Тема занятия: «учение об эпидемическом процессе». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: «учение об эпидемическом процессе».



 

Цель занятия:

1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти

основных положений учения об эпидемическом процессе;

специфики развития эпидемического процесса при различных группах инфекционных болезней (антропонозы, зоонозы, сапронозы);

роли социальных и природных факторов в развитии эпидемического процесса;

проявлений эпидемического процесса;

содержания противоэпидемической деятельности и основы ее организации;

2. Научиться

· организовывать и проводить работу по профилактике инфекционных болезней на врачебном участке;

· проводить первичные противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге;

· основных программ в области охраны здоровья населения.

3.Овладеть умениеманализировать проявления эпидемического процесса и выявлять условия; определяющие их существование.

 

Задание на самоподготовку:

1. Вспомните из курса инфекционных болезней определение понятий «инфекционный процесс», «инкубационный период»; особенности течения инфекционных болезней, формы проявления инфекционного процесса.

2. Уясните основные вопросы темы, используя вопросы для подготовки к занятию.

3. Проверьте уровень усвоения материала, ответив на вопросы тестового задания (Приложение № 2).

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Определения понятия «эпидемический процесс». Основные звенья эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи, восприимчивое население.

2. Определение понятия «источник» и «резервуар инфекции».

3. Механизм передачи - вторая необходимая предпосылка для возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Фазность механизма передачи. Типы механизма передачи. Пути и факторы передачи.

4. Схемы развития эпидемического процесса при инфекционных заболеваниях, вызванных облигатно – и условно – патогенными микроорганизмами (антропонозы), факультативными или ложными паразитами (сапронозы), особенности развития эпидемического процесса при зоонозах. Многообразие способов заражения людей при зоонозах и сапронозах.

5. Восприимчивость населения – третья предпосылка для возникновения и поддержания эпидемического процесса.

6. Многофакторная природа инфекционного и эпидемического процессов. Биологические, социальные и природные факторы как необходимые, дополнительные и достаточные причины инфекционного и эпидемического процессов.

7. Генотипические и фенотипические свойства возбудителя и их значение в инфекционном и эпидемическом процессе.

8. Влияние специфического иммунитета и факторов неспецифической защиты организма на инфекционный и эпидемический процессы. Иммунная прослойка, естественные и искусственные пути ее формирования.

9. Формирование персистентной инфекции как важнейший приспособительный механизм для сохранения возбудителя.

10. Значение социальных факторов как совокупности общественных отношений и конкретных элементов социальной среды. Влияние социальных факторов на реальную опасность источников инфекции, жизнедеятельность возбудителей, активность известных и формирование необычных путей передачи инфекций, состояние индивидуального и коллективного иммунитета, на качество проведения противоэпидемических мероприятий.

11. Природные факторы. Совокупность абиотических и биотических элементов внешней среды, которые оказывают активизирующее или тормозящее воздействие на эпидемический процесс.

12. Учение о природной очаговости Е. Н. Павловского. Определение понятия «природный очаг». Условия, определяющие его существование. Типы природных очагов.

13. Теория саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова и соавт., ее основные положения, теоретическое и практическое значение.

14. Экосистемный и соцэкосистемный уровни эпидемического процесса. Социально – экологическая концепция Б. Л. Черкасского.

15. Проявления эпидемического процесса по интенсивности. Понятие об эндемических и экзотических болезнях.

16. Распределение инфекционной заболеваемости по территории.

17. Распределение инфекционной заболеваемости во времени. Проявления эпидемического процесса в многолетней и годовой динамике.

18. Распределение инфекционной заболеваемости среди различных групп населения.

19. Характеристика эпидемий. Группировка эпидемий по особенностям развития во времени.

20. Определение понятий «профилактические мероприятия» и «противоэпидемические мероприятия». Группировка противоэпидемических мероприятий. Мероприятия, направленные на источник инфекции при антропонозах.

