Финансовый рынок: его структура, функции, участники, индикаторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый рынок: его структура, функции, участники, индикаторы



Фин. рынок - это сфера проявления экон. отношений между продавцами и покупателями фин. (ден.) ресурсов и инвестиционных ценностей (т. е. инструментов образования фин. ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Фин. рынок состоит из системы рынков:

1. Рынок ссудных капиталов - это система отношений, обеспечивающих аккумуляцию временно свободных финансовых ресурсов и их перераспределение между предприятиями и инвесторами;

2. Рынок ценных бумаг - регулятор денежной массы и осуществляет весь комплекс движения капитала в экономике;

3. Страховой рынок - это совокупность перераспределительных отношений между участниками за счет взносов в целевой страховой фонд, предназначенный для возмещения ущерба;

4. Валютный рынок - это сфера экономических отношений по купле-продаже иностранной валюты и платежных документов.

Фин. рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли фин. инструментами.

На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют фин. институты, направляющие потоки ден. средств от собственников к заемщиком.

Товаром выступают собственно деньги и ЦБ. Как и любой рынок, фин. рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами фин. ресурсов.

Функции фин. рынка:

Мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ЦБ;

Финансирование воспроизводственного процесса;

Распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями;

Повышение эффективности экономики в целом

Структура фин. рынка

Фин. рынок разделяется на ден. рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят тот, на кот. основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ЦБ, главная характеристика кот. - высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.

Валютные рынки обслуживают межд. платежный оборот, связанный с оплатой ден. обязательств юр. и физ. лиц разных стран. Специфика межд. расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгос. платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ЦБ и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в фин. ресурсах.

Фин. рынок м/рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также нац. и межд.. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ЦБ, на нем мобилизуются фин. ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ЦБ, кот. не котируются на бирже.

Основные участники фин. рынков:

-ИНВЕСТОРЫ, - государство, юр и физ лица, расп-щие своб. фин. ресурсами, напр на соотв рынки в целях послед. извлеч. прибыли;

-РАСПОРЯДИТЕЛИ, - специализир. фин. стр-ры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществл. мобилизацию фин. рес-ов инвесторов и обеспечив их распред. среди пользоват. за соотв. плату, часть из кот. составляет их собственное комиссионное вознаграждение:

-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – государство, юр, физ. лица, приобрет. на разл осн-х необх. им фин. ресурсы, на соотв. фин. рынке и оплачивправо на их исп.

По характеру участия субъектов в операциях:Неопосредствованные (прямые) и опосредствованные (косвенные) участники.

По цели и мотивам участия на рынке: предприниматели, хеджеры, посредники, спекулянты, органы валютного регулирования и контроля.

Предприниматели это участники валютного рынка задачей, которых является обеспечение (приобретение валюты для осуществления импортных операций и продажи экспортной выручки).

Хеджеры участники валютного рынка, страхующие валютный риск при совершении валютных операций.

Спекулянты это участники валютного рынка, которых привлекает: высокая ликвидность валюты, низкие операционные расходы, отсутствие затрат по хранению валюты и постоянные колебания валютного курса (ВК).

Посредники это участники валютного рынка, которые специализируются на предоставлении услуг по торговле валютой. На биржевом и внебиржевом сегментах валютного рынка функционирует своя инфраструктура, которой соответствуют специфические формы посредничества. На биржевом рынке посредниками являются брокеры и дилеры. Брокеры это биржевые посредники, осуществляющие операции за счет клиента, но от своего лица. Их доход складывается из комиссионных (фиксированный доход от суммы сделки) и, возможно, премии. Дилеры, действуют от своего лица и за свой счет, неся весь риск неудачного заключения сделки. Их доход разница между курсом покупки и продажи. Органы валютного регулировании и контроля это государственные учреждения, в функции которых входит регулирование, наблюдение и контроль за валютными операциями и валютным рынком.

Показатели фин. рынков:

• фондовые индексы, а точнее их предполагаемая динамика (индекс Доу-Джонса, NYSE Composite, Standard and Poor’s 500, система NASDAQ);
• текущая доходность гос. ЦБ (обычно наибольший интерес вызывают у инвесторов бумаги со сроком обращения 6 месяцев, 2 года, 10 и 30 лет);
• доходность вложений в банковские депозиты (депозитные ставки по евро в банках Германии и Франции, по доллару в банках США и тому подобное);
• размер процентных ставок по кредитам;
• значения форвардных и опционных валютных курсов на 3 месяца, полгода и год вперед

 

35. Отрицательный эффект налогового планирования

НП для предпр-ей предполаг. выбор оптимальных при данных нал. правилах форм и методов инвестирования капиталов и осущ-ия дея-ти. НП м/представить как следование осн. правилам.

1. Следует избегать статуса резидента в стране получения наибольш. дох-в, если при НО дох. от зарубежн. дея-ти примен-ся принцип резидентства.

2. Активы лучше перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

3. При сравнении нал. режимов разных стран больше внимания нужно уделять правилам расчета облаг-го дох., а не нал. ставкам.

4. Не нужно спешить с инкассацией дох. и регистр-ей прибылей, т.к. отсрочка налогов часто равносильна освобождению от него.

Эти правила обеспеч-т миним-ю нал. обяз-в путем и поср-м полного раскрытия всей инф-и нал. органам. Миним-ия налогов м/осущ-ся, помимо законных и незакон. способами – путем сокрытия нал. обяз-тв либо предоставления в нал. органы ложной инф-ии. Одним из радикальных способов уклон-ия от уплаты налогов явл. утаивание дох. и расх. от учета при операциях с наличн.деньгами. Процедура превращения безнал. денег в нал., причем неучтенные, называется «обналичкой».

