Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «эпидемиология и профилактика болезней с аэрозольным механизмом передачи»

Поиск

 

Цель занятия:

1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти:

· распространенности, эпидемиологической, социальной, экономической значимости наиболее часто встречающихся болезней с аэрозольным механизмом передачи;

· характеристики основных звеньев эпидемического процесса антропонозов с аэрозольным механизмом передачи;

· проявлений эпидемического процесса.

2. Научиться:

· своевременно выявлять источник инфекции, используя различные методы диагностики (клинические, лабораторные, эпидемиологические);

· организовывать и проводить первичные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекций с аэрозольным механизмом передачи возбудителя;

· проводить мероприятия по профилактике болезней с аэрозольным механизмом передачи, в том числе организовывать и осуществлять вакцинацию против инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики.

3. Овладеть основами профилактики и противоэпидемических мероприятий при болезнях с аэрозольным механизмом передачи.

Задание на самоподготовку:

1. Вспомните из курса микробиологии основные свойства возбудителей инфекций с аэрозольным механизмом передачи (дифтерии, коклюша, паракоклюша, стрептококковой инфекции, менингококковой инфекции, инфекции гемофилус инфлюенца, туберкулеза, гриппа, ОРВИ, кори, эпидемического паротита, ветряной оспы, краснухи, герпетической инфекции, инфекционного мононуклеоза, цитомегаловирусной инфекции).

2. Уясните основные вопросы темы, используя рекомендованную литературу.

3. Проверьте уровень материала, ответив на вопросы тестового задания, сверив свои ответы с правильными, указанными в конце задания.

4. Закрепите материал, решив ситуационные задачи (Приложение № 1, задачи №№ 11-14).

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая характеристика группы болезней с аэрозольным механизмом передачи. Бактериальные болезни: дифтерия, коклюш, паракоклюш, стрептококковая инфекция, менингококковая инфекция, инфекция гемофилус инфлюэнца, туберкулез. Вирусные болезни: грипп, ОРВИ, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, герпетическая инфекция, инфекционный мононуклеоз, цитомегаловирусная инфекция.

2. Возможность реализации бытового и алиментарного путей передачи при стрептококковой инфекции, дифтерии, туберкулезе, инфекционном мононуклеозе и т. д.).

3. Возможность вертикальной передачи возбудителей при краснухе, кори, герпетической инфекции, цитомегаловирусной инфекции).

4. Восприимчивость населения, характеристика постинфекционного иммунитета.

5. Проявления эпидемического процесса по территории, среди различных групп населения и во времени, особенности в допрививочный период и в настоящее время.

6. Значение вакцинопрофилактики в профилактике болезней с аэрозольным механизмом передачи.

7. Особенности эпидемиологического надзора при управляемых средствами иммунопрофилактики и неуправляемых болезнях с аэрозольным механизмом передачи.

8. Противоэпидемические мероприятия в очагах болезней с аэрозольным механизмом передачи (дифтерия, менингококковая инфекция, туберкулез, корь, эпидемический паротит, краснуха и т. д.).

9. Значение своевременного выявления источников инфекции (больных и носителей).

Практическая часть:

1. Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения при подготовке к занятию.

2. Входной контроль.

3. Устный опрос в соответствии с вопросами для подготовки к занятиям*.

4. Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

5. Решение ситуационных задач.

6. Задание на следующее занятие.

*примечание: на обсуждение на практическом занятии выносятся следующие нозологические формы: дифтерия, корь. Бактериальные болезни: коклюш, паракоклюш, стрептококковая инфекция, менингококковая инфекция, инфекция гемофилус инфлюэнца, туберкулез, вирусные болезни: грипп, ОРВИ, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, герпетическая инфекция, инфекционный мононуклеоз, цитомегаловирусная инфекция изучаются самостоятельно.

Темы реферативных сообщений:

1. Эпидемиология и профилактика туберкулеза.

2. Специфическая и неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ.

