Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликтологическая ориентация в современной социологии

Поиск

В противовес доминировавшему в 1950-1960-е гг. неопозитивистскому функционализму, отдельные социологи в эти годы возродили теорию конфликта, обращаясь к работам К. Маркса и Г. Зиммеля.

Л. Козер (США) развивал взгляды Зиммеля сначала в терминах функционализма для того, чтобы показать, что конфликт в плюралистических сложных обществах обычно является функциональным. Он утверждал, что перекрестные конфликты, в которых союзники по одному вопросу являются противниками по другому вопросу, предотвращают конфликты, идущие вдоль одной оси и разделяющие общество по дихотомическим линиям. Сложные общества заключают в себе множество интересов и конфликтов, что обеспечивает уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность.

Р. Дарендорф (р.1929), немецкий социолог, член комиссии Европейского Сообщества, директор Лондонской школы экономики, исходя из этих же посылок, в отличие от Маркса, утверждал, что центральный конфликт во всех социальных институтах развивается вокруг распределения власти, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. По его мнению, для предотвращения революций необходимо сдерживание индустриального конфликта. Вместе с тем даже частое обращение левых либералов Козера и Дарендорфа к Марксу не означает их полного разрыва с "рационализмом" и тем более их причисления к марксистам.

Марксизм в XX-XXI вв. на Западе обрел новую форму неомарксизма, парадигмально отличного по методологии (как своему социологическому направлению, так и ориентации) от советского «ленинизма». Первое «возрождение» теории Маркса на Западе началось в 1920-х - начале 1930-х гг. Отправной вехой неомарксизма явились ставшие классикой работы Д. Лукача (1885-1971) «История и классовое сознание» (1923), где раскрывается философское значение «Капитала»; К. Корша «Марксизм и философия»; цикл статей Г. Маркузе 1928-1932 гг. о молодом Марксе, в которых Маркузе связал воедино экономические и философские взгляды Маркса. Вышеназванные ученые трактовали социологию К. Маркса в духе М. Вебера, неогегельянства, фрейдизма, философии жизни, экзистенциализма, структурализма. Базовое понятие неомарксизма – отчуждение (у Д. Лукача, кроме того, и овеществление).

Второй «марксистский ренессанс» начался на Западе с 1960-х гг.

В целом руководствуясь антипозитивистскими принципами, неомарксисты ориентировались на "молодого" Маркса, осуждая зрелого Маркса за "позитивистское преклонение перед фактичностью". У современных либеральных авторов "эйджеистские" (возрастные) предпочтения Маркса полностью противоположны, поскольку они апеллируют к "Экономическим рукописям 1857-1859 годов" Маркса).

Неомарксизм, являющийся леворадикальным течением в марксизме, включает ряд школ.

Наиболее влиятельной являлась Франкфуртская (критическая) школа, которая представлена следующими именами социологов с мировой известностью: старшее поколение Франкфуртской школы: Макс Хоркхаймер (1895-1973), Эрих Фромм, Герберт Маркузе (1898-1979), Теодор Адорно (1903-1969), Ф.Поллок, Г.Шолем, Лео Левенталь; среднее: Юрген Хабермас (р.1929; хотя сам Ю. Хабермас не считает себя прямым представителем данной школы), Ханна Арендт, Альфред Шмидт, Оскар Негг, Альбрехт Вельмер, Ханс Ленк, Абрахам Моль; младшее: Ханс Юрген Краль.

Школа сформировалась в 1930 г. на базе возглавляемого Хоркхаймером с этого же года Института социальных исследований (1923-1950), соединенного с университетом Франкфурта, и его же «Журнала социальных исследований». Главный вклад в европейский период сделал Хоркхаймер, а также Фромм и Маркузе. Члены Франкфуртской школы были преимущественно евреями и всей группой оказались в изгнании в период власти нацистов. Институт переехал через Париж в Колумбийский университет в 1939 г. Несмотря на принципиальную важность ее трудов по эпистемологии, социологии, марксизму и культуре, школа занималась в США эмпирическими исследованиями расизма и предубеждений. Пример тому – публикация работы Т. Адорно «Авторитарная личность» (The Authoritarian Personality).

