Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание возраста и философия АнтичностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие о возрастах человеческой жизни в европейской традиции восходит к ионической философии VI века до н. э. В воззрениях представителей древней Ионии неразрывно сплелись мифология и философия, магия и стихийный материализм, медицинские и естественные знания. Значение идей ионических мыслителей для развития представлений о человеческих возрастах невозможно переоценить. Два положения, выдвигаемых ионическими философами, оказались наиболее продуктивными. Суть одного из них состоит в утверждении фундаментального единства природы, естественных и сверхъестественных сил и восходит к народным верованиям языческих времен. В русле этого подхода мир понимается как единая система, управляемая на основе одного строгого закона - космического детерминизма, обуславливающего все — от движения планет и сезонных изменений вегетативного цикла до судьбы человека. Отсюда становится понятным стремление выдающегося древнегреческого философа и математика Пифагора найти аналогию между возрастами жизни и сменой времен года, которую мы видим в его классификации возрастов - наиболее древней из известных сегодня. Для современного человека выделение двадцатилетнего цикла кажется формальным и выглядит более чем условно. Во времена Пифагора такой «формализм» был выражением конкретной идеи, связанной с другим фундаментальным положением ионической философии - о всеобщей связи явлений - и тезисом о символическом значении цифр. Цифры позволяли древним грекам устанавливать в мире определенные соответствия, которым приписывалось значение не случайного совпадения, внешней аналогии, а существенной характеристики космического порядка. Особенно ярко это проявилось в классификации возрастов жизни, данной выдающимся древнегреческим философом и врачом Гиппократом (авторство этой классификации приписывается еще и афинскому законодателю Солону). В делении жизни на возрасты Гиппократ исходил из древнего учения о переломных годах, основу которого составляла идея цифрового символизма. Согласно этим представлениям, каждые семь (по другому мнению - девять) лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. Древние боялись возрастов 7, 14, 21... 63, 70, 77 лет (в другом варианте - 9, 18, 27... 63, 72, 81 год). Особый ужас, понятно, вызывал возраст 63 года, когда оба цикла совпадают. С этими повериями, возможно, связано мнение Платона о 81-м годе как пределе человеческой жизни. Гиппократ в полном соответствии с этими представлениями делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый. И надо сказать, что его, казалось бы, «нехитрая» классификация оказала огромное влияние на последующих мыслителей. Ее разделяли римский государственный деятель и писатель Плиний Младший, римский грамматик и эрудит Макробиус, арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс). Важно отметить, что «мир воспринимался и переживался древними греками не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение по великому кругу. События, происходящие в мире, не уникальны: сменяющие одна другую эпохи повторяются, и некогда существовавшие люди и явления вновь возвратятся по истечении великого года» - пифагорейской эры (А. Я. Гуревич, 1989, с 162-163). Многие представления древних греков о космическом и индивидуальном времени свидетельствуют о непосредственном заимствовании упоминавшихся ранее представлений жителей Древнего Востока. В преобразованном виде в них можно найти и идею циклического времени, и концепцию второго рождения, и элементы линейной возрастной динамики жизни (у Гиппократа). Вместе с тем элементы культурной преемственности сочетаются с оригинальной и самобытной древнегреческой мифологией, созерцательностью античного сознания (Л. Ф. Лосев, 1978). Философско-теоретические воззрения древних греков относительно возрастов жизни необходимо дополнить характеристикой существовавшей в ту эпоху специфической организации возрастных групп. Возрастная структура общества в Античности, сохраняя осмысленные философски мифологические элементы, уже становится принципиально иной. Возраст для древних греков не является элементом ритуала, и половозрастное разделение труда фиксируется у них не мифологическими средствами. Миф еще сохраняет свои права, но уже вынесен непосредственно за скобки жизнедеятельности - буквально вынесен на театральные подмостки (Эсхил, Еврипид, Софокл); на него смотрят со стороны, знакомясь с иллюзорной жизнью богов и героев. Анализируя ее в своем сознании, древний грек не подчиняется слепой логике образца, а мысленно его перерабатывает, согласуясь с велениями жизни. Акцент все более смещается из области мифологии в область философии жизни. Рассмотрим, какова была эта жизнь в плане ее возрастной динамики. Как и в первобытном обществе, в античной Греции центральное место в общественной жизни занимал зрелый человек. Положение детей было не столь плачевным, как в первобытном обществе, но все-таки «служебным» по отношению к цветущей поре. Известно, что в Древней Спарте фактически неизменным остался первобытный обычай уничтожения слабых и плохо развитых детей. С б до 18 лет молодые люди воспитывались, готовились к тяготам военной службы, а с 18 до 30 - ее несли. Большую часть времени молодые спартанцы