Показатели готовности к освоению возрастно-временных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели готовности к освоению возрастно-временных изменений



Структурные элементы готовности

1) ΣА первого столбца - когнитивный уровень физиологического компонента (КФэ).

2) ΣБ первого столбца - аффективный уровень физиологического компонента (АФэ).

3) ΣВ первого столбца - мотивационный уровень физиологического компонента (МФэ).

 

Ф.И.О.
Возраст Пол
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                               
                       
                       
                                 

 

4) Σа второго столбца - когнитивный уровень социального компонента (КСэ).

5) ΣBвторого столбца - аффективный уровень социального компонента (АСэ).

6) Σ B второго столбца - мотивационный уровень социального компонента (МСэ)

7) ΣА третьего столбца - когнитивный уровень личностно-психологического компонента (КЛэ).

8) ΣБ третьего столбца - аффективный уровень личностно-психологического компонента (АЛэ).

9) Σ B третьего столбца - мотивационный уровень личностно-психологического компонента (МЛэ).

10) ΣА четвертого столбца - когнитивный уровень профессионального компонента (КПэ).

11) ΣБ четвертого столбца - аффективный уровень профессионального компонента (АПэ).

12) ΣВ четвертого столбца - мотивационный уровень профессионального компонента (МПэ).

Компоненты готовности:

1) КФэ + АФэ + МФэ = Фк - физиологический компонент.

2) КСэ + АСэ + МСэ = Ск - социальный компонент.

3) КЛэ + АЛэ + МЛэ = Лк - личностно-психологический компонент.

4) КПэ + АПэ + МПэ = Пк - профессиональный компонент.

Уровни готовности:

1) КФэ + КСэ + КЛэ + КПэ = Ку - когнитивный уровень.

2) АФэ + АСэ + АЛэ + АПэ = Ау - аффективный уровень.

3) МФэ + МСэ + МЛэ + МПэ = My - мотивационный уровень.

Общая готовность:

Ку + Ay + My = Го - общий показатель готовности.

 

Интерпретация полученных результатов

Общий показатель готовности к освоению возрастно-временных изменений является интегративной характеристикой отношения человека к происходящим с ним возрастным изменениям или изменениям, ожидающим его в будущем. Высокий уровень общей готовности проявляется в четком осознании и понимании естественности, а где-то и неизбежности физических проявлений старения (изменения внешности, снижение остроты зрения, слуха, обострение различных заболеваний), изменения социального статуса и отношения со стороны окружающих, заострения отдельных личностных черт, качественных преобразований в познавательной сфере, ухода от профессиональной деятельности. Готовность характеризуется спокойным, толерантным отношением к происходящим или будущим возрастным изменениям - без острых переживаний и негативных эмоциональных реакций. Деятельностное проявление готовности - это активный поиск стратегий адаптации к разнообразным возрастным изменениям настоящего, планирование своей жизни в условиях будущих трансформаций.

Оценка степени сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений:

0-56 баллов - низкая;

57-112 баллов - средняя;

113-168 баллов - высокая.

Компоненты готовности - показатели, конкретизирующие особенности проявления готовности к освоению возрастно-временных изменений относительно различных сфер проявления возраста.

Физиологический компонент готовности включает в себя понимание, толерантное отношение и способность искать продуктивные пути приспособления к таким проявлениям старения, как потеря внешней привлекательности и появление внешних признаков возраста (морщины, седина и т. п.); понижение остроты зрения и слуха; повышенная утомляемость; снижение половой активности; нарушение функций сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Сформированность социального компонента готовности позволяет человеку осознать, принять и найти способы адаптироваться к проявлениям старения в социальной сфере: это отношение окружающих как к пожилому, старому человеку и изменение характера общения с ними; ухудшение материального положения и приобретение статуса «иждивенца»; новые роли в семье - дед, бабушка; необходимость налаживать отношения с социальными службами.