 

Рекомендуемая литература:

1. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с.

2. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 2, с.182 – 260.

3. Частная эпидемиология. Том 1. Руководство для врачей в 2-х томах. Под ред. Б. Л. Черкасского. – М.: «ИНТЕРСЭН». 2002.

4. Ющук Н. Д., Жогова М. А., Бушуева В. В., Колесова В. Н. Эпидемиология, учебное пособие. – М., Медицина, 1993г.; с. 202 – 259.

Нормативные документы:

1. Приказ Минздрава РФ от 12 августа 1997 г. N 240 "О мерах по снижению заболеваемости корью и эпидемическим паротитом".

2. Приказ Минздрава РФ от 26 октября 1999 г. N 386 "О дополнительных мерах по профилактике эпидемического паротита и кори».

3. Приказ Минздрава РФ от 23 декабря 1998 г. N 375 "О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактики менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов".

4. Приказ от 27 июня 2001 г. № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

5. Указание Минздрава РФ от 25 августа 1998 г. N 675-у "О дополнительных мерах по профилактике кори и коклюша".

 

 


Зачетное занятие

 

Проводится в форме собеседования по билетам. Билет включает 5 вопросов по следующим разделам:

· Общая эпидемиология

· Дезинфекционное дело

· Иммунопрофилактика и организация прививочной работы

· Частная эпидемиология

· Военная эпидемиология

Вопросы для зачета перечислены в приложении 3.

По результатам собеседования студенту выставляется оценка: «зачтено» или «не зачтено».

 

 

Содержание тем, вынесенных на самостоятельное

Изучение.

Зоонозы

Общая характеристика зоонозов. Бактериальные: бруцеллез, чума, туляремия, кампилобактериоз, лептоспироз, сальмонеллез, сибирская язва. Вирусные инфекции: геморрагические лихорадки. Бешенство. Риккетсиозы. Хламидиозы. Боррелиозы.Определение понятий зоонозы, зооантропонозы, антропонозы, их характеристика. Распространенность. Место в инфекционной патологии. Принципы классификации, их критика. Пластичность, полиадаптивность, полипатогенность и политропность возбудителей. Множественность резервуаров и источников инфекции среди животных.

Многообразие клинических форм болезни у человека. Понятие: человек - биологический тупик зоонозов. Особенности передачи зоонозов среди животных. Многообразие путей заражения человека. Трансмиссивные зоонозы(облигатные и факультативные). Эпидемиологическое значение различных членистоногих (насекомых и клещей). Понятие арбовирусные инфекции. Нетрансмиссивные зоонозы. Эпизоотический и межэпизоотический периоды.

Механизмы непрерывности существования эпизоотического процесса. Понятие “природно-очаговые болезни”. Зависимость проявлений эпидемического процесса от особенностей эпизоотического (зависимый эпидемический процесс.) Особенности распределения заболеваемости среди различных групп населения. Понятие нозоареал зоонозной инфекции.

Современные особенности зоонозов: возникновение антропургических очагов; образование новых природных очагов; изменение биоценотической структуры очагов (изменение экологии возбудителя) сельской приуроченности; увеличение удельного веса бытовых заражений и др.

Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Эпидемиологический (эпизоотологический) надзор. Роль отделов особо опасных инфекций центров санитарно-эпидемиологического надзора и противочумных учреждений в борьбе с зоонозами.

 

Сапронозы

Общая характеристика болезней. Определение. Социально-экономическая значимость. Учение о сапронозах как развитие теории природной очаговости Е.Н.Павловского. Современные представления о внешней среде как о существующем вне зависимости от человека резервуаре отдельных видов микроорганизмов. Столбняк, псевдотуберкулез, кишечный йерсиниоз, листериоз, легионеллез, мелиоидоз - основные нозологические формы сапронозов. Влияние социально-экономических факторов на эпидемический процесс сапронозов в современных условиях. Техногенная очаговость инфекционных болезней применительно к сапронозам. Особенности формирования в современных урбо- и агроценозах.

