Субъект и объект как компоненты практики социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и объект как компоненты практики социальной работы



В основе содержания социальной деятельности лежат взаимодействия ее субъекта и объекта. При этом в современном изменяющемся обществе пробле­ма субъекта и объекта деятельности приобретает иное звучание.

Понимание человека как целостной личности, находящейся в постоянном


взаимодействии со своим окружением, представлено в гуманистическом под­ходе в философии, социологии и психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, Т.Лукман и др.). В русле целостного осмысления человек выступает как твор­ческая личность, способная к инновациям и преодолевающая препятствия на пути своего развития. Общество при этом рассматривается как поле для сво­бодной активности личности, для которой человеку должны быть предоставле­ны соответствующие социальные условия.

В практике социальной работы при опоре на гуманистический подход, формируется личностно-ориентированная, или клиент-центрированная (Р.Мэй) модель взаимодействия с объектом оказания помощи, когда специалист ставит задачу на основе самоактуализации клиента. Здесь в центре теоретического и практического внимания находится активность человека. Прежде всего, это ка­сается рассмотрения возможностей клиента социальных служб, который пред­стает как целостный индивид в единстве его различных сторон и выступает в качестве важнейшего элемента процесса оказания социальной помощи.

Клиент становится субъектом действия по мере обретения им способно­стей самостоятельно выбирать формы своего поведения из ряда альтернатив и навыков переживания жизненной ситуации, управления ею. При этом опыт че­ловека, обеспечивающий его «личностный рост», совершенствуется в индиви­дуальных и групповых формах работы.

Соответственно, значение патернализма в отношениях специалиста и нуждающегося в помощи индивида, являвшегося основой системы социальной защиты в России до середины 90-х гг. XX в. и не утратившего своего значения до сих пор, постепенно ослабевает. В патерналистской модели развития соци­альной сферы, сложившейся в советский период, государство выступало как единственный субъект, конструирующий модель социальной защиты и помощи населению и реализующий ее путем принятия решений по поводу приоритет­ности социальных проблем. Клиентами государственных учреждений социаль­ной защиты при этом являлись неработающие граждане - инвалиды, пожилые


люди и т.д., которые оценивались лишь с точки зрения объектов деятельности и потребителей услуг. В свою очередь, работающее население было объектом предоставляемых в рамках трудового договора и гарантированных государст­вом социальных пособий и услуг.

Задание

Выявите основные особенности патерналистской модели развития со­циальной сферы, изучив раздел 2.1. учебного пособия.

В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (см. табл. 1.1. на стр.21).

На макроуровне социальной деятельности субъектами и объектами явля­ются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезо-уровне - это социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, обще­ственные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты - это специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподава­тели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим.

Cубъектами социальной работы являются профессиональные социаль­ные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной ра­ботой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие соци­альной работе, работники административно-управленческих структур социаль­ной сферы. Субъекта социальной работы в западной научной литературе харак­теризуют как «проводника социальных перемен» (47. С.14; 55. С.16-17). Он


участвует в создании условий, делающих возможным позитивные преобразова­ния общества и личности.

Задание

Для более полного ознакомления с характеристиками субъектов соци­альной работы обратитесь к разделу 7.1.

Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.004 с.)