Личностно-психологический компонент готовности проявляется в способности человека понять механизмы происходящих с ним в настоящем психологических изменений или прогнозировать их появление в будущем, относиться к ним спокойно как к нормальным явлениям и активно искать пути компенсации и саморегуляции. Этот компонент включает такие изменения, как ухудшение памяти и замедление процесса мышления; появление склонности передавать опыт, поучать, давать советы; обостренная эмоциональная реакция на отношение окружающих, появление чувства «ненужности», «бесполезности»; «застревание» на определенных мыслях, делах, переживаниях.

Профессиональный компонент проявляется в готовности толерантно относиться к предстоящему или уже имеющему место снижению роли профессиональной деятельности в жизни, и более того -к ее утрате. Также в него включается поиск и реализация способов самовыражения во внепрофессиональной сфере. Данный компонент готовности обеспечивает адаптацию к таким факторам, как конкуренция со стороны более молодых коллег и сложности в освоении новых методов работы, новой техники; обретение роли наставника в профессиональной деятельности и (или) статуса «бывшего профессионала»; выход на пенсию, уход от профессиональной деятельности, высвобождение времени после выхода на пенсию.

Оценка степени сформированности компонентов готовности к освоению возрастно-временных изменений:

0-14 баллов - низкая;

15-28 баллов - средняя;

29-42 баллов - высокая.

Уровни готовности - показатели, иллюстрирующие психологические особенности реализации готовности в плане: осознания происходящих с человеком в настоящем или ожидаемых в будущем возрастных изменений (когнитивный уровень), толерантного отношения к ним как к нормальному, неизбежному явлению (аффективный уровень), активного поиска продуктивных стратегий адаптации к этим изменениям (мотивационный уровень).

Оценка степени сформированности уровней готовности к освоению возрастно-временных изменений:

0-18 баллов - низкая;

19-37 баллов - средняя;

38-56 баллов - высокая.

Структурные элементы готовности - дополнительные показатели, позволяющие конкретизировать и сопоставлять особенности проявления компонентов готовности (физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный) на различных уровнях - когнитивном, аффективном, мотивационном.

Оценка степени сформированности структурных элементов готовности к освоению возрастно-временных изменений:

0-4 баллов - низкая;

5-9 баллов - средняя;

10-14 баллов - высокая.


Библиография

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М, 1997.

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб, 2001.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

Аверинцев С. С. Поэтика древневизантийской литературы. М, 1977.

Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

Александрова X. Д. Возможности диссоциативного опросника (ДИС-В) при изучении особенностей личности пожилых людей // Прикл. психология. № 1 (2001).

Алъперович В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М, 1998.

Амосов Н. М. Преодоление старости. М., 1996.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психологии. № 5(1957).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Анциферова Л. И. Жизненный путь ученого (к 80-летию Ханса Томе) // Психол. журн. № 3(1995).

Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. № 1 (1994а).

Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психол. журн. № 3 (19946).

Анциферова Л. И. Поздний период в жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журн. № 6(1996).

Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 2 (1993).

Анциферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психол. журн. № 3 (2001).

Асмолов А. Г. Толерантное сознание личности. М., 2000.

Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. № 1 (1994).

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М .,2000.

Бернс Р. Я. Концепция и воспитание. М, 1993.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1988.

Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.

Биология старения. Л., 1982.

Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVII века М., 1990.

Болотова А. К. Индивидуум и его мир (комментарий к статье Д. Филд) // Иностр. психология. № 8 (1997).

Бороздина Л. В. Геронтопсихологические исследования в США '// Пси-хол. журн. № 6(1997).

Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 1 (1988).

Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1. Содержание самооценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № А (1998).

Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 2. Формальные параметры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 1 (1999).

Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка во второй зрелости // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. № 4 (1996); № 1 (1997).

Бочаров В. В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб, 2001.

Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисторичес-кого анализа современных политических культур государств тропической Африки. М., 1992.

Булъер Ф. Определение биологического возраста человека. Женева, 1973.

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1999.

Висъневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

Гаврилов Л. А., Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. М., 1986.

Гаврилов Л. А., Гаврилова Н. С. Пожилые люди в России // Цитология. № 1(1994).

Гамезо М. В. и др. Возрастная психология. М., 1999.

Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития. СПб, 2001.

Гласс Дж. Жить до 180 лет. Минск, 1994.

Головаха Е. И., КроникА. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

Головей Л. А. Геронтогенез // Психология: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб, 1997.

Греллер М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Иностр. психология. № 7 (1996).

Грмек М.Д. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., 1964.

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

Гуревич А. Я. Представление о времени в средневековой Европе. М., 1981.

Давыдовский И. В. Геронтология. М., 1966.

Делъпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М, 1993.

Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 1980.

Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. Л., 1985.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.

Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

Желателев Д. В. Психологическое сопровождение умирающих: помощь завершать // Психол. газ. № 7-8 (82-83) (2002).

Жизненный путь личности (вопросы методологии социально-психологического исследования). Киев, 1987.

Захарова Л. Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997.

Иванова Н. В. Опыт исследования интеллектуальных особенностей людей старческого возраста (этнопсихологический аспект) // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. История КПСС. Научный коммунизм. Философия. Право. Вып. 1 (1984).

Кант И. Из лекций по этике // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М., 1969.

Канунго М. Биохимия старения. М., 1982.

Карасаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М, 1978.

Карцева Т. Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М., 1990.

Кемпр И. Легко ли не стареть? М., 1996.

Клочков И. С. Древняя культура Вавилона: человек, судьба, время. М., 1983.

Козлов А. А. Социальная геронтология: Учеб.-метод. материалы по курсу. М., 1995.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980.

Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Курган, 2000.

Комфорт А. Биология старения. М., 1967.

Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. М., 1989.

Корсакова Н. К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 2(1996).

Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 1 {1995).

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.

Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. № 2 (1999).

Краснова О. В., Лидерс Л. Г. Социальная психология старения: Учеб пособие. М., 2002.

Кристолъ Р. Секреты молодости. Минск, 1995.

Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Пси-хол. жури. № 5(1983.)

Кулешова Л. Н. Помощь пожилым людям // Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушки-ной. СПб, 2001.

Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! // Победа над старением и продление человеческой жизни. М., 1982.

Ларк С. Вторая молодая жизнь женщины. СПб, 1997.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.

Либерман Я. Л., Либерман М. Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. Екатеринбург, 2001.

Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. № А (1998).

Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.

Логинова Н. А. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева // Вопр. психологии. № 5(1986).

Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психологии. № 1 (1985).

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

Лэмб М. Биология старения. М., 1980.

Медицинские и социальные проблемы геронтологии. М., 1996.

Мечников И. И. Этюды оптимизма // Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.

Миллер Р. Б., Бенгтсон В. Л. Влияние начала пенсионного периода на качество брака: лонгитюдный анализ // Психол. журн. № 4 (1998).

Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб, 2002.

Мошкова Г. Ю. Биографический метод и психология личности ученого // Вопр. психологии. № 2 (1994).

Навакатикян О. А., Крыжановская В. В. Возрастная трудоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979.

Нейгартеп Б. Личность и старение: Пер. с англ. Нью-Йорк, 1977.

Немчин Т. А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте // Вести. Ленингр. ун-та. Сер. 6. История КПСС. Научный коммунизм. Философия. Право. Вып. 4 (1987).

Нуркова А. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психол. журн. № 2 (1996).

Освальд В. Д. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте и при дементных процессах // Иностр. психология. Т. 1, № 2 (1993),

Павловская О. М. Биологический возраст у человека. Экологические аспекты // Итоги науки и техники. Т. 1. М., 1985.

Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.

Петрушин В. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999.

Пожилые люди в нашей стране. М., 1975, 1977.

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М, 2000.

Практикум по арт-терапии / Под ред. А. Копытина. СПб, 2000.

Практическая гериатрия. Самара, 1995.

Превентивная геронтология и гериатрия. Киев, 1990, 1991.

Психология развития. СПб., 2001.

Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб, 2000.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1977.

Резник ТО ЕСТЬ, Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Со-циол. исслед. № 12 (1995).

Роменецъ В. А. Iсторiя психологii епохи Вiродження. Киiв, 1988.

