Экономика как социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика как социальный институт



Экономическая организация общества и ее исторические типы. По словам известного американского экономиста П. Самуэльсона, экономическая система общества (он называет ее экономической организацией) призвана решать три взаи­мосвязанные проблемы:

1) что должно производить, какие товары и услуга из гро­мадного множества их различных вариаций и в каком ко­личестве;

2) как эти товары будут производиться, какими группами людей, с помощью каких ресурсов и на основе какой технологии;

3) для кого предполагаются и предназначаются эти товары и услуги, как они распределяются в обществе между раз­личными группами людей.

Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелсера, социолог рассматривает экономическое по­ведение как конкретный случай общего социального пове­дения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций.

Экономика как социальный институт представляет со­бой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Можно выделить три основных типа экономических ор­ганизаций: примитивную, аграрную, индустриальную.

Примитивная экономическая организация первобытно­го общества отличалась коллективной формой собственно­сти на землю, орудия и средства производства.

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежала сельскохозяйственному труду, а владе­ние землей являлось источником власти, богатства, пре­стижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углуб­ленное разделение общественного труда, развитая матери­ально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд зара­ботную плату, размер которой зависит от качества и коли­чества произведенного продукта.

Централь­ное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности цен­ностей, значений, норм морали, обычаев, посредством ко­торых регулируется и направляется экономическое пове­дение людей.

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценно­стей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической актив­ности. Авторы этого определения — известные специали­сты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рыбкина подчеркивают, что экономическую культу­ру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоя­тельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу соци­ально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение: ценности и мораль (трудовая этика); научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное); нормы и нор­мативная регуляция поведения.

Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно свя­занной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой приня­то понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.

Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые рели­гии по-разному определяют значение хозяйственной дея­тельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных ценностей.

В годы социалистического строительства в СССР отно­шение официальных властей и идеологии к ценностям тру­довой деятельности было двойственным: с одной стороны, официальная пропаганда преподносила труд как «дело чес­ти и славы», а с другой — насаждалась система принуди­тельного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация их партийно-государственной бюрократией привели к утрате истинной экономической мотивации, отлыниванию от работы, возникновению иждивенческих на­строений.

Кризис тоталитарного общества, его морали и культуры теснейшим образом переплетается с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной экономической культуры на уровне ценностей — это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идеи экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная эко­номика эффективно заработает лишь тогда, когда указан­ные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приня­ты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию трудовой дея­тельности.

В системе культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.

В России традиционно, особенно в конце 19 — начале 20 вв., укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не

привился в сознании русского общества. Радикальная рус­ская интеллигенция способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, глав­ным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества, они составляли ядро русской ра­дикальной интеллигенции и явились духовными лидерами русской революции.

Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд убедитель­ных высказываний, подтверждающих, что русское общест­во имеет сильное предубеждение против предпринима­тельской деятельности и, соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агроно­мом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами соб­ственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мне­нию Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуаз­ных норм и добродетелей. В результате, по мнению П.П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 г., к момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спе­кулянтов, наживающихся на народном горе. Отсутствие традиций уважительного отношения к частной собствен­ности сделало невозможным защиту института предпри­нимательства после 1917 г. Малочисленная буржуазия позволила себя ликвидировать как класс.

Второй составной частью экономической культуры яв­ляется совокупность инструментальных и научно- теоретических знаний. Важность этого компонента в цен­ностно-нормативной регуляции экономического поведе­ния обусловлена тем, что оно относится к рациональному типу социального действия.

Уровень экономической культуры, связанный с норма­тивным регулированием экономической деятельности, так­же отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер: 1) профессиональные нормы и профессиональная этика; 2) ролевые предписания, относящиеся к различным типам экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т.д.); 3) рыночный механизм.

Можно определить основные функции экономической системы общества:

1. Основная функция экономической системы — способствовать адап­тации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности эко­номической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворе­ния различных материальных потребностей.

2. Интегративная функция. Она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечива­ет органическую солидарность между членами общества. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции.

Социальная структура экономической органи­зации чрезвычайно сложна, поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К ним отно­сятся: менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой; технические специалисты среднего уровня; коммерческий класс; мел­кие собственники; техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве; квалифицирован­ные рабочие; неквалифицированные рабочие.

Экономическая организация общества состоит из двух основных уровней: в первый входят производители това­ров, во второй — потребители. Однако наряду с ними сле­дует учитывать многоуровневую систему производствен­ных организаций, которая в самом общем виде может быть представлена двумя социально-статусными группами — управляющими (менеджерами) и рабочими, квалифицированными и неквалифицированными.

Итак, в упрощенном виде структура индустриальной экономической организации может быть представлена взаимоотношениями четырех основных социальных пози­ций — предпринимателей, менеджеров, рабочих и потребителей.

Предприниматель — ключевая фигура рыночной эко­номики. Громадные достижения современной цивилизации - высокий уровень технического прогресса, материальное благосостояние широких масс населения, изобилие товаров в промышленно развитых странах — справедливо связывают с деятельностью частного сектора и типичных его представителей — бизнесменов и предпринимателей.

Отметим объективные социально-экономические условия предпринимательства, к которым можно отнести: хозяйст­венную самостоятельность; владение собственностью; легитимизацию предпринимательства, подразумевающую юри­дическое признание института частной собственности и его государственную поддержку; наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со сто­роны общества к предпринимательской деятельности.

Важное место в экономической структуре индустриаль­ного общества принадлежит специалистам по управлению различными сферами хозяйственной деятельности — менеджерам. Как отмечает признанный теоретик индустри­ального общества Дж. Гелбрейт, именно менеджеры (или технократы) обладают реальной властью, т.к. осуществля­ют процесс принятия решений по важнейшим проблемам управления и планирования производства, разрабатывают экономическую стратегию.

По мнению английских специалистов по управлению М.Вудкокд и Д.Френсиса, эффективно работающий ме­неджер должен обладать следующими навыками и способ­ностями: умением управлять собой, разумными личност­ными ценностями, четкими личными целями, упором на постоянный личный рост, навыком решать проблемы, спо­собностью к инновациям и изобретательностью, высокой степенью влияния на окружающих, знанием современных управленческих подходов, способностью руководить, уме­нием обучать и развивать подчиненных, способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Экономическое поведение — это многообразие социальных действий с целью получе­ния прибыли. В связи с тем, что центральным объектом изучения является экономи­ческое поведение, можно выделить четыре типа экономического поведения:

распределительное, или дистрибутивное, свя­зано с понятием собственности или контроля над ресурсами. Дистрибутивное поведение соединяет эко­номические ресурсы и людей. В результате обеспечи­вается их эффективное использование. Существует несколько моделей такого поведения. Хозяйственная модель связана с деятельностью собственников ресур­сов, агентская модель — с контролем за использова­нием чужой собственности, а функциональная — с использование чужих ресурсов в соответствии с до­говором для получения определенной выгоды;

производственное связано с комбинированием экономических ресурсов таким образом, чтобы при минимальных издержках получить максимальную прибыль;

обменное предполагает действия при перемещении товаров или услуг на рынке;

потребительское предполагает использование готового продукта для удовлетворения потребностей человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.015 с.)