Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: «Эпидемиологические исследования.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Занятие № 1. Тема занятия: «Эпидемиологические исследования. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн и основы организации эпидемиологических исследований. Описательные эпидемиологические исследования».
Задание на самоподготовку: При подготовке к занятию используйте знания, полученные на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (абсолютные и относительные показатели, основные статистические методы обработки данных). Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Термины, используемые для обозначения процесса получения эпидемиологических данных. 2. Цели эпидемиологических исследований. 3. Показатели заболеваемости и превалентности, область применения, эпидемиологический смысл. «Абсолютное» и относительное сравнение. Относительный риск, этиологическая доля, способы расчета, эпидемиологический смысл. 4. Информационное обеспечение исследований, содержание и источники информации эпидемиологических исследований. Сплошные и выборочные, описательные и аналитические, наблюдательные и экспериментальные, рутиннные и специальные, одномоментные (поперечные) и продольные ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные, «случай – контроль» и «когортные» исследования. Принципиальная схема организации, основные этапы исследования. 5. Описательные эпидемиологические исследования как самостоятельный тип и обязательная составная часть большинства исследований. Эпидемиологический смысл разнообразной группировки показателей заболеваемости. 6. Особенности распределения заболеваемости во времени. 7. Многолетняя динамика заболеваемости. Необходимая информация, ее объем, особенности иллюстрации. 8. Возможные варианты распределения заболеваемости по годам. 9. Многолетняя тенденция, методы ее выявления. 10. Оценка степени риска заболеть в анализируемом году. 11. Интерпретация различных проявлений многолетней динамики заболеваемости, исходя из общих представлений о факторах риска. 7. Внутригодовая динамика заболеваемости. 8. Уровни, динамика и структура заболеваемости, сгруппированной по признаку места (территории) возникновения заболеваний. Характеристика территориальных группировочных признаков. 9. Сравнительный анализ различных проявлений заболеваемости на отдельных территориях. Эпидемиологическая интерпретация результатов сравнительного анализа заболеваемости на различных территориях. 10. Уровни, динамика и структура заболеваемости, сгруппированной с учетом индивидуальных характеристик заболевших. 11. Использование средних и прогностических показателей для сравнительной оценки заболеваемости в разных группах. Определение эпидемиологической значимости групп путем сочетанной оценки величины интенсивных и экстенсивных показателей. Для самоконтроля изучения материала студентам предлагается решение тестовых заданий №№ 26-41 из сборника «Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003., с. 155-162.
Рекомендуемая литература: 1. Р. Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстрем. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994 2. Каспарова Т.Ю. Статистические методы в эпидемиологическом анализе/ Учебное пособие. – М.: Медикас, 1994. – 36 с. 3. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с. 4. Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003. 5. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 1, с. 119 – 196. 6. Черкасский Б. Л. Руководство по общей эпидемиологии. М.: Медицина, 2001. 7. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология основы доказательной медицины. М., Медиа Сфера, 1998. 8. Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Эпидемиология: Уч.пособие. – М., Медицина, 2003 г. Занятие № 2. Тема: «Эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска. Оценка эффективности лекарственных и профилактических мероприятий».
