Оборотные средства (ОбС): понятие, состав и структура, роль в корпоративных финансах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборотные средства (ОбС): понятие, состав и структура, роль в корпоративных финансах.



ОбС – ср-ва, авансируемые орг-ями для поддерж-я непрер-сти произв-ва и обращ-я и возвращающиеся в орг-ии в составе выручки от реал-ии прод в той же ден форме, с кот они начали свое движ-е. Сущность опр-ся их экономич ролью, необх-стью обеспеч-я воспроизводств процесса, включающего процесс производства и процесс обращения. В отличие от осн фондов, неоднократно участв в процессе производства, ОбС функц-ют только в 1 производств цикле и незав от способа производств потребления полностью переносят свою ст-сть на гот продукт.

По составу им 2 значит составл: фонды обращения (Ф Обр); оборотные фонды (Об ф).

Ф обр св с обсл-ем процесса обращения тов. Не участвуют в образ-и ст-сти, а явл ее носителями. После окончания произв цикла, изгот-я гот прод и ее реал-и ст-сть ОбС возмещается в составе выручки от реал-и ТРУ, что создает возм систематич возобновл процесса произв-ва, осуществл путем непрер кругооборота средств предпр-я. Это фонды, св с обслуж-ем процесса обращ-я изготовленной прод-ии. К ним относятся: произведенная прод-я, хранящаяся на складе предпр-я; гот прод-я в пути; гот прод-я, отгруж клиентам; ден ср-ва, перечисл за прод-ю на расч счет покупателями, а также находящиеся в кассе предприятия; деб задолж.

Об ф - активы предпр-я, кот в р-те его хоз д-сти полностью переносят свою ст-сть на гот продукт, принимают однократное участие в процессе произв-ва, изменяя или теряя при этом нат-вещ форму. Об произв ф вкл в себя: предметы труда (сырье, осн мат-лы и покупные полуфабр, вспомогат мат-лы, топливо, тара, зап части); ср-ва труда со ср службы не >1г или ст-стью не >100-кратного (для бюдж орг-й - 50-кратного) установл МРОТ в мес (малоценные быстроизнашивающиеся предметы и инстр-ты); НЗП и полуфабрикаты собств изгот-я; расх буд пер (невещ эл-ты, включ затр на подготовку и освоение новой прод-и, кот производятся в данном пер, но относятся на прод-ю буд пер - напр, затр на конструирование и разработку технологии новых видов изделий).

С труктура ОбС разнообразна, но всегда показывает долю отдельных эл-тов в общей сумме средств. Зависит от отрасли д-сти предпр-я, кач-ва гот прод-ии; специфики предпр-я; ускорения научно-технич прогресса; ур концентрации, кооперирования, специализации и комбинирования произв-ва. Структура ОбС - % соотношение м/у отд эл-тами ОбС.

Величина ОбС, занятых в произв-ве, опр-ся в основном длит-стью производств циклов изгот-я изделий, ур разв-я техники, совершенством технологии и орг-и труда. Сумма ср-в обращения зав от усл реализации прод-и и ур орг-и сист снабжения и сбыта прод-и. ОбС - это > подвижная часть активов.

В каждом кругообороте ОбС проходят 3стадии: ден, производств и товарную.

Для обеспечения бесперебойного процесса формируются мат-произв запасы ОбС или мат ценности, ожидающие дальнейшего производств или личного потребл-я. Мат-произв зап - наименее ликвидная статья среди обор активов. Методы оценки запасов: по себест-сти каждой ед закупаемых товаров; по ср себест-сти, (по средневзвеш себест-сти, скользящей средней); по себест-сти первых по времени закупок. Единица учета ОбС в кач-ве мат-произв зап - партия, однородная группа, номенклатурный №. В зав от назнач запасы делятся на производств и товарные.

