Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: «учение об эпидемическом процессе».Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель занятия: 1. Добиться усвоения на уровне воспроизведения по памяти основных положений учения об эпидемическом процессе; специфики развития эпидемического процесса при различных группах инфекционных болезней (антропонозы, зоонозы, сапронозы); роли социальных и природных факторов в развитии эпидемического процесса; проявлений эпидемического процесса; содержания противоэпидемической деятельности и основы ее организации; 2. Научиться · организовывать и проводить работу по профилактике инфекционных болезней на врачебном участке; · проводить первичные противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге; · основных программ в области охраны здоровья населения. 3.Овладеть умениеманализировать проявления эпидемического процесса и выявлять условия; определяющие их существование.
Задание на самоподготовку: 1. Вспомните из курса инфекционных болезней определение понятий «инфекционный процесс», «инкубационный период»; особенности течения инфекционных болезней, формы проявления инфекционного процесса. 2. Уясните основные вопросы темы, используя вопросы для подготовки к занятию. 3. Проверьте уровень усвоения материала, ответив на вопросы тестового задания (Приложение № 2).
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Определения понятия «эпидемический процесс». Основные звенья эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи, восприимчивое население. 2. Определение понятия «источник» и «резервуар инфекции». 3. Механизм передачи - вторая необходимая предпосылка для возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Фазность механизма передачи. Типы механизма передачи. Пути и факторы передачи. 4. Схемы развития эпидемического процесса при инфекционных заболеваниях, вызванных облигатно – и условно – патогенными микроорганизмами (антропонозы), факультативными или ложными паразитами (сапронозы), особенности развития эпидемического процесса при зоонозах. Многообразие способов заражения людей при зоонозах и сапронозах. 5. Восприимчивость населения – третья предпосылка для возникновения и поддержания эпидемического процесса. 6. Многофакторная природа инфекционного и эпидемического процессов. Биологические, социальные и природные факторы как необходимые, дополнительные и достаточные причины инфекционного и эпидемического процессов. 7. Генотипические и фенотипические свойства возбудителя и их значение в инфекционном и эпидемическом процессе. 8. Влияние специфического иммунитета и факторов неспецифической защиты организма на инфекционный и эпидемический процессы. Иммунная прослойка, естественные и искусственные пути ее формирования. 9. Формирование персистентной инфекции как важнейший приспособительный механизм для сохранения возбудителя. 10. Значение социальных факторов как совокупности общественных отношений и конкретных элементов социальной среды. Влияние социальных факторов на реальную опасность источников инфекции, жизнедеятельность возбудителей, активность известных и формирование необычных путей передачи инфекций, состояние индивидуального и коллективного иммунитета, на качество проведения противоэпидемических мероприятий. 11. Природные факторы. Совокупность абиотических и биотических элементов внешней среды, которые оказывают активизирующее или тормозящее воздействие на эпидемический процесс. 12. Учение о природной очаговости Е. Н. Павловского. Определение понятия «природный очаг». Условия, определяющие его существование. Типы природных очагов. 13. Теория саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова и соавт., ее основные положения, теоретическое и практическое значение. 14. Экосистемный и соцэкосистемный уровни эпидемического процесса. Социально – экологическая концепция Б. Л. Черкасского. 15. Проявления эпидемического процесса по интенсивности. Понятие об эндемических и экзотических болезнях. 16. Распределение инфекционной заболеваемости по территории. 17. Распределение инфекционной заболеваемости во времени. Проявления эпидемического процесса в многолетней и годовой динамике. 18. Распределение инфекционной заболеваемости среди различных групп населения. 19. Характеристика эпидемий. Группировка эпидемий по особенностям развития во времени. 20. Определение понятий «профилактические мероприятия» и «противоэпидемические мероприятия». Группировка противоэпидемических мероприятий. Мероприятия, направленные на источник инфекции при антропонозах. 21. Основы организации противоэпидемической работы: 22.. правовые основы противоэпидемической деятельности; 23.. государственный санитарно – эпидемиологический надзор, его определение и содержание; 24. Профилактическая работа на врачебном участке. Кабинет инфекционных заболеваний в поликлинике, его задачи в области профилактики инфекционных заболеваний. Прививочные кабинеты, их предназначение и особенности работы. 25. Участие ЛПУ в разработке проектов организационно методических документов на основе результатов эпидемиологических исследований. Проведение санитарно – просветительной работы среди населения по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Роль ЛПУ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 26. Современные методы планирования, используемые в противоэпидемической деятельности. 27. Основные программы в области охраны здоровья населения: 28. - приоритетный национальный проект «Здоровье» - глобальная программа иммунизации - глобальная программа по ВИЧ – инфекции - глобальная программа по ликвидации полиомиелита 29. Федеральные (национальные) целевые программы: «Вакцинопрофилактика», 30. «Здоровье населения России» и т. д. 31. Местные программы оздоровления окружающей среды и охраны здоровья населения. Основные этапы программной деятельности.
Практическая часть: 1. Входной контроль. 2. Устный опрос. 3. Самостоятельная работа. 4. Тестовый контроль качества усвоения материала занятия (Приложение № 2). 5. Задание на дом. Вопросы входного контроля: · Дайте определения эпидемического процесса · Дайте определение понятия «источник инфекции» · Назовите категории носителей · Дайте определение понятия «механизм передачи» · Дайте определение эпидемии · Назовите основные типы механизма передачи · Перечислите основные положения теории саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова · Дайте определение нозоареала · Перечислите принципы, положенные в основу классификаций инфекционных болезней человека · Дайте определение эпидемической вспышки задания для самостоятельной работы:* Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.