1. Цель занятия: 1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти: · системы доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и лечебных мероприятий · содержания выборочных эпидемиологических исследований по оценке и доказательству гипотез о факторах риска. 2. Научиться · использовать систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению лечебно - диагностических мероприятий; · проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов. Задание на самоподготовку: Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу. Вопросы для подготовки студентов к занятию: 1. Аналитические исследования, их цели. 2. Исследования «случай – контроль». 3. Особенности подбора опытной и контрольной групп, их объем. 4. Определение сроков начала и продолжительности действия изучаемых факторов риска в сравниваемых группах. 5. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и болезнью, достоверность и надежность выводов. 6. Применение в полевых условиях для расследования вспышек инфекционных и неинфекционных болезней. Особенности формирования опытных и контрольных групп. 7. «Когортные» исследования. 8. Ретроспективный, проспективный и комбинированный варианты организации исследования. 9. Особенности формирования опытных и контрольных групп. 10. Особенности обработки данных аналитических исследований. 11. Простейшие статистические методы обработки данных. Использование таблицы «два на два». Возможность оценки атрибутивного риска, относительного риска, отношения шансов, этиологической доли. Методы расчета этих показателей, их назначение и интерпретация. 12. Общие представления о потенциальных ошибках аналитических исследований. Случайная и систематическая ошибки, их происхождение, пути преодоления. 13. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов. 14. Рандомизированные клинические испытания (РКИ). Цели РКИ. Оценка безопасности и иэффективности. Внутренняя и внешняя достоверность РКИ. 15. Фазы РКИ. Особенности проведения КИ вакцин и других иммунобиологических препаратов (сыворотки, интерфероны, иммуноглобулины), а также лекарственных средств. 16. Организация РКИ. Рандомизация: цели, методы, ошибки. Псевдорандомизация. 17. Распределение и применение вмешательств. Испытания в параллельных группах. Перекрестное испытание, факторная структура эксперимента, исторический и внешний контроль. 18. Дозиметрия применяемого вмешательства (характеристика, методы измерения, стандартизации). 19. Плацебо: цели применения плацебо. Ослепление исследования: слепое, двойное, тройное и четверное слепые испытания. Статистическая и клиническая значимость результатов. Показатели величины эффекта. Оценка клинической значимости. Изучение побочных эффектов вмешательств. 20. Фармкомитет – основные задачи в экспертизе ЛС, Комитет по медицинским иммунобиологическим препаратам. Закон о лекарственных средствах. Фармакопейная статья. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандарт отрасли ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации». Область применения. 21. Принципы качественных клинических испытаний. 22. Основные документы, необходимые для проведения РКИ. Этические аспекты проведения РКИ. 23. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов. Для самоконтроля знаний студентам предлагается решение тестовых заданий №№ 26-41 из сборника «Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003., с. 155-162.
Рекомендуемая литература: · Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с. · Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003. · Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Эпидемиология: Уч.пособие. – М., Медицина, 2003г. · Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология основы доказательной медицины. М., Медиа Сфера, 1998. · Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстрем. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994. · Путеводитель читателя медицинской литературы. Принципы клинической практики, основанной на доказанном/Под ред. Г. Гайята, Д. Ренни.–М., 2003.-382 с. · Эпидемиология. Учебное пособие для вузов. В. В. Власов. – М., 2004.-462 с. Занятие № 3 А. 1.2-А. а) правильно; б) неправильно. Это инфекционный очаг; в) правильно; г) неправильно. Это инфекционный очаг.; д) правильно; е) неправильно. Это инфекционный очаг; ж) неправильно. Эпизоотический очаг; з) неправильно. Это инфекционный очаг; И) правильно. 1.2.-Б. а) правильно; б) правильно; в) правильно; г) неправильно. Это облигатный зооноз, госпитализируют по клиническим показаниям; д) неправильно. Госпитализируют по клиническим и эпидемиологическим показаниям. 1.2.-В а) неправильно. Не выявлен источник инфекции; б) неправильно. Не выявлен источник инфекции; в) правильно; г) правильно; д) неправильно. Не выявлен источник инфекци; е) правильно.
*Эпидемиология (тесты, задачи, упражнения): Учеб. пособие / Н. Д.Ющук, Ю.В. Мартынов, М. А. Жогова и др. - М.: Медицина, 1997 Рекомендованная литература: 1. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с. 2. Покровский В. И., Онищенко Г. Г.., Черкасский Б. Л. Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке. – М.: Медицина, 2003. 3. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 1, С. 5-119, 220-252. Занятие № 4. Тема занятия: · «Противоэпидемические мероприятия. Мероприятия в эпидемическом очаге». · «Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация». Занятие № 5. Тема занятия: «Иммунопрофилактика и организация прививочного дела» - 6 ч
Цель занятия: 1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти: места и значения иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятия, ее значения при разных группах инфекционных заболеваний; организационной структуры системы иммунопрофилактики; факторов, влияющих на формирование поствакцинального иммунитета на организменном и популяционном уровнях; факторов, способствующих возникновению поствакцинальных осложнений; правовых основ иммунопрофилактики. 2. Научиться: · определять показания и противопоказания для иммунизации; · проводить отбор лиц, подлежащих прививкам; · выбирать препарат для иммунопрофилактики; · определять пригодность препарата; · выбирать способ введения вакцин; · оценивать частоту и характер поствакцинальных реакций; · составлять план профилактических прививок, определять необходимое количество вакцинных препаратов; · вести необходимую учетно – отчетную документацию. 3. Овладеть способами оценки эффективности прививочной работы среди населения.
