Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование готовности к освоению возраста как основания толерантного к нему отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Геронтологическая психология занимается как негативными возрастными изменениями, так и поиском психологических характеристик или даже определенного типа структуры личности, позволяющих адекватно адаптироваться, увеличивающих продолжительность жизни и наполняющих ее позитивным содержанием. В плане знаний о личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных отношениях, самооценке и содержании Я-образа в этом периоде жизни пока больше неизвестности, чем ясных концепций и теорий. Усилия исследователей в настоящее время направлены на описание и изучение субъективной реальности человека, а также на разработку средств ее измерения и осмысления психодиагностических методов, адекватных исследовательским задачам. Можно с уверенностью констатировать, что существует неудовлетворительная ситуация в отношении методик, предназначенных для изучения пожилых людей, особенно в области измерения субъектных характеристик и их детерминант. Наиболее распространенной среди исследователей является описательная концепция диссоциации, представленная Пьером Жане в 1889 году, которая отражает недостаточность интегрированности сознания, или геронтологические изменения возраста. Предполагается, что диссоциативные расстройства могут проявляться и как изменение нормальных интенсивных функций идентичности, памяти и сознания. Принято считать, что диссоциация -это вид психической изоляции и отчуждения, осуществляемый индивидом, когда невозможна физическая изоляция. Нарастающий интерес к данному феномену породил методические подходы, которые позволяют измерять некоторые диссоциативные симптомы и переживания. Среди них такие, как перцептивная меняющаяся шкала (PAS) Сандерса (1986), опросник переживаний диссоциации (QED) Райли 919880, шкала диссоциативных переживаний (DES) Бернштайна и Патнам (1926), диссоциативный опросник (ДИС-В), модифицированный для болгарских условий (Н. X. Александрова, 2001). Наше исследование, проводимое в русле концепции субъектной активности человека, направлено на поиск характеристик личности, определяющих формирование отношения к различным феноменам и ситуациям, в том числе к собственному старению. Цель экспериментальной части нашей работы связана с определением и формированием готовности к возрастно-временным изменениям как предпосылки толерантности, позволяющей человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и к самому себе. Анализ различных психологических направлений и подходов (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, С. К. Визев, Л. И. Анцыферова и др.) позволил выделить основные теоретические положения в понимании процессов старения. Наиболее важными из них являются: концепция гетерохронности зрелости (физической, гражданской, умственной, профессиональной и др.); положение о несводимости гетерохронности процессов старения только к генотипическим и вообще биологическим причинам, ее социальной детерминированности; тезис о необходимости исследования процесса старения в контексте жизненного пути человека как истории формирования личности в определенном обществе (современник определенной эпохи, сверстник определенного поколения). При всей кажущейся разработанности проблемы старости и старения отсутствуют описания системной характеристики, учитывающей влияние как субъективных, так и средовых факторов. По данным теоретического анализа, детерминанты толерантного отношения к собственному старению и выбора продуктивных стратегий адаптации отражаются в понятии готовности к освоению возрастно-временных изменений. Учитывая основные подходы к пониманию готовности к деятельности, представленные в работах отечественных исследователей (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко, 1985; Л. Н. Захарова, 1997; Р. Д. Санжаева, 1997), мы понимаем под готовностью к освоению возрастно-временных изменений интегра-тивное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу. Модель готовности к освоению возрастно-временных изменений включает в себя четыре компонента - физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный - в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям). Для определения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений нами был разработан опросник, позволяющий диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях (приложение). В работе использовался также диссоциативный опросник ДИС-В (Я. X. Александрова, 2001). В исследовании принимали участие пожилые мужчины и женщины в возрасте от 65 до 82 лет, проживающие в Екатеринбурге в семьях совместно с близкими родственниками, работавшие в прошлом учителями, врачами, инженерами. Данные, полученные с помощью диссоциативного опросника, свидетельствуют о том, что в целом большинство испытуемых сохраняют целостный и адекватный образ Я, прежде всего в отношениях гражданско-политиче-ском и профессиональном, а затем в возрастном и тендерном: низкую степень нарушения идентичности продемонстрировали 67 % испытуемых, среднюю - 18 %, высокую - 15 %. Потеря контроля в отношении поведения, мыслей и чувств, импульсивность поведения в высокой степени представлены у 29 % мужчин и лишь у 19 % женщин. В целом по данному показателю обследуемые распределились следующим образом: низкая потеря контроля - 32 % испытуемых, средняя - 44 %, высокая - 24 %. Полученные результаты позволили нам сделать вывод, что у обследуемых в целом не наблюдаются диссоциативные расстройства и, следовательно, существует определенный механизм адекватного реагирования на собственный возраст. Предположив, что одним из условий является готовность к старению, мы попытались определить уровень ее сформированности. Полученные данные отражают компонентную структуру готовности и свидетельствуют о преобладании социального (34 %) и физиологического (28 %) компонентов. Менее выражены личностно-психологический (16 %) и профессиональный (22 %) компоненты. Пожилые люди достаточно хорошо осознают происходящие с ними возрастные изменения, поскольку в результатах преобладает когнитивный уровень готовности (48 %); несколько в меньшей степени они готовы искать стратегии адаптации к происходящим изменениям (мотивационный уровень - 30 %) и, к сожалению, гораздо реже демонстрируют толерантное отношение к старению, которое проявляется в несформированности аффективного уровня (22 %). Анализ полученных данных подтверждает компонентно-уровневый характер готовности, а различия в проявлении позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования данного феномена и разработки индивидуальных стратегий адаптации, детерминированных толерантным отношением к возрасту не только на поздних этапах, но и в течение жизни. Для доказательства последнего нами было проведено исследование сформированности готовности к освоению возрасту на молодежной выборке. Результаты исследования готовности к освоению возрастно-временных изменений на молодежной выборке (средний возраст -18,3 года) показывают, что выделенные компоненты готовности (физиологический, социальный, личностно-психологический и профессиональный) развиты примерно в равной степени, что подтверждает недифференцированность готовности к старению в ранних возрастах. Тем не менее можно отметить незначительное преобладание готовности к освоению физиологических и профессиональных изменений по сравнению с социальными и личностно-психологическими. При этом готовность реализуется главным образом на аффективном и мотивационном уровнях. Это означает, что молодежь достаточно смутно представляет себе ожидающие в старости изменения (обнаружен очень низкий когнитивный уровень), но готова толерантно относиться к ним как к неизбежным явлениям и искать способы адаптации. Более детальный анализ соотношения структурных элементов готовности свидетельствует, что лучше всего молодые люди осознают неизбежность в будущем физиологических и профессиональных изменений, чем социальных и личностно-психологиче-ских, то есть очевидными для них являются так называемые «внешние» приметы старения, а сопровождающие их личностные изменения пока не являются актуальными. Наиболее толерантное отношение демонстрируется к профессиональным проявлениям старения, а наиболее болезненное - к физиологическим. Соответственно наблюдается наибольшая готовность искать стратегии адаптации к физиологическим изменениям и наименьшая - к профессиональным. Налицо возрастные особенности готовности к освоению возрастно-временных изменений: физиологические изменения, внешние признаки старения вызывают негативное отношение и готовность им активно противостоять, а утрата профессиональной деятельности (в которую участники исследования еще не включены) воспринимается спокойно, без особых переживаний. Таким образом, анализ стереотипов и стратегий отношения к старению, а также полученные эмпирические данные позволяют говорить о возможности и необходимости формирования готовности к освоению возрастно-временных изменений, которая является основанием толерантности к старению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.007 с.) |