Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях.

Поиск

Дизайн и основы организации эпидемиологических исследований.

Описательные эпидемиологические исследования».

 

Задание на самоподготовку:

При подготовке к занятию используйте знания, полученные на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (абсолютные и относительные показатели, основные статистические методы обработки данных).

Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Термины, используемые для обозначения процесса получения эпидемиологических данных.

2. Цели эпидемиологических исследований.

3. Показатели заболеваемости и превалентности, область применения, эпидемиологический смысл. «Абсолютное» и относительное сравнение. Относительный риск, этиологическая доля, способы расчета, эпидемиологический смысл.

4. Информационное обеспечение исследований, содержание и источники информации эпидемиологических исследований. Сплошные и выборочные, описательные и аналитические, наблюдательные и экспериментальные, рутиннные и специальные, одномоментные (поперечные) и продольные ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные, «случай – контроль» и «когортные» исследования. Принципиальная схема организации, основные этапы исследования.

5. Описательные эпидемиологические исследования как самостоятельный тип и обязательная составная часть большинства исследований. Эпидемиологический смысл разнообразной группировки показателей заболеваемости.

6. Особенности распределения заболеваемости во времени.

7. Многолетняя динамика заболеваемости. Необходимая информация, ее объем, особенности иллюстрации.

8. Возможные варианты распределения заболеваемости по годам.

9. Многолетняя тенденция, методы ее выявления.

10. Оценка степени риска заболеть в анализируемом году.

11. Интерпретация различных проявлений многолетней динамики заболеваемости, исходя из общих представлений о факторах риска.

7. Внутригодовая динамика заболеваемости.

8. Уровни, динамика и структура заболеваемости, сгруппированной по признаку места (территории) возникновения заболеваний. Характеристика территориальных группировочных признаков.

9. Сравнительный анализ различных проявлений заболеваемости на отдельных территориях. Эпидемиологическая интерпретация результатов сравнительного анализа заболеваемости на различных территориях.

10. Уровни, динамика и структура заболеваемости, сгруппированной с учетом индивидуальных характеристик заболевших.

11. Использование средних и прогностических показателей для сравнительной оценки заболеваемости в разных группах. Определение эпидемиологической значимости групп путем сочетанной оценки величины интенсивных и экстенсивных показателей.

Для самоконтроля изучения материала студентам предлагается решение тестовых заданий №№ 26-41 из сборника «Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003., с. 155-162.

 

Рекомендуемая литература:

1. Р. Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстрем. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994

2. Каспарова Т.Ю. Статистические методы в эпидемиологическом анализе/ Учебное пособие. – М.: Медикас, 1994. – 36 с.

3. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с.

4. Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003.

5. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 1, с. 119 – 196.

6. Черкасский Б. Л. Руководство по общей эпидемиологии. М.: Медицина, 2001.

7. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология основы доказательной медицины. М., Медиа Сфера, 1998.

8. Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Эпидемиология: Уч.пособие. – М., Медицина, 2003 г.


Занятие № 2.

Тема: «Эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска. Оценка эффективности лекарственных и профилактических мероприятий».

 

1. Цель занятия:

1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти:

· системы доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и лечебных мероприятий

· содержания выборочных эпидемиологических исследований по оценке и доказательству гипотез о факторах риска.

2. Научиться

· использовать систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению лечебно - диагностических мероприятий;

· проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов.

Задание на самоподготовку:

Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу.

Вопросы для подготовки студентов к занятию:

1. Аналитические исследования, их цели.

2. Исследования «случай – контроль».

3. Особенности подбора опытной и контрольной групп, их объем.

4. Определение сроков начала и продолжительности действия изучаемых факторов риска в сравниваемых группах.

5. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и болезнью, достоверность и надежность выводов.

6. Применение в полевых условиях для расследования вспышек инфекционных и неинфекционных болезней. Особенности формирования опытных и контрольных групп.

7. «Когортные» исследования.

8. Ретроспективный, проспективный и комбинированный варианты организации исследования.

9. Особенности формирования опытных и контрольных групп.

10. Особенности обработки данных аналитических исследований.

11. Простейшие статистические методы обработки данных. Использование таблицы «два на два». Возможность оценки атрибутивного риска, относительного риска, отношения шансов, этиологической доли. Методы расчета этих показателей, их назначение и интерпретация.

12. Общие представления о потенциальных ошибках аналитических исследований. Случайная и систематическая ошибки, их происхождение, пути преодоления.

13. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

14. Рандомизированные клинические испытания (РКИ). Цели РКИ. Оценка безопасности и иэффективности. Внутренняя и внешняя достоверность РКИ.

15. Фазы РКИ. Особенности проведения КИ вакцин и других иммунобиологических препаратов (сыворотки, интерфероны, иммуноглобулины), а также лекарственных средств.

16. Организация РКИ. Рандомизация: цели, методы, ошибки. Псевдорандомизация.

17. Распределение и применение вмешательств. Испытания в параллельных группах. Перекрестное испытание, факторная структура эксперимента, исторический и внешний контроль.

18. Дозиметрия применяемого вмешательства (характеристика, методы измерения, стандартизации).

19. Плацебо: цели применения плацебо. Ослепление исследования: слепое, двойное, тройное и четверное слепые испытания. Статистическая и клиническая значимость результатов. Показатели величины эффекта. Оценка клинической значимости. Изучение побочных эффектов вмешательств.

20. Фармкомитет – основные задачи в экспертизе ЛС, Комитет по медицинским иммунобиологическим препаратам. Закон о лекарственных средствах. Фармакопейная статья. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандарт отрасли ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации». Область применения.

21. Принципы качественных клинических испытаний.

22. Основные документы, необходимые для проведения РКИ. Этические аспекты проведения РКИ.

23. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

Для самоконтроля знаний студентам предлагается решение тестовых заданий №№ 26-41 из сборника «Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003., с. 155-162.

 

Рекомендуемая литература:

· Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с.

· Контрольные тестовые задания для самоподготовки. Приложение к учебнику «Эпидемиология и инфекционные болезни». Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. – М.: МЕД. – 2003.

· Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Эпидемиология: Уч.пособие. – М., Медицина, 2003г.

· Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология основы доказательной медицины. М., Медиа Сфера, 1998.

· Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстрем. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994.

· Путеводитель читателя медицинской литературы. Принципы клинической практики, основанной на доказанном/Под ред. Г. Гайята, Д. Ренни.–М., 2003.-382 с.

· Эпидемиология. Учебное пособие для вузов. В. В. Власов. – М., 2004.-462 с.


Занятие № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.007 с.)