Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте



В арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста (М. Ермолаева, 2002). Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Так, Б. Д. Карвасарский описывает комплекс психотерапевтических средств, который может быть успешно использован в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно.

Использование психотерапевтических методов в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от дефицитарной модели старения, согласно которой этот процесс влечет общее снижение интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время психотерапевтическая практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания. Б. Д. Карвасарский отмечает, что при использовании психотерапевтических программ необходим детальный анализ конкретной ситуации и ее когнитивного содержания, а также многосторонняя ориентация мер вмешательства (медицинские, психологические, социальные, экологические меры и др.). Специфичным в использовании психотерапевтических программ является принцип активации и реактивации ресурсов пациента, так как невостребованные функции угасают. При этом необходимо внимательно следить за мерой «напряжения» функций, поскольку равно опасно как их недостаточное напряжение, так и перенапряжение. Особенности личности пожилого и его стратегия адаптации к возрастному фактору определяют характер психотерапевтического воздействия и конкретный выбор применяемых психотерапевтических методов и приемов.

В немногочисленной литературе, посвященной психотерапевтическим методам в консультировании пожилых, отмечается, что речь идет главным образом о подходах, разработанных и успешно применяемых в зарубежной практике (М. Ермолаева, 2002; Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001). Для отечественной геронтопсихологии характерны их заимствование и, по возможности, адаптация к российским условиям. Естественно, что конкретные примеры применения тех или иных методов единичны, и для массовой практики на сегодняшний день не характерны. Далее мы рассмотрим некоторые апробированные методы мотивирования жизненной активности пожилых, более подробно описанные в отечественной литературе:

- биографический метод и мемуаротерапию;

- арт-терапию;

- кинотерапию;

- музыкальную психотерапию (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).

Биографический метод

На сегодняшний день биографический метод - это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

Работа с биографией пожилого человека может осуществляться двумя путями: как описание и изучение преимущественно внутренней жизни человека; как описание и изучение фактологической, «вершинной» стороны жизни человека (исторический подход).

Первый подход достаточно хорошо разработан. К главным задачам при движении по этому пути относятся:

- выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;

- исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;

- выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии;

- обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;

- формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них; создание адекватной временнуй перспективы.

Такой вариант реализации биографического метода широко применяется за рубежом и имеет ряд несомненных достоинств. Главное из них - научение пожилого человека относиться к борьбе с трудностями творчески. По мнению М. Я. Либерман, в условиях нашей страны указанный вариант вряд ли может быть использован широко. Это связано, во-первых, со скептическим отношением к психотерапии, во-вторых, с несформированностью навыков и потребности «обычного» человека в саморефлексии и психологическом анализе. Основная масса наших пожилых людей - «советские люди», чей взгляд на жизнь, на себя, на других базируется на ортодоксальных, «единственно верных» принципах. Множество противоречий реальной жизни современных пенсионеров было вытеснено их сознанием на бессознательный уровень. Это помогает им избегать серьезных внутриличностных и экзистенциальных конфликтов и способствует меньшей уязвимости и большей стабильности мировоззрения и жизнеощущения. Осознание этих противоречий в ходе анализа жизненного пути может оказаться очень болезненным, для многих пожилых людей непосильным, выбьет у них из-под ног твердую почву. Ограничивает возможность использования биографического метода в его «классической» форме и то, что анализ жизни будет ущербным, если обходить вниманием те острые психо-травмирующие ситуации, которые пришлось пережить нынешнему пожилому поколению, - войны, репрессии, перестройку и т. п. Все это так или иначе повлияло на судьбу каждого, однако попытки подробного разговора на такие темы, как показывает практика, наталкиваются на активное противодействие и отказ не только говорить, но и даже думать об этом (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).

Учитывая изложенное, мы считаем более актуальным второй путь реализации биографического метода, на наш взгляд, более перспективный в нашей стране, основанный на том, что прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения.