ОбС находятся одновр на всех стадиях и во всех формах произв-ва, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Ритмичность, слаженность и высокая результативность во многом зав от оптимальных р-ров ОбС (процесс нормир-я ОбС, относ к текущ финн планир-ю на предприятии). Норматив ОбС уст их min расчетную сумму, постоянно требующуюся для работы. Нормируемые ОбС - планируемые предпр-ем р-ры производств зап, НЗП и остатков гот прод-и на складах. Норма запаса - время (дни), в теч кот ОбС находятся в производств зап.

Источники формир-я ОбС - прибыль, кр-ты (банк и коммерч, т е отсрочка оплаты), акц (уставный) кап-л, паевые взносы, бюдж ср-ва, перераспредел рес (страх-е), кред задолж и др.

Эффективность исп-я ОбС оказ влияние на фин р-ты д-сти предпр-я. При ее анализе прим-ся след показат: наличие собств ОбС, соотношение м/у собств и заемными рес, платежесп-сть предпр-я, его ликвидность, оборачив-сть ОбС (продолжит-сть последоват прохожд-я ср-вами отд стадий произв-ва и обращ-я) и др.

Гл цель управления активами предпр-я, в т ч ОбС, - max прибыли на вложенный капитал при обеспеч-и устойчивой и достаточной платежесп-сти предпр-я. Для обеспеч устойч платежесп постоянно должна находиться на счете некот сумма ден ср-в, фактич изъятая из оборота для тек платежей. Часть ср-в должна быть размещена в виде высоколикв активов. Важной задачей в управлении ОбС явл обеспечение оптим соотн-я м/у платежесп-стью и рентаб-стью путем поддержания соотв р-ров и структуры об активов, соотн-е собств и заемных ОбС. Необх выяснить, за счет каких ист-ков компенсир-ся фин затруднения предпр-я. Активы должны покрываться устойч ист-ками ср-в (финн сост-е устойчиво не только на отч дату, но и на перспективу) – собств ОбС-вами в достат р-рах, неиспользованными остатками фондов спец назнач (ф накопл и потребл, а также соц сферы), неиспользов остатками ср-в цел финн-ия и др.

Анализ заканч-ся составл-ем плана меропр-й по мобилиз-и резервов ускорения оборач-сти ОбС и пов-ю ликвидности и укрепл-ю платежесп-сти орг-ии, по >эффективному исп-ию собств и заемного кап-ла.


15. Классификация налогов. Основные виды налогов.

Виды налогов. Ст.12 НК РФ уст-т виды налогов и сборов: фед, рег и местн. Фед – уст НК и обяз к уплате на всей терр РФ, рег – уст НК и з-ми суб РФ и обяз к уплате на терр соответств суб. При устан-и рег нал законод.(представит) орг гос вл суб опр-ся в пор и пред НК след. эл-ты н/о: нал ставки, пор и сроки уплаты нал, если эти элементы н/о не уст-ны НК. Иные эл-ты н/о по рег нал и н/пл опр-ся НК. Суб-ми могут уст-ся особ-ти опр-ния нал. базы, нал. льготы, осн-я и пор их прим-я. Местн – уст НК и НПА представ. органов муниц. образ-й о нал и обяз к уплате на терр соответ муниц.обр-ий. Правомочны в части изм-я эл-в н/о в той же степени, что и суб-ты. Федер., регион. и местные нал. и сб. отм- НК. Не могут уст-ся фед, рег или местн нал и сб, не предусм-е НК. НК устан спец. нал. режимы, предусм федер.налоги, не указ-е в ст. 13 НК. Ст. 13 фед нал и сб: 1) НДС; 2) акцизы;3) НДФЛ;4) НПО;5) НДПИ;6) водный налог;7) сборы за польз-е об-ми жив. мира и за польз-е об-ми водных биологич. ресурсов;8) гос. пошлина. Ст. 14 рег нал: 1) на им-во орг-й; 2) на игор.бизнес;3) транспор. Ст. 15 местн: 1) земел;2) на им-во физ.лиц. Нал считается установл лишь когда определ н/пл и элементы н/о, а именно: объект н/о; нал. база; нал. период; нал. ставка; порядок исч-я налога; пор и сроки уплаты нал. В необходимых случаях при уст-ии нал в акте зак-ва о налогах и сборах могут предусматр нал. льготы и осн-я для их исп-ия н/пл. Спец. нал. режимы - особый пор опр-я элементов н/о, освобождение от обяз-сти по уплате отдельных нал и сб из ст. 13 - 15 НК. 1) ЕСХН; 2) УСН; 3) ЕНВД; 4) СРП; 5) патентная система н/о.

