Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликтологическая ориентация в современной социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В противовес доминировавшему в 1950-1960-е гг. неопозитивистскому функционализму, отдельные социологи в эти годы возродили теорию конфликта, обращаясь к работам К. Маркса и Г. Зиммеля. Л. Козер (США) развивал взгляды Зиммеля сначала в терминах функционализма для того, чтобы показать, что конфликт в плюралистических сложных обществах обычно является функциональным. Он утверждал, что перекрестные конфликты, в которых союзники по одному вопросу являются противниками по другому вопросу, предотвращают конфликты, идущие вдоль одной оси и разделяющие общество по дихотомическим линиям. Сложные общества заключают в себе множество интересов и конфликтов, что обеспечивает уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность. Р. Дарендорф (р.1929), немецкий социолог, член комиссии Европейского Сообщества, директор Лондонской школы экономики, исходя из этих же посылок, в отличие от Маркса, утверждал, что центральный конфликт во всех социальных институтах развивается вокруг распределения власти, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. По его мнению, для предотвращения революций необходимо сдерживание индустриального конфликта. Вместе с тем даже частое обращение левых либералов Козера и Дарендорфа к Марксу не означает их полного разрыва с "рационализмом" и тем более их причисления к марксистам. Марксизм в XX-XXI вв. на Западе обрел новую форму неомарксизма, парадигмально отличного по методологии (как своему социологическому направлению, так и ориентации) от советского «ленинизма». Первое «возрождение» теории Маркса на Западе началось в 1920-х - начале 1930-х гг. Отправной вехой неомарксизма явились ставшие классикой работы Д. Лукача (1885-1971) «История и классовое сознание» (1923), где раскрывается философское значение «Капитала»; К. Корша «Марксизм и философия»; цикл статей Г. Маркузе 1928-1932 гг. о молодом Марксе, в которых Маркузе связал воедино экономические и философские взгляды Маркса. Вышеназванные ученые трактовали социологию К. Маркса в духе М. Вебера, неогегельянства, фрейдизма, философии жизни, экзистенциализма, структурализма. Базовое понятие неомарксизма – отчуждение (у Д. Лукача, кроме того, и овеществление). Второй «марксистский ренессанс» начался на Западе с 1960-х гг. В целом руководствуясь антипозитивистскими принципами, неомарксисты ориентировались на "молодого" Маркса, осуждая зрелого Маркса за "позитивистское преклонение перед фактичностью". У современных либеральных авторов "эйджеистские" (возрастные) предпочтения Маркса полностью противоположны, поскольку они апеллируют к "Экономическим рукописям 1857-1859 годов" Маркса). Неомарксизм, являющийся леворадикальным течением в марксизме, включает ряд школ. Наиболее влиятельной являлась Франкфуртская (критическая) школа, которая представлена следующими именами социологов с мировой известностью: старшее поколение Франкфуртской школы: Макс Хоркхаймер (1895-1973), Эрих Фромм, Герберт Маркузе (1898-1979), Теодор Адорно (1903-1969), Ф.Поллок, Г.Шолем, Лео Левенталь; среднее: Юрген Хабермас (р.1929; хотя сам Ю. Хабермас не считает себя прямым представителем данной школы), Ханна Арендт, Альфред Шмидт, Оскар Негг, Альбрехт Вельмер, Ханс Ленк, Абрахам Моль; младшее: Ханс Юрген Краль. Школа сформировалась в 1930 г. на базе возглавляемого Хоркхаймером с этого же года Института социальных исследований (1923-1950), соединенного с университетом Франкфурта, и его же «Журнала социальных исследований». Главный вклад в европейский период сделал Хоркхаймер, а также Фромм и Маркузе. Члены Франкфуртской школы были преимущественно евреями и всей группой оказались в изгнании в период власти нацистов. Институт переехал через Париж в Колумбийский университет в 1939 г. Несмотря на принципиальную важность ее трудов по эпистемологии, социологии, марксизму и культуре, школа занималась в США эмпирическими исследованиями расизма и предубеждений. Пример тому – публикация работы Т. Адорно «Авторитарная личность» (The Authoritarian Personality). Основной вклад в социологию в этот период