Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития российской социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж — 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 гг. и 70-80 гг. 20 в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности. 1 этап. Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили: 1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов. Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Поэтому исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа; 2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского. Личность – главная «общественная индивидуальность» неделимая, наряду с ней существуют более сложные, делимые «общественные индивидуальности» - семья, классы, государство, церковь и т.д. И в обществе постоянно идет борьба между ними и с личностью, «борьба за индивидуальность». При этом прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Справедливо и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов; 3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; 4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Он использовал сравнительно-исторический метод, когда параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни; 5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. 2 этап. Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918-1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки, создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, был открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание. В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». Социологические эмпирические исследования получили «право гражданства», однако признавались только те результаты, которые не шли вразрез с «политикой партии» и содержали позитивный аспект социального развития страны, в то время как тревожные сигналы о состоянии советского общества игнорировались и даже осуждались. В 1970-1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой — всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 г. был создан Институт социологических исследований (с 1988 г. — Институт социологии АН); появились отделы социоисследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 г. стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 1930-е гг. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований. Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне — была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Однако нынешнее положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин: 1. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. 2. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории само разрушение догматической марксистской пирамиды привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно. Все это весьма печально, ибо культура общества определяется, в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя. Однако многочисленные трудности и проблемы, встающие перед современной российской социологией, имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических — открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку.
3. Социологический неопозитивизм П. Сорокина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.006 с.) |