При НП сущ-т отрицетельные эффекты.

1) если компания ведет дела, имея в виду главн. образом нал. соображения, она м/сильно проиграть в случае изм-ия политики страны, где сосредоточ. ее дея-ть. Более того, ее капиталовлож-ия и сбытовая стратегия будут все более отрываться от экон. и др. факторов отрасли, в кот. она дей-ет.

2) ТНК, постоянно стремящаяся извлечь максимум преимущ-в из арбитражных возможностей, т. е. неспекулятивного перемещения фин. ср-в с одного рынка на др. с целью получить прибыль, оптимиз-ет прибыль лишь в краткоср-ом плане, т.к. дей-ия компании подрывают благорасположение отечественного и принимающих правительств, нал, денежно-кредитное и валютн регул-ие кот, преследует цели иные, чем создание прибыльных арбитражных возможностей для междунар-х фирм. Сниж. легитимность компании, ее эфф-ть и в конечн. счете прибыль в долгоср-м плане. Отриц-ый рез-т обусловлен тем, что концентрацией внимания компании сосредоточ. лишь на решении внутр. проблем, а также недооценкой того факта, что любая компания является открытой системой, зависимой от факторов прямого и косвенного возд-ия внешн. среды, опред-их возможность и эфф-ть дея-и.

3) ориентация компании только на получение конечн. прибыли и практика перевода дох. и затрат со счетов одних центров прибыли дочерн. компаний на счета др. во избежание высок н. ведут к перераспр-ю не только дох., но и ликвид-ти между подразделениями компании, что усиливает внутрифирменные противоречия и подрыв-т стимулыприбыльной дея-ти подразд-й.

4) укрытие от гос-ва прибыли имеет с т. з. акционерного дела тот крупный недостаток, что эта прибыль не м. б. распр-на в виде див-ов. В противном случае доходы перестанут быть тайной и подверг-ся облож налогом. Заниженные див-ы снижают стимул к приобрет-ю акций.

5) использ-е ТЦ, корректировка дивид-ых платежей и т.п. ведут к перераспр-ю дох., искажению прибыли, к проблемам при оценке НМ.

Перечисл-е негативн послед-я НП вызывают необходимость включения в стратегию НМ прогнозир-ия возможных отклон-й между намеч. целью сокращения платежей в бюджет и фактически достигнутыми результатами. Эта необходимость обусл-на усилением в России гос. таможенно-банковского контроля за осуществляемыми ден. потоками с целью препятствования утечке капитала и отмыванию преступных дох. В ноябре 2001 г. Был создан Комитет финансового мониторинга. Масштабы избежания и уклон-я от уплаты налогов весьма знач-ны, это не только уменьшает дох бюджета, но и сущ-но сниж макроэк-е показ-ли страны, в частности объем производимого ВВП.

 

Взаимосвязь налогов и цен

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экон. категорий в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – одна из основных частей этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. Цена = Себестоимость + Акциз + НДС, где с/с = Затраты, в том числе расходы на уплату некоторых налогов (страх. взносы, им-во, транспортный, госпошлина и т.д.)

Взаимодействие налогов и цен проявляется и в том, что цена ТРУ явл. основой при определении НБ по налогу. Налог = НБ × ставка; НБ = Стоимость, Доходы - Расходы (все они содержат цену).

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в:

1) вкл. налогов в состав затрат по пр-ву ТРУ. Цена отражает воплощенные в товаре затраты всех факторов производства. Сам же процесс формирования затрат происходит на базе рыночных цен, требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации (в т. ч. и возмещения расходов производителя на уплату некоторых налогов).

2) увеличении цен при реализации на уст. % или адвалорные ставки. Природа нал. влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

3) отнесении на финансовый результат, собственные средства н/ка.

Налоги - способ воздействия на процесс воспр-ва и структуру спроса. Цель - ограничение потребления путём повышения цен товаров. Яркий пример – акцизы. Они выполняют соц. функцию – ограничение потребления социально вредных товаров.

Несколько слов о переложении налогов через цену и теории эластичности: косвенные налоги влияют на цену продукции, а, следовательно, и на спрос. Бремя косвенных налогов ложится на продавцов и на покупателей в зависимости от характера спроса. Практическая значимость этой теории – оценка целесообразности введения новых налогов и изменения в связи с этим нал. бремени.

Если спрос абсолютно эластичен, то налог полностью выплачивается продавцами (увеличив цену, он м/потерять своих покупателей), если спрос абсолютно неэластичен, то налог полностью выплачивается потребителями (жизненно необходимые товары или товары у кот. нет заменителей), при соблюдении условия, что предложение является постоянным.

Если предложение эластично, то большая часть налога перекладывается на покупателя, если предложение неэластично, то большая часть налога перекладывается на производителей и продавцов, при соблюдении условия, что спрос является постоянным.

Налог - это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена ТРУ явл. основой при определении НБ. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых ТРУ. Общая величина НБ находится в прям. зависимости от уровня цен.

Ст. 105.3 НК РФ определяет, что в целях н/о применяется установленная сторонами цена ТРУ, пока не доказано ее несоотв. уровню рын. цен идентичных товаров с учетом сопоставимости условий.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.127.249 (0.021 с.)