жили отдельно от семьи под руководством специальных наставников. С 30 лет спартанец, продолжая военную службу, получал полные гражданские права и возможность жить дома. После 60 лет он становился членом старшей возрастной группы, из которой выбирались члены геруссии. В соседних Афинах жизнь была не столь жестко регламентирована, и лишь одна возрастная группа - эфебы (с 18 до 20 лет) - была всецело занята вопросами военной подготовки. Особо отметим изменение положения стариков, которые если и не играют в античной Греции центральную роль, то и не могут быть отнесены к периферии общественной жизни. Подчеркнуто уважительное отношение древних греков к мудрости, ассоциируемой со старостью (Эпикур), делает старика из дряхлого и непригодного к активной общественной жизни члена общества (первобытный строй) в фигуру существенную - старейшину, в функции которого входит управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. В Древней Греции чтили своих долгожителей. До наших времен дошли сведения о долгожителях Древней Эллады - преимущественно из среды людей знаменитых, прославившихся на каком-то общественном поприще: поэт Симонид прожил 90 лет, поэт Стесихор - 85; философ-атомист Демокрит -104 года; стоик Зенон - 98 лет, а стоик Клеанф - на год больше. В Риме отрочество считалось до 14-17 лет (до получения тоги взрослого); молодость — до 46 лет (римские граждане, достигнув этого возраста, увольнялись с военной службы и переходили в старший разряд своей центурии), после чего начинался преклонный возраст; в 60 лет, по представлениям римлян, наступала старость. Отметим, что именно в Древнем Риме возрастные понятия впервые обнаруживают явную тенденцию к обозначению общественных связей человека, выходящих за рамки чисто семейных отношений. Недаром они являются особым предметом римского права. В социальном аспекте - как этапы социальной жизни - рассматриваются возрастные категории в трудах римских мыслителей. 65-67 лет считаются в Древнем Риме уже вполне нормальной продолжительностью жизни, к тому же старик становится довольно видной фигурой. О почитании стариков в Риме говорит и тот факт, что высшее государственное учреждение называлось «сенат» (от слова «senec» — старик). Одновременно старость была и предметом философских спекуляций римлян, среди которых выделяется трактат знаменитого оратора Цицерона «О старости», оказавший существенное влияние на судьбу изучения старости как особого возраста в последующие времена. Выдвинутый им тезис «Старость есть болезнь» просуществовал вплоть до нашего времени, составляя во многом центральное звено трактовки этого возраста в Средневековье, Возрождении и даже в Новое время. Опираясь на этот тезис, римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален, непререкаемый авторитет в медицине вплоть до Возрождения, направление трудов которого справедливо назвать «натурфилософским», дал множество полезных советов о гигиене старости, рассматривая возможности профилактики старости как болезни (гимнастика, массаж, занятость, ограничения в питании, опасность кровопускания и т. п.). Таким образом, старость уже в Древнем Риме становится предметом достаточно подробного и разностороннего осмысления и анализа. Резюмируя рассмотрение возрастной проблематики в эпоху Античности, отметим ее основные особенности. Древние греки сделали представления о возрастах жизни предметом философии, впервые осмыслили их как особый предмет теоретического мышления. Они заложили в основание теоретического анализа возрастов идею космического детерминизма, фундаментального единства природы, развили и усовершенствовали возрастной символизм. Римляне сделали возрастные представления предметом своего права (юриспруденции), вскрыли неразрывную связь возрастных категорий с процессами общественной жизни. В реальной системе возрастного деления общества наметилось изменение роли стариков (при сохранении главной позиции за «зрелым человеком»), которые как мудрецы становятся объектом подчеркнутого уважения. Античность представляет собой относительно замкнутый и цельный фрагмент истории человечества; развитые в ней представления о возрастах жизни являются относительно замкнутым и самодостаточным концентром мировоззрения древних эллинов и римлян. В то же время были высказаны идеи, которые получили свое развитие в ходе дальнейшего осмысления возрастных категорий жизни и которые позволили акцентировать внимание на линии исторического развития, а не только на специфике собственно античного сознания. Уникальной была попытка антиков достичь целостности картины жизни и составляющих ее стадий (возрастов) средствами философского анализа. Тем самым был намечен главный путь развития общественного сознания от мифологии через философию к спектру научных и гуманитарных воззрений нашего времени. Древние греки и римляне первыми вычленили многие из аспектов рассмотрения возраста: медицинский, естественно-научный, юридический, экономический, этический и др. И все же наиболее характерной чертой их мировоззрения была философичность. В дальнейшем развитии истории общества, каких бы высот ни достигала философия в ходе своего развития, она не была уже таким концентром понимания возрастов жизни. Рассмотрим следующий этап исторического развития - Средние века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.009 с.) |