21. Основы организации противоэпидемической работы:

22.. правовые основы противоэпидемической деятельности;

23.. государственный санитарно – эпидемиологический надзор, его определение и содержание;

24. Профилактическая работа на врачебном участке. Кабинет инфекционных заболеваний в поликлинике, его задачи в области профилактики инфекционных заболеваний. Прививочные кабинеты, их предназначение и особенности работы.

25. Участие ЛПУ в разработке проектов организационно методических документов на основе результатов эпидемиологических исследований. Проведение санитарно – просветительной работы среди населения по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Роль ЛПУ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Современные методы планирования, используемые в противоэпидемической деятельности.

27. Основные программы в области охраны здоровья населения:

28. - приоритетный национальный проект «Здоровье»

- глобальная программа иммунизации

- глобальная программа по ВИЧ – инфекции

- глобальная программа по ликвидации полиомиелита

29. Федеральные (национальные) целевые программы: «Вакцинопрофилактика»,

30. «Здоровье населения России» и т. д.

31. Местные программы оздоровления окружающей среды и охраны здоровья населения. Основные этапы программной деятельности.

 

Практическая часть:

1. Входной контроль.

2. Устный опрос.

3. Самостоятельная работа.

4. Тестовый контроль качества усвоения материала занятия (Приложение № 2).

5. Задание на дом.

Вопросы входного контроля:

· Дайте определения эпидемического процесса

· Дайте определение понятия «источник инфекции»

· Назовите категории носителей

· Дайте определение понятия «механизм передачи»

· Дайте определение эпидемии

· Назовите основные типы механизма передачи

· Перечислите основные положения теории саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова

· Дайте определение нозоареала

· Перечислите принципы, положенные в основу классификаций инфекционных болезней человека

· Дайте определение эпидемической вспышки

задания для самостоятельной работы:*

Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.

 

1.1-А. Эпидемический процесс- это:

а) распространение инфекционных болезней среди животных;

б) распространение инфекционных болезней среди растений;

в) распространение инфекционных болезней в популяции людей;

г) состояние зараженности организма человека или животного;

д) распространение инфекционных болезней, свойственных данной местности.

1.1-Б. Звеньями эпидемического процесса являются:

а) возбудитель инфекционных болезней;

б) источник возбудителя инфекции;

в) механизм передачи возбудителя;

г) вода, воздух, почва, предметы быта и производства, живые переносчики;

д) восприимчивые люди;

е) любая среда, в которой возбудитель сохраняется длительный срок.

1.1-В. Источниками возбудителей инфекции являются:

а) вши, зараженные Rickettsia prowazekii;

б) блохи, зараженные чумными бактериями;

в) вода, в которой обнаружены холерные вибрионы;

г) больной холерой;

д) торт, из крема которого выделен стафилококк;

е) суслик, больной чумой.

1.1-Г. Факторы передачи возбудителя инфекционных болезней – это:

а) бактерионоситель дифтерийных палочек;

б) куры, у которых выделены S. Typhimurium;

в) утиные яйца;

г) овца, больна бруцеллезом;

д) брынза, приготовленная из молока овцы больной бруцеллез;

е) клещи, зараженные вирусом клещевого энцефалита.

1.1-Д. Установите соответствие:

Класс (группа) инфекционной болезни

антропонозы

зоонозы (облигатные)

зооантропонозы

сапронозы

Резервуар возбудителя

А. Абиотические объекты (почва, вода открытых водоемов)

Б. Животные, люди

В. Люди

Г. Животные

Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.

1.2.-А. Эпидемический очаг- это:

а) группа детского сада, где выявлен больной коклюшем;

б) носоглотка больного дифтерией;

в) класс школы, где учится носитель токсигенных дифтерийных бактерий;

г) верхние дыхательные пути больного гриппом;

д) квартира больного сальмонеллезом;

е) бубон в подмышечной области у больного туляремией;

ж) нора суслика на территории, неблагополучной по чуме;

з) кишечник больного дизентерией;

и) группа детского сада, где выявлен больной ветряной оспой.