Основной вклад в социологию в этот период сделали Хоркхаймер и Адорно. Во Франкфурт (во главе с Хоркхаймером и Адорно) школа вернулась в 1949 г., в США остались Фромм, Маркузе, Левенталь.

Решающий вклад в этот период сделали Т. Адорно [(Prisms (1967), Dialectic of Enlightenment (1973) и Minima Moralia (1974))] и Маркузе [«Эрос и цивилизация» («Eros and Civilization», 1955), «Одномерный человек» (One-Dimensional Man, 1964)].

Центральная проблема исследований критической школы – отчуждение и рационализация, важнейшая тема – доминирование авторитарной личности, методология – крайний антипозитивизм, анализ не "открытого поведения", а скрытых интересов, доведенный до оценки позитивизма как исчадия капиталистического ада, а всей современной науки - как наиболее сильного инструмента эксплуатации и угнетения и воплощения буржуазной идеологии. Среди тем анализа: 1) критика экономизма ортодоксального марксизма; 2) леворадикальная критика развитого капитализма с его фашизоидностью и либерализма; 3) инкорпорация психоанализа Фрейда в общественную теорию Маркса (прежде всего – в трудах Фромма, затем Адорно и Маркузе); 4) критика инструментальной рациональности как основного принципа капитализма; 5) как во всех версиях неомарксизма – критика "ленинизма", идей однопартийности и диктатуры пролетариата.

Франкфуртская школа считается "ревизионистской", поскольку ей инкриминируются: ревизия традиционного марксизма путем критики экономического детерминизма; эклектичность, заимствования из психоанализа и классической социологии для восполнения пробелов в марксизме; пессимизм в отношении возможности революционного изменения капитализма путем борьбы рабочего класса; акцентирование не на значении экономики, а культуры (в исследованиях музыки, литературы и эстетики).

Пика популярности в среде интеллигенции школа достигла в конце 1950- - начале 1960-х гг., особенно в период марксистского ренессанса 1960-х гг., когда Франкфуртская школа и радикально-критическая социология США идеологически обеспечивали движение "новых левых". Смерть руководителей (Адорно и Хоркхаймера) и появление в школе экстремистских и нигилистических тенденций привели к распаду школы.

Остальные варианты неомарксизма не были столь жестко институционализированы. Подвергнем их анализу.

Структурализм и постструктурализм как научные направления сформировались во Франции после Второй мировой войны (Л. Гольдман, Ж.-П. Сартр, А. Лефевр, А. Турен, П. Бурдьё).

Структурализм очень разнороден; объединяет структуралистов ряд принципов (первичность отношений над элементами; теоретический антигуманитаризм, часть структуралистов является неомарксистами. В 1960-е гг. они перешли от полемики с франкфуртцами к конвергенции с ними. Среди неомарксистов выделяется Луи Альтюссер (1918-1990), оказавший влияние на современную социологию по следующим направлениям: 1) перестройка модели базиса и надстройки путем отрицания экономического детерминизма: предлагается схема, в которой идеология и политика являются условиями существования экономики, а способ производства – сложным соотношением экономики, идеологии и политики; 2) определение природы идеологии как реального, а не иллюзорного социального отношения; 3) унаследование от А. Грамши понятия «идеологические аппараты государства»: для сохранения капитализма необходимо воспроизводство отношений производства, осуществляемое идеологическими аппаратами государства в виде СМИ и системы образования; 4) рассмотрение индивидов или их групп (классов) лишь как носителей или агентов социальных структур.

Значительный вклад в развитие постструктурализма внес Пьер Бурдьё (1930-2002). В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

1) структурализм – в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления

2) конструктивизм – действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Социология, по Бурдьё, «должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными как таковые в отношении и через отношение с социальным пространством, точнее, с полями»[53].