Задание на самоподготовку: 1. Вспомните из курса микробиологии, физиологии определение понятий «иммунитет», «вакцины», «анатоксины», «иммуноглобулины», «сыворотки», виды иммунитета. 2. Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу. 3. Проверьте уровень усвоения материала, ответив на вопросы тестового задания (Приложение № 2).
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий, ее значение при разных группах инфекционных заболеваний. 2. Значение Расширенной Программы Иммунизации (РПИ), Федеральной программы «Вакцинопрофилактика» в осуществлении мероприятий по предупреждению распространения и снижению уровня инфекционной заболеваемости. 3. Препараты, используемых для иммунизации: вакцины, анатоксины, сыворотки, иммуноглобулины, их сравнительная характеристика. 4. Требования, предъявляемые к вакцинным препаратам. Государственный надзор за качеством вакцин. 5. Показания для иммунопрофилактики: плановые, эпидемические. 6. Принципы организации прививочной работы в поликлинике. 7. Поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения: определение, классификация, причины развития, оценка и учет. Лечение поствакцинальной патологии. 8. Обязанности медицинского персонала при проведении прививок 9. Холодовая цепь, определение. Влияние нарушений в холодовой цепи на эффективность иммунизации. 10. Противопоказания к вакцинации. 11. Задачи кабинетов иммунопрофилактики. 12. Оценка эффективности вакцинопрофилактики 13. Календарь профилактических прививок. Прививки по эпидемическим показаниям. Экстренная иммунизация. Туровая иммунизация. 14. Экстренная иммунопрофилактика (неспецифическая и специфическая). 15. Правовые основы иммунопрофилактики Рекомендуемая литература: 1. Зацепин Ю. К., Лазикова Г. Ф., Ясинский А. А. Медицинские иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных и других заболеваний// Справочник. – М: ИНТЕРСЭН. – 2003. 2. Иммунопрофилактика -2003 // Справочник под ред. Таточенко В. К., Озерецковского Н. А. – М.: Серебряные нити, 2003. 3. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с. 4. Черкасский Б. Л. Руководство по общей эпидемиологии. М.: Медицина, 2001. Нормативные документы: - Приоритетный национальный проект «Здоровье», раздел по дополнительной иммунизации - Федеральный закон РФ об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 17. 09. 98 г. - Приказ Минздрава России № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям» от 27. 06. 2001. Занятие №6 Частная эпидемиология Перечень вопросов, рекомендованных для изучения эпидемиологии отдельных инфекционных болезней Общая характеристика болезни. Место в эпидемиологической классификации инфекционных болезней. Распространенность, эпидемиологическая, социальная, экономическая значимость. Этиология. Моно- и полиэтиологичность. Виды возбудителей. Относительная однородность или неоднородность вида возбудителя: наличие серовариантов, биовариантов, фаговариантов, антибиотикоустойчивостьи антибиотикозависимость, способность продуцировать бактериоцины, неоднородность по вирулентности, устойчивость и способность размножения и продолжительность индивидуальной жизни возбудителей паразитарных болезней. Восприимчивость людей. Степень восприимчивости (индекс контагиозности). Наличие (отсутствие) постинфекционного иммунитета, его направленность, напряженность продолжительность. Поражаемость иммунокомпромиссных лиц. Источники инфекции. Роль человека и(или) домашнихи диких животных. Формы проявления инфекционного процесса: 1) острая – типичная (легкая, средней тяжести, тяжелая); 2) затяжная, хроническая; 3) носительство – острое (реконвалесцентное), хроническое (переболевших), транзиторное, здоровое. Частота встречаемости различных форм. Периоды