Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок как социологическое понятиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии со сложной и многообразной системой функционально специфических задач, которые решает рынок, он представляет собой сложную институциональную систему. Сама этимология слова институт (англ. institute — устанавливать, учреждать) указывает на динамические функции рынка. Прежде всего, необходимо выяснить многообразные толкования понятия «рынок». 1. Рынок — это определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. 2. Рынок — это более широкое, «географическое» определение, которое привязывает понятие рынка к определенным городам, странам, территориям, континентам. Например, мы говорим: «российский рынок», «европейский рынок». 3. Рынок — это суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов и услуг. Данное понимание рынка обозначает уже не территорию, а совокупность потребителей того или иного товара. 4. Рынок — это саморегулирующийся механизм спроса и предложения, где хозяйственные агенты сами решают, что производить и по какой цене продавать, продуцируя ту или иную форму экономического поведения. 5. Рынок — это экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства («рыночное общество»). В последнее десятилетие в России сформировалась своего рода рыночная идеология. Вся жизнь стала уподобляться рынку, представленному в виде маркетинговых стратегий, достаточно абстрактной, отчужденной конструкции. Вдохновленные учением о «невидимой руке рынка», обоснованным А. Смитом, приверженцы либеральной экономики считают, что при снятии внешних ограничений, рынки стихийно формируют наиболее эффективные способы распределения ресурсов. Начиная с К. Маркса многие экономисты, социологи и философы, с позиций гуманоцентризма подвергали сомнению эффективность всепоглощающих «щупальцев» рынка. К. Поланьи в книге «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени» показывает, что развитие рыночной экономики связано с превращением в товары самых разных объектов, которые ранее товарами не являлись, именно на этой основе возникает тенденция к формированию «рыночного общества». Однако образование подобного общества в итоге оказывается эфемерным, ибо, по его мнению, ключевые хозяйственные ресурсы — земля, труд и деньги — не могут превратиться в товар. Эти объекты по своей природе противятся тому, чтобы быть товаром, даже если и вовлекаются в рыночный оборот. Во-первых, возникают ограничения морального толка. Люди сопротивляются превращению в товар этих объектов, ибо им кажется, что это противоречит сложившемуся порядку, который они воспринимают как «естественный»: ведь земля связана с природными основаниями жизни человека, а труд есть прямое продолжение и реализация его способностей. Во-вторых, указанные объекты не могут свободно обращаться на рынках без серьезного регулирующего вмешательства государства, без поддержки которого невозможно существование ни денежных, ни земельных, ни трудовых отношений. В итоге земля, труд и деньги становятся фиктивными товарами. Нарастающие попытки превратить указанные товарные фикции в реальность порождают сопротивление во всем обществе. Оно вырабатывает защитный панцирь из культурных норм, который предохраняет его от чрезмерного развития рыночных отношений. Причем речь идет не о каких-то узких экстремистских группах, но о достаточно широких противоборствующих общественных движениях — организованных и неорганизованных. В итоге рыночная экономика на протяжении большей части истории играла подчиненную, вспомогательную роль, и отнюдь, не всегда прогрессивную. С 19 столетия роль рыночной формы хозяйства заметно возрастает. Произошло объединение ранее изолированных рынков в мировую (глобальную) систему «саморегулирующихся рынков». Однако и это не привело к безраздельному господству рыночной экономики. И хотя почти не осталось областей, не затронутых влиянием рынка, сохраняются обширные сектора хозяйства, которые лишь в весьма ограниченной степени вовлекаются в рыночные отношения. К ним в той или иной мере относятся: • государственный сектор, который во многом регулируется иными принципами, нежели достижение прибыли; • сектор некоммерческих организаций, остающийся в сильной степени неподвластным коммерческим расчетам; внутренние рынки крупных корпораций, в которых выстраиваются свои системы административных стандартов и неявных контрактов по поводу того или иного товара. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды и рынок легкого платья. Основой подобной классификации рынка является материально-вещественная форма товара. Объект социологического исследования товарных рынков представляет ту совокупность населения, которая является объектом наблюдения (население страны, отдельного региона, города, отдельные половозрастные группы потребителей и др.). Важным требованием к исследованию товарных рынков является дифференцированный подход, позволяющий учесть особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей. В этих целях необходима и междисциплинарная дифференциация подходов к определению товара. С точки зрения экономической теории, товар — это продукт труда, произведенный для продажи. В маркетинге определяющим свойством товара является его потребительная стоимость. Социологическим критерием товара является — все, что можетудовлетворить нужду, потребность или совокупность потребностей: материальных, социальных, духовных, в соответствии с социальными притязаниями статуса и престижа, или без них предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Продукт — это потенциальный многообразный товар, который определяет стратегию экономического поведения потребителя. В этом смысле товар — это сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т. е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Социология рынка ориентирована на такие качественные показатели, как: (1) эргономические параметры — соответствие товара свойствам человеческого организма, его жизненных потребностей; (2) эстетические параметры — внешнее восприятие товара, способствующего формированию вкусов в социокультурном пространстве. Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Они могут различаться по характеру конечного использования товара и рынки товаров потребительского назначения; рынки товаров производственного назначения. Специфика исследования рынков связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей; большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.159.197 (0.009 с.) |