Понимание возраста и философия Античности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание возраста и философия Античности



Понятие о возрастах человеческой жизни в европейской традиции восходит к ионической философии VI века до н. э. В воззрениях представителей древней Ионии неразрывно сплелись мифология и философия, магия и стихийный материализм, медицинские и естественные знания. Значение идей ионических мыслителей для развития представлений о человеческих возрастах невозможно переоценить.

Два положения, выдвигаемых ионическими философами, оказались наиболее продуктивными. Суть одного из них состоит в утверждении фундаментального единства природы, естественных и сверхъестественных сил и восходит к народным верованиям языческих времен. В русле этого подхода мир понимается как единая система, управляемая на основе одного строгого закона - космического детерминизма, обуславливающего все — от движения планет и сезонных изменений вегетативного цикла до судьбы человека. Отсюда становится понятным стремление выдающегося древнегреческого философа и математика Пифагора найти аналогию между возрастами жизни и сменой времен года, которую мы видим в его классификации возрастов - наиболее древней из известных сегодня. Для современного человека выделение двадцатилетнего цикла кажется формальным и выглядит более чем условно. Во времена Пифагора такой «формализм» был выражением конкретной идеи, связанной с другим фундаментальным положением ионической философии - о всеобщей связи явлений - и тезисом о символическом значении цифр.

Цифры позволяли древним грекам устанавливать в мире определенные соответствия, которым приписывалось значение не случайного совпадения, внешней аналогии, а существенной характеристики космического порядка. Особенно ярко это проявилось в классификации возрастов жизни, данной выдающимся древнегреческим философом и врачом Гиппократом (авторство этой классификации приписывается еще и афинскому законодателю Солону).

В делении жизни на возрасты Гиппократ исходил из древнего учения о переломных годах, основу которого составляла идея цифрового символизма. Согласно этим представлениям, каждые семь (по другому мнению - девять) лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. Древние боялись возрастов 7, 14, 21... 63, 70, 77 лет (в другом варианте - 9, 18, 27... 63, 72, 81 год). Особый ужас, понятно, вызывал возраст 63 года, когда оба цикла совпадают. С этими повериями, возможно, связано мнение Платона о 81-м годе как пределе человеческой жизни. Гиппократ в полном соответствии с этими представлениями делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый. И надо сказать, что его, казалось бы, «нехитрая» классификация оказала огромное влияние на последующих мыслителей. Ее разделяли римский государственный деятель и писатель Плиний Младший, римский грамматик и эрудит Макробиус, арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс).

Важно отметить, что «мир воспринимался и переживался древними греками не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение по великому кругу. События, происходящие в мире, не уникальны: сменяющие одна другую эпохи повторяются, и некогда существовавшие люди и явления вновь возвратятся по истечении великого года» - пифагорейской эры (А. Я. Гуревич, 1989, с 162-163). Многие представления древних греков о космическом и индивидуальном времени свидетельствуют о непосредственном заимствовании упоминавшихся ранее представлений жителей Древнего Востока. В преобразованном виде в них можно найти и идею циклического времени, и концепцию второго рождения, и элементы линейной возрастной динамики жизни (у Гиппократа). Вместе с тем элементы культурной преемственности сочетаются с оригинальной и самобытной древнегреческой мифологией, созерцательностью античного сознания (Л. Ф. Лосев, 1978).

Философско-теоретические воззрения древних греков относительно возрастов жизни необходимо дополнить характеристикой существовавшей в ту эпоху специфической организации возрастных групп. Возрастная структура общества в Античности, сохраняя осмысленные философски мифологические элементы, уже становится принципиально иной. Возраст для древних греков не является элементом ритуала, и половозрастное разделение труда фиксируется у них не мифологическими средствами. Миф еще сохраняет свои права, но уже вынесен непосредственно за скобки жизнедеятельности - буквально вынесен на театральные подмостки (Эсхил, Еврипид, Софокл); на него смотрят со стороны, знакомясь с иллюзорной жизнью богов и героев. Анализируя ее в своем сознании, древний грек не подчиняется слепой логике образца, а мысленно его перерабатывает, согласуясь с велениями жизни. Акцент все более смещается из области мифологии в область философии жизни.

Рассмотрим, какова была эта жизнь в плане ее возрастной динамики. Как и в первобытном обществе, в античной Греции центральное место в общественной жизни занимал зрелый человек. Положение детей было не столь плачевным, как в первобытном обществе, но все-таки «служебным» по отношению к цветущей поре. Известно, что в Древней Спарте фактически неизменным остался первобытный обычай уничтожения слабых и плохо развитых детей. С б до 18 лет молодые люди воспитывались, готовились к тяготам военной службы, а с 18 до 30 - ее несли. Большую часть времени молодые спартанцы жили отдельно от семьи под руководством специальных наставников. С 30 лет спартанец, продолжая военную службу, получал полные гражданские права и возможность жить дома. После 60 лет он становился членом старшей возрастной группы, из которой выбирались члены геруссии. В соседних Афинах жизнь была не столь жестко регламентирована, и лишь одна возрастная группа - эфебы (с 18 до 20 лет) - была всецело занята вопросами военной подготовки.