болезни (инкубационный, продромальный, разгара болезни, реконвалесценции, их продолжительность и заразность.) Факторы, определяющие потенциальную и реальную опасность различных источников инфекции. Угрожаемые и угрожающие профессии, декретированные группы населения. Механизм передачи. Тип механизма передачи. Факторы передачи (первичные, промежуточные, конечные). Пути передачи. Активность различных путей передачи. Возможность реализации пути передачи редкими, необычными для данного механизма передачи, путями. Вертикальная передача возбудителя, экологические особенности переносчиков возбудителя, их эпидемиологическаяроль. Степень реализации механизма передачи среди людей различных профессий и социально – бытовых групп. Проявления эпидемического процесса. Особенности распределения заболеваемости по территории, среди различных групп населения во времени, их интерпретация. Характеристика эпидемических очагов (с одним и множественными случаями). Основные черты различных типов эпидемий (вспышек). Природные и антропургические очаги. Профилактические и противоэпидемические мероприятия, их потенциальная и реальная эффективность. Мероприятия, направленные на источник возбудителя инфекции, эпидемиологическая значимость различных методов диагностики (клинических, лабораторных, эпидемиологических). Мероприятия, направленные на механизм передачи. Мероприятия, направленные на восприимчивость людей. Оценка величины иммунной прослойки, качества и эффективности иммунопрофилактики. Управляемость болезнью. Документы, регламентирующие содержание и проведение мероприятий в эпизоотических природных и эпидемических очагах. Особенности организации противоэпидемической работы. Эпидемиологический надзор. Занятие № 7. Тема занятия: · Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально – оральным механизмом передачи». · «Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В, С, Д». Изучение. Зоонозы Общая характеристика зоонозов. Бактериальные: бруцеллез, чума, туляремия, кампилобактериоз, лептоспироз, сальмонеллез, сибирская язва. Вирусные инфекции: геморрагические лихорадки. Бешенство. Риккетсиозы. Хламидиозы. Боррелиозы.Определение понятий зоонозы, зооантропонозы, антропонозы, их характеристика. Распространенность. Место в инфекционной патологии. Принципы классификации, их критика. Пластичность, полиадаптивность, полипатогенность и политропность возбудителей. Множественность резервуаров и источников инфекции среди животных. Многообразие клинических форм болезни у человека. Понятие: человек - биологический тупик зоонозов. Особенности передачи зоонозов среди животных. Многообразие путей заражения человека. Трансмиссивные зоонозы(облигатные и факультативные). Эпидемиологическое значение различных членистоногих (насекомых и клещей). Понятие арбовирусные инфекции. Нетрансмиссивные зоонозы. Эпизоотический и межэпизоотический периоды. Механизмы непрерывности существования эпизоотического процесса. Понятие “природно-очаговые болезни”. Зависимость проявлений эпидемического процесса от особенностей эпизоотического (зависимый эпидемический процесс.) Особенности распределения заболеваемости среди различных групп населения. Понятие нозоареал зоонозной инфекции. Современные особенности зоонозов: возникновение антропургических очагов; образование новых природных очагов; изменение биоценотической структуры очагов (изменение экологии возбудителя) сельской приуроченности; увеличение удельного веса бытовых заражений и др. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Эпидемиологический (эпизоотологический) надзор. Роль отделов особо опасных инфекций центров санитарно-эпидемиологического надзора и противочумных учреждений в борьбе с зоонозами.
