Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование методов и категорий социологии

Поиск

Большой вклад в создание понятийного аппарата социологии внес Эмиль Дюркгейм (1858-1917), создатель французской социологической школы, издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896-1913), продолжатель традиции О. Конта, испытавший влияние Ш. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Г. Спенсера. Его вклад характеризуется следующими достижениями:

Дюркгейм поставил заново проблему предмета социологии. В работе "Правила социологического метода" (1895) он стремился разрабатывать социологию как эмпирическую науку, обосновать специфику объекта социологии в отличие от других наук о человеке, характеризуя общество «как реальность особого рода». Предметом социологии, по мнению Дюркгейма, являются социальные факты, обладающие двумя основными признаками: независимость от индивидуального сознания и принудительная сила по отношению к индивиду. Социальные факты следует рассматривать как вещи, так как они тоже находятся вне индивида и его сознания: они объективны, материальны, наблюдаемы и безличны, связи между ними каузальны (то есть объясняются причинной зависимостью), что позволяет как выявить законы функционирования общества, так и освободиться от оценочных суждений. Специфика социологии в том, что она изучает не индивида, а коллектив, общность, социальную структуру. Такой приоритет целого (общества) над его частями (индивидами) Дюркгейм объяснял тем, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, которые сами не произвольны, а зависят от общества и его структур: чтобы возник социальный факт, нужно взаимодействие хотя бы нескольких людей, позволяющее независимо от их сознания выработать какие-то образцы поведения.

Дюркгейм представил свою структуру социологической науки, охватывающей: 1) социальную морфологию (изучение социальной географии и демографии, т.е. географических детерминант жизни народов, а также народонаселения, его объема, плотности, территориального расселения); 2) социальную физиологию (социальные нормы или коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное, или общее сознание), включающая в себя религию, мораль, право, экономика, лингвистика, эстетика; 3) общую социологию (метатеорию).

В своей книге «Самоубийства. Социологический этюд» Э. Дюркгейм применил свой метод социального фактизма при изучении фактов самоубийств в ряде европейских стран, рассматривая социальный факт как внешнее по отношению к индивиду, как признание существования особой реальности – общественной, определяющей поведение индивида и не зависящей от его воли. Исходя из этого, Дюркгейм выдвинул социальные, а не индивидуальные психологические объяснения самоубийства,, что помогло ему определить некоторые типичные явления современного ему общества. Он выделил четыре типа самоубийств: эгоистическое – следствие ослабления воздействия социальных норм на индивида; альтруистическое – результат предельной интеграции индивида в общество; аномическое, порождаемое кризисом ценностей и норм в обществе; фаталистическое (тип, не представляющий интерес для социолога).

Дюркгейм является автором функциональной теории, ставшей истоком для развития американского и европейского структурного функционализма.

В противовес социологизму Дюркгейма в этот период развивается такое методологическое направление, как психологизм. Психологическое направление в социологии стало развиваться, когда психология начала исследовать не только индивида, но и общности людей. Данное течение в социологии возникло как критический ответ на биологизм в социологии (Г. Спенсер, Л. Гумплович, Ж. Гобино) и на социологизм Эмиля Дюркгейма. Психологизм сводил социальные процессы к субъективным психофизиологическим механизмам, отказываясь от анализа объективных социальных процессов.

В психологическом направлении социологии можно выделить две школы – психологического эволюционизма и французскую психологическую школу. В последней были популярны две теории – групповой психологии и психологии подражания.

Психологический эволюционизм разрабатывался Л. Уордом и Ф. Гиддингсом.

Лестер Уорд (1841-1913) в работе «Психические факторы цивилизации»[13] выделял следующие побудительные мотивы поведения социальных групп и личностей. По Уорду, в обществе действуют две основные силы, обе – природного свойства: удовлетворение потребностей в еде (это желание породило труд и обмен как разновидность труда) и продолжении рода.

Франклин Гиддингс (1855-1931) главными факторами эволюции считал как объективные, природные, так и субъективные, психологические факторы. Последние он относил к детерминантам поведения индивидов[14].

Французская психологическая школа представлена именами Г. Тарда (1843-1904) и Г. Лебона (1841-1931), сторонниками теории подражания.

Г. Тард называл три основных социальных процесса: подражание, оппозиция и адаптация. Главной движущей силой, по Тарду, являются стремление людей к подражанию, поэтому основным законом развития общества Тард считал подражание низших слоев общества высшим[15].

В противовес Тарду, Г. Лебон уделял основное внимание "толпе", в которую он включал разнообразные группы (партии, классы, касты), провозгласил современную ему эпоху началом упадка цивилизации, эрой толпы, заменяющей сознательную деятельность индивидов бессознательной активностью толпы как группы людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами. Чертами толпы являются:

- заражение общей идеей, внушаемость, подражательность:

- готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами;

- осознание своей мощи;

- утрата ответственности, нетерпимость, догматизм;

- деперсонализация людей в толпе, образование у них своего рода «коллективной души», благодаря которой они чувствуют, мыслят и действуют иначе, чем каждый из них в отдельности;

- превращение человека в толпе в иррациональное существо, стремящееся к немедленной реализации внушенных ему идей.

