Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символический интеракционизм Дж.Мида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Символический интеракционизм — один из примеров «микросоциологических» теорий, которые основное внимание уделяют изучению исходных «клеточек» общества — человека и его взаимодействия с другими людьми. Основы этого подхода были заложены «понимающей социологией» М. Вебера, полагавшего, что общество — это продукт совместно действующих людей, «понятых» и «услышанных» друг другом, и что любое социальное явление возникает из взаимодействия индивидов. Основоположник этого направления — американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), автор книг «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936). Мид рассматривает личность как социальный продукт, который формируется в процессе ролевого общения, облик личности определяется взаимодействием с другими людьми. Главная идея Мида состоит в том, что взаимодействие — интеракция — всегда опосредовано различными символами, среди которых важнейшими являются язык жестов и речь. Эти символы регулируют поведение людей (в отличие от животных, у которых эту роль выполняют инстинкты), поэтому овладение языком жестов и речью — необходимое условие социализации индивида. В символах отражаются не только знания о мире, но и представления о различных социальных ролях как определенных моделях поведения: «мать», «отец», «хороший», «плохой» и т.п. Мид подчеркивает: социализация и взросление человека — это прежде всего процесс «обретения роли». Начиная с детства, все люди учатся исполнению ролей, придуманных человечеством, и благодаря этому приобретают различные социальные качества, способности, умения, привычки. Но исполнение роли — это не сольное выступление в пустом зале. Оно всегда предполагает «зрителей» — учителей, родственников, друзей, социальную группу, общество в целом. Воспринимая, оценивая и реагируя на чью-либо хорошую или плохую «игру», «зрители» пассивно или активно участвуют в социальном «спектакле». И именно на их — индивидуальное или групповое — восприятие обычно рассчитано ролевое поведение, которое должно соответствовать ожиданиям «зрителей», хотя и не всегда бывает таковым. Таким образом, понятие «роль» означает, что поведение человека всегда осуществляется относительно кого-либо, и роли выступают не только образцами поведения, но и образцами отношений между людьми. Роли предписывают границы поведения индивида (определяя допустимое и недопустимое в отношении к другим людям) и тем самым обозначают место человека в системе межличностных и общественных связей. Согласно Миду, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей. Каждый индивид соотносит мнение о себе с мнениями других людей и становится определенной личностью благодаря реакции на себя своего окружения. Человек становится тем, каким его видят другие. Таким образом, согласно интеракционизму, личность человека формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и является изначально социальным образованием. И если человеку постоянно внушать, что он негодяй, неудачник или плохой гражданин плохой страны, то со временем он вполне может им стать. Деятельность второго поколения символических интеракционистов — Г. Блумера, А. Роуза, Г. Стоуна, А. Стресса и других — была посвящена лингвистической стороне взаимодействия людей, роли языка в формировании сознания, человеческого «Я» и общества. Так, по мнению Блумера, люди относятся к различным явлениям, ориентируясь не на их предметное содержание, а на те значения, которые они (или их окружение) придают этим явлениям. Например, если мать внушила ребенку страх перед собаками или кошками, то, скорее всего, ребенок будет бояться этих животных не потому, что они наносят ему какой-то вред, а в силу устоявшегося в его сознании негативного значения этих «объектов». Следовательно, социальная реальность субъективна, это продукт взаимосогласования различных мнений индивидов, вовлеченных в бесконечный поток оценок, интерпретаций, определений и переопределений различных явлений, лиц и ситуаций. И для самих людей действительно реальными оказываются не столько объективные факты, сколько их субъективные значения (выработанные самостоятельно или же почерпнутые из модных журналов и передач). Интеракционисты пришли к выводу, что общество не обладает независимой от сознания людей объективной структурой. Общество следует понимать как взаимодействие между миллионами индивидов, каждый их которых несет миру свой смысл, свои намерения и свою интерпретацию событий. Ни человек, ни общество не являются статичными: и одно, и другое — процесс. А индивидуальные и коллективные действия людей вызываются не какими-либо внешними движущими силами, а тем, как индивиды интерпретируют ситуацию. Иными словами, основой социальных изменений здесь признаются не объективные, а субъективные факторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.009 с.) |