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия "хабитус" (habitus)[54] и "социальное поле", посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдьё, объективная социальная среда производит хабитус – "систему прочных приобретенных предрасположенностей"; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное поле – это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство, по его мнению, «сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а, следовательно, производить сходные практики»[55].

Разработанный методологический аппарат П. Бурдьё использовал применительно к исследованию самых разных сфер жизнедеятельности общества – от политики, религии до популярной культуры, чтения, фотоиндустрии и др. Постструктуралистская теория Бурдьё является одной из наиболее востребованных в социологическом дискурсе конца XX – начала XXI вв.

Социальный реализм в Англии (пердставители – Д. Локвуд (р. 1929); экс-президент Международной социологической ассоциации Т. Боттомор (р.1920)), в отличие от остальных ветвей неомарксизма, умаляет роль классовой борьбы, хотя и признает марксову теорию конфликта. Так, Локвуд развивал марксистское различение системного и социального конфликтов. Системный конфликт происходит при дисгармонии институтов (например, политическая подсистема проводит политику, находящуюся в конфликте с потребностями экономической подсистемы), тогда как социальный конфликт является межличностным.

Радикально-критическая социология США (до 1960-х гг. единственные представители – создатель «новой социологии» Ч.Р. Миллс, Б. Боран, И. Горовиц. Затем – «социология социологии» Р.Фридрихса, рефлексивная социология О. Гоулднера (1920-1980), изложенная им в «Начале кризиса западной социологии» (1970) и своем журнале «Теория и общество», а также Н. Бирнбаум.

«Альтернативная социология» конца 1960-х гг. (А. Гоулднер, Ч. Рейч, Т. Роззак, Д. Рисмен) дала идеологическое обоснование движению "новых левых", но вступила в кризис в 1970-е гг., особенно после смерти Гоулднера.

Критическая социология в Италии, ведущая традицию от А.Грамши, представлена идеями рабочего самоуправления Л. Галлино, альтернативной социологией Ф. Ферраротти с его антиэтатистским журналом "Критическая социология". Ферраротти осуждает даже иррационализм Маркузе и идеализм Гоулднера как "романтическую идеализацию созерцания собственного пупа". На место бюрократизма "диктатуры пролетариата" в СССР он ставит прямую демократию участия снизу, завоевывающей зоны власти, на место внесения сознания в рабочий класс – его самозарождение, дикие стачки и студенческие волнения.

Неомарксизм, как и феноменология, является "левым" течением в гуманитаристской социологии, но, в отличие от традиционной феноменологии и постмодернизма, неомарксизм представляет собой конфликтологическую ориентацию в современной социологии.

Таким образом, в современной мировой социологии отчетливо выделяются, как и в XIX веке, две ориентации (эволюционистская и конфликтологическая) и два противостоящих направления (неопозитивистское и гуманитаристское).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем заключается суть гуманитаристской социологии, каковы ее основные направления? Раскройте содержание ее методов и принципов.

2. В чем состоит качественное отличие общества от природы, можно ли изучать человека теми же методами, что и природу?

3. Возможно ли добиться взаимной независимости субъекта и объекта исследования в социологии?

4. Разберите сущность таких версий гуманитаризма, как феноменология, символический интеракционизм и этнометодология, постмодернизм.

5. Рассмотрите признаки, критерии и типы социального действия; дайте характеристику герменевтической и позитивистской социологии действия.

6. Проведите анализ конфликтологической ориентации в современной социологии, в том числе теории конфликта и неомарксизма.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Гуманитаризм. Антинатурализм, антисциентизм, особая номотетика и идиография, качественный анализ, феноменологизм, понимание, герменевтика, лингвистический метод, методологический субъективизм. Понимающая социология, феноменология, символический интеракционизм, этнометодология. Постмодернизм. Конфликтологизм. Герменевтическая и позитивистская социология действия. Теория конфликта, неомарсизм. Хабитус, социальное поле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.008 с.)