Сапронозы Общая характеристика болезней. Определение. Социально-экономическая значимость. Учение о сапронозах как развитие теории природной очаговости Е.Н.Павловского. Современные представления о внешней среде как о существующем вне зависимости от человека резервуаре отдельных видов микроорганизмов. Столбняк, псевдотуберкулез, кишечный йерсиниоз, листериоз, легионеллез, мелиоидоз - основные нозологические формы сапронозов. Влияние социально-экономических факторов на эпидемический процесс сапронозов в современных условиях. Техногенная очаговость инфекционных болезней применительно к сапронозам. Особенности формирования в современных урбо- и агроценозах. Механизмы сохранения возбудителей сапронозов во внешней среде. Почвы и водоемы - основные естественные среды существования возбудителей сапронозов. Возможность заражения возбудителями сапронозов естественных обитателей водной среды - гидробионтов и передачи по трофическим цепям в сообществах. Понятие психрофильности микроорганизмов и его эпидемиологическое значение. Профилактические мероприятия. Неукоснительное соблюдение правил эксплуатации и санитарно-противоэпидемического режима на объектах, значимых в эпидемиологическом отношении. Оценка управляемости сапронозов: способ и степень управления. Особенности эпидемиологического надзора. ____________________________________________________________ Паразитарные болезни Общая характеристика группы. Определение понятия. Группировка паразитарных болезней в зависимости от систематической принадлежности возбудителя: протозоозы, гельминтозы. Их место в эпидемиологической классификации инфекционных болезней. Распространенность. Социально-экономическая значимость. Роль отечественных ученых (Е.И. Марциновский, К.И. Скрябин и др.) в разработке научных основ ликвидации паразитарных болезней. Таксономическое положение возбудителей паразитарных болезней. Классы, роды, виды. Моно - или полиэтиологичность. Эпидемиологическое значение штаммовых различий паразитических простейших по вирулентности и антигенным свойствам (амебиаз, токсоплазмоз, малярия и др.). Особенности размножения и жизненные циклы простейших. Принадлежность гельминтов к классам трематод, цестод, нематод. Биологические особенности гельминтов, имеющие эпидемиологическое значение: стадийность развития, разнообразие требований к условиям среды на разных стадиях своего развития, невозможность для большинства гельминтов осуществлять полный цикл своего развития в одном хозяине, неспособность накапливаться в организме без дополнительного заражения, значительная продолжительность жизни, адаптированность гельминтов к хозяину. Степень восприимчивости к паразитарным болезням. Факторы ее определяющие (генетические особенности, возраст, полноценность питания и т.д). Иммунитет как фактор саморегуляции эпидемического процесса паразитозов. Кратковременность его при большинстве инвазий. Влияние паразитозов на клиническое течение инфекционных и неинфекционных болезней. СПИД-ассоциируемые паразитозы. Источники инвазии - человек, домашние и дикие животные. Значение различных источников возбудителя в развитии эпидемического процесса паразитозов. Формы проявления инвазии у человека: острая, хроническая, носительство. Их эпидемиологическое значение. Многообразие клинических проявлений при паразитозах. Факторы, обуславливающие тяжесть течения инвазии. Продолжительность периода заразности источника инвазии. Типы механизмов передачи. Пути и факторы передачи. Пути заражения человека. Эпидемиологическая классификация паразитозов: контагиозные, гео- и биопаразитозы; пероральные и перкутанные паразитозы; антропонозы и зоонозы. Условия, определяющие распространение паразитозов. Особенности распределения заболеваемости по территории, во времени, группам населения. Типы очагов. Роль природных и социальных факторов в формировании очагов. Мероприятия, направленные на источник инвазии; роль лечебно-диагностических мероприятий. Мероприятия, направленные на механизм передачи; значение санитарно-паразитологических исследований. Мероприятия, направленные на восприимчивый организм; химиопрофилактика (малярия, амебиаз и др.). Потенциальная и реальная эффективность проводимых мероприятий. Система мероприятий по предупреждению клинических и эпидемиологических последствий завоза паразитарных болезней. Роль лечебно-профилактических учреждений в проведении мероприятий по борьбе с паразитозами. Документы, регламентирущие содержание и проведение мероприятий в эпидемических очагах. Особенности организации и проведения эпидемиологического надзора при паразитарных заболеваниях. Темы реферативных сообщений по разделам «зоонозы», «сапронозы», «паразитарные болезни»: Занятие № 1. Тема занятия: «Эпидемиологические исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.117 (0.012 с.) |