Рынок как социологическое понятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок как социологическое понятие



В соответствии со сложной и многообразной системой функ­ционально специфических задач, которые решает рынок, он пред­ставляет собой сложную институциональную систему. Сама этимо­логия слова институт (англ. institute — устанавливать, учреждать) указывает на динамические функции рынка.

Прежде всего, необходимо выяснить многообразные толкования понятия «рынок».

1. Рынок — это определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли.

2. Рынок — это более широкое, «географическое» определение, которое привязывает понятие рынка к определенным городам, странам, тер­риториям, континентам. Например, мы говорим: «российский ры­нок», «европейский рынок».

3. Рынок — это суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов и услуг. Данное понимание рынка обозначает уже не территорию, а совокупность потребителей того или иного товара.

4. Рынок — это саморегулирующийся механизм спроса и предложения, где хозяйственные агенты сами решают, что производить и по какой цене продавать, продуцируя ту или иную форму экономического поведения.

5. Рынок — это экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства («рыночное общество»).

В последнее десятилетие в России сформировалась своего рода рыночная идеология. Вся жизнь стала уподобляться рынку, представленному в виде маркетинговых стратегий, достаточно абстрактной, отчужденной конструкции. Вдохновленные учением о «невидимой руке рынка», обоснованным А. Смитом, приверженцы либеральной экономики считают, что при снятии внешних ограничений, рынки стихийно формируют наиболее эффективные способы распределения ресурсов. Начиная с К. Маркса многие экономисты, социологи и философы, с позиций гуманоцентризма подвергали сомнению эффективность всепоглощающих «щупальцев» рынка.

К. Поланьи в книге «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени» показывает, что развитие рыночной экономики связано с превращением в товары самых раз­ных объектов, которые ранее товарами не являлись, именно на этой основе возникает тенденция к формированию «рыночного общест­ва». Однако образование подобного общества в итоге оказывается эфемерным, ибо, по его мнению, ключевые хозяйственные ресурсы — земля, труд и деньги — не могут превратиться в товар. Эти объекты по своей природе противятся тому, чтобы быть товаром, даже если и вовлекаются в рыночный оборот. Во-первых, возникают ограничения морального толка. Люди сопротивляются превращению в товар этих объектов, ибо им кажется, что это противоречит сложившемуся по­рядку, который они воспринимают как «естественный»: ведь земля связана с природными основаниями жизни человека, а труд есть прямое продолжение и реализация его способностей. Во-вторых, ука­занные объекты не могут свободно обращаться на рынках без серьез­ного регулирующего вмешательства государства, без поддержки кото­рого невозможно существование ни денежных, ни земельных, ни трудовых отношений. В итоге земля, труд и деньги становятся фик­тивными товарами. Нарастающие попытки превратить указан­ные товарные фикции в реальность порождают сопротивление во всем обществе. Оно вырабатывает защитный панцирь из культурных норм, который предохраняет его от чрезмерного разви­тия рыночных отношений. Причем речь идет не о каких-то узких экстремистских группах, но о достаточно широких противоборст­вующих общественных движениях — организованных и неоргани­зованных.

В итоге рыночная экономика на протяжении большей части ис­тории играла подчиненную, вспомогательную роль, и отнюдь, не всегда прогрессивную.

С 19 столетия роль рыночной формы хозяйства заметно воз­растает. Произошло объединение ранее изолированных рынков в мировую (глобальную) систему «саморегулирующихся рынков». Од­нако и это не привело к безраздельному господству рыночной эко­номики. И хотя почти не осталось областей, не затронутых влияни­ем рынка, сохраняются обширные сектора хозяйства, которые лишь в весьма ограниченной степени вовлекаются в рыночные отноше­ния. К ним в той или иной мере относятся:

• государственный сектор, который во многом регулируется иными принципами, нежели достижение прибыли;

• сектор некоммерческих организаций, остающийся в сильной степени неподвластным коммерческим расчетам; внутренние рынки крупных корпораций, в которых выстраи­ваются свои системы административных стандартов и неяв­ных контрактов по поводу того или иного товара.

Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками произ­водственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды и рынок легкого платья. Основой подобной классификации рынка является материально-вещественная форма товара.

Объект социологического исследования товарных рынков пред­ставляет ту совокупность населения, которая является объектом на­блюдения (население страны, отдельного региона, города, отдель­ные половозрастные группы потребителей и др.). Важным требованием к иссле­дованию товарных рынков является дифференцированный подход, позволяющий учесть особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей. В этих целях необходима и меж­дисциплинарная дифференциация подходов к определению товара. С точки зрения экономической теории, товар — это продукт труда, произведенный для продажи. В маркетинге определяющим свойст­вом товара является его потребительная стоимость.

Социологическим критерием товара является — все, что можетудовлетворить нужду, потребность или совокупность потребностей: материальных, социальных, духовных, в соответствии с социальны­ми притязаниями статуса и престижа, или без них предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использова­ния или потребления.

Продукт — это потенциальный многообразный товар, который определяет стратегию экономического поведения потребителя. В этом смысле товар — это сложное, многоаспектное понятие, вклю­чающее совокупность многих свойств, главными среди которых яв­ляются потребительские свойства, т. е. способность товара удовле­творять потребности того, кто им владеет.

Социология рынка ориентирована на такие качественные пока­затели, как:

(1) эргономические параметры — соответствие товара свойствам человеческого организма, его жизненных потребностей;

(2) эстетические параметры — внешнее восприятие товара, спо­собствующего формированию вкусов в социокультурном пространстве.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Они могут различаться по характеру конечного использования товара и рынки товаров потребительского назначе­ния; рынки товаров производственного назначения. Специфика ис­следования рынков связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей; большое внимание в та­ких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.16 (0.008 с.)