сделали Хоркхаймер и Адорно. Во Франкфурт (во главе с Хоркхаймером и Адорно) школа вернулась в 1949 г., в США остались Фромм, Маркузе, Левенталь. Решающий вклад в этот период сделали Т. Адорно [(Prisms (1967), Dialectic of Enlightenment (1973) и Minima Moralia (1974))] и Маркузе [«Эрос и цивилизация» («Eros and Civilization», 1955), «Одномерный человек» (One-Dimensional Man, 1964)]. Центральная проблема исследований критической школы – отчуждение и рационализация, важнейшая тема – доминирование авторитарной личности, методология – крайний антипозитивизм, анализ не "открытого поведения", а скрытых интересов, доведенный до оценки позитивизма как исчадия капиталистического ада, а всей современной науки - как наиболее сильного инструмента эксплуатации и угнетения и воплощения буржуазной идеологии. Среди тем анализа: 1) критика экономизма ортодоксального марксизма; 2) леворадикальная критика развитого капитализма с его фашизоидностью и либерализма; 3) инкорпорация психоанализа Фрейда в общественную теорию Маркса (прежде всего – в трудах Фромма, затем Адорно и Маркузе); 4) критика инструментальной рациональности как основного принципа капитализма; 5) как во всех версиях неомарксизма – критика "ленинизма", идей однопартийности и диктатуры пролетариата. Франкфуртская школа считается "ревизионистской", поскольку ей инкриминируются: ревизия традиционного марксизма путем критики экономического детерминизма; эклектичность, заимствования из психоанализа и классической социологии для восполнения пробелов в марксизме; пессимизм в отношении возможности революционного изменения капитализма путем борьбы рабочего класса; акцентирование не на значении экономики, а культуры (в исследованиях музыки, литературы и эстетики). Пика популярности в среде интеллигенции школа достигла в конце 1950- - начале 1960-х гг., особенно в период марксистского ренессанса 1960-х гг., когда Франкфуртская школа и радикально-критическая социология США идеологически обеспечивали движение "новых левых". Смерть руководителей (Адорно и Хоркхаймера) и появление в школе экстремистских и нигилистических тенденций привели к распаду школы. Остальные варианты неомарксизма не были столь жестко институционализированы. Подвергнем их анализу. Структурализм и постструктурализм как научные направления сформировались во Франции после Второй мировой войны (Л. Гольдман, Ж.-П. Сартр, А. Лефевр, А. Турен, П. Бурдьё). Структурализм очень разнороден; объединяет структуралистов ряд принципов (первичность отношений над элементами; теоретический антигуманитаризм, часть структуралистов является неомарксистами. В 1960-е гг. они перешли от полемики с франкфуртцами к конвергенции с ними. Среди неомарксистов выделяется Луи Альтюссер (1918-1990), оказавший влияние на современную социологию по следующим направлениям: 1) перестройка модели базиса и надстройки путем отрицания экономического детерминизма: предлагается схема, в которой идеология и политика являются условиями существования экономики, а способ производства – сложным соотношением экономики, идеологии и политики; 2) определение природы идеологии как реального, а не иллюзорного социального отношения; 3) унаследование от А. Грамши понятия «идеологические аппараты государства»: для сохранения капитализма необходимо воспроизводство отношений производства, осуществляемое идеологическими аппаратами государства в виде СМИ и системы образования; 4) рассмотрение индивидов или их групп (классов) лишь как носителей или агентов социальных структур. Значительный вклад в развитие постструктурализма внес Пьер Бурдьё (1930-2002). В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода: 1) структурализм – в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления 2) конструктивизм – действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов». Социология, по Бурдьё, «должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными как таковые в отношении и через отношение с социальным пространством, точнее, с полями»[53]. Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия "хабитус" (habitus)[54] и "социальное поле", посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдьё, объективная социальная среда производит хабитус – "систему прочных приобретенных предрасположенностей"; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное поле – это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство, по его мнению, «сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а, следовательно, производить сходные практики»[55]. Разработанный методологический аппарат П. Бурдьё использовал применительно к исследованию самых разных сфер жизнедеятельности общества – от политики, религии до популярной культуры, чтения, фотоиндустрии и др. Постструктуралистская теория Бурдьё является одной из наиболее востребованных в социологическом дискурсе конца XX – начала XXI вв. Социальный реализм в Англии (пердставители – Д. Локвуд (р. 1929); экс-президент Международной социологической ассоциации Т. Боттомор (р.1920)), в отличие от остальных ветвей неомарксизма, умаляет роль классовой борьбы, хотя и признает марксову теорию конфликта. Так, Локвуд развивал марксистское различение системного и социального конфликтов. Системный конфликт происходит при дисгармонии институтов (например, политическая подсистема проводит политику, находящуюся в конфликте с потребностями экономической подсистемы), тогда как социальный конфликт является межличностным. Радикально-критическая социология США (до 1960-х гг. единственные представители – создатель «новой социологии» Ч.Р. Миллс, Б. Боран, И. Горовиц. Затем – «социология социологии» Р.Фридрихса, рефлексивная социология О. Гоулднера (1920-1980), изложенная им в «Начале кризиса западной социологии» (1970) и своем журнале «Теория и общество», а также Н. Бирнбаум. «Альтернативная социология» конца 1960-х гг. (А. Гоулднер, Ч. Рейч, Т. Роззак, Д. Рисмен) дала идеологическое обоснование движению "новых левых", но вступила в кризис в 1970-е гг., особенно после смерти Гоулднера. Критическая социология в Италии, ведущая традицию от А.Грамши, представлена идеями рабочего самоуправления Л. Галлино, альтернативной социологией Ф. Ферраротти с его антиэтатистским журналом "Критическая социология". Ферраротти осуждает даже иррационализм Маркузе и идеализм Гоулднера как "романтическую идеализацию созерцания собственного пупа". На место бюрократизма "диктатуры пролетариата" в СССР он ставит прямую демократию участия снизу, завоевывающей зоны власти, на место внесения сознания в рабочий класс – его самозарождение, дикие стачки и студенческие волнения. Неомарксизм, как и феноменология, является "левым" течением в гуманитаристской социологии, но, в отличие от традиционной феноменологии и постмодернизма, неомарксизм представляет собой конфликтологическую ориентацию в современной социологии. Таким образом, в современной мировой социологии отчетливо выделяются, как и в XIX веке, две ориентации (эволюционистская и конфликтологическая) и два противостоящих направления (неопозитивистское и гуманитаристское).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем заключается суть гуманитаристской социологии, каковы ее основные направления? Раскройте содержание ее методов и принципов. 2. В чем состоит качественное отличие общества от природы, можно ли изучать человека теми же методами, что и природу? 3. Возможно ли добиться взаимной независимости субъекта и объекта исследования в социологии? 4. Разберите сущность таких версий гуманитаризма, как феноменология, символический интеракционизм и этнометодология, постмодернизм. 5. Рассмотрите признаки, критерии и типы социального действия; дайте характеристику герменевтической и позитивистской социологии действия. 6. Проведите анализ конфликтологической ориентации в современной социологии, в том числе теории конфликта и неомарксизма. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: Гуманитаризм. Антинатурализм, антисциентизм, особая номотетика и идиография, качественный анализ, феноменологизм, понимание, герменевтика, лингвистический метод, методологический субъективизм. Понимающая социология, феноменология, символический интеракционизм, этнометодология. Постмодернизм. Конфликтологизм. Герменевтическая и позитивистская социология действия. Теория конфликта, неомарсизм. Хабитус, социальное поле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.008 с.) |