Особо отметим изменение положения стариков, которые если и не играют в античной Греции центральную роль, то и не могут быть отнесены к периферии общественной жизни. Подчеркнуто уважительное отношение древних греков к мудрости, ассоциируемой со старостью (Эпикур), делает старика из дряхлого и непригодного к активной общественной жизни члена общества (первобытный строй) в фигуру существенную - старейшину, в функции которого входит управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. В Древней Греции чтили своих долгожителей. До наших времен дошли сведения о долгожителях Древней Эллады - преимущественно из среды людей знаменитых, прославившихся на каком-то общественном поприще: поэт Симонид прожил 90 лет, поэт Стесихор - 85; философ-атомист Демокрит -104 года; стоик Зенон - 98 лет, а стоик Клеанф - на год больше.

В Риме отрочество считалось до 14-17 лет (до получения тоги взрослого); молодость — до 46 лет (римские граждане, достигнув этого возраста, увольнялись с военной службы и переходили в старший разряд своей центурии), после чего начинался преклонный возраст; в 60 лет, по представлениям римлян, наступала старость. Отметим, что именно в Древнем Риме возрастные понятия впервые обнаруживают явную тенденцию к обозначению общественных связей человека, выходящих за рамки чисто семейных отношений. Недаром они являются особым предметом римского права. В социальном аспекте - как этапы социальной жизни - рассматриваются возрастные категории в трудах римских мыслителей. 65-67 лет считаются в Древнем Риме уже вполне нормальной продолжительностью жизни, к тому же старик становится довольно видной фигурой. О почитании стариков в Риме говорит и тот факт, что высшее государственное учреждение называлось «сенат» (от слова «senec» — старик).

Одновременно старость была и предметом философских спекуляций римлян, среди которых выделяется трактат знаменитого оратора Цицерона «О старости», оказавший существенное влияние на судьбу изучения старости как особого возраста в последующие времена. Выдвинутый им тезис «Старость есть болезнь» просуществовал вплоть до нашего времени, составляя во многом центральное звено трактовки этого возраста в Средневековье, Возрождении и даже в Новое время. Опираясь на этот тезис, римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален, непререкаемый авторитет в медицине вплоть до Возрождения, направление трудов которого справедливо назвать «натурфилософским», дал множество полезных советов о гигиене старости, рассматривая возможности профилактики старости как болезни (гимнастика, массаж, занятость, ограничения в питании, опасность кровопускания и т. п.). Таким образом, старость уже в Древнем Риме становится предметом достаточно подробного и разностороннего осмысления и анализа.

Резюмируя рассмотрение возрастной проблематики в эпоху Античности, отметим ее основные особенности. Древние греки сделали представления о возрастах жизни предметом философии, впервые осмыслили их как особый предмет теоретического мышления. Они заложили в основание теоретического анализа возрастов идею космического детерминизма, фундаментального единства природы, развили и усовершенствовали возрастной символизм. Римляне сделали возрастные представления предметом своего права (юриспруденции), вскрыли неразрывную связь возрастных категорий с процессами общественной жизни. В реальной системе возрастного деления общества наметилось изменение роли стариков (при сохранении главной позиции за «зрелым человеком»), которые как мудрецы становятся объектом подчеркнутого уважения. Античность представляет собой относительно замкнутый и цельный фрагмент истории человечества; развитые в ней представления о возрастах жизни являются относительно замкнутым и самодостаточным концентром мировоззрения древних эллинов и римлян. В то же время были высказаны идеи, которые получили свое развитие в ходе дальнейшего осмысления возрастных категорий жизни и которые позволили акцентировать внимание на линии исторического развития, а не только на специфике собственно античного сознания.

Уникальной была попытка антиков достичь целостности картины жизни и составляющих ее стадий (возрастов) средствами философского анализа. Тем самым был намечен главный путь развития общественного сознания от мифологии через философию к спектру научных и гуманитарных воззрений нашего времени. Древние греки и римляне первыми вычленили многие из аспектов рассмотрения возраста: медицинский, естественно-научный, юридический, экономический, этический и др. И все же наиболее характерной чертой их мировоззрения была философичность. В дальнейшем развитии истории общества, каких бы высот ни достигала философия в ходе своего развития, она не была уже таким концентром понимания возрастов жизни.

Рассмотрим следующий этап исторического развития - Средние века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.)