Второй путь в реализации биографического метода, так же как и первый, начинается с разговора с человеком о его детстве, о его родителях и родственниках. Большинство пожилых людей вспоминают свое детство с готовностью и охотой. Возвращаясь в него в своих воспоминаниях, они вновь начинают ощущать свое Я, еще не отягощенное жизненными трудностями, и в них оживает способность чувственного и образного видения мира. Для усиления этой способности человеку стоит предложить создать свой «музей детства» из уцелевших предметов, напоминающих о детстве вещей, детских фотографий. Раскладывая их в хронологическом порядке и помещая в альбомы, человек как бы вновь проживает свою жизнь. Психолог помогает ему в этом, задавая вопросы о людях, изображенных на фотографиях, о сопутствующих событиях, об участии в них его самого. Полезно иллюстрировать все это не только фотографиями, но и открытками, вырезками из журналов и газет, снабжать фотографии и иллюстрации подписями и комментариями. Занимаясь подобной работой, человек вспомнит, как любили его родители, как дружили с ним соученики, как уважали его коллеги по работе, что полезного он создал в результате своего многолетнего труда. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной нужности кому-либо, необходимости и полезности.

Работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями можно развивать дальше в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Пожилой человек начинает чувствовать себя «принадлежащим к роду». Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям.

Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы в современных российских условиях.

Мемуаротерапия

Написание мемуаров может являться мощным психотерапевтическим средством, способным излечить человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией.

Практически возможны следующие подходы к реализации мемуаротерапии:

- описание последовательно каждого года своей жизни;

- описание событий, которые особо привлекли внимание автора мемуаров;

- описание только позитивных для автора событий. Мемуаротерапия допускает любые подходы. Главное – писать о своей жизни так, чтобы автор чувствовал, что он делает важное и нужное дело.

Мемуаротерапия может эксплицироваться в следующих формах:

- написание дневников «для внутреннего пользования», служащих своего рода «полуфабрикатом», из которого в дальнейшем выкристаллизовываются настоящие мемуары;

- написание статей, ориентированных на публикацию в местных газетах. Это более эффективная форма, поскольку связь между авторами мемуаров и их читателями реализуется уже на внешнем уровне;

- создание книги воспоминаний. Такие книги могут храниться в семье или публиковаться, если это позволяют их литературные достоинства;

- участие в работе литературной студии.

Арт-терапия

Термин «арт-терапия» переводится с английского как «лечение творчеством». Вполне возможно использовать арт-терапию и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение подопечного в общественную жизнь. Ее применение дает позитивные результаты в ситуациях взаимоотчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, позволяет пожилому человеку повысить самооценку и т. п. (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека и отвечает его фундаментальной потребности в самоактуализации, являясь средством свободного самовыражения и самопознания через зрительные образы. Она обладает рядом несомненных достоинств по сравнению с другими методами, поскольку реализуется в условиях специально сформированной атмосферы доверия, высокой толерантности и внимания к внутреннему миру каждого и сравнительно легко делает зримым, четко видимым то, что скрыто в глубине нашего Я.

Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний человека, что позволяет использовать их и в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменений состояний.

Занятия изобразительным искусством в терапевтическом контексте носят спонтанный характер. В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. Поэтому она не имеет никаких, в том числе и возрастных, ограничений в использовании и весьма перспективна.

Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг друга.

Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо по тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу - преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована.

Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы.

Арт-терапия сегодня - развивающийся метод. Соприкасаясь с мемуаротерапией, она преобразуется в новую форму - в терапию литературным, в частности поэтическим, творчеством, нацеливающим на создание художественной прозы в стиле «поток сознания». Некоторые ее элементы могут быть использованы и в таком своеобразном методе мотивирования жизненной активности, как кинотерапия.

Кинотерапия

Кинотерапия, или кинотренинг, - разновидность психотерапевтических занятий, объединенных названием «терапия искусством». Кинотерапия базируется на психологическом механизме проекции, состоящем в том, что объективную реальность человек отражает субъективно, в соответствии с собственными моделями мышления, сознания. Во время просмотра он воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему его интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации. Как известно, кинозритель в определенной степени идентифицирует себя с одним из персонажей фильма, с тем, кто ему наиболее близок и понятен. Обсуждая и оценивая поведение этого персонажа, он неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает зрителю возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как через «посредника».

