Понятие «трудная жизненная ситуация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «трудная жизненная ситуация»



Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие инте­грации особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механиз­мы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых являет­ся человек с его деятельностью.

Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуа­ции, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматри­ваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.


Жизненные ситуации - это совокупность значимых для человека собы­тий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.

Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда на­рушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источ­ник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях инди­вида, так и во влиянии окружающей среды.

Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступ­лении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопре­деленность перспектив развития событий; возникновение новой системы тре­бований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека (54. С.49).

Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функ­ционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от инди­вида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и спо­собов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необ­ходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, кото­рая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей.

В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессо-генную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.

Задание

Дайте определение социального стресса, основываясь на знаниях, по­лученных при изучении курсов психологии и основ социальной медици­ны.

74


В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколь­ко факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», реви­зию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуа­ции жизненной трудности до ее возникновения как минимальной (7. С.57-58).

В теории социальной работы общепринятым является более узкое опре­деление трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попыт­ке преодолеть жизненные трудности и их последствия.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушаю­щая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизне­деятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для ре­шения своей проблемы.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; времен­ные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внима­ние на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внеш­ними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъ­ективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с соци­ально-психологическими особенностями личности. Результатом действия этих


факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности (4. С.59-65).

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедея­тельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе со­циальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находя­щиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пен­сионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. (49. С.16-17; 88. С.35-36). При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизнен­ную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения пробле­мы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты.

Задание

Вернитесь к разделу 1.3. и дайте подробную характеристику объектов социальной работы.

Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифици­ровать на основе ряда критериев. Так, выделяют:

по характеристикам субъекта - индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;

по возрастному критерию - ситуации детского, подросткового, юноше­ского и др. возраста;

по психологической реакции на ситуацию - ситуации с адекватной, моби­лизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;

по уровню адаптации к ситуации - ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.

Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней - это заключается в успешном или не-


успешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная по­зиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию - пассивная, или иждивенческая позиция.

Социальные___ Трудная____ Поведение____ Успешное /_____ Стабилизация

изменения жизненная в трудной неуспешное жизненной

 

ситуация жизненной преодоление ситуации
  ситуации жизненной  
    трудности  

Рис.4..Модель адаптации к трудной жизненной ситуации

При разработке данной схемы была использована, несколько видоизме­нена и экстраполирована на другие объекты социальной работы модель адап­тации безработных к трудной жизненной ситуации, предложенная А.И.Деминым и И.П.Поповой. Эти авторы выделяют неконструктивные и кон­структивные способы адаптации к трудной жизненной ситуации.

К неконструктивным способам относят:

защитное, «избегающее» поведение, когда человек старается не замечать ситуации жизненной трудности;

хаотичный поиск, когда выбор стратегии поведения осуществляется без осмысления ее последствий;

поиск в условиях ограниченной информированности, когда источники ин­формации о различных путях решения проблемы недоступны или отличаются низким качеством;

продуктивное иждивенчество, когда индивид использует ресурсы своего окружения, не пополняя их собственной деятельностью.

К конструктивным способам относят:

целенаправленное использование ресурсов межличностной сети, когда выбор стратегии поведения осуществляется на основе создания референтного круга общения;


конкретизацию целостного образа «Я», когда индивид стремится осоз­нать и в дальнейшем использовать личностные ресурсы;

накопление опыта поведения в социальной сфере, когда личность форми­рует «репутационную» стратегию деятельности;

отношение к трудной жизненной ситуации как к совокупности шансов, когда контекст ситуации «достраивается» и выявляется ее альтернатива (18. С.35-46).

Следует помнить, что вследствие сложности и быстроты социальных из­менений в современном социуме даже успешное разрешение трудных жизнен­ных ситуаций не гарантирует клиента от их повторения, поэтому в практике социальной работы важно стимулировать обращение людей к конструктивным способам адаптации к трудной жизненной ситуации. В этом случае на основе развития способностей клиента социальных служб к самоорганизации и одно­временно оказания ему помощи специалистом по социальной работе формиру­ется адаптивная компетентность в конкретной жизненной ситуации, которая позволяет человеку в дальнейшем решать сложные проблемы самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.014 с.)