Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина.



Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Он выделяет три основные формы социальной стратификации: экономическую - деление на имущих и неимущих; политическую - неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную - разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции.

П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью Сорокин понимает, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. При этом он выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.) при сохранении прежнего социального статуса (например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними).

Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой, при этом может быть как восходящая мобильность так и нисходящая (например, из низшего слоя общества в более высокий или же об­ратно — из высшего слоя в низший). Объективной основой существования вертикальной мобильно­сти выступает, в частности, экономическое неравенство людей, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в сущест­вовании богатых и бедных слоев населения.

По степени перемещения индивидов различаются открытые (перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода из одного в другой) и закрытые (в таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы) типы обществ. В реальной жизни нет как абсолютно открытых, так и абсолютно закрытых обществ - между полюсами существует множество средних, промежуточных типов.

По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества - интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — эко­номических, профессиональных или политических, — проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, постольку в каждом обществе есть своеобразие "лестницы", каналы социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. К наиболее важным таким каналам Сорокин относит институты армии, религии, образования, политических партий, коммерции и семьи.

Как считал Сорокин, социальная мобильность — такое же есте­ственное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует.

Большое значение П.А Сорокин придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторон­ний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней — это предоставление каждому человеку материаль­ных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Однако также важно, чтобы стало реальностью равенство всех перед За­коном, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага — избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. П.А. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управле­ния, сознательного разрешения социальных противоречий и пре­доставления каждому человеку возможностей для творческого са­мовыражения. Он был противником всяких социальных потрясе­ний, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

В «Социальной и культурной динамике» Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Поня­тие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и со­циальных групп, их взаимодействия по самым разным направлени­ям. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.)