Классификация налогов.1.по способу взимания:прямые — непоср с дох или имущ-ва. Основанием для НО служат факты получения дох. и владения им-вом НПком, а нал. отн-я возникают непосредственно между НПком и госуд-м. Такие как НДФЛ, на прибыль орг-ий, на им-во орг-й, на им-во физ.лиц, земел.и трансп.налоги. Косв - в процессе оборота ТРУ, в виде надбавки к их цене, оплачивается в итоге конечн.потр-лем. Изначально предн-ся для перенесения реального нал. бремени на конеч. потребителя (налоги на потребление).2.по объекту обложения: с им-ва (имущ-ые), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные), с использования ресурсов (рентные). Имущ-е - взимаемые с орг-й или физ. лиц по факту владения ими опред. им-вом или с оп-й по его продаже (покупке). Следует отметить характ. черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности НПка, а определяются хар-ками им-ва: в трансп. налоге — мощностью двигателя, налоге на им-во — стоимостью, в земел. налоге — несколькими характ-ми, например назначением земель, кадастровой оценкой. Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с орг-ий или физ. лиц при получении ими дох. Эти налоги в полной мере опред-ся платежеспособностью НПка. Различают налоги с дох. фактические, т.е. взимаемые по фактически получ. доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее гос-вом, исходя из того, какой доход условно д/получить НПк, занимаясь данным видом предпр-кой деят-ти. К фактич. налогам с доходов м/отнести НПО, НДФЛ, а также налоги в спец. режимах: ЕСХН и УСН. К вмененным налогам с доходов м/отнести ЕНВД. Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей класс-ии) — это налоги, взимаемые в процессе оборота ТРУ, подразделяемые в свою очередь на индивид., универсальные и монопольные. Индивид. налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отд. виды товара, универс. — облагаются все ТРУ за отдельным искл-м, например НДС. Налоги с исп-я ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе испол-я ресурсов окружающей природ. среды, а рентными их называют также потому, что их уст-е и взимание связаны в больш-ве случаев с обр-м и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование об-ми жив. мира и водных биолог. ресурсов, земел. налог. 3.по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юр. лиц, физ. лиц и смешанные. С физ. лиц.: НДФЛ и на им-во физ. лиц. С юр. лиц.: НПО и на им-во орг-й. Остальные можно отнести к смешанной группе. 4.по применяемой ставке: прогресс., регресс., пропорциональные и твердые. Н. с твердыми (специфич.) ставками — это налоги, величина ставки кот. уст-ся в абсолют.сумме на единицу измерения НБ. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли НПков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование об-ми жив. мира и водных биол. ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспор. налог, налог на игор.бизнес. Н. с % (адвалор. ст.-налоги, величина ставки кот. уст-ся в % исчислении от стоимост. оценки об-та н/о (НБ). Эти налоги напрямую зависят от размера дох, прибыли или им-ва НПков. В дан.группу входят н. с пропорц., прогресс. и регресс. ставками. В налогах с пропорц. ставками размер нал. платежей прямо пропорц-н размеру дохода, прибыли или им-ва НПка, т.е. такие ставки действуют в неизменном % к стоимос. оценке об-та н/о (НБ). Данные налоги построены так, что отн-ие дох. (прибыли) после уплаты налогов к дох.до их уплаты остается неизменным вне зависимости от вел-ны этих дох. Т.о., превалирование этих налогов в нал. системы формирует ее нейтральность, не увелич-ую и не умен-ую, а воспроизводящую нер-во граждан после уплаты налогов. К таким налогам отн-ся, в частности, НДФЛ, НПО, НДС,на им-во орг-й и физ. лиц. В налогах с прогресс. ставками размер нал. пла-тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или им-ва НПка, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся % к стоимостной оценке об-та н/о (НБ). Данные налоги построены так, что отн-е дох. (прибыли) после уплаты налогов к дох. до их уплаты умен-ся при увел-и этих дох. Т.о., исп-е дан.налогов уменьшает нер-тво граждан после уплаты налогов. В н. с регресс. ставками размер нал. платежей находится в определ. регрессии к размеру дохода, прибыли или им-ва НПка, что увел-т нер-во граждан после уплаты налогов.5.по срокам уплаты:срочные и периодические.Срочные-уплата кот. не имеет систем-ки регулярного хар-ра, а производится к сроку при наступлении опред. события или совершения опред. действия. (гос.пошл.). Периодич. -уплата кот. имеет систем-ки регуляр. хар-р в уст-е законом сроки(м/б месяц, квартал или год).9. по принадл-ти к уровню правления подр-ая все налоги на федер., регион. и местные. Данная класс-я единств. из всех представленных выше имеет законод.статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