Механизмы сохранения возбудителей сапронозов во внешней среде. Почвы и водоемы - основные естественные среды существования возбудителей сапронозов. Возможность заражения возбудителями сапронозов естественных обитателей водной среды - гидробионтов и передачи по трофическим цепям в сообществах. Понятие психрофильности микроорганизмов и его эпидемиологическое значение.

Профилактические мероприятия. Неукоснительное соблюдение правил эксплуатации и санитарно-противоэпидемического режима на объектах, значимых в эпидемиологическом отношении.

Оценка управляемости сапронозов: способ и степень управления. Особенности эпидемиологического надзора.

____________________________________________________________

Паразитарные болезни

Общая характеристика группы. Определение понятия. Группировка паразитарных болезней в зависимости от систематической принадлежности возбудителя: протозоозы, гельминтозы. Их место в эпидемиологической классификации инфекционных болезней. Распространенность. Социально-экономическая значимость. Роль отечественных ученых (Е.И. Марциновский, К.И. Скрябин и др.) в разработке научных основ ликвидации паразитарных болезней.

Таксономическое положение возбудителей паразитарных болезней. Классы, роды, виды. Моно - или полиэтиологичность. Эпидемиологическое значение штаммовых различий паразитических простейших по вирулентности и антигенным свойствам (амебиаз, токсоплазмоз, малярия и др.). Особенности размножения и жизненные циклы простейших. Принадлежность гельминтов к классам трематод, цестод, нематод. Биологические особенности гельминтов, имеющие эпидемиологическое значение: стадийность развития, разнообразие требований к условиям среды на разных стадиях своего развития, невозможность для большинства гельминтов осуществлять полный цикл своего развития в одном хозяине, неспособность накапливаться в организме без дополнительного заражения, значительная продолжительность жизни, адаптированность гельминтов к хозяину.

Степень восприимчивости к паразитарным болезням. Факторы ее определяющие (генетические особенности, возраст, полноценность питания и т.д). Иммунитет как фактор саморегуляции эпидемического процесса паразитозов. Кратковременность его при большинстве инвазий. Влияние паразитозов на клиническое течение инфекционных и неинфекционных болезней. СПИД-ассоциируемые паразитозы.

Источники инвазии - человек, домашние и дикие животные. Значение различных источников возбудителя в развитии эпидемического процесса паразитозов. Формы проявления инвазии у человека: острая, хроническая, носительство. Их эпидемиологическое значение. Многообразие клинических проявлений при паразитозах. Факторы, обуславливающие тяжесть течения инвазии. Продолжительность периода заразности источника инвазии.

Типы механизмов передачи. Пути и факторы передачи. Пути заражения человека. Эпидемиологическая классификация паразитозов: контагиозные, гео- и биопаразитозы; пероральные и перкутанные паразитозы; антропонозы и зоонозы.

Условия, определяющие распространение паразитозов. Особенности распределения заболеваемости по территории, во времени, группам населения. Типы очагов. Роль природных и социальных факторов в формировании очагов.

Мероприятия, направленные на источник инвазии; роль лечебно-диагностических мероприятий. Мероприятия, направленные на механизм передачи; значение санитарно-паразитологических исследований. Мероприятия, направленные на восприимчивый организм; химиопрофилактика (малярия, амебиаз и др.).

Потенциальная и реальная эффективность проводимых мероприятий. Система мероприятий по предупреждению клинических и эпидемиологических последствий завоза паразитарных болезней. Роль лечебно-профилактических учреждений в проведении мероприятий по борьбе с паразитозами. Документы, регламентирущие содержание и проведение мероприятий в эпидемических очагах. Особенности организации и проведения эпидемиологического надзора при паразитарных заболеваниях.

Темы реферативных сообщений по разделам «зоонозы», «сапронозы», «паразитарные болезни»:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.007 с.)