Теория коммуникативного действия. Одномерность современного человека.

 

Тема 16. Парадигмы в зарубежной социологии (теории конфликта и обмена).

Трактовка парадигмы в западной социологии. Теория конфликта. (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер). Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Постулаты Хоманса. Виды обмена. Теоремы Блау.

 

Тема 17. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

Концепция символического интеракционизма. Структура личности. Социальное действие: символ – ответная осмысленная реакция. Принятие роли – средство интерпретации значимых символов. Гипотеза Сапира-Уорфа. Самость и механизм развития самости. Обобщенный другой и значимый другой.

Проблема символического воздействия в творчестве Г. Блумера. Анализ коллективного поведения.

 

Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология.

Феноменологическая парадигма в творчестве А. Шютца. Повседневная социальная реальность и жизненный мир. Повседневное знание и его социализация. Концепция «возвращающегося домой».

Феноменологическая социология знания П. Бергера и Т. Лукмана. Конструирование социальной реальности. Знания в традиционных и современных плюралистических обществах.

Этнометодология Г. Гарфинкеля.

 

Тема 19. Современные теории в зарубежной социологии.

Концепция современности и теория структурации Э. Гидденса. Агентно-структурная политическая реальность современности.

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Принцип двойного структурирования социальной реальности.

Теория социальных систем Н. Лумана. Коммуникация и социальная система. Проблема человека.

 

Семестр

Раздел 3. История российской социологии.

 

Тема 20. Особенности развития социологической мысли в России в конце XIX –XX в.

Предсоциологический этап российской социальной мысли. Философско-социологические взгляды П.И.Чаадаева. Идеи развития мировых цивилизаций, роль религиозного самосознания, нового способа осмысления социальных фактов, законов общественного прогресса. Характеристика российского общества. Россия и Запад в мировоззрении П.И.Чаадаева. Социальные идеи К.Д.Кавелина.

Основные этапы и направления развития социологии в России. Их эволюция, проблемы социальной динамики.

 

Тема 21. Субъективная школа в российской социологии.

Субъективное направление в российской социологии. Его сущность и источники.

Социологические воззрения П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского. Определение предмета социологии как науки о солидарности. Социальная статика. Типы кооперации: простая кооперация и проблема солидарности. Цель истории – развитие человеческой индивидуальности. Личность, ее критическое мышление.

Учение о потребностях Н.К.Михайловского. Теория прогресса. Общественные и личные интересы. Разработка идеи индивидуальности. Взаимодействие народных масс и критически мыслящей личности. Социальная динамика.

Социологические воззрения Де Роберти и их эволюция. Предмет социологии, основные социологические методы и категории. Теория этико-социологической эволюции человечества. Биосоциальная гипотеза происхождения общества. Понятие надорганического, стадии его развития, формирования. Понимание Де Роберти социального прогресса. Характеристика современного ему общества. Закон четырех факторов культуры. Социализация личности. Концепция знания.

 

Тема 22. Позитивистская парадигма в российской социологии.

Основные направления позитивизма в русской социологии, их особенности. Однофакторные теории: органицизм (П.Ф.Лилиенфельд, А.И.Стронин), географический детерминизм (Л.И.Мечников, А.П.Щапов).

Концепция социологической теории Л.И.Мечникова. Определение социологии как науки. Идея общественного прогресса и его индикаторов. Источник эволюции цивилизации. Среда.

Социологические воззрения органической школы. А.И.Стронин, его социологическая парадигма и ее эвристическая ограниченность. Теория общества по П.Ф.Лилиенфельду.

 

Тема 23. Русская школа неокантианства в социологии

Неокантианство, причины возникновения, сущность. Появление неокантианства в России, его особенности, оформление самостоятельного течения. Академическое неокантианство: психологическое (Л.И.Петражицкий) и нормативистское (Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов, П.И.Новгородцев и др.).

Содержание научного поиска неокантианской школы (содержание общественного идеала, понятие нравственной личности, взаимоотношения между правом и нравственностью, понятие правовой личности и правового государства, методы, способствующие объективному познанию и др.).

Место и роль неокантианства в российской социологии.