1.1-А. Эпидемический процесс- это: а) распространение инфекционных болезней среди животных; б) распространение инфекционных болезней среди растений; в) распространение инфекционных болезней в популяции людей; г) состояние зараженности организма человека или животного; д) распространение инфекционных болезней, свойственных данной местности. 1.1-Б. Звеньями эпидемического процесса являются: а) возбудитель инфекционных болезней; б) источник возбудителя инфекции; в) механизм передачи возбудителя; г) вода, воздух, почва, предметы быта и производства, живые переносчики; д) восприимчивые люди; е) любая среда, в которой возбудитель сохраняется длительный срок. 1.1-В. Источниками возбудителей инфекции являются: а) вши, зараженные Rickettsia prowazekii; б) блохи, зараженные чумными бактериями; в) вода, в которой обнаружены холерные вибрионы; г) больной холерой; д) торт, из крема которого выделен стафилококк; е) суслик, больной чумой. 1.1-Г. Факторы передачи возбудителя инфекционных болезней – это: а) бактерионоситель дифтерийных палочек; б) куры, у которых выделены S. Typhimurium; в) утиные яйца; г) овца, больна бруцеллезом; д) брынза, приготовленная из молока овцы больной бруцеллез; е) клещи, зараженные вирусом клещевого энцефалита. 1.1-Д. Установите соответствие: Класс (группа) инфекционной болезни антропонозы зоонозы (облигатные) зооантропонозы сапронозы Резервуар возбудителя А. Абиотические объекты (почва, вода открытых водоемов) Б. Животные, люди В. Люди Г. Животные Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения. 1.2.-А. Эпидемический очаг- это: а) группа детского сада, где выявлен больной коклюшем; б) носоглотка больного дифтерией; в) класс школы, где учится носитель токсигенных дифтерийных бактерий; г) верхние дыхательные пути больного гриппом; д) квартира больного сальмонеллезом; е) бубон в подмышечной области у больного туляремией; ж) нора суслика на территории, неблагополучной по чуме; з) кишечник больного дизентерией; и) группа детского сада, где выявлен больной ветряной оспой. 1.2.- Б. Выберите, в каких случаях госпитализация больного обязательна: а) коклюшем болен 3-месячный ребенок; б) брюшной тиф диагностирован у 27-летнего больного; течение болезни легкое, родственники просят оставить его дома, жилищные условия хорошие, возможна изоляция, квалифицированный уход, «пищевиков» в семье нет; в) дизентерия диагностирована у повара столовой, течение болезни легкое, жилищные условия хорошие, состав семьи: жена-учительница, дочь –студентка; г) установлено обострение хронического бруцеллеза у больного 40 лет, живущего с семьей в благоустроенной квартире; д) школьник 3-го класса болен скарлатиной, течение болезни легкое, живет в благоустроенной квартире, состав семьи, отец-военнослужащий, мать-домохозяйка, бабушка- пенсионерка. 1.2- В. В каких примерах выполнено полное эпидемическое обследование очага, если установлено: а) заболевший вирусным гепатитом В получил 300 мл донорской крови 2 мес назад; б) заболевание дифтерией в школе связывают с плохим проведением прививок; в) заболевшие брюшным тифом пили молоко, купленное на рынке у продавца, жена которого- хронический носитель брюшнотифозных бактерий; г) заболевания скарлатиной в группе детского сада связывают с ребенком, возвратившимся после ангины несколько дней назад; д) все больные пищевой токсикоинфекцией во время обеда в столовой ели котлеты; е) заболевшие лептоспирозом дети купались в пруду, на берегу которого находится свиноферма.
Правильные ответы 1.1-А. а) неправильно. Это эпизоотический процесс; б)неправильно. Это эпифитотический процесс; в) правильно. г) неправильно. Это инфекционный процесс. д) неправильно. Это энзоотия. 1.1-Б. а) неправильно. Это этиологический агент инфекционной болезни; б) правильно; в) правильно; г) неправильно. Это факторы, реализующие механизм передачи возбудителя; д) правильно; е) неправильно. Это фактор передачи возбудителя 1.1.-В. а) неправильно. Это переносчики возбудителя; б) неправильно. Это переносчики возбудителя; в) неправильно. Это фактор передачи возбудителя; г) правильно. д) неправильно. Это фактор передачи возбудителя; е) правильно. 1.1-Г а) неправильно. Это источник инфекции; б) неправильно. Это источник инфекции; в) правильно; г)неправильно. Это источник инфекции; д) правильно; е) правильно. 1.1-Д. 1-В; 2-Г; 3-Б; А. 1.2-А. а) правильно; б) неправильно. Это инфекционный очаг; в) правильно; г) неправильно. Это инфекционный очаг.; д) правильно; е) неправильно. Это инфекционный очаг; ж) неправильно. Эпизоотический очаг; з) неправильно. Это инфекционный очаг; И) правильно. 1.2.-Б. а) правильно; б) правильно; в) правильно; г) неправильно. Это облигатный зооноз, госпитализируют по клиническим показаниям; д) неправильно. Госпитализируют по клиническим и эпидемиологическим показаниям. 1.2.-В а) неправильно. Не выявлен источник инфекции; б) неправильно. Не выявлен источник инфекции; в) правильно; г) правильно; д) неправильно. Не выявлен источник инфекци; е) правильно.
*Эпидемиология (тесты, задачи, упражнения): Учеб. пособие / Н. Д.Ющук, Ю.В. Мартынов, М. А. Жогова и др. - М.: Медицина, 1997 Рекомендованная литература: 1. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2004. – 816 с. 2. Покровский В. И., Онищенко Г. Г.., Черкасский Б. Л. Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке. – М.: Медицина, 2003. 3. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского – М, Медицина, 1993, т. 1, С. 5-119, 220-252.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.007 с.) |