1.2.- Б. Выберите, в каких случаях госпитализация больного обязательна:

а) коклюшем болен 3-месячный ребенок;

б) брюшной тиф диагностирован у 27-летнего больного; течение болезни легкое, родственники просят оставить его дома, жилищные условия хорошие, возможна изоляция, квалифицированный уход, «пищевиков» в семье нет;

в) дизентерия диагностирована у повара столовой, течение болезни легкое, жилищные условия хорошие, состав семьи: жена-учительница, дочь –студентка;

г) установлено обострение хронического бруцеллеза у больного 40 лет, живущего с семьей в благоустроенной квартире;

д) школьник 3-го класса болен скарлатиной, течение болезни легкое, живет в благоустроенной квартире, состав семьи, отец-военнослужащий, мать-домохозяйка, бабушка- пенсионерка.

1.2- В. В каких примерах выполнено полное эпидемическое обследование очага, если установлено:

а) заболевший вирусным гепатитом В получил 300 мл донорской крови 2 мес назад;

б) заболевание дифтерией в школе связывают с плохим проведением прививок;

в) заболевшие брюшным тифом пили молоко, купленное на рынке у продавца, жена которого- хронический носитель брюшнотифозных бактерий;

г) заболевания скарлатиной в группе детского сада связывают с ребенком, возвратившимся после ангины несколько дней назад;

д) все больные пищевой токсикоинфекцией во время обеда в столовой ели котлеты;

е) заболевшие лептоспирозом дети купались в пруду, на берегу которого находится свиноферма.

 

Правильные ответы

1.1-А.

а) неправильно. Это эпизоотический процесс;

б)неправильно. Это эпифитотический процесс;

в) правильно.

г) неправильно. Это инфекционный процесс.

д) неправильно. Это энзоотия.

1.1-Б. а) неправильно. Это этиологический агент инфекционной болезни;

б) правильно;

в) правильно;

г) неправильно. Это факторы, реализующие механизм передачи возбудителя;

д) правильно;

е) неправильно. Это фактор передачи возбудителя

1.1.-В. а) неправильно. Это переносчики возбудителя;

б) неправильно. Это переносчики возбудителя;

в) неправильно. Это фактор передачи возбудителя;

г) правильно.

д) неправильно. Это фактор передачи возбудителя;

е) правильно.

1.1-Г а) неправильно. Это источник инфекции;

б) неправильно. Это источник инфекции;

в) правильно;

г)неправильно. Это источник инфекции;

д) правильно;

е) правильно.

1.1-Д. 1-В;

2-Г;

3-Б;

А.

1.2-А. а) правильно;

б) неправильно. Это инфекционный очаг;

в) правильно;

г) неправильно. Это инфекционный очаг.;

д) правильно;

е) неправильно. Это инфекционный очаг;

ж) неправильно. Эпизоотический очаг;

з) неправильно. Это инфекционный очаг;

И) правильно.

1.2.-Б. а) правильно;

б) правильно;

в) правильно;

г) неправильно. Это облигатный зооноз, госпитализируют по клиническим показаниям;

д) неправильно. Госпитализируют по клиническим и эпидемиологическим показаниям.

1.2.-В а) неправильно. Не выявлен источник инфекции;

б) неправильно. Не выявлен источник инфекции;

в) правильно;

г) правильно;

д) неправильно. Не выявлен источник инфекци;

е) правильно.

 

*Эпидемиология (тесты, задачи, упражнения): Учеб. пособие / Н. Д.Ющук, Ю.В. Мартынов, М. А. Жогова и др. - М.: Медицина, 1997

Рекомендованная литература:

1. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с.

2. Покровский В. И., Онищенко Г. Г.., Черкасский Б. Л. Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке. – М.: Медицина, 2003.

3. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 1, С. 5-119, 220-252.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.048 с.)