 

Тема 24. Социологические концепции М.М.Ковалевского

Формирование М.М.Ковалевского как ученого. Творческая переработка М.Ковалевским теорий О.Конта.

Плюралистические теории М.М.Ковалевского: понимание предмета социологии как науки о социальной организации и эволюции общества. Задача социологии – исследовать коллективное сознание социальных групп в аспекте организационных и социальных изменений. Основные тенденции и общее направление развития. Место и роль социологической науки среди социальных общественных наук. Плюрализм в методологии.

Развитие солидарности как критерий социального прогресса. Прогресс и регресс солидарности. Социальный порядок. Государство как средство примирения классовых интересов и роста солидарности. Революция как патологическая форма социального развития.

Проблемы социологического метода в работах М.М.Ковалевского. Сравнительно-исторический и генетический методы. Значение генетического метода в изучении происхождения и эволюции общественных форм и социальных институтов. Критика монистического подхода в социологии. Плюралистическая концепция социальной причинности Ковалевского. Проблема фактора в социологии.

М.М.Ковалевский как основатель генетической социологии.

 

Тема 25. Социологические взгляды Н.И.Кареева.

Н.И.Кареев – один из зачинателей российской социологии, крупнейший представитель классического позитивизма.

Историко-критическая концепция Кареева, ее методологические особенности. Воссоздание глубокой картины генезиса российской социологии как национальной ветви мировой социологии.

Роль Н.И.Кареева в институциализации социологии в России, основании системы социологического образования, академической легализации социологической науки.

Этико-социологическая концепция Н.И.Кареева. определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и взаимоотношений, происходящих процессов. Отношение философии истории и социологии, психологии и социологии. Разделение наук по характеру изучаемого объекта (науки о явлениях и о законах).

Теория личности Н.И.Кареева. Личность как некий микрокосм. Отношения личности и истории, субъективного и объективного. Человеческое поведение как синтез социального и индивидуального.

Подход Кареева к изучению культуры, ее содержанию. Теория общественного прогресса. Изучение объективной стороны исторического процесса (общественных форм, учреждений).

 

Тема 26. Социологические концепции российского неопозитивизма

Неопозитивизм: условия появления, сущность. Неопозитивисткая ориентация в русской социологии (А.С.Звоницкая, П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев). Модернизация социологической теории: новое определение предмета социологии, ее задач и методов, единиц социального анализа: «социальные связи» (А.С.Звоницкая), взаимодействие (П.А.Сорокин), социальное общение (К.М.Тахтарев); изучение человеческого поведения в качестве главного объекта социологии; отказ от эволюционизма, сравнительно-исторического метода.

Социологические идеи первой женщины-социолога А.С.Звоницкой. Учение о «социальных связях», задачах исследователя общества, социологическом подражании, связи личности и общества, социальной группы.

Социологические взгляды К.М.Тахтарева. Изложение системы социологии, ее предмета, цели, установления законов, методов познания. Определение общества, сущности общественной жизни, общения. Противопоставление классовой борьбе идеи межклассового сотрудничества и солидарности.

 

Тема 27. Социология в советской и современной России

Октябрьская революция 1917 г. и ее влияние на развитие социологической науки. Основные этапы развития социологии в СССР.

Социология в 20-30-е гг. Размежевание социологии. Институализация марксистского направления социологической науки. Проблемы предмета, структуры, факта и ценности в социологии, ее соотношение с практикой. Социологические теории А.А.Богданова, Н.И.Бухарина, Ю.К.Милонова, С.А.Оранского. Различные течения в социологической литературе. Становление социологических исследований (С.Г.Струмилин, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Е.Ф.Федеров и др.). Запрещение социологии.

Возрождение социологии в 60-е годы. Трехуровневая концепция социологии. Развитие специальных социологических теорий и исследований (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, В.Н.Шубкин, А.Г.Харчев, Г.В.Осипов и др.). Разработка методологических принципов анализа. Начало восстановления статуса социального института социологии.

Социология в 80-90-е гг. Возрождение социологии как самостоятельной науки, ее институализация. Восстановление и развитие социологического образования. Место российской социологии в мировой социологической науке.

 

V. Планы семинарских занятий

Семестр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.017 с.)