Естественный способ осуществления кинотерапии - групповой. Поэтому начало ее предваряет формирование группы потенциальных кинозрителей по возможности с более или менее общими интересами и проблемами. При отборе киноматериала исходят из целей и задач, которые ставит перед собой терапевт. Группе пожилых целесообразно предложить для просмотра фильмы, которые являются своеобразной иллюстрацией жизни их поколения, фильмы, в которых отражается время их юности, молодости и зрелости, когда было сделано самое главное в жизни.

Нужно, чтобы фильм давал как можно больше пищи для размышлений и анализа. Подобные фильмы помогут кинотерапевту научить участников группы анализу и пониманию реальной психологической ситуации, а не только своих представлении о ней (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).

Музыкальная психотерапия

Воздействуя на эмоции человека, музыка способна создавать настроение, благотворно действующее на его состояние, пробуждающее энергию и требующее актуализации в деятельности. Музыка оказывает целенаправленное мотивирующее воздействие только тогда, когда она выражает или «содержит» эмоции, определенным образом согласованные или соотносящиеся с темпераментом или эмоциональным состоянием слушателя.

В. Петрушин, московский музыковед и музыкант, предложил схему определения эмоций, выражаемых музыкой, показанную на рисунке (В. Петрушин, 1999). Возможны два подхода к организации воздействия музыки, выражающей ту или иную эмоцию, на человека того или иного темперамента или находящегося в том или ином состоянии, а именно:

- компенсационный;

- резонансный.

Компенсационный подход основан на том, что эмоциональное состояние человека, соответствующее указанному в одном из квадрантов схемы, приведенной на рисунке, нейтрализуется воздействием музыки, выражающей эмоцию, наименование которой в схеме располагается по диагонали.

Резонансный подход базируется на изопринципе, разработанном в 1941 году Д. Альтшуллером, и состоит в том, что человек подвергается воздействию музыки, однонаправленной с его психологическим состоянием. Идея подхода основывается на явлении, отраженном в античном постулате «Подобное нужно лечить подобным» или в русском аналоге «Клин клином вышибают». В нашем случае это означает, что на человека с определенным темпераментом или находящегося в определенном эмоциональном состоянии, соответствующем наименованию, указанному в одном из квадрантов схемы, нужно воздействовать музыкой, выражающей эмоцию, соответствующую тому же квадранту.

Имея всю эту информацию, при необходимости расширяя ее и принимая во внимание, что резонансный подход существенно сильнее, чем компенсационный, далее музыкотерапией можно уже пользоваться практически.

Грамотно подобранная музыка и правильно организованное музыкотерапевтическое занятие дают возможность пожилым людям, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, и их проблемы либо преодолимы, либо не столь уж значимы.

Схема определения эмоций, выражаемых музыкой, в зависимости от темпа музыки и лада

Описанные методы мотивирования жизненной активности в поздних возрастах существенно отличаются друг от друга, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Последняя зависит прежде всего от особенностей «реципиентов», но, одновременно, и от тех, кто эти методы реализует. Все описанные методы достаточно современны и результативны, однако эффективность их во многом определяется квалификацией психолога, психотерапевта, социального работника, его умением и желанием работать, его личными склонностями и пристрастиями.


Заключение

В данной работе нами предпринята попытка осмыслить процесс освоения человеком своего возраста, уяснить его природу и механизмы. В геронтологической литературе часто цитируется фраза неизвестного автора: «О старости много написано, но мало известно». Мы искренне надеемся, что наше исследование позволило получить результаты, проясняющие некоторые вопросы, связанные со старением. В частности, мы ставим себе в заслугу расширение границ понимания и использования феномена толерантности; выявление интегративной характеристики, выступающей предпосылкой толерантности к старению, а также ее компонентно-уровневого характера; разработку методики исследования возрастно-временных изменений и готовности к ним; систематизацию стратегий адаптации к старению; выделение наиболее результативных психотехнологий работы с пожилыми людьми, направленных на формирование готовности к освоению возрастно-временных изменений как основания толерантности к старению в современных условиях.

