Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символический интеракционизм Дж.Мида.

Поиск

Символический интеракционизм — один из примеров «микро­социологических» теорий, которые основное внимание уделяют изучению исходных «клеточек» общества — человека и его взаимо­действия с другими людьми. Основы этого подхода были заложены «понимающей социологией» М. Вебера, полагавшего, что общество — это продукт совместно действующих людей, «понятых» и «услы­шанных» друг другом, и что любое социальное явление возникает из взаимодействия индивидов. Основоположник этого направления — американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), автор книг «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936).

Мид рассматривает личность как социальный продукт, который формируется в процессе ролевого общения, облик личности определяется взаимодействием с дру­гими людьми. Главная идея Мида состоит в том, что взаимодействие — инте­ракция — всегда опосредовано различными символами, среди кото­рых важнейшими являются язык жестов и речь. Эти символы регу­лируют поведение людей (в отличие от животных, у которых эту роль выполняют инстинкты), поэтому овладение языком жестов и речью — необходимое условие социализации индивида.

В символах отражаются не только знания о мире, но и представления о различных со­циальных ролях как определенных моделях поведения: «мать», «отец», «хороший», «плохой» и т.п. Мид подчер­кивает: социализация и взросление человека — это прежде всего процесс «обретения роли». Начиная с детства, все люди учатся ис­полнению ролей, придуманных человечеством, и благодаря этому приобретают различные социальные качества, способности, уме­ния, привычки. Но исполнение роли — это не сольное выступление в пустом за­ле. Оно всегда предполагает «зрителей» — учителей, родственников, друзей, социальную группу, общество в целом. Воспринимая, оцени­вая и реагируя на чью-либо хорошую или плохую «игру», «зрители» пассивно или активно участвуют в социальном «спектакле». И имен­но на их — индивидуальное или групповое — восприятие обычно рассчитано ролевое поведение, которое должно соответствовать ожи­даниям «зрителей», хотя и не всегда бывает таковым.

Таким образом, понятие «роль» означает, что поведение челове­ка всегда осуществляется относительно кого-либо, и роли выступа­ют не только образцами поведения, но и образцами отношений между людьми. Роли предписывают границы поведения индивида (оп­ределяя допустимое и недопустимое в отношении к другим людям) и тем самым обозначают место человека в системе межличностных и общественных связей.

Согласно Миду, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей. Каждый индивид соотносит мнение о себе с мнениями дру­гих людей и становится определенной личностью благодаря реакции на себя своего окружения. Человек становится тем, каким его видят другие.

Таким образом, согласно интеракционизму, личность человека формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и является изначально социальным образованием. И если человеку постоянно внушать, что он негодяй, неудачник или плохой гражда­нин плохой страны, то со временем он вполне может им стать.

Деятельность второго поколения символи­ческих интеракционистов — Г. Блумера, А. Роуза, Г. Стоуна, А. Стресса и других — была посвящена лингвистической стороне взаимодействия людей, роли языка в формировании сознания, че­ловеческого «Я» и общества. Так, по мнению Блумера, люди относятся к различным явлениям, ориентируясь не на их предмет­ное содержание, а на те значения, которые они (или их окружение) придают этим явлениям. Например, если мать внушила ребенку страх перед собаками или кошками, то, скорее всего, ребенок будет бояться этих животных не потому, что они наносят ему какой-то вред, а в силу устоявшегося в его сознании негативного значения этих «объектов».

Следовательно, социальная ре­альность субъективна, это продукт взаимосогласования различных мнений ин­дивидов, вовлеченных в бесконечный поток оценок, интерпрета­ций, определений и переопределений различных явлений, лиц и ситуаций. И для самих людей действительно реальными оказывают­ся не столько объективные факты, сколько их субъективные значе­ния (выработанные самостоятельно или же почерпнутые из модных журналов и передач).

Интеракционисты пришли к выводу, что общество не обладает независимой от сознания людей объективной структурой. Общество следует понимать как взаимодействие между миллионами индиви­дов, каждый их которых несет миру свой смысл, свои намерения и свою интерпретацию событий. Ни человек, ни общество не являют­ся статичными: и одно, и другое — процесс. А индивидуальные и коллективные действия людей вызываются не какими-либо внеш­ними движущими силами, а тем, как индивиды интерпретируют ситуацию. Иными словами, основой социальных изменений здесь признаются не объективные, а субъективные факторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.009 с.)