Эти суждения Лебона вполне современны и в настоящее время.

Г. Лебон враждебно относился к социальному равенству, демократии и социализму[16]. Он высказал предположение, что социализм обязательно будет испытан (в этом предсказании он не ошибся), хотя бы в одной стране, но лишь как коллективная трагедия, пройдя путь от трогательного гуманитаризма, идиллии и речей философов до гильотины и дав миру урок.

Несмотря на критику психологизма в социологии, разные течения социологии многое заимствовали из нее (в частности, социология действия).

Помимо психологизма, в этот период появились и другие теории, в частности, понимающая социология Вебера и Зиммеля, отвергающие позитивизм.

Выдающийся социолог Макс Вебер (1864-1920, Германия) разработал метод идеального типизирования[17]. "Идеальный тип" означает скорее "абстрактный", чем тип, нормативно желательный или лишенный недостатков. Смысл идеальной типизации – в конструировании образов-схем, позволяющих упорядочивать факты и социальные явления. Подобно не существующим в природе явлениям (идеальный газ, абсолютный нуль, абсолютно чистое вещество, прямая или точка и т.п., являющиеся удобными для ученых абстракциями), Вебер рассматривает античность, феодализм, капитализм, государство, партии, классы, бюрократию не как объективно существовавшие или существующие явления, а как собирательные понятия, как идеальные типы.

По Веберу, так же, как естественные науки стали верифицируемыми теориями во многом, благодаря созданию идеальных объектов, так и социология стала наукой с момента начала конструирования идеальных объектов. Вебер ввел для них понятие "идеальный тип". Наука в суждениях Вебера,таким образом, имеет отношение не к объективной реальности, а к интерпретации учеными этой реальности. Идеальные типы представляют собой мыслительные конструкции, имеющие ценность объяснения.

Концепция Вебера отрицает и идею объективной закономерности исторического развития. Однако, по мнению Вебера, точное отношение между идеальными типами и реальностью остается неясным. Вебер также разработал учение о формальной рационализации и, в частности, о роли протестантской этики в становлении капитализма, концепции бюрократии как чистого типа легального господства, социальной структуры, классового конфликта, теорию социального действия, обосновал понимающую социологию. Вебер является таким же постоянно цитируемым классиком социологии, как и противостоящие ему Дюркгейм и Маркс.

Важный вклад в развитие социологии сделали также Вильгельм Дильтей (1833-1911), создатель "понимающей психологии"; Георг Зиммель (1858-1918), основоположник «формальной» социологии; Уильям Самнер, сторонник социального дарвинизма; Вильфредо Парето, один из авторов концепции элит.

Отдельно следует выделить Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского психолога и социального мыслителя, автора психоанализа – специфического психотерапевтического метода, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, социологию, культурологию и т.д.

Несмотря на то, что психоаналитические исследования Фрейда охватывали широкий ряд проблем, его взгляд именно на конфликт между удовлетворением инстинктов индивида и требованиями социального порядка оказался особенно влиятельным в социологии. Суть его позиций в следующем. В душе каждого человека существует противоречие между подсознанием (т.е. подлинной сущностью человека, его биологическими потребностями в самосохранении и продолжении рода) и сознанием (т.е. навязанными ему извне обществом нормами). Невозможность удовлетворить биологические потребности из-за мешающих этому социальных норм ведет к фрустрации, угнетенному состоянию, вызванному постоянной неудовлетворенностью. Фрустрация приводит к сублимации, замещению неудовлетворенных биологических желаний иными, "более высокими", социальными интересами (например, стремлением к самореализации и самоутверждению в других сферах).

Теория Фрейда получила всемирное распространение и развитие в трудах неофрейдистов, крупнейшим из которых явился Э. Фромм, а отдельные ее положения нашли применение у неомарксистов, функционалистов. Т. Парсонс использовал объяснение Фрейдом развития личности для психологического обоснования процесса социализации. Л. Альтюссер считал открытие Фрейдом бессознательного равнозначным открытию Марксом законов способов производства. Во Франкфуртской школе социологии психоаналитические теории использовались для развития материалистического понимания личности как дополнение к марксовому материалистическому анализу общества.

Весомую роль в развитии теоретической социологии сыграли российские социологи (субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского, учение о социальном прогрессе и сравнительно-исторический метод М. Ковалевского, социологические воззрения Н. Кареева, Н. Данилевского и др.). Определенный вклад в теорию внес В. Ленин (В.И.Ульянов; 1870-1924). Ленин дал анализ империализма и неравномерного развития капитализма, представил свою интерпретацию классов. Идеи Ленина об ограниченности мировоззрения рабочих, о сектантстве профсоюзов, о внесении классового сознания политической партией активно развивались неомарксистами. Многие ленинские идеи (гражданского мира, перехода к социализму, включающего сосуществование разных укладов и партий и др.) остались нереализованными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.008 с.)