 

Безусловно, все аспекты, связанные со старением и формированием готовности к нему, невозможно охватить в рамках одного исследования и, тем более, представить в ограниченных рамках одного издания. Так, мы практически не касались обширной области, описываемой биологией старения, обошли популярные вопросы, связанные с изменениями интеллектуальной сферы и психоэмоционального статуса в поздних возрастах. Наше внимание в большей степени было сосредоточенно на понимании возраста в культурно-историческом и научно-исследовательском аспектах, а также на стратегиях освоения возрастных изменений, позволяющих снизить или компенсировать негативное влияние последних, достичь так называемой «счастливой старости».

В качестве перспективы нашей работы видится комплексное лонгитюдное исследование стратегий толерантного освоения возрастно-временных изменений на протяжении жизненного пути и роли в этом процессе психологической готовности человека к выбору этих стратегий. Результаты, полученные нами, являются теоретико-методологической базой для проведения лонгитюда.

Выводы и материалы, представленные в данной книге, могут быть полезны любому человеку, заинтересованному в построении оптимистической стратегии своей жизни в целом и ее завершающего этапа, и всем людям, стремящимся обеспечить своим близким достойное освоение старшего и позднего возраста.

Наш авторский коллектив приглашает к обсуждению и исследованию данной проблемы всех заинтересованных в ее решении ученых и практических работников.


Приложение. ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ»

Инструкция

Перед Вами перечень изменений в жизни человека, сопровождающих процесс старения. По каждому из них необходимо ответить на три вопроса (А, Б, В). Для этого обведите соответствующий балл в подготовленном для Вас бланке ответов.

 

A. Осознаете ли Вы происходящие с Вами изменения (или их появление в будущем)?

Осознаю очень четко. 2 балла

Представляю, хотя и несколько смутно. 1 балл

Не задумываюсь об этом. О баллов

 

Б. Каково Ваше отношение к представленному в вопросе изменению?

Отношусь спокойно как к нормальному неизбежному явлению. 2 балла

Занимаю среднюю позицию. 1 балл

Отношусь очень болезненно, переживаю. О баллов

 

B. Как Вы приспосабливаетесь к описанному факту (или будете приспосабливаться в будущем)?

Активно ищу способы адаптации к происходящим изменениям. 2 балла

По возможности стараюсь приспособиться, но особых усилий не прилагаю. 1 балл

Пассивно принимаю происходящее, не пытаюсь ничего менять. 0 баллов

 

Текст опросника

1. Появление внешних признаков старения (морщины, седина и т. п.).

2. Отношение окружающих как к пожилому, старому человеку.

3. Ухудшение памяти.

4. Завершение или сокращение по времени профессиональной деятельности.

5. Понижение остроты зрения, слуха.

6. Новый статус в семье (дед, бабушка).

7. Замедление процесса мышления.

8. Обретение роли наставника в профессиональной деятельности.

9. Повышенная утомляемость.

10. Приобретение статуса «иждивенца».

11. Появление склонности передавать опыт, поучать, давать советы.

12. Высвобождение времени после выхода на пенсию.

13. Снижение половой активности.

14. Изменение круга общения.

15. Обостренная эмоциональная реакция на отношение окружающих.

16. Обретение статуса «бывшего профессионала».

17. Потеря внешней привлекательности.

18. Налаживание отношений с социальными службами.

19. «Застревание» на определенных мыслях, делах, переживаниях.

20. Конкуренция со стороны более молодых коллег.

21. Нарушение функций сердечно-сосудистой системы.

22. Изменение характера общения с окружающими.

23. Осознание факта собственного старения.

24. Сложности в освоении новых методов работы, новой техники и т. п.

25. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

26. Ухудшение материального положения.

27. Появление чувства «ненужности», «бесполезности».

28. Выход на пенсию, утрата профессиональной деятельности.

Благодарим за сотрудничество!


Приложение. Бланк ответов к опроснику «Готовность к возрастным изменениям»

Ключ к опроснику



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.055 с.)