Особенности анкеты как инструмента получения первичной информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности анкеты как инструмента получения первичной информации.



Анкета – структурно организованный набор вопросов, смысл и содержание которых определяются задачами (гипотезами) социологического исследования.

 

Композиционно анкета состоит из: вводной части (обращения к респонденту с кратким разъяснением темы исследования и техники заполнения анкеты); основной части (одного или нескольких смысловых блоков вопросов, соответствующих структуре рабочей гипотезы, а также «паспортички» − блока вопросов, направленных на получение данных о самом респонденте); заключительной части (обращения к респонденту со словами благодарности за представленную информацию).

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по:

1) содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента) 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные) 3) методологической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и т.д.) 4)отношению к личности респондента и технике заполнения (трудные, сложные, наводящие, деликатные).

При этом все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми.

1. По предметному содержанию выделяют вопросы о знаниях людей, их мнения по поводу различных явлений, ожиданиях и планах на будущее; о фактах поведения – поступках, действиях и результатах деятельности, а также о личности респондента – «паспортичка», или социально-демографические вопросы (пол, возраст, национальность, доход, место жительства и работы и т.д.). Также по предметному содержанию существуют вопросы, связанные с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т.д.

2. Закрытыми считаются вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы). («Каков Ваш доход?: 1. до 1000 2. от 1001 до 5000 34. свыше 5001).

Разновидностями закрытых вопросов могут быть:

- Дихотомические: предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента («да; нет; не знаю (или затрудняюсь ответить»);

- Альтернативные: предполагают выбор респондентом только одного варианта из набора предлагаемых, сумма всех ответов на такой вопрос составляет 100%, выбор респондентом двух и более вариантов порождает противоречивость ответа («Имеете ли вы детей?»: 1. да 2 нет);

- Неальтернативные (или вопрос-меню) – допускает выбор нескольких вариантов ответов из предлагаемых, выбор респондентом даже всех вариантов не будет порождать противоречивость ответа («Что Вы предпочитаете делать в свободное время: 1.гулять 2. смотреть ТВ 3. читать книгу и т.д.)

- Табличные вопросы − предполагает сведение в таблицу набора однотипных по конструкции закрытых (полузакрытых) вопросов, снабженных общей шкалой:

«Хватает ли вам времени?» (обвести кружком один вариант по каждому виду деятельности)

Вид деятельности Хватает Не хватает Когда как
На учебу      
На развлечения      
И т.д.      

Конструкции открытых вопросов характеризуются тем, что вопросы не дополняются наборами вариантов ответов, как это делается при конструировании закрытых вопросов («Что вы понимаете под здоровьем?_______________________»). Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность выразить свое мнение.

В полузакрытых вопросах кроме предлагаемых вариантов ответов оставляются позиции для произвольных ответов («Что Вы делаете в свободное время?: 1. сплю 2. читаю 3 и т.д. 7.«другое______» (или «ваш вариант ответа_______»).

 

3. Основные (предметные) вопросы позволяют получать информацию, необходимую для проверки рабочей гипотезы, а вопросы «паспортички» − получать информацию о социально-экономических, демографических данных респондента.

Неосновные (вспомогательные, функциональные) вопросы могут быть: контактными (для поддержания психологической установки респондента на составление искренних ответов на вопросы анкеты); вопросами-фильтрами (для разделения информации, предоставляемой определенными категориями респондентов); контрольными (для проверки искренности ответов на какие-либо предыдущие вопросы); вопросами-«ловушками» (позволяющими в целом оценить искренность и добросовестность респондента в процессе составления ответов на вопросы анкеты. В содержании таких вопросов обычно фигурируют события и явления, которых в реальности не было и нет).

Также можно выделить:

Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.

Если Вас не удовлетворяют условия труда, не могли бы Вы указать, что именно? (отметьте пункты): 1. Организация работы 2. Взаимоотношения в рабочем коллективе 3. Отношения с руководством 4. Неинтересная работа 5. Неудобная сменность 6. другое____

Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Способы перевода из прямой в косвенную форму зависят от содержания темы.

Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной формы в безличную.

Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Так, вместо личного прямого вопроса: "Как Вы считаете" — задают косвенный, безличный: "Некоторые полагают, что... Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?". Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.


Задание для самостоятельной подготовки студента.

Форма контроля знаний по дисциплине – зачет. Порядок получения зачета – написание и сдача контрольной работы. Тема выбирается в соответствии с номером студента в списке группы, темы в группе не должны дублироваться.

Контрольная работа: «Программа социологического исследования на тему «….»».

Содержание работы:

I. Обзор вторичной информации по теме исследования. (Общий о бъем раздела – до 10 страниц).

1.1 определение основных категорий темы (например, по теме «проблемы трудоустройства молодежи» даются определения терминов: молодежь, трудоустройство, занятость, рынок труда и т.д. Ссылки обязательны!),

1.2 сбор статистики и результатов других социологических исследований по всем значимым категориям, используемым в формулировке темы и описании проблемы (материалы официальной статистики (например, по теме «проблемы трудоустройства молодежи» дается статистика (в виде таблиц, формул, статистических распределений и т.д. с комментариями): численность населения РФ, численность молодежи, численность занятых и безработных, общий уровень безработицы и т.д. Сайты - www.gks.ru, www.statistika.ru, www.wciom.ru, www.fom.ru, www.levada.ru и т.д. Ссылки обязательны!),

1.3 определение изученности проблемы в СМИ ( необходимо собрать 3-4 статьи, заметки по теме Вашего исследования (или темам, близким к Вашей по проблематике) из любых периодических изданий: газеты, журналы и т.д., в том числе электронные. (Из печатных СМИ вырезки вкладывается в отдельный файл).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.02 с.)