Роменецъ В. А. Iсторiя психологii XVII столiття. Киiв, 1990.

Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1990.

Рыбалко Е. Ф. и др. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. № 2 (1996).

Рязанцев С. Философия смерти. СПб, 1994.

Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.

Солдатова Г. У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия» // Вопр. психологии. № 1 (2002).

Сонин М. Л., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.

Сорокин П. А. Современное состояние России // Новый мир. № 4 (1992а).

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 19926.

Социальная геронтология: современные исследования. М., 1994.

Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М., 1904.

Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб, 2002.

Тернбул К. М. Человек в Африке. М., 1981.

Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб., 2000.

Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Ан-цыферовой. М., 1978.

Торен М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.

Ужегов Г. Н. Энциклопедия старости. Ростов н/Д, 1996.

Уорнер Ш. К. Интеллектуальное развитие взрослых // Психол. журн. № 6(1998).

Феномен долгожительства: антрополого-этнографический аспект исследований. М., 1982.

Филд Д. Социальные связи в старости: результаты боннского и берлинского лонгитюдных исследований // Иностр. психология. № 8 (1997).

Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегород-цева. М., 1975.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фролъкис В. В. Долголетие: действительное и возможное. Киев, 1989.

Фролъкис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.

Фролъкис В. В., Мурадян X. К. Экспериментальные пути продления жизни. Л., 1988.

Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

Хайнекен Э. Эффекты последействия и критическая частота мелькания в зависимости от возраста // Иностр. психология. № 1 (3), т. 2 (1994).

Халявкин А. В. Принцип оптимальности и старение человека // Цитология. № 1(1994).

Ханна Т. Искусство не стареть. СПб, 1996.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. М., 2002.

Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии: Антропологические аспекты: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М., 1999.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1982.

Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия. М, 1984.

Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. М., 1980.

Шапошникова Л. Мудрость веков // Наука и религия. № 10 (1989).

Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.

Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикл. психология. № 5 (2000).

Швачко О. В. Цiннiстъ толерантностi в молодiжнiй свiдомостi (досвiд мiкросоцiологiчного дослiдження). Автореф. дис.... канд. соцiол. наук. Киiв, 1993.

Шейдт Р. Экология старения: иллюстрации из сельского Канзаса // Психол. журн. № 6(1997).

Штенберг Э. Я. Геронтологическая психиатрия. М., 1977.

Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб, 1993.

Эпштейн М., Юкина К. Образы детства. М., 1980.

Эриксоп Э. Детство и общество. СПб, 1996.

Яцемирская Р. С. Психическое старение долгожителей (клинико-пси-хопатологический и социально-гигиенический аспекты): Дис.... д-ра мед. наук. София, 1990.

Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 1999.

Age and Anthropological Theory. Cornell, 1984.

Aries Ph. L'enfant et la vie familiare sour l'ancien Regime. Paris, 1960.

Beal C. Theoretical Dimensions of a Focus on Age in Physical Antropology // Age and Antropological Theory. № 4 (1984).

Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. Liverpool, 1978.

Eisenstadt S. N. From Generation to Generation/ Age Groups and Social Structure. Chicago, 1963.

Erikson E. Identity: youth and crisis. New York, 1968.

Gulliver P. Age Differentiation // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 1. New York, 1968.

Gutmann D. The Cross-cultural Perspective: Notes toward to a Comparative Psychology of Ageing. New York, 1977.

Krhuwicki L. Ludy. Tiarys antropologii etnichnej. Warhsawa, 1893.

Neugarten B. Age Norms, Age Constraints and Adult Socialization // American J. of Sociology. 1965.

Neugarten B. Adult Personality: Toward a Psychology of the Life Cycle // Middle Age and Aging. Chicago, 1968.

Railey M. W. Owerview and Highlights of a Sociological Perspective. Human Development and the Life-course // Multidisciplinary Perspectives. London, 1986.

Shenod L. R., Brim O. G. Epilogue: Retrospective Views of Life-course Research on Human Development. Human Development and the Life-course // Multidisciplinary Perspectives. London, 1986.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.112 с.)