16. Налоговый контроль, его формы, порядок проведения и оформления результатов.

Cт82 НК -деят-ть уполномоч орг по контролю за собл-ем н/пл, нал аг и пл-ками сборов з/д о нал и сб.

Проводится должн лиц нал орг в пред своей компет посредством нал проверок, пол-я объясн-й н/пл, нал аг и пл-ков сбора, проверки данных учета и отч-сти, осмотра помещений и тер-ий, использ для извл-я дох (прибыли) и т.д. При НК не доп-ся сбор, хранение, исп-ие и распр-ие инф о н/пл (пл-ке сбора, нал агенте), получ в наруш-е К РФ, Нал К, ФЗ, треб-я об обеспеч-и конфиденц инф, составл проф тайну иных лиц, в частн адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Формы НК: нал проверки, пол-е объяснений НПков, нал агентов и пл-ков сбора, проверка данных учета и отч-сти, осмотр помещений и тер-ий, использ для извлечения прибыли.

2 взгляда на сущность НК: Ф-я гос управл-я эк-кой и Особая д-сть по исполн-ю нал з/д-ва. Гос НК двойств природа: 1)сост часть гос фин контр (объект НК - экономич, ден и распределит отн-я по поводу формир-я финн рес гос-ва и использ-я ден средств н/пл); 2)часть нал сист, охват всю сист н/о, осуществ в разрезе отд нал и групп н/пл. Специфика НК - в >узкой сфере действия в составе субъектов, объектов, выполняемых функций, правовой базе осущ-я, применяемых формах и методах его ведения. Задачи НК: собл-е нал з/д-ва, проверка правильности исчисл нал и др обязат платежей, проверка кач-ва постановки и ведения БУ объекта н/о, обеспеч своеврем и полного внесения в б-т нал, повыш-е их собир-сти и предотвращ-е использ-я незак способов min нал,налож-я фин и администр взысканий на нарушит нал з/д-ва, профилактика нал правонар-й.

