![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «трудная жизненная ситуация»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие интеграции особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью. Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.
Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды. Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека (54. С.49). Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей. В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессо-генную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.
Дайте определение социального стресса, основываясь на знаниях, полученных при изучении курсов психологии и основ социальной медицины.
В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов: поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации; когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней; витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации; экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»; вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной (7. С.57-58). В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально-психологическими особенностями личности. Результатом действия этих
В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. (49. С.16-17; 88. С.35-36). При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизненную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения проблемы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты.
Вернитесь к разделу 1.3. и дайте подробную характеристику объектов социальной работы.
по характеристикам субъекта - индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации; по возрастному критерию - ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста; по психологической реакции на ситуацию - ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией; по уровню адаптации к ситуации - ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д. Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней - это заключается в успешном или не- успешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию - пассивная, или иждивенческая позиция. Социальные___ Трудная____ Поведение____ Успешное /_____ Стабилизация изменения жизненная в трудной неуспешное жизненной
Рис.4..Модель адаптации к трудной жизненной ситуации При разработке данной схемы была использована, несколько видоизменена и экстраполирована на другие объекты социальной работы модель адаптации безработных к трудной жизненной ситуации, предложенная А.И.Деминым и И.П.Поповой. Эти авторы выделяют неконструктивные и конструктивные способы адаптации к трудной жизненной ситуации. К неконструктивным способам относят: защитное, «избегающее» поведение, когда человек старается не замечать ситуации жизненной трудности; хаотичный поиск, когда выбор стратегии поведения осуществляется без осмысления ее последствий; поиск в условиях ограниченной информированности, когда источники информации о различных путях решения проблемы недоступны или отличаются низким качеством; продуктивное иждивенчество, когда индивид использует ресурсы своего окружения, не пополняя их собственной деятельностью. К конструктивным способам относят: целенаправленное использование ресурсов межличностной сети, когда выбор стратегии поведения осуществляется на основе создания референтного круга общения; конкретизацию целостного образа «Я», когда индивид стремится осознать и в дальнейшем использовать личностные ресурсы; накопление опыта поведения в социальной сфере, когда личность формирует «репутационную» стратегию деятельности; отношение к трудной жизненной ситуации как к совокупности шансов, когда контекст ситуации «достраивается» и выявляется ее альтернатива (18. С.35-46). Следует помнить, что вследствие сложности и быстроты социальных изменений в современном социуме даже успешное разрешение трудных жизненных ситуаций не гарантирует клиента от их повторения, поэтому в практике социальной работы важно стимулировать обращение людей к конструктивным способам адаптации к трудной жизненной ситуации. В этом случае на основе развития способностей клиента социальных служб к самоорганизации и одновременно оказания ему помощи специалистом по социальной работе формируется адаптивная компетентность в конкретной жизненной ситуации, которая позволяет человеку в дальнейшем решать сложные проблемы самостоятельно.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.86 (0.009 с.) |