Д-сть нал орг оценив-ся по показат:

1) собираемость нал и сб (оценка выполн-я осн функций нал орг: контроль за поступл нал в консолид б-т)

2) %соотн-е сумм исковых треб-ий, рассмотр судами в пользу нал орг к общей сумме по суд спорам с н/п;

3) уд вес кол-ва реш-ий нал органов, признанных судом недействит, в числе реш, вынес по р-там НК

4) сниж-е задолж-сти по нал и сб в бюдж сист РФ

5) увеличение доли н/п, удовлетворит оценив кач-во работы нал органов

6) кол-во граждан и орг, получ инф из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с исп-ем интернет-технологий

7) доля н/п, им возм доступа по каналам связи и ч/з интернет к персонифиц инф о сост-и расчета с б-ом

В зав от времени провед-я НК: предварит –предупр-е наруш фин з/д и выявл на стадии прогнозов и планов попытки нерац исп-я ср-в. Тек (оперативный) - ежедн раб нал орг – проверка в отч пер для оценки прав-сти отраж-я опер-й и достоверн данных, представл пл-ками. Послед- проверка фин-хоз операций за истекший период на осн анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непоср на месте; осущ-ся м-дом документ проверки, характер углубл изуч-ем фин-хоз д-сти н/пл, позволяет вскрыть недостатки. По х-ру контр меропр- план и внезапный. Из м-да проверки док-ов – сплошной и выбор. По месту провед – камер и выездная. В зав от субъектов НК: контроль нал орг; тамож орг; орг гос ВБФ; фин орг; иных контролир и правоохр орг. По периодичн провед-я- первонач и повторный. НО проводят камер НП и ВНП.

Камеральная НП -по м/у нах-я НО на основе НД (расчетов) и др. док-ов, представл НПком. В теч-е 3 мес со дня представл-я НПком НД. Если НО установит факт нарушения, должн лица НО обяз составить акт проверки в теч 10 дн. Если до окончания КНП НПком представлена уточненная НД, КНП ранее поданной декларации (расчета) прекращ-ся и нач-ся новая КНП.

ВНП -на тер-и НПка на осн реш-я руководит (его зам) НО. М/б проверен период, не >3 календ л. Не вправе проводить 2 и > ВНП по одним и тем же нал за один и тот же период; в отн-и одного НПка >2 ВНП в теч кал г, кроме случаев прин-я реш-я руководит фед органа исп вл о необх-сти проведения ВНП НПка сверх указ огранич-я. Не м/продолжаться >2 мес. М/б продлен до 4 мес, а в искл. случаях - до 6 мес. При проведении сам-ной ВНП филиалов и пред-в НПка срок проверки не >1 мес. Срок - со дня вынес-я реш-я о назнач-и проверки и до дня составл-я справки о проведенной проверке.

Руководит (его зам) нал органа вправе приост ВНП. Общий срок приост-я ВНП не >6 мес.

Повторной ВНП НПка признается ВНП, проводимая незав от врем проведения предыдущей по тем же нал и за тот же период. Повторная ВНП НПка м/проводиться:

1) вышестоящим НО - в порядке контроля за деят-тью НО, проводившего проверку;

2) нал орг, ранее проводившим проверку, на осн решения его руководителя (его зама) - в сл представл-я НПком уточн. НД, в кот указана сумма нал < ранее заявленного.

Оформл рез-тов. В теч-е 2 мес со дня составл-я справки о ВНП должностн лиц нал орг -акт нал проверки + док-ты, подтвержд факты наруш-й з/д о нал и сборах, выявл в ходе проверки. Акт перед-ся в теч 5 дн. Лицо, в отн кот проверка при несогласии в теч 15 дн со дня получ-я акта вправе представить в НО письм возраж-я.

Это д/б рассмотр руководит НО, и реш-е д/б в теч 10 дн после истеч-я 15 дн для возражений НПком.

По рез-там руковод (его зам) нал органа выносит решение: 1) о привлеч к отв-сти за соверш нал правонар; 2) об отказе в привлеч к отв-сти за соверш нал правонар. Реш-я -в силу по истеч 10 дн со дня вручения лицу/его представителю. После реш-я руководит нал орг вправе принять обеспечит меры:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущ-ва НПка без согласия нал. органа;

2) приостановл операций по счетам в банке.

По выявл наруш-ям физ л/должностн л орг м/подлежать привлеч